Наследственное право Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Универсальное определение наследования гласит, что под наследованием следует понимать пе-реход прав и обязанностей умершего лица — наследодателя к его наследникам в соответствии с норма-ми наследственного права. В.И. Серебровский дает свое определение, согласно которому под наследо-ванием, или наследственным преемством, следует понимать переход имущества умершего к другому лицу или к другим лицам – его наследникам – в установленном законом порядке . Точка зрения В. И. Серебровского основана на ошибочном толковании неу¬дачно сформулированных норм ГК РСФСР 1922 г. Поддержки ни в научной литературе, ни законодателя она не получила.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дип.-Наследственное-право-Республики-Казахстан.doc

— 382.50 Кб (Скачать документ)

При этом необходимо сделать несколько предварительных замечаний.

 Во-первых, поскольку речь идет  о внутриотраслевых принципах, они  неизбежно выступают как конкретные формы проявления более общих отраслевых принципов гражданского права.

Во-вторых, указанные принципы (как отраслевые, так и внутриотраслевые) должны быть вычленены из определенной совокупности материальных норм. Ни в коем случае нельзя ставить своей задачей «наскрести» определенный набор принципов во что бы то ни стало.

Принципы имеют не просто научный характер, но и конкретное практическое значение. Принципы права не только объективны, поскольку заложены в самой правовой материи, но и субъективны, поскольку извлекаются из нее законодателем, судьей, ученым. Принципы применяются всеми этими субъектами для правильного применения права, при законотворческой деятельности, наконец, для аналогии права. Не случайно, что набор отраслевых принципов гражданского права у различных ученых немногим отличается друг от друга.

В научной литературе принципы рассматриваются довольно скупо, кроме того все они наполнены идеологическим содержанием. Наиболее полно принципы наследственного права рассмотрены Ю.К. Толстовым в учебнике по гражданскому праву5. К принципам наследственного права как одного из относительно самостоятельных подразделений отрасли гражданского права и законодательства могут быть отнесены:

 

Попытаемся кратко раскрыть содержание каждого из этих принципов.

Принцип универсальности наследственного правопреемства означает, что между волей наследодателя (действительной или предполагаемой), направленной на то, чтобы наследство перешло именно к тем, к кому оно перейдет, и волей наследника, который принимает наследство, не должно быть никаких посредствующих звеньев, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (например, если наследник недееспособен, то наследство принимает за него его законный представитель), что наследник является продолжением юридической личности самого наследодателя во всей возможной полноте, что наследник заступает место наследодателя во всех правоотношениях, участником которых был наследодатель, кроме случаев, опять-таки предусмотренных законом (так, наследник не замещает наследодателя в обязательствах, неразрывно связанных с личностью последнего, или к наследнику не переходит принадлежавшее наследодателю право авторства). Универсальность наследственного правопреемства означает, что акт принятия наследства распространяется на все наследство, в чем бы таковое ни выражалось и у кого бы ни находилось. Наследство нельзя принять частично, под условием или с оговорками. Акт принятия наследства распространяется на все наследство, хотя бы наследник, принимая наследство, и не подозревал, что именно в состав наследства входит. Так, наследник может не знать о банковских вкладах наследодателя, принадлежавших ему акциях или о его долговых обязательствах.

Универсальность наследственного правопреемства находит свое наиболее полное выражение в том, что наследник выступает в качестве преемника наследодателя не только в его правах, но и в его обязанностях.

Принцип свободы завещания является конкретным выражением таких присущих гражданскому праву принципов, как принцип дозволительной направленности и принцип диспозитивности гражданско-правового регулирования. Он означает, что наследодатель может распорядиться на случай смерти своим наследством по своему усмотрению, а может и вовсе не распорядиться им. Он может оставить наследство любому субъекту гражданского права, по своему усмотрению распределить наследство между наследниками, лишить наследства всех или часть наследников, оформить особые завещательные распоряжения.

Принцип свободы завещания означает, что воля наследодателя при составлении завещания, его последующей отмене или изменении должна формироваться совершенно свободно, никто не должен ни прямо ни косвенно «давить» на него, пользуясь беспомощным состоянием наследодателя, шантажируя его, угрожая причинение вреда ему самому или его близким, и т.д. Принцип свободы завещания может быть ограничен лишь в случае, прямо предусмотренном законом.

Наследование в числе прочих своих функций выполняет и социально-обеспечительную. Правда, развитие законодательства о наследовании и в советский, и в постсоветский периоды характеризуется тем, что эта функция постепенно идет на убыль. Тем не менее, ее нельзя полностью сбрасывать со счетов. Действие указанной функции выражается, помимо прочего, в том, что среди наследников по закону есть такие, которых наследодатель, несмотря на принцип свободы завещания, не может лишить так называемой обязательной доли в наследстве. Таких наследников еще со времен римского права принято именовать необходимыми наследниками. К ним, как правило, относятся наследники, которых наследодатель при жизни обязан был алиментировать. Закрепление за ними обязательной доли означает, по существу, что алиментирование указанных лиц продолжается и после смерти наследодателя. При наличии таких наследников принцип свободы завещания терпит известные ограничения благодаря тому, что начинает действовать другой принцип наследственного права — принцип обеспечения прав и интересов необходимых наследников. Наследодатель не может ни прямо, ни косвенно лишить в завещании необходимых наследников причитающейся им обязательной доли, которая за ними бронируется. Доля эта составляет определенную часть законной доли, которая причиталась бы необходимому наследнику при наследовании по закону, если бы его права в завещании не были ущемлены. Круг таких наследников сокращается, да и размер той доли, которая за ними бронируется, уменьшается. Принцип свободы завещания заметно потеснил принцип обеспечения прав и интересов необходимых наследников, что в условиях обнищания широких слоев населения и массовой безработицы едва ли правильно.

Следующий принцип — это принцип учета не только действительной, но и предполагаемой воли наследодателя. Действие этого принципа выражается прежде всего в том, как определен круг наследников по закону. Если наследодатель не оставил завещания или оно признано недействительным, или часть имущества не завещана, то к наследованию призываются наследники по закону. В наследственном праве круг наследников по закону определен исходя из предположения, что если бы наследодатель сам распорядился своим наследством, то он оставил бы его кому-то из тех, кто отнесен к наследникам по закону. Этим во многом объясняется и установление очередности призвания наследников по закону к наследованию: вначале призываются наиболее близкие наследодателю наследники: переживший супруг, дети, родители и лишь при их отсутствии, в том числе и потому, что они отказались от наследства, наследники более отдаленной степени родства по прямой или боковой линии. Тот же критерий выдерживается в случаях призвания к наследованию по закону наследников последующих очередей.

Конечно, при таком подходе может случиться, что к наследованию будет призван наследник, которого наследодатель органически не переваривал и за версту к себе не подпускал. Но это скорее исключение из общего правила. Закрепляя ту или иную юридическую конструкцию, законодатель должен ориентироваться на типические ситуации, а не на исключения из правил, хотя при этом и возможны издержки. К тому же наследодатель может обезопасить от призвания к наследованию нежелательных для него наследников, составив завещание. Но если он этого не сделал (например, умер на ходу) и такой наследник будет все же призван к наследованию, то здесь уж ничего поделать нельзя. Это издержки, на которые приходится идти ради закрепления в законе юридической конструкции, в целом вполне оправданной и разумной. Учет предполагаемой воли наследодателя имеет место и в случаях применения правил о приращении наследственных долей. Наследодатель может указать в завещании другого наследника на тот случай, если назначенный им наследник умрет до открытия наследства или откажется от него. Но если наследодатель этого не сделал, доля отпавшего наследника перейдет к другим наследникам, которые призываются к наследованию по закону или по завещанию. Это правило опять-таки установлено исходя из предположения, что именно так долей отпавшего наследника распорядился бы сам наследодатель.

Принципы дозволительной направленности и диспозитивности действуют в наследственном праве по отношению не только к наследодателю, но и к наследникам, которым в случае призвания их к наследованию предоставляется свобода выбора. Они могут принять наследство, но могут и отказаться от него, причем если наследники ни прямо, ни косвенно не выразят желания принять наследство, то считается, что они от него отказались. Мотивы отказа от наследства могут быть самыми различными: как альтруистическими (дети отказываются от наследства после смерти отца, чтобы все наследство перешло к матери), так и основанными на трезвом расчете (наследство обременено долгами и наследники считают, что нет смысла его принимать, — овчинка выделки не стоит). Но при этом воля наследников должна формироваться и выражаться совершенно свободно, без какого бы то ни было давления извне. Если этого нет (например, наследнику угрожают киллеры или рэкетиры, чтобы он отказался от наследства), о какой свободе выбора наследника говорить не приходится

Завершающие принципы наследственного права носят охранительный характер, причем один из них является более общим по отношению к другому. Речь пойдет о принципе охраны основ правопорядка и нравственности, интересов наследодателя, наследников, иных физических и юридических лиц в отношениях по наследованию и о принципе охраны самого наследства от чьих бы то ни было противоправных или безнравственных посягательств. Что касается первого принципа, то он, по существу, является сквозным и пронизывает все отношения по наследованию. Достаточно напомнить в связи с этим об отстранении от наследования недостойных наследников, которое производится прежде всего в целях охраны основ правопорядка и нравственности. Охрана интересов наследодателя обеспечивается соблюдением тайны завещания, истолкованием содержания завещания в соответствии с действительной волей наследодателя, выполнением всех юридически обязательных распоряжений наследодателя по поводу наследства. Не менее важное значение придается и охране интересов наследников, в том числе в отношениях, где наследники в соответствии с универсальностью наследственного преемства выступают в качестве обязанных лиц. В числе других физических и юридических лиц, интересы которых подлежат охране, следует назвать кредиторов наследодателя, а также отказополучателей, доверительных управляющих и т. д. Наконец, второй охранительный принцип в наследственном праве, будучи производным от первого охранительного принципа, в известной мере имеет и самостоятельное значение. Он воплощается в системе норм, обеспечивающих охрану наследства и управление им, возмещение связанных с этим расходов, раздел имущества между наследниками и т.д.

 

 

Основные понятия наследственного права

Наследственное правопреемство.

В литературе можно выделить несколько точек зрения на наследование:

  1. Это переход совокупность имущественных прав и обязанностей наследодателя к наследникам в порядке установленном законом. При этом речь идет  о совокупности не вещей, а прав и обязанностей6. Поэтому в состав наследства входит, строго говоря, не дом, а право на дом, не автомобиль, а право на автомобиль.
  2. Н.Д. Егоров считает, что при наследовании речь должна идти не о правопреемстве, а о преемстве, причем не в самих правах, а в объектах этих прав7. Эта позиция уязвима уже потому, что выводит за пределы наследства пассив наследственной массы. Между тем по наследству переходят не только блага, но и лежащие на нем обременения. Корни этой позиции в отечественной литературе можно найти в суждениях В. И. Серебровского, который ограничивал состав наследства активом наследственной массы, хотя и понимал под наследством совокупность переходящих к наследникам прав, а не объектов этих прав: «Под наследованием, или наследственным преемством понимается переход имущества умершего к другому лицу или к другим лицам - его наследникам. Но так как имущество умершего (наследство, наследственное имущество), как было ранее установлено, с юридической точки зрения, представляет собою совокупность принадлежащих наследодателю имущественных прав, то наследование, или наследственное преемство, следует понимать как переход этих имущественных прав от наследодателя к его наследникам»8.  Поддержки ни в научной литературе, ни законодателя она не получила.
  3. Ю.Н. Власов утверждает, что наследование представляет собой переход после смерти гражданина принадлежащего ему на праве частной собственности имущества, а также имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей к одному или нескольким лицам. Данное определение имеет ряд изъянов.

Все же первая позиция представляется более правильной. Правопреемство характеризуется тем, что имеет место юридическая зависимость прав и обязанностей правопреемника от прав и обязанностей его предшественника. Наследник делается преемником совокупности принадлежавших умершему гражданину прав, которые переходят к наследнику, не изменяя своего содержания, а сам переход этих прав осуществляется одновременно и сразу - одним актом. Поэтому наследование и является общим или универсальным правопреемством. Но, вступая в права, принадлежавшие умершему гражданину, наследник - правопреемник наследодателя - не нуждается для приобретения каждой отдельной части наследственного имущества в наличии тех условий, которые требуются при приобретении каждой из этих частей имущества в отдельности (в частности, передачи вещей, уступки прав требования и т. д.). Он делается правопреемником умершего в силу одного акта - принятия им наследства. Если же имеется несколько наследников, то каждый из них рассматривается как преемник во всем наследстве, лишь фактически ограничиваемый наличием других таких же универсальных наследников и потому являющийся преемником только в известной доле наследства ('/з, '/4 и т. д.). Характерная черта универсального наследственного преемства состоит и в том, что универсальный наследник является непосредственным преемником в имуществе наследодателя: наследство переходит от умершего к наследнику не только сразу и одновременно, но и непосредственно от наследодателя.

К наследникам переходят все права и обязанности наследодателя, кроме тех, которые не переходят по наследству в силу прямого указания закона либо в силу самой их юридической природы. Имущество при этом переходит как единое целое со всеми способами их обеспечения и лежащими на них обременениями. Так, если обязательство обеспечено неустойкой или поручительством, то они сохраняют силу и при переходе прав кредитора по обязательству к наследнику, если наследственное имущество заложено, то смена собственника залог имущества не прекращает. Акт принятия наследства распространяется на все наследство, в чем бы оно ни выражалось и у кого бы ни находилось. Наследник может даже не знать, что именно входит в состав наследства. Принятие наследства под условием или с оговорками не допускается.

Еще одной особенностью является то, что акту принятия наследства придается обратная сила. Если наследник принимает наследство, то оно считается перешедшим к нему с момента открытия наследства.

От универсального наследственного преемства надо отличать так называемое частное, или сингулярное, преемство. В отличие от преемника универсального сингулярный преемник не является преемником в совокупности имущественных прав наследодателя, ни в отдельных долях наследства. Сингулярный преемник приобретает только какое-либо отдельное имущественное право, причем это право он получает не непосредственно от наследодателя, а через наследника (наследодатель обязывает наследника выполнить в отношении сингулярного преемника то или иное действие, например, уплатить известную сумму денег, предоставить в пожизненное пользование какую-нибудь часть завещанного наследнику дома и т. д.). В отношении сингулярного преемника не возникает и сложной проблемы об ответственности по долгам наследодателя; сингулярный преемник приобретает только права, к нему не переходят обязанности наследодателя.

Информация о работе Наследственное право Республики Казахстан