Брак как правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 00:58, дипломная работа

Краткое описание

В последнее время вследствие тяжелейшего экономического и социально-политического кризиса, поразившего Россию в ходе ре¬ставрации в ней системы капиталистических производственных от¬ношений, отмечается снижение числа заключения браков, повы¬шается уровень постоянного безбрачия. Средний возраст вступления в брак значительно повысился. Помимо откладывания браков имеет место отказ от их регистрации.

Содержание

Введение 4
ГЛАВА I. Брак как правовой институт 7
§ 1. Понятие брака 7
§ 2 История правового регулирования брака. 13
ГЛАВА II. Порядок и условия заключения брака 30
§ 1.Условия вступления в брак 30
§ 2. Обстоятельства, препятствующие заключению брака 37
§ 3. Порядок заключения брака 46
§ 4. Особенности заключения брака с лицами, отбывающими наказания
в местах лишения свободы и с иностранными гражданами …………….54
ГЛАВА III. Основания и порядок прекращения брака 61
§ 1. Прекращение брака вследствие смерти или объявления одного
из супругов умершим…………....................................................................61
§ 2. Расторжение брака. Общие положения 66
§ 3. Расторжение брака в органах ЗАГС 78
§ 4. Прекращение брака путем его расторжения в судебном
порядке 85
ГЛАВА IV. Признание брака недействительным 94
§ 1. Основания признания брака недействительным 94
§ 2. Обстоятельства, устраняющие
недействительность брака 104
§ 3. Правовые последствия признания брака
недействительным 107
Заключение 111
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

МОЯ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 703.00 Кб (Скачать документ)

  ________________________________________

1 См.: Свод законов Российской империи. СПб., 1904. Т. X. С. 30.

2 См.: Там же.

³ См.: Свод законов Российской  империи. СПб., 1904. Т. X. С.41.

    Но российская подданная, вышедшая замуж за иностранца, «в отечестве которого имеет силу гражданский брак, и не обвенчанная», считалась в законном браке и с точки зрения российских законов. Но вступление в брак с иностранцем влекло за собой потерю российского подданства.

     К непременным условиям вступления в брак относилось согласие сочетающихся лиц на брак и достижение брачного возраста.

      Запрещалось вступать в новый брак во время существования прежнего, не прекращенного в установленном законом порядке; запрещалось вступать в четвертый брак, даже если на вступающего в третий брак налагалась эпитимия. В счет трех браков включались не только признанные недействительными, но и прекращенные разводом; запрещалось вступать в брак лицу, имеющему более 80 лет от роду; запрещалось вступать в брак монашествующим и посвященным в иерейский или диаконовский сан, «доколе они в сем сане пребывают»; запрещалось вступать в брак лицам, находящимся в степенях родства и свойства, «церковными законами возбраненных». Различалось родство трех видов (возникающее в силу рождения, духовное и гражданское, создаваемое усыновлением). При этом учитывалось и внебрачное родство.

          При отсутствии запретов к браку желающий вступить в брак должен был письменно или «словесно» уведомить об этом священника своего прихода, после чего в церкви производилось «оглашение» в три ближайших воскресенья или в другие праздничные дни. Тем самым предоставлялась возможность всем, кто имел сведения о препятствиях к браку, сообщить о них священнику письменно или устно. «Законный брак между частными лицами совершается в церкви, в личном присутствии сочетающихся, в дни и время, для сего положенные, при двух или трех свидетелях, совокупно с обручением и по всем сообразно правилам и обрядам Православной Церкви»1. Венчание православных вне церкви допускалось с благословения епархиального архиерея в случае, если сделать это в церкви невозможно. Каждый факт регистрации

__________________________

¹ См.: Свод законов Российской империи. СПб., 1904. Т. X. С. 52.

брака записывался в приходскую (метрическую) книгу. Прекращался брак «сам собою через смерть одного из супругов»¹. Что же касается расторжения брака, то оно осуществлялось «формальным духовным судом»² по просьбе одного из супругов в трех случаях: 1) при доказанности прелюбодеяния другого супруга или неспособности его к брачному сожитию; 2) когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния; 3) при безвестном отсутствии супруга.

 О правах и обязанностях, вытекающих из супружества, в главе 4 Свода законов говорится, что эти права и обязанности делятся на личные, связанные с доставлением содержания, и имущественные. В числе первых, прежде всего, имеются в виду права сословного характера, «ибо муж сообщает жене своей, если она по роду принадлежит к состоянию низшему, все права и преимущества, сопряженные с его состоянием, чином или званием»³. По российскому законодательству, сословное уравнивание супругов происходит только в случаях, когда жена, в отличие от мужа, принадлежит к «низшему сословию». А дворянка, вышедшая, например, замуж за мещанина, свое дворянство сохраняет.

Российское законодательство прошлого провозглашало: «Супруги обязаны жить вместе». Отсюда следовало, что строго воспрещались всякие акты, склоняющие к самовольному разлучению супругов. При переселении, при поступлении на службу или иной перемене постоянного места жительства мужа жена должна была следовать за ним. Подобный закон трактовался не буквально. Считалось, что нет обязанности к совместной жизни в прямом смысле, а существует лишь обязанность не оставлять другого супруга против   его воли и без основательной причины. Поэтому подобного рода предписание было, скорее всего, советом законодателя нравственного порядка, так как иск мужа о во

_______________________________

¹ См.:  Свод законов гражданских. М., 1916. Гл. IV.

² См.: Там же.

³ См.: Свод законов гражданских. Гл. IV.

дворении к нему жены был немыслим. Такой совет предполагал объединение супругов не столько стенами дома, сколько согласованностью поведения, направленного к достижению общих жизненных целей, к взаимной поддержке, совместному воспитанию детей и проч. Статья 103 Свода законов гражданских содержит общее правило о совместной жизни супругов, где говорится, что требование одного из супругов о восстановлении совместной жизни может быть отклонено другим супругом, если совместная жизнь представляется для него невыносимой. Основаниями для этого считались: жестокое обращение с супругом или с детьми со стороны другого супруга, нанесение тяжких оскорблений супругу и вообще «явное нарушение другим супругом основанных на браке обязанностей», явное злоупотребление принадлежащими супругу правами либо «бесчестное и порочное его поведение», наличие у одного из супругов тяжкой душевной болезни либо «прилипчивой и отвратительной болезни», представляющей опасность для жизни или здоровья другого супруга или их потомства1.

Продолжение совместной жизни супругов могло быть признано невыносимым для жены, если она «одержима» такой болезнью, при которой продолжение супружеского «сожития» представляется опасным для ее жизни и здоровья.

В перечне личных обязанностей супругов фигурируется обязанность мужа «любить свою жену, как собственное свое тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи»2. А жена обязана была «повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйки дома»3.Значительное место в числе супружеских обязанностей материального свойства занимает обязанность мужа доставлять жене пропитание и содержание «по состоянию и воз-

1 Свод законов гражданских. Гл. IV.


2 Свод законов гражданских. Гл. IV

3 Там же. Ст. 107.

можности своей»1. Этому сопутствовало множество различного рода разъяснений, которые отмечали, что живущая вне дома, отдельно жена, как правило, не вправе требовать себе содержания. Исключение составляли случаи, когда она вела раздельную жизнь не по своей вине или по не зависящим от нее обстоятельствам. С другой стороны, считалось, что обязанность мужа содержать жену предполагает отсутствие у нее источника средств существования.

     Размер содержания должен был соответствовать средствам супруга и действительным потребностям супруги.

      Меньше внимания уделялось в законах того времени правовой регламентации имущественных отношений супругов. Действовал принцип раздельности их имущества, основанный на ст. 109 указанного выше закона, которая гласила: «Браком не составляется общего владения в имуществе супругов, каждый из них может иметь и вновь приобретать отдельную свою собственность»². Отсюда следовало, что жена самостоятельно распоряжается своим имуществом, не спрашивая разрешения и согласия мужа.

       Супругам дозволялось продавать, закладывать собственное свое имущество и иначе распоряжаться им прямо от своего имени, независимо друг от друга и не спрашивая на то взаимного согласия и не получая ни дозволительных, ни доверительных писем. Отдельной собственностью жены признавалось ее приданое, а также имение, «приобретенное ею на ее имя во время замужества через куплю, дар, наследство или иным законным способом»³. Важная роль приданого заключалась в образовании фонда, из которого предстояло покрывать расходы в семейной жизни. Вместе с тем в некоторых случаях приданое становилось штрафом за развод, если это происходило по вине жены.

       Тем не менее, в то время приданое рассматривалось как самостоятельный

________________________________________

 1 См.: Свод законов гражданских. Гл. IV

² См.: Свод законов гражданских. Гл. IV

³  См.: Свод законов гражданских. Гл. IV

«юридический институт», как имущество, которое жена сама или за нее другие лица назначают супругу в пользование для поддержания тягостей брачной жизни. Таким образом, приданое переходило во владение мужа, но считалось неприкосновенной собственностью жены: женские платья и белье, половина мебели, находящейся, в общем с ее мужем доме, а также половина всей «служащей в хозяйстве» посуды, половина столового серебра, половина экипажей, лошадей и упряжи. Из ст. 116 видно, что супруги могли как до брака, так и после его совершения войти в соглашение относительно определенного имущества, принадлежащего тому и другому супругу. В любом случае подобного рода договор оформлялся посредством акта, совершенного нотариусом. Под страхом недействительности этого договора о его существовании должна была быть отметка в акте бракосочетания1.      

     Коренные изменения, происшедшие в России после Октября 1917 года, повлекли за собой принятие законов и постановлений в политической, экономической, идеологической сферах.                                                                      

     Были приняты новые законы, предназначавшие для регулирования брачно-семейных отношений. Первыми законодательными актами о браке и семье были декреты ВЦИК и СНК «О расторжении брака» от 18 декабря 1917 года, «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 20 декабря 1917 года2. Оба декрета советской власти принципиально по-новому решали наиболее существенные вопросы правового регулирования брачно-семейных отношений. Отмена церковного порядка расторжения брака, установление довольно простой процедуры развода давало простор для разрешения семейно-правовых конфликтов в соответствии с провозглашенными государством принципами, один из которых заключался в полном равноправии женщины и мужчины. Установление правового равенства при расторжении брака, разрешение споров о детях имело известное значение.

1 Свод законов гражданских. Ст. 116.


2 Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 10, И.

Декрет от 20 декабря 1917 года способствовал формированию нового мировоззрения, новых взглядов на брак, помогал созданию иной брачно-семейной морали.

     Декретом «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» было объявлено, что Российская республика впредь признает лишь гражданские браки. Заключение церковного брака Советское государство объявило  частным делом граждан. Тем самым было сформулировано и закреплено одно из основных принципиальных положений советского брачно-семейного законодательства. Второе принципиальное положение нового законодательства  заключалось в том, что провозглашалось равенство внебрачных детей с детьми, рожденными в браке. Оба названных положения имели не только сугубо правовое значение, эти положения были призваны изменить представления о браке и семье в социалистическом обществе, создать условия для возникновения, укрепления и развития новой морали в области брачно-семейных отношений.

22 октября 1918 года был опубликован  Кодекс законов «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве»1. В этом документе нашли свое дальнейшее развитие принципиальные положения, провозглашенные декретами от 18 и 20 декабря 1917 года. Согласно ст. 52 Кодекса 1918 года, «только гражданский брак, зарегистрированный в отделе записей актов гражданского состояния, порождал права и обязанности супругов». Содержащиеся в Кодексе правила относительно заключения брака были развитием идеи о равноправии мужчины и женщины в семейных отношениях.  Если браку, его заключению, прекращению Кодекс 1918 года уделял сравнительно мало внимания, то о правовом положении детей в нем говорилось более обстоятельно. Согласно ст. 113, никакого различия между родством внебрачным и брачным не устанавливалось. В соответствии со ст. 134 Кодекса 1918 года, «отцом и матерью ребенка считались лица, записанные родителями в книге

             1  Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 77.


записей рождений». При отсутствии записи о родителях заинтересованным лицам представлялось право доказывать в судебном порядке отцовство и материнство. Причем вводился порядок установления отцовства по инициативе женщины. Такой порядок установления отцовства обеспечивал охрану интересов матери и ребенка еще до его рождения.

        Существенным в этом Кодексе было усиление защиты интересов детей. «Родительские права осуществляются исключительно в интересах детей», — гласила ст. 153. Семейный кодекс 1918 года провозглашал равенство родительских прав и обязанностей, определял в общих чертах родительские обязанности (забота о личности несовершеннолетних детей, об их воспитании, подготовлении к полезной деятельности). Первый Семейный кодекс РСФСР в области регулирования личных брачно-семейных отношений ввел в действие новые правовые нормы, преследующие воспитательные цели. Правовые нормы давали возможность решать вопросы формирования социалистических семейных отношений, а также вопросы укрепления брака и семьи.

         Однако вскоре обнаружилась необходимость дальнейшего изменения и совершенствования законодательства о браке и семье, приведения его в соответствие с уже сложившимися преобразованиями в обществе. Поэтому уже в 1926 году был принят новый Кодекс законов РСФСР о браке, семье и опеке1. 19 ноября 1926 года ВЦИК РСФСР принял Постановление «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке», который вступил в действие с 1 января 1927 года. Сформулированные в Кодексе правовые нормы включали в себя не только правовые предписания, но и моральные принципы с той целью, чтобы укреплять позиции социалистической морали.

Информация о работе Брак как правовой институт