Институт дознания в уголовном судопроизводстве: понятие и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, назначением которого были определены защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, обусловило необходимость дифференциации процессуальной формы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Институт дознания в уголовном судопроизводстве:
понятие и значение……………………………………………………........5
1.1. Понятие, содержание и место института дознания
в уголовном судопроизводстве……………………………………………5
1.2. Значение института дознания в уголовном судопроизводстве…17
Глава 2. Направления совершенствования уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практи-ки…………………..21
2.1. Направления совершенствования законодательного регулирования института дознания в уголовном судопроизводстве...............................21
2.2. Совершенствование правоприменительной практики дознания.....30
Заключе-ние………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………….33

Прикрепленные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Другая позиция исходит из того, что дознание – это вид деятельности не любых, а определенных государственных органов, и характерной чер­той дознания является сочетание оперативно-розыскной и следственной функций; целью дознания является не только раскрытие, но и обнаруже­ние, предотвращение и пресечение преступлений. Так, В.А. Иванов писал, что дознание - это «деятельность специально на то управомоченных административных органов государства, сочетаю­щая оперативно-розыскную и следственную функции и направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск и изо­бличение виновных»[12].

Близкое по содержанию понятие дознания сформулировала P.M. Гот-либ, определив его как регулируемую нормами права «деятельность спе­циально уполномоченных государственных органов, осуществляемую оперативно-розыскными и процессуальными методами под надзором прокурора в целях обнаружения, раскрытия, предотвращения и пресече­ния преступлений»[13].

В понимании A.M. Донцова: «Дознание – это деятельность некоторых административных органов государства, вытекающая из задачи преду­преждения, пресечения и обеспечения раскрытия преступлений, выпол­нение которой для одних из этих органов обусловливается непосредст­венно их назначением, а для других – особыми условиями, в которых они находятся, и заключающаяся в проверке по полученным сообщениям и заявлениям наличия событий преступлений и в выявлении обстоя­тельств, препятствующих возникновению уголовного дела, путем прове­дения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий, а также в обеспечении успешного ведения по уголовному делу предвари­тельного следствия путем производства неотложных следственных дейст­вий»[14]. Данное определение включает в себя и элементы предварительной информации о совершенных и подготавливаемых преступлениях.

Таким образом, здесь дознание сводится только к фиксации следов преступления, производству неотложных следственных действий и обес­печению деятельности органов предварительного следствия. При таком подходе в стороне остается дознание как форма расследования уголовных дел, по которым предварительное следствие не обязательно.

УПК РСФСР не содержал определений понятий «дознание», «органы дознания», «начальник органа дознания», «дознаватель». Он лишь харак­теризовал их деятельность и устанавливал перечень органов дознания.

С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса РФ 2001 года понятие и сущность дознания, пра­вовой статус, круг органов дознания в уголовном процессе претерпели значительные изменения, которые настоятель­но диктуют их научное исследование и выработку рекомендаций для правоприменительной практики.

Органы дознания возбуждают уголовное дело и проводят расследование в полном объеме в пределах установленной законом компетенции, которая ограничена отдельными категориями преступлений, отнесенных к подследственности органов дознания и определена в ст. 150, 151 УПК РФ. Кроме того, пределы компетенции органов до­знания при производстве дознания определены совокупностью полно­мочий, которые установлены нормами главы 32 УПК РФ.

Осуществляя процессуальную деятельность по расследованию преступлений в форме дознания, дознаватель руководствуется теми же правилами, которые установлены и для органов предварительно­го следствия: едиными правилами по возбуждению уголовного дела (поводы, основания, процессуальный порядок), по выполнению след­ственных действий (основания, порядок производства и фиксации), по принятию процессуальных решений (основания и структура до­кумента)[15].

Согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ, при производстве дознания до­знаватели вправе пользоваться правилами, установленными главой 21 «Общие условия предварительного расследования», главой 22 «Пред­варительное следствие», главой 24 «Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент», главой 25 «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись пере­говоров», главой 26 «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка по­казаний», главой 27 «Производство судебной экспертизы», главой 28 «Приостановление и возобновление предварительного следствия», главой 29 «Прекращение уголовного дела».

Правила проведения следственных действий, применение мер принуждения и процессуальный порядок принятия процессуальных решений при производстве дознания такие же, как и в ходе предвари­тельного следствия[16].

Срок дознания – это промежуток времени, установленный за­конодателем для расследования преступления в форме дознания. Рас­следование преступлений в форме дознания проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 3 ст. 223 УПК РФ).

Срок дознания может быть продлен прокурором до 30 суток, в необходимых случаях он может быть продлен прокурором района, города до 6 месяцев, а в исключительных случаях, связанных с испол­нением запроса о правовой помощи, направленного в порядке ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации до 12 месяцев. Для продления срока дознания дознаватель составляет мотивированное постановление, в котором объясняет необходимость продления срока расследования.

В срок дознания не включается время, в течение которого дозна­ние было приостановлено по основаниям, предусмотренным ст. 208 УПК РФ.

Компетенция органов дознания при произ­водстве дознания определяется в первую очередь подследственностью. Органы дознания вправе расследовать в полном объеме только те пре­ступления, которые отнесены к их подследственности в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Вне зависимости от категории тяжести преступления дознание не может производиться в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а также лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. В этих случаях обязательно производство предваритель­ного следствия (ч. 1 ст. 434 УПК РФ). Если же указанные обстоятель­ства будут установлены в ходе производства дознания, то уголовное дело должно быть направлено прокурору для передачи по подслед­ственности в орган предварительного следствия.

Следует иметь в виду, что законодатель разграничивает компе­тенцию между органами дознания по признаку предметной подследственности[17]. Согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ, все преступления, отне­сенные к подследственности органов дознания в целом, распределены между дознавателями различных ведомств. Так, дознаватели органов внутренних дел проводят дознание по всем уголовным делам, указан­ным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. В указанных пунктах определена ком­петенция дознавателей пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, дознавателей Федеральной службы судебных приставов, дознавателей таможенных органов Российской Федерации, дознавателей органов государственного пожарного над­зора Федеральной противопожарной службы и других дознавате­лей. Данное законодательное установление следует понимать таким образом: дознаватели ОВД не вправе производить дознание по тем преступлениям, которые в силу ч. 3 ст. 151 УПК РФ отнесены к под­следственности дознавателей другого органа. Если в ОВД поступает информация или сообщение о преступлении, подследственное дозна­вателям других ведомств, то оно подлежит направлению по подслед­ственности в «нужный» орган дознания[18].

Пределы компетенции органов дознания определяет и персо­нальная подследственность, которая основывается на особенностях субъекта преступления (его возраста, состояния здоровья, служебного положения, отношения к воинской службе и других обстоятельств). Так, дознаватели ОВД не вправе расследовать преступления, совер­шенные военнослужащими или лицами, которые отнесены к особой категории лиц (раздел 17 УПК РФ).

Процессуальный порядок производства дознания определен правилами главы 32 УПК РФ. Расследование в форме дознания, так же как и в форме предварительного следствия, производится по одним и тем же процессуальным правилам, установленным главами 21, 22, 24-29 УПК РФ, что специально отмечено в ст. 223 УПК РФ, опреде­ляющей порядок производства дознания. При производстве дознания дознаватель наделен полномочиями:

по возбуждению уголовного дела в порядке ст. 146 УПК РФ;

производству следственных действий в порядке глав 24-27 УПК РФ;

принятию процессуальных решений в порядке и на осно­ваниях, предусмотренных главами 23, 28 УПК РФ (о начале, месте расследования, о соединении и выделении уголовных дел, о приоста­новлении и возобновлении, о приобщении в качестве вещественных доказательств и многие другие);

принятию итоговых решений по окончании дознания (со­ставлять обвинительный акт в порядке ст. 225 УПК РФ либо поста­новление о прекращении производства по делу в порядке норм главы 29 УПК РФ).

Вместе с тем правила главы 32 УПК РФ устанавливают ряд осо­бенностей, которые свойственны дознанию и отличают его от предва­рительного следствия. Эти особенности состоят в следующем:

- по сравнению с предварительным следствием ограничен перво­начальный срок дознания (30 суток), а также сокращен максимальный срок дознания, на который может быть продлен срок расследования преступления в этой форме (до 12 месяцев)[19];

- в ходе дознания может иметь место процессуальная про­цедура, которая отсутствует на предварительном следствии. Речь идет о порядке уведомления лица о подозрении его в совершении преступ­ления. Порядок уведомления определен ст. 223.1 УПК РФ, правила которой адресованы только дознавателю;

- только при дознании имеются некоторые особенности при из­брании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также по порядку предъявления обвинения (ст. 224 УПК РФ), которые бу­дут рассмотрены в данной главе;

- процессуальный порядок окончания дознания составлением обвинительного акта отличается от порядка, установленного для окон­чания расследования обвинительным заключением. В данном случае особенности касаются не только наименования итогового документа, но и тех действий дознавателя, которые он должен произвести на этапе окончания расследования; также отличны и права участников уголов­ного процесса в зависимости от формы расследования[20].

Обвинительный акт – это итоговый уголовно-про­цессуальный документ предварительного расследова­ния, осуществленного в форме дознания, который на основе анализа собранных по делу доказательств за­крепляет за лицом статус обвиняемого и обусловлива­ет направление материалов уголовного дела в суд[21].

Таким образом, обвинительный акт имеет двойственную право­вую природу. Во-первых, он свидетельствует о привлечении лица, в отношении которого проводилось дознание, к уголовной ответст­венности. Именно с момента вынесения обвинительного акта лицо переходит в принципиально новый процессуальный статус - об­виняемого  п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК РФ). Поэтому в данном аспекте обвинительный акт, по сути, близок к такому документу, как по­становление о привлечении в качестве обвиняемого. Во-вторых, обвинительный акт является итоговым процессуальным докумен­том дознания. Он юридически завершает предварительное рассле­дование, проводимое в этой форме, и позволяет осуществить пере­ход уголовного дела на следующий этап процесса – стадию подго­товки к судебному заседанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Значение института дознания в уголовном судопроизводстве

Ретроспективный анализ развития института дознания, проведенный в настоящей работе позволил сделать ряд выводов относительного историче­ского предназначения данного института. На разных этапах развития указанному институту отводилась различная роль, начиная с отождествления с розыском и заканчивая преобра­зованием дознания в самостоятельную форму расследования уголовных дел со всеми особенностями, свойственными этому виду процессуальной дея­тельности.

В данный момент уголовно-процессуальный характер указанного ин­ститута и его отделение как самостоятельного вида деятельности от розыска не вызывает сомнений. На современном этапе развития дознание как вид деятельности представляет собой одну из функций (уголовно-процессуального характера) ряда государственных органов и должностных лиц, отнесенных законодателем к органам дознания[22].

На начальных этапах фор­мирования данного правового института назначение дознания проявлялось именно в исследовательской деятельности, производимой помимо сторон и не предполагающей их участия. Эта деятельность «по своей задаче» на­правлялась главным образом, к расследованию преступного события или происшествия.

На последующих этапах развития, ознаменованных трансформацией дознания в процессуальную деятельность, родственную предварительному следствию, вопрос о назначении данного института, стоящих перед ним за­дачах исследовался многими учеными.

Так, Г.Н. Александров ограничивал задачи дознания сохранением сле­дов преступления, обнаружением и задержанием преступника[23].

В. А. Похмелкин различал задачи, стоящие перед данным институтом, в зависимости от того, производилось ли дознание по уголовным делам, где следствие обязательно, или по тем делам, что подследственны органу дозна­ния (такое деление справедливо для уголовно-процессуального законода­тельства РСФСР), причем в обоих случаях одной из стоящих перед органом дознания задач он выделял доказывание[24].

Сходную точку зрения высказывает 3. Ф. Коврига, признавая, что доз­нание и предварительное следствие «сближает общность задач»4. Непосредст­венные задачи дознания он дифференцирует аналогично предыдущему автору.

Однако следует отметить, что В. А. Похмелкин и 3. Ф. Коврига в своих работах были склонны некоторым образом смешивать задачи, стоящие перед

Информация о работе Институт дознания в уголовном судопроизводстве: понятие и значение