Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:18, дипломная работа
Цель работы – изучение правового института защиты ответчика против иска и выработка на этой основе предложений по его совершенствованию.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
- определение содержания и значения института защиты ответчика против иска;
- рассмотрение средств защиты ответчика как конкретных актов деятельности ответчика, направленных на защиту;
- оценка достаточности правовых возможностей, предоставленных ответчику для защиты в гражданском процессе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Институт защиты ответчика против иска…………………….………..7
1.1. Понятие, содержание и значение института защиты ответчика против иска в гражданском процессе ...………………………………………………………..7
1.2. Связь института защиты прав ответчика со смежными институтами в гражданском процессе…………………………………………………………..15
Глава 2. Процессуальные средства защиты против иска……………………….21
2.1. Право ответчика на защитительные действия. Общая характеристика процессуальных средств защиты ответчика…………………………………......21
2.2. Процессуальные возражения и отводы. Заявления и
ходатайства ответчика ……………………………………………………………28
2.3. Встречный иск…………………………………………………………………39
2.4. Отрицание иска……………………………………………………………….44
Глава 3. Совершенствование правового регулирования защиты ответчика против иска………………………………………………………………………....49
3.1. Анализ практики применения средств защиты ответчиком против иска………………………………………………………………………………….49
3.2. Проблемы и пути развития законодательной регламентации защиты ответчика против иска…………………………..…………………………………59
Заключение………………………………………………………………………..71
Библиографический список…..……………………….…………………………..76
В-третьих, ст. 166 ГПК говорит
только о разрешении ходатайств в
присутствии лица, заявившего ходатайство.
Об этом свидетельствуют слова
В-четвертых, называя судебный акт, посредством которого суд разрешает ходатайство, определением, законодатель не уточняет, какой именно должна быть форма определения, в котором дается ответ суда на заявленное ходатайство.30
Наконец, ст. 166 ГПК ничего не говорит об обязанности суда разрешить заявленные ходатайства, устанавливается только процедура разрешения ходатайств, заявленных лично лицом, участвующим в деле. Получается, процессуальное право стороны на заявление ходатайства декларировано, но ему отнюдь не соответствует обязанность суда разрешить заявленное ходатайство. Если уж говорить о процессуальном сотрудничестве сторон применительно к такому процессуальному средству, как ходатайство, очевидно, что в законе должна быть прописана определенная взаимность, предполагающая некий диалог стороны с судом.
Не устанавливает процессуальное законодательство и последовательности разрешения поступивших ходатайств. В одном из определений Верховного Суда РФ по конкретному делу было указано: «Возражения З. против рассмотрения ходатайства, заявленного представителем избирательной комиссии в данной стадии процесса, не основаны на законе, так как ст. 166 ГПК не предусматривает очередность рассмотрения ходатайств». И суд прав — не установлена такая очередность в законе.31
Все это с очевидностью
свидетельствует о
Непременно следует
предусмотреть обязательность разрешения
каждого заявленного
Обязательно должна быть прописана в законе обязанность суда высылать в установленный срок (трех–пяти дней с момента изготовления акта) копию принятого при разрешении ходатайства определения сторонам и участнику судопроизводства, заявлявшему ходатайство. При этом не имеет значения, как разрешалось ходатайство — при личном рассмотрении или нет.
Подводя итог вышесказанному, хотим заметить, что закрепление такого подхода на законодательном уровне приведет к возрастанию роли письменных начал в гражданском процессе, что в свою очередь положительно скажется на эффективности судебной защиты интересов ответчика.
2.3. Встречный иск
Встречным иском называется иск, предъявляемый ответчиком к истцу с целью защиты против первоначального искового требования.
Известный российский ученый Е.В. Васьковский указывал на наличие двух признаков встречного иска. «Во-первых, это — совершенно самостоятельный иск, который может быть предъявлен отдельно от первоначального иска. Отсюда следует, что он должен удовлетворять всем условиям, требуемым от всякого вообще иска в отношении подведомственности и других абсолютных предположений и формальных условий... Во-вторых, встречный иск — одно из средств защиты ответчика против требований истца. Поэтому он должен вполне или отчасти парализовать действие первоначального иска»32.
На сегодняшний день в отечественной процессуальной науке существуют три подхода к формулированию понятия встречного иска.
Представители первого подхода (М.А. Гурвич, Н.Б. Зейдер, С.Н. Абрамов, П.Ф. Елисейкин) два требования, лежащие в основе иска, разделяют и определяют иск как категорию, присущую двум отраслям права - материальному (гражданскому) и процессуальному и выделяют соответственно два самостоятельных понятия иска – в материально-правовом и процессуальном смыслах.33
Представители второго подхода (А.Ф. Клейнман, А.А. Добровольский, С.А. Иванова, Н.И. Авдеенко) два требования рассматривают как равновеликие и понимают иск как единое понятие, сочетающее материально-правовую и процессуальную стороны. Иск, по их мнению, это требование истца к суду, содержащее требование к ответчику. Если нет требования истца к ответчику о выполнении лежащей на нем обязанности, то нет и иска, а требование к ответчику без обращения в суд также не является иском. Причем в едином понятии иска акцентируется материально-правовая сторона. «Суть любого иска как средства защиты права, - писал А.А. Добровольский, - заключается именно в том, что суд < ...> должен проверить законность и обоснованность материально-правового требования истца к ответчику. Только наличием материально-правовой стороны иска, т.е. правового требования истца к ответчику, можно объяснить существование таких институтов процесса, как признание иска, отказ от иска, судебное мировое соглашение и т.д. Следовательно, материально-правовая сторона иска – это неотъемлемый признак для определения сущности любого иска».
Представители третьего подхода рассматривают иск как чисто процессуальную категорию, самостоятельный институт гражданского процессуального права, т.е. иск – это требование к суду о совершении правосудия. Именно это требование будет средством реализации требований истца к ответчику. Требование истца к суду влечет возбуждение судебной деятельности в любом случае, обосновано ли требование истца к ответчику или нет. Интересно, что Г.Л. Осокина также подкрепляет эту точку зрения аргументами, которыми оперируют сторонники первых двух подходов: «Не отвечает требованию единства и универсальности и так называемое единое понятие иска, рассматриваемое как единство двух начал: материально-правового и процессуального.34
Встречный иск - иск, предъявленный ответчиком истцу для совместного рассмотрения в основном процессе.
Такой иск в соответствии со ст. 137 ГПК может быть заявлен ответчиком после возбуждения дела истцом и до вынесения судебного решения, в частности в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, на различных этапах судебного разбирательства вплоть до принятия решения судом.
Процессуальные действия по предъявлению и принятию встречного иска должны осуществляться по предусмотренным в ст. 131-136 ГПК общим правилам, но подсудность его определяется взаимосвязью с первоначальным иском (ч. 2 ст. 31 ГПК).
Предусмотренные условия принятия встречного иска продиктованы целесообразностью совместного рассмотрения лишь таких взаимных требований истца и ответчика, которые связаны между собой.
Взаимосвязь между материально-правовыми претензиями сторон налицо, если встречное требование направлено к зачету первоначального требования. Возможность прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования предусмотрена, в частности, ст. 410 ГК РФ.
Ответчиком может быть реализовано волеизъявление о зачете первоначального требования не только предъявлением встречного иска, но и в форме возражения. С учетом принципа диспозитивности гражданского судопроизводства право выбора в данном случае принадлежит самому ответчику. Вместе с тем по размеру зачет может соответствовать первоначальному требованию, быть меньше или больше его. Вполне очевидно, что в первом случае обоснованное возражение ответчика повлечет полный отказ в удовлетворении требования истца, а во втором случае иск будет удовлетворен частично, но в обоих случаях своим возражением ответчик полностью обеспечит защиту своих прав.
Примеры встречных исков, не направленных на зачет первоначальных требований, но исключающих их удовлетворение, многообразны. По делам о взыскании алиментов ответчики иногда предъявляют иски об оспаривании записи об отцовстве или передаче ребенка на воспитание, по делам о разделе наследственного имущества предъявляются встречные иски о признании свидетельства о праве на наследство недействительным и т.п. Вопросам рассмотрения встречных требований, удовлетворение которых исключает удовлетворение первоначальных требований, нередко уделяют внимание и высшие судебные инстанции страны.
Так, Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 постановления от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" разъяснил, что в производстве по иску о расторжении брака суд вправе рассмотреть и встречный иск о признании брака недействительным. В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 (с последующими изменениями и дополнениями) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"" разъясняется, что по искам собственников приватизированного жилого помещения к другим лицам о выселении суду в необходимых случаях, например, когда при отказе в приватизации гражданин был введен в заблуждение либо не способен был понимать значение своих действий или когда собственником была нарушена договоренность об условиях такого отказа, следует разъяснять гражданину его право на предъявление встречного иска о признании недействительным заключенного договора на приватизацию жилого помещения.
Предусмотрены иные случаи связи взаимных материально-правовых претензий сторон в возникшем споре, которые не охватываются ранее названными условиями принятия встречного иска. Чаще всего они связаны с тем, что встречное и первоначальное требования вытекают из одного и того же правоотношения.
Примером такой взаимосвязи встречного и первоначального исков являются требования другого супруга по делам о расторжении брака взыскать алименты на детей, определить размер содержания на себя, разделить общее имущество. Причем если по общему правилу, предусмотренному последним абзацем ст. 138 ГПК, взаимная связь между встречным и первоначальным исками является основанием для принятия встречного иска лишь при наличии вывода судьи о том, что совместное рассмотрение требований сторон приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров, то по делам о расторжении брака совместное разрешение названных требований - обязанность суда в силу требований закона. Исключение составляют лишь случаи, когда раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц.
Встречный иск должен соответствовать всем требованиям, которым должен отвечать и иск истца, он должен быть оформлен по правилам ст. 131 ГПК, оплачен государственной пошлиной, к нему должны быть приобщены копии по числу ответчиков (т.е. соистцов по первоначальному иску) и соблюдены другие требования ст. 132 ГПК.
Условия принятия встречного иска определены в ст. 138 ГПК:
1) если встречное требование
направлено к зачету
2) если удовлетворение
3) если между встречным и
В случае заявления встречного иска на стадии судебного разбирательства возможно отложение разбирательства дела на основании ст. 169 ГПК с целью предоставления другой стороне (первоначальному истцу) возможности для защиты. По результатам совместного рассмотрения основного и встречного иска в судебном решении должен быть дан ответ по всем заявленным требованиям, которые содержались в обоих исках.
Таким образом, с учетом всего изложенного ранее, представляется, что встречный иск – это самостоятельное требование ответчика к истцу, вытекающее из спорного материального правоотношения, взаимосвязанное и подлежащее совместному рассмотрению с первоначальным иском, обращенное к арбитражному суду по месту рассмотрения требований истца для защиты своего или чужого права или законного интереса. Из этого определения видны как общие черты для встречного и всех иных исков в арбитражном процессе, так и присущие только ему особенности.
2.4. Отрицание иска
Наряду с термином «возражения», в юридической литературе встречается также термин «отрицание». Ученые-процессуалисты вкладывают различный смысл в данное понятие. Например, Л.И. Анисимова не проводит принципиальных различий между понятием «отрицание» и понятием «возражение» и считает, что выделение среди средств защиты отрицания не вызвано практической необходимостью.
Ряд ученых (А.Ф. Клейнман, М.А. Гурвич, К.С. Юдельсон, А.А. Добровольский, С.А. Иванова) выделяет наряду с возражениями отрицание и считает, что отличие последнего состоит в том, что отрицание не содержит ссылки на приводимые ответчиком юридические факты.35 Близка к указанному взгляду позиция ученых-процессуалистов М.С. Шакарян и М.А. Рожковой. Данные авторы выделяют среди возражений возражения в собственном смысле, под которыми понимают объяснения ответчика, направленные на опровержения исковых требований и основанные на указанных им юридических фактах36.
Согласно третьей точке зрения, отличие отрицания от возражения заключается в том, что при отрицании лицо не приводит доводов в обоснование полного или частичного непризнания иска.
Г.Д. Васильева видит отличие отрицания от возражения в характере фактов, положенных в их основание. Если возражение ответчика, оспаривающего иск, лишено основания или содержит ссылку на юридические факты, обязанность доказывания которых лежит на истце, то оно является отрицанием.