Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 10:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Критерии истинности знания. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждений?
Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины - "квадрат имеет четыре стороны". Такое понимание критерия опирается на веру в силу логики мышления, достоверность восприятия им реальности. Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли способна роковым образом ввести в заблуждение.
Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения. Однако, из истории науки известно, что первооткрыватели, отстаивая истину, как правило, оказывались в одиночестве.
В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма, т.е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее предметные основания и ее объективную значимость.
Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным, если можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином "реализуемость". В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике.
Однако практика не только подтверждает истину и разоблачает заблуждения, но и хранит молчание относительного того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей.
Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается ответить на вопрос: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно.
В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм, агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания, тогда как агностики отрицают познаваемость мира.
Однако выделение этих трех линий представляется серьезным упрощением. Все гораздо сложнее. Ведь если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание. На многие вопросы, указываемые ими, пока действительно невозможно дать ответ. Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Каковы же предметы на самом деле мы не знаем и знать не можем. Получается, что мы замкнуты миром наших способов познания и не в состоянии сказать нечто достоверное о мире, как он существует сам по себе.
Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Психология скептицизма такова, что он начинает попирать не только изжившее себя, но заодно и все новое, нарождающееся. Как доктрина скептицизм вреден, т.к. принижает практически-познавательные возможности человека. Однако в разумной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это - шаг к истине.
Наука развивается путем постановки проблем, и всякая проблема ограничивает поле ее исследования. Существование ограничений в постановке и решении научных проблем отнюдь не означает признание непознаваемости мира. Непознаваемость означает недоступность объекта познания, а ограниченность научного познания означает лишь, что объект высвечивается всегда в определенном ракурсе. Непознаваемость предполагает невозможность вообще получения знания, а ограниченность познания означает лишь то, что само научное знание имеет определенную конструкцию.
Граница, проводимая ученым между вопросами, подлежащими научному объяснению и лежащими за его пределами, является подвижной и условной. Но такая граница всегда существует, как и существует объективный вопрос ее преодоления.
Что касается того, должно ли общество наложить некоторые ограничения на развитие научных исследований, то здесь существуют серьезные опасения, что бесконтрольное развитие науки может нанести непоправимый ущерб человечеству. Во всяком случае, уровень научных исследований должен быть адекватен возможностям общества гуманным образом использовать их достижения. Наука развивается не в безвоздушном пространстве и должна постоянно регулироваться интересами человечества.
Длительное время в гносеологии противостояли друг другу две концепции: эмпиризм и рационализм. Они расходились в признании источников истинного знания и оценке эффективности существующих форм познания. Чувственное и эмпирическое познание - не одно и то же. Чувственное знание - знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно (с использованием различных приборов). Эмпирическое познание - более высокий уровень познания, чем чувственное познание.
Эмпирики считали, что в основе познания лежит опыт и чувственные формы являются определяющими в полученной научной информации. По сравнению с логическими формами чувство обладает, по их мнению, достоинством достоверности, тогда как логическое мышление способно увести сознание в ложное русло.
К рационалистам в гносеологии относят тех ученых, которые ставят разум, логическое мышление выше чувств. Рационалисты считают, что органы чувств дают лишь поверхностное и иллюзорное знание и что подлинную научную истину можно установить лишь на основе строгого логического анализа.
В познании чувственное и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство заключается в том, что чувство учеловека всегда носит осмысленный характер, а логическое рассуждение опирается на данные опыта.
Основой единства чувственного и рационального является общественная практика. В ней человек формирует цель и программу действий, т.е. поступает осмысленно, однако поскольку практика связывает человека с вещью через чувственный опыт, то он вынужден в каждом практическом акте соотносить логическую идею с чувственно наблюдаемой вещью.
Научное познание отличается от всех других видов познания использованием специально разработанных методов. В самом общем смысле метод означает способ деятельности, совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата.
В научном познании различают два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое не сводится к чувственному, т.к. включает логическое осмысление и интерпретацию эмпирических фактов, а теоретическое не ограничивается логическими формами познания, поскольку в теоретическом исследовании используются наглядные модели и вспомогательные чувственные образы.
При различении эмпирического и теоретического уровней познания обычно отмечают, что они отличаются глубиной проникновения в сущность явлений. Теоретическое познание связывают с выражением в теоретических образах сущности объекта, а эмпирическое - с познанием внешних проявлений сущности объекта. Однако на эмпирическом уровне также познается сущность, т.к. эмпирическое познание отнюдь не сводится к чувственной фиксации внешне проявляемых свойств, но предполагает активную творческую деятельность субъекта. Вместе с тем следует признать, что на теоретическом уровне действительно достигается более глубокое понимание сущности явлений. Можно сказать, что если на эмпирическом уровне постигается сущность первого порядка, то на теоретическом - сущность второго (более глубокого) порядка.
Наиболее существенное различие между эмпирическим и теоретическим заключается в том, что они оперируют разными предметами. Эмпирическое познание непосредственно связано с реально изучаемым объектом (события, физические процессы). В теоретическом исследовании оперируют идеализированными объектами (идеальная модель реального объекта).
Отсюда вытекает важное различие в методах эмпирического и теоретического познания. Эмпирические методы предполагают непосредственное взаимодействие объекта с субъектом. В теоретическом же познании используются методы, основанные на анализе теоретических абстракций и логическом выводе из них возможных следствий.
Наконец, эмпирический и теоретический уровни различаются организацией знания. Эмпирическое знание, как правило, фрагментарно. Оно дает информацию о проявляемых в опыте отдельных сторонах поведения объекта. Теоретическое знание имеет значительно более систематизированный характер, оно дает целостную картину сущности объекта.
Теория всегда содержит чувственно наглядные компоненты. На низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне - рациональное.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к (ощущений, представлений, понятий) объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), Теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.
Все что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, вкакой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира.
Говоря о знании "вообще", следует обсудить чрезвычайное разнообразие видов или характеров единого по существу знания. Нельзя считать знанием только какой-то один из его видов.
Жизненное познание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смыл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного ученого.
Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания предполагают и объяснения фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное - это прежде всего объяснительное знание.
К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, то для практического познания - инженер или промышленный управляющий. Цель ученого - открытие закономерности, общего принципа. Цель инженера - создание новой вещи на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.
Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда - и будущего.
Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он - активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными - духовно-душевными. Мы нуждаемся в мире и практически преобразуем его не только для постижения тайн. Мы постигаем его тайны для удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей.
Практика - это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика выполняет тройную роль.
Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке.
Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она - цель познания.