Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:35, дипломная работа
Договором купли-продажи называется договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать имущество в собственность другой стороне (покупателю), которая обязуется уплатить за него определенную денежную сумму.
Согласно п.2 ст. 454 ГК купля-продажа ценных бумаг и шамотных ценностей осуществляется в соответствии с & 1 главы 30 ГК, если не установлены специальные правила на сей счет. В отношении ценных бумаг такие правила предусмотрены федеральными законами "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. и "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 г., а оборот валютных ценностей регулируется в основном на подзаконном уровне. Однако существование специальных актов не исключает применение норм ГК к соответствующим сделкам. Так, купля-продажа ценных бумаг осуществляется по нормам Федерального закона "О рынке ценных бумаг", а в & 1 главы 30 ГК используется для восполнения пробелов этого закона. С другой стороны продажа валютных ценностей подчиняется общим правилам ГК, а положения подзаконных актов применяются постольку, поскольку они ГК не противоречат.
Купля-продажа вещей, ограниченных в обороте, возможна, если она не нарушает их специального правого режима. Это значит, что покупателем такого товара может быть только лицо, специально управомоченное на владение соответствующей вещью.
Имущественные права впервые в нашем законодательстве включены в предмет купли-продажи п.4 ст.454 ГК. Возможность купли-продажи имущественных прав отечественными юристами долгое время ставились по сомнение. Действительно, купля-продажа имущественных прав утрачивает свои отличительные черты, сливаясь отчасти с уступкой прав по обязательствам, а с точки зрения юридической такая замена точного понятия, связанного с известными последствиями, обширным и неопределенным понятиям дает мало преимуществ. Однако широкое распространение сделок по возмездной уступке имущественных прав (в первую очередь биржевых сделок и договоров уступки патентных прав) в итоге склонило законодателя к необходимости их урегулирования. К сожалению, оставлен без ответа вопрос о том, какие конкретно права могут быть предметом купли-продажи. Ведь имущественное право - понятие не менее широкое, чем вещь. Такие права могут существовать и в рамках обязательств, и вне их (например, вещные права), могут иметь как относительный, так и абсолютный характер (например, исключительные права).
Принципиальная возможность отчуждения некоторых вещных прав в отрыве от продажи соответствующей вещи вытекает из толкования п. 2 и 3 ст. 216 ГК. Однако практике такие случаи пока не известны и вряд ли они получат широкое распространение. Ведь возмездная уступка прав владения и пользования (либо только пользования) на определенное время охватывается понятием аренды вещи. Действующий ГК не предусматривает прав на чужие вещи, но и не воспрещает их существования. С точки зрения современного законодательства уступки этих вещных прав следовало бы считать арендой (ибо она вела к возникновению обязанностей суперфицария и эмфитевты, которые не могут быть предметом продажи).
Имущественные (прежде всего исключительные) права на результаты творческой деятельности могут быть предметом купли-продажи в случаях, когда это не противоречит природе таких прав и не запрещено специальным нормативным актом. К числу таких нормативных актов относятся Закон РФ " Об авторском праве и смежных правах", устанавливающий правило о передачи авторских прав в форме авторского гонорара. Основное отличие купли-продажи от передачи патентных прав по лицензионным договорам заключается в полноте их уступки, что приводит к смене правообладателя.
Возможность купли-продажи обязательных прав сопряжена с целым рядом ограничений, обусловленных природой этих прав.
Во-первых, предметом договора не могут выступать имущественные права продавца в отношении самого себя, но допускается только в случае дарения прав (п.1 ст. 572 ГК) и порождает сложные юридические проблемы). Уступка таких прав (например, права требовать от "продавца" выполнения определенной работы) означала бы одновременное принятие на себя корреспондирующих обязанностей перед "покупателем". Следовательно, в этот момент возникает обязательство (в нашем примере - из договора подряда), характер которого определяется природой уступительных прав, но не имеет ничего общего с куплей-продажей.
Во-вторых, большинство договоров гражданского права носит взаимный характер, т.е. каждая сторона имеет и права и обязанности. Они настолько тесно связаны, что разорвать их - значит разрушить содержание договора. Однако предметом купли-продажи могут быть лишь имущественные права, но не обязанности (единственное исключение - продажа предприятия). Поэтому продать имущественные права, основанные на взаимном договоре, можно только в том случае, если продавец уже исполнил все лежащие на нем обязанности. Так, заказчик по договору подряда может продать принадлежащее ему право требовать передаче результата работ, если он уже оплатил эти работы авансом. В односторонних договорах (например, заем вещей) указанное ограничение отпадает.
В-третьих, продажа прав требование денежного характера, вытекающих из договоров о передаче товаров, выполнении работ или оказания услуг, осуществляется в форме договора об уступке денежного требования (ст. 824 ГК), а не купли-продажи. Следовательно, предметом продажи могут быть права требования натурального характера из договоров и права, вытекающие из внедоговорчных обязательств. Однако с учетом того, что большинство внедоговорочных обязательств носит личный характер, уступка прав по таким обязательствам либо требует согласия должника (п.2 ст.388 ГК), либо вообще невозможна (ст. 383 ГК). Таким образом, сфера применения договоров купли-продажи имущественных прав является весьма узкой. Практически она сводится к биржевым сделкам и уступке исключительных прав.
Законодатель умалчивает возможности купли-продажи иных объектов гражданских прав. Значит ли это, что рассмотренный перечень предметов можно расширить, например, за счет субъективных обязанностей или нематериальных благ?
С одной стороны, обязанности субъекта (долги) не могут быть самостоятельным предметом продажи, поскольку их перевод на потребителя за встречную плату абсурден. В зарубежной коммерческой практике нередки случаи приобретения предприятий, заведомо обремененных огромными долгами, т.е. фактически " приобретения" финансовых обязательств. Но конечный интерес покупателя - коммерсанта здесь состоит в том, чтобы, приняв на себя обременения, связанные с такой покупкой, получить выгоды от применения налоговых льгот. Следовательно, предметом продажи здесь выступают не столько обязательства, сколько права на получения льгот.
С другой стороны, соглашения
о переводе дома, по которому первоначальный
должник выплачивает
Купля-продажа нематериальных благ также невозможна, поскольку они обычно являются атрибутами индивидуализирующими личность их носителя (обладателя), либо необходимыми условиями ее существования, а потому в принципе не могут отчуждаться. Допустима возмездная передача лишь прав на некоторые нематериальные блага, например, по договору коммерческой концессии, но не самих благ. Так, можно передать право использования имени в коммерческих целях (шахматный компьютер "Каспаров"), но при этом имя не сменит своего носителя, т.е. не будет продано.
Результаты интеллектуальной деятельности - изобретения, промышленные образцы и другие - также являются нематериальными благами и не могут выступать предметом продажи как таковые (в отличие то прав на них). Невозможность их отчуждения обусловлена самой природой этих объектов: они являются результатом отражения бытия, действительности сознанием человека и в этом смысле принадлежат всем и не принадлежат никому.
Цена договора купли-продажи является его существенным условием в случаях, прямо предусмотренных законом, например, при продаже товара в рассрочку или продаже недвижимости, в том числе предприятия. В других видах договора купли-продажи условие о цене может и отсутствовать, что не подрывает действительности сделки. Здесь применяется правило п.3 ст. 424 ГК: при отсутствии в договоре условия товар должен быть оплачен по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Цена в договоре купли-продажи,
как правило, согласуется самими
сторонами, т.е. является свободной (договорной).
При этом порядок определения
цены может быть различным. Она может
устанавливаться
Обычно цена товара устанавливается
в российских рублях, однако возможно
ее определение и в валюте другой
страны. Этому не препятствует и
существующий в законодательстве запрет
на производство расчетов между российскими
резидентами в иностранной
Свобода определения
цены сторонами договора купли-продажи
не является абсолютной и в ряде
случаев прямо ограничена законом.
Так, в публичных договорах
Кроме того, цены на некоторые
группы, представляющих особое значение
для народного хозяйства, могут
напрямую устанавливаться или
Срок договора купли-продажи, по общему правилу, не является его существенным условием. Однако для договоров поставки или продажи товаров в кредит с рассрочкой платежа срок исполнения обязательств приобретает особое значение. Поэтому ГК относит его к числу существенных условий этих договоров.
Срок договора купли-продажи может быть определен сторонами календарной датой, истечением периода времени, указанием на событие, которое неизбежно должно наступить (например, открытие навигации), либо моментом востребования. В биржевой торговли договоры, срок исполнения которых определен моментом востребования, обычно называют онкольным, (он означает - по первому требованию). Если же срок договора сторонами не установлен, его следует определять исходя из общих правил ст. 314 ГК с учетом требований ст. 457 и п.1 ст. 486 ГК.
Так, положения о сроке исполнения обязательства, предусмотренные ст. 314 ГК, применяются в первую очередь к обязанности продавца по передачи товара, которая должна быть исполнена в разумный срок после возникновения соответствующего обязательства. Тогда как срок исполнения встречной обязанности покупателя по оплате товара определяется иначе. Он, по общему правилу, приурочен к моменту передачи товара покупателю (непосредственно до или после момента передачи)
От договоров купли-продажи с указанием срока исполнения следует отличать договоры на срок, т.е. с условием их исполнения к строго определенному сроку. Такими договорами признаются сделки, из содержания которых ясно вытекает, что при нарушении срока, для этого достаточно соответствующего указания в самом соглашении. Но срочный характер договора может быть обусловлен и особенностями предмета купли-продажи. Так, поставка партии елочных игрушек должна, очевидно, производиться до Нового года, ибо после него покупатель утратит интерес к этим товарам как минимум на год. В изъятии из общих правил, установленных ст. 315 ГК, досрочное исполнение таких договоров (равно как и исполнение по истечении срока) возможно только с согласия покупателя.
Форма договора купли-продажи определяется предметом, субъективным составом и ценой. Все договоры продажи недвижимости (в том числе предприятий) должны под угрозой недействительности заключаться в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст.550. 560 ГК) и подлежат обязательной государственной регистрации. Письменная форма обязательства также и для договоров внешнеторговой купли-продажи (п.3 ст. 162 ГК).
В отношении формы
договоров купли-продажи
Дополнительные требования предъявляются к форме договоров купли-продажи имущественных прав, в том числе воплощенных в ценных бумагах (ст. 389 ГК)
Порядок заключения договора купли-продажи регулируется общими нормами главы 28 ГК. Однако для отдельных разновидностей купли-продажи закон устанавливает особые правила. Таковые, в частности, нормы о публичной оферте и моменте заключения договора розничной купли-продажи (ст. 493, 494 ГК), об обязательном урегулировании разногласий при заключении договора поставки (ст. 507 ГК), об основаниях и порядке заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (ст. 527-529 ГК), об особенностях заключения договора энергоснабжения (ст. 540 ГК) и некоторые другие.