Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 12:56, курсовая работа
Универсальное определение наследования гласит, что под наследованием следует понимать пе-реход прав и обязанностей умершего лица — наследодателя к его наследникам в соответствии с норма-ми наследственного права. В.И. Серебровский дает свое определение, согласно которому под наследо-ванием, или наследственным преемством, следует понимать переход имущества умершего к другому лицу или к другим лицам – его наследникам – в установленном законом порядке . Точка зрения В. И. Серебровского основана на ошибочном толковании неу¬дачно сформулированных норм ГК РСФСР 1922 г. Поддержки ни в научной литературе, ни законодателя она не получила.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Казахский Государственный Юридический Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
«Наследственное право Республики Казахстан»
НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
Универсальное определение наследования гласит, что под наследованием следует понимать переход прав и обязанностей умершего лица — наследодателя к его наследникам в соответствии с нормами наследственного права. В.И. Серебровский дает свое определение, согласно которому под наследованием, или наследственным преемством, следует понимать переход имущества умершего к другому лицу или к другим лицам – его наследникам – в установленном законом порядке1. Точка зрения В. И. Серебровского основана на ошибочном толковании неудачно сформулированных норм ГК РСФСР 1922 г. Поддержки ни в научной литературе, ни законодателя она не получила.
В связи с тем, что при наследовании по действующему законодательству переходит не только имущество как объект вещного права, имеющее безусловно первостепенное значение при наследовании, но также и обязательственные права, первое определение представляется мне более правильным.
Конкретизируя понятие
Раздел VI ОГЗ 1991 года и раздел VIII ГК Казахской ССР озаглавлен - «Наследственное право». Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» использует термин «наследование». В нашей литературе и в судебной практике эти различные термины нередко считаются синонимами. Можно встретить такие выражения: «такому-то гражданину принадлежит право наследования», или же: «такой-то гражданин является обладателем наследственного права».
Все же значение этих терминов является различным. Право наследования - это субъективное право данного лица. Наследственное же право - это совокупность правовых норм, регулирующих известный круг отношений, связанных с наследственным правопреемством. К сожалению, наша Конституция умалчивает о субъективно праве человека на наследование. Гражданский кодекс Казахской ССР и ОГЗ дают систему норм, регулирующих условия и порядок наследственного правопреемства, меры охраны наследства и т. д.
Кроме того, можно также говорить о наследственном праве в объективном и в субъективном смысле. Наследственным правом в субъективном смысле и будет «право наследования». Наследственное право как часть гражданского права представляет собой совокупность установленных государством норм, регулирующих условия и порядок перехода по наследству прав и обязанностей наследодателя к наследникам.
Место наследственного права в системе гражданского права.
В научной литературе широко рассматривается место наследственного права в системе права гражданского. При этом в теории права наметилась тенденция выделять в системе права новые отрасли, доселе считавшимися подотраслями и институтами других отраслей. При этом каждый раз у данной отрасли находят свой специфичный предмет, иногда метод и принципы. Многие теоретики считают деление в системе права зачастую условным. Что бы ни понимать под наследственным правом —подотрасль или один из институтов гражданского права, бесспорно одно: речь идет крупном подразделении гражданского права.
Представители школы хозяйственного права отождествляли наследственное право с частноправовой формой права социального обеспечения, тем самым, пытаясь вытеснить наследственное право из системы гражданского права в целом. Такой подход объяснялся противоборством двух направлений юридической науки. В целом, такой вывод вытекал из концепции хозяйственного права, обосновывающей отмирание наследственного права и, в общем, ликвидацию гражданского права. История, однако, показала совсем иной результат.
Тесная связь, существующая между наследованием и семьей, приводила некоторых авторов к выводу, что наследование является не только институтом гражданского права, но и институтом семейного права2.
Что институт наследования тесно связан с семейными отношениями - это не вызывает сомнения. Ближайшими наследниками по закону являются члены семьи умершего. В отношении некоторых членов семьи законом установлены особые правила, гарантирующие их от произвола в распоряжении имуществом со стороны завещателя (право на обязательную наследственную долю). Но следует ли все же отсюда, что наследование должно рассматриваться не только как институт гражданского права, но и как институт семейного права?
Несмотря на то, что наследниками умершего чаще всего становятся его супруг или близкие родственники, гражданин может завещать свое имущество иным лицам, различным организациям (например, в порядке благотворительной деятельности), государству. Эти отношения не регулируются семейным правом.
В связи с наследованием известные отношения могут возникнуть не только между наследниками - членами семьи умершего, но и между наследниками и кредиторами умершего гражданина (наследодателя). Эти отношения регулируются не нормами семейного, а нормами наследственного права. Нормами наследственного права регулируется также ряд других отношений (связанных с открытием и охранением наследства, принятием наследства, наследниками, составлением завещания, оформлением наследственных прав и др.). Все это показывает совершенно ясно неприемлемость предложения считать наследование не только институтом гражданского права, но и институтом семейного права. Кроме того, объем отношений, регулируемых наследственным правом явно выходит за пределы правового регулирования семейного права. Несмотря на свою весьма тесную связь с семьей, институт наследования является институтом гражданского права. Отдельные авторы называют наследственное право подотраслью права гражданского.
Значение наследования
Говоря о значении наследования необходимо относить наследование к одной из цели человеческого существования, в общем. Гипотетически представим, что права и обязанности умершего по наследству не переходят, какие последствия внесет это в правовые связи, имевшиеся у умершего при жизни:
Высокое и положительное значение наследования и состоит в том, что человек стремится жить и работать с сознанием необходимости этого в интересах близких ему людей. Наследование исторически обусловлено и имманентно человеку, иначе, зачем нужна была бы наша жизнь, если бы стало невозможным передать накопленное тобой близким людям, ради которых, в сущности, живет человек. И лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, согласно сложившимся в обществе правовым и нравственным принципам то, что принадлежало наследодателю при жизни, в соответствующей части перейдет к лицам, к которым сам наследодатель мог и не быть расположен (так называемым необходимым наследникам). Кроме того, наследование в определенной степени дисциплинирует человека, так как на близких ему людей также падают и обременения, оставленные им после смерти.
Разумеется, наследование, как и любой другой сложный социальный феномен, обладает некоторыми негативными моментами. Пожалуй, главный из них состоит в том, что наследование открывает двери для паразитического существования тех, к кому переходят по наследству недвижимое имущество, акции, вклады, свободно конвертируемая валюта и т.д. Это прежде всего противоречит принципу социальной справедливости, так как стартовые возможности людей различные, что усугубляет социальные противоречия.
Главное, однако, состоит в том, что при всех издержках, связанных со свободной передачей имущества по наследству, это все же лучше, чем заставлять каждое новое поколение вступать в жизнь с нуля, начинать все сначала. Прежде всего, далеко не все наследники отнесутся к наследству нерадиво. Многие из них в интересах и своих и последующих поколений подойдут к наследству как рачительные хозяева, будут стремиться приумножить и, если хотите, «облагородить» его (например, путем отчислений в благотворительные фонды). В практике американских семей, относящихся к высшему классу, принято вынуждать своих детей самостоятельно оплачивать свое образование, получая кредиты под проценты, тем самым, приучая их к «суровой жизни», ставя их в одинаковое положение со средним классом.
После Октябрьской революции был принят знаменитый «Декрет об отмене права наследования», в котором отцы советского государства и права стремились реализовать идею полного отказа от наследования. Несомненно, однако, что Декрет резко ограничил возможность перехода имущества по наследству и свел функции наследования к социально-обеспечительным3. Впрочем, практическое значение Декрета было невелико, поскольку так называемые эксплуататорские элементы были экспроприированы, то есть лишены собственности и без отмены наследования, а трудящиеся и после смерти одного из членов семьи продолжали владеть и пользоваться имуществом, которое составляло основу их домашнего хозяйства.
Большой вклад в дело признания наследственного права был сделан великим русским цивилистом Владимиром Ивановичем Серебровским в монографии «Очерки советского наследственного права»4. В. И. Серебровский вполне обоснованно указывает на неразрывную связь наследования и собственности. Отсюда неизбежен вывод, что наследственное право объективно необходимо в любом обществе. В связи с этим автору пришлось уделить значительное место разъяснению известного положения «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «победоносная пролетарская революция» должна провести отмену «права наследования», а также не менее известного декрета, направленного на выполнение этого программного требования - декрета ВЦИК от 17 апреля 1918 г. «Об отмене наследования». В. И. Серебровскому предстояло доказать, что хотя право наследования названным декретом отменено, оно, тем не менее, существует. В монографии эта задача решена весьма тонко и остроумно. Владимир Иванович сделал вывод, что декрет хотя и объявил отмену права наследования, но отменил не право наследования вообще, а лишь право наследования эксплуататорской частной собственности. Более того, декретом от 27 апреля 1918 г., как пишет В. И. Серебровский, «были заложены основы социалистического наследственного права». Из содержания книги видно, что советская власть скоро забыла об отмене права наследования и достаточно полно урегулировала отношения наследования, предусмотрев почти все институты, которые свойственны наследственному праву буржуазных стран (хотя и в урезанном виде, например, при регулировании наследования по завещанию). В. И. Серебровский не указывает на это обстоятельство, но оно вытекает из содержания книги, из анализа советского наследственного права, которое во многом повторяет нормы наследственного права буржуазных стран. Таким образом, программное требование «Манифеста» формально было выполнено, но фактически уничтожить наследственное право оказалось невозможно.
Все же последующее развитие наследственного права как в советский, так ив постсоветский период свидетельствует о постепенном отказе от тех ограничений в области наследования, которые имели место в первые годы Советской власти. Происходит расширение круга наследников по закону, закрепление принципа свободы завещания, расширение круга переходящих по наследству имуществ. История наследственного права в послеоктябрьский период доказывает, что нельзя вводить правовые нормы, противоречащие природе человека.
Следуя традиции появившихся в последнее время «новых» отраслей права можно было бы назвать наследственное право самостоятельной отраслью только потому, что для него характерно наличие принципов. При этом нетрудно было бы найти свой предмет.
Информация о работе Наследственное право Республики Казахстан