Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:08, реферат
Онтология (от греч. on (ontos) сущее и logos – понятие, разум) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».
В рамках материализма антиподом материи будет т.н. «идеальное», в какой-то мере – информация. В классическом естествознании, где материя равна веществу, антипод материи – поле; в физике высоких энергий антипод вещества – антивещество. Термин «антиматерия» в науке не применяется. Известно, что взаимодействие вещества и антивещества (например, электрона и позитрона) ведет к появлению электромагнитного поля, а резкое торможение высокоэнергичного кванта энергии ε = hν ведет к обратному - к появлению пары, такой как электрон и позитрон. С точки зрения современной астрофизики антиматерия не существует, так как антивещество в ходе эволюции Вселенной все время «выгорало», транформируясь в электромагнитное поле. В рамках физиологии высшей нервной деятельности и психологии антиподом материи будут сознание, мышление, духовное начало.
Согласно правилам логики определение понятия материя можно дать либо через указание ее атрибутивных характеристик, что и сделано выше, либо через указание некоего эксплицированного уже ранее другого феномена и понятия (синонима), либо путем подведения данного понятия под другое, более общее и абстрактное. Под материей понимают, например, то, из чего состоят физические тела, их субстанция , субстрат. Ленин, между тем, почеркивал относительность категории субстанции (термин Б.Спинозы). Фактически, данные понятия сами требуют своего определения через другие, например, сущность, и т.д. Тогда возникает порочный круг определений. В истории науки с понятием материя отождествляли понятие вещества (в механистическом материализме и в классическом естествознании до ХХ века) и атрибутировали его понятием «массы». Исторически, попытки дать определение понятия материя посредством перечисления ее конкретных свойств, когда наука знала материю лишь как вещество, обернулись на рубеже XIX и XX вв. провалом и кризисом в теоретических основах физики и всего естествознания (что резюмировалось в форме утверждения «материя исчезла, остались одни уравнения»). Однако в рамках материализма (современного) понятия шире и общее, чем материя, просто логически не может быть. В этой связи находится и главная гносеологическая проблема определения материи в материализме. Ленин в условиях указанного кризиса основ физики предложил гносеологическое определение материи, в котором появляется еще одна категория – познающий субъект: материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущения; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении, и т.п. В итоге, материя – это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
В рамках концепций объективного и субъективного идеализма эта проблема разрешается путем введения объекта, более общего по статусу, создающего мир и материи, творящего ее. Здесь мы найдем идею объективного духа, мира идей: у Платона – это мир «эйдосов», идей, более реальный чем наш мир. У Г.Гегеля – это «абсолютный дух» и т.п., в религиях любого рода мы найдем богов или Бога. В субъективном идеализме, начиная от английского философа Дж.Беркли (1685-1753) и у его последователей вроде швейцарского психолога и философа Р.Авенариуса (1843-1896), а также австрийского физика и философа Э.Маха (1838-1916), в роли творца мира выступает субъективное, человеческий дух или его ощущения. В современном позитивизме и т.н. «аналитической философии» – это язык человека, язык науки, творящие мир, и т.п.
Важен вопрос о единстве мира. Признание субстанциональности и абсолютности материи эквивалентно принципу материального единства мира. Этот последний в материализме состоит не только в идее универсальной материальности мира, но и в единстве законов эволюции мира, других законов, которые раскрыли уже физика и химия, космология в своем известном антропном принципе, синергетика - в закономерностях упорядочивания и самоорганизации материи и ее объектов в универсальных формах, таких как системы, сети и хаос. В идеализме объективном это единство обеспечивается духом, в религиях - богами или Богом. При этом, что трудно оспорить, «абсолютный дух» – это по-сути всего лишь философский эквивалент понятия «Бога». Однако еще И.Кант (1724-1804) говорил, что ни доказать, ни опровергнуть существование Бога нельзя, в Бога можно только верить. Несколько ранее французский философ Вольтер (1694-1778) указал на креационистские и этические парадоксы, например, христианского Бога: кто же и зачем создал Сатану и зло, несправедливость и прочие отрицательные феномены в жизни всего живого, человека и общества людей, кто же допускает убийство невинных и младенцев и т.п. в жизни людей, если Бог добр, справедлив и всеблаг. Наука в этой связи отказывается обсуждать проблемы и утверждения, опирающиеся на веру в богов, бога и религию, так как сама наука опирается не на веру, а на опыт, доказательность и истинность утверждений по поводу сущности мира и материи. Исторически в этой связи и по другим причинам в истории общества издавна, с времен Коперника, Дж.Бруно, Вольтера, Ч.Дарвина возникало противостояние науки (естествознания особенно) и религии.
Материя – одно из главных понятий темпорологии. Именно, понятием времени обозначается изменчивость и деление существования материи в целом, отдельных её уровней строения, объектов, систем, структур, их становления и т.п. В рамках механики существуют специальные понятия, связанные с понятием материя, такие «как материальная точка», «тело», «система материальных точек» и др. В физике под материей понимают совокупность вещества и полей. Сказанное отражает ту современную научную информацию, которая относится к известной нам части М. безотносительно к 95-96 % того субстрата, из которого состоит весь мир и который физика и астрофизика обозначила на рубеже ХХ и XIX вв. как «тёмная материя», «тёмная энергия» и др. С ними обычное, наше «светлое», вещество и поля, из которых состоит весь видимый нам мир и мы сами, крайне слабо взаимодействуют. Это не значит, что и к ним неприменимы идеи, о которых идет здесь речь. В физике выполняются законы сохранения (симметрии) массы, импульса, зарядов и др. Вопрос в том, какова будет их судьба.
Выше сказано, что материя без движения не существует, но нет и движения без материального субстрата, т.е. «чистого движения», как это представлено в субъективном идеализме; при этом заметим, что понятие материи им отождествлялось целиком с «веществом».
Поскольку философским антиподом материи издавна считают все нематериальное, иное, например, идеальное, т.е. то, что связано с мыследеятельностью, духовной жизнью, то взаимная борьба материализма и идеализма концентрировалась исторически вокруг вопроса о первородстве, первичности материи и духа. Впервые обозначил эту проблему как «основной вопрос философии» Ф.Энгельс. По Марксу: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Точка зрения материализма на основной вопрос философии с самого начала оценивалась как точка зрения здравого смысла, практики, иначе, - натурализма, эмпиризма и научного реализма. Отношение философа или ученого к пониманию материи и духа, вопросу об их первичности/вторичности, производности, – основа разделения философов и ученых уже в античности на различные и враждующие не одну тысячу лет философские направления не только объективного идеализма, материализма, дуализма, но и субъективного идеализма, триализма К.Поппера и др. Современные авторы говорят, что основных вопросов в философии много: все зависит от уровня общности и строения объектов анализа. В философской антропологии и психологии, к примеру, таким вопросом будет проблема смысла жизни. В этике – дилемма добра и зла, в эстетике проблемы гармонии и дисгармонии, красоты и безобразного и т.п. Сознание и мышление – продукт рефлексии и саморефлексии в высокоорганизованных системах материи, наличия в функционирующем мозге человека своего иного, присутствия осознавемых сигналов (информации), свойств, отношений и др. касательно себя и всей материи в ее многообразных проявлениях и качествах (психофизическая проблема). Вместе с тем, согласно науке эта рефлексия не является в материальном мире чем-то исключительным: это всеобщая способность объектов материального мира, о чем писали среди материалистов еще французские философы Ж.Ламетри, Д.Дидро и др.
В связи с открытием
Исторически в расшифровке форм и видов материи сыграли огромную роль представления и идеи атомистики. Физика знает тесную взаимосвязь и взаимопревращение энергии и материи (массы), что получило отражение сначала, в частной форме, в электродинамике у французского физика П.Ланжевена, а затем в более общей форме у А.Эйнштейна в уравнении E = mc2. Взаимопревращение противоречивых характеристик вещества и полей была раскрыта сначала в рамках концепции близкодействия в электродинамике К.Максвелла, затем в теории электрона Лоренца – Пуанкаре, в преобразованиях Г.Лоренца, в теории относительности Эйнштейна. Новое его прочтение произошло в формах универсальных для микромира взаимодействий вещества и антивещества, частиц и античастиц, частиц (дискретного) и волн. Все это нашло непосредственное отображение в основных принципах квантовой механики, начиная с работ М.Планка, в трудах Н.Бора, Л.де Бройля, В.Гейзенберга, Э.Шредингера, П.Дирака и др. В современной физике микромира как квантовой теории полей представление о частицах сращивается с представлением о полях так, что каждой частице соответствует определенное поле и наоборот. Микрочастицы здесь – некие сингулярности полей.
Понятие о движении как форме существования материи было отчетливо обозначено впервые английским материалистом Дж.Толандом, затем, во Франции, П.Гольбахом и др., хотя все они мыслили в рамках идеи об универсальности вещественности и механического движения. Основа их всех – объективные феномены существования объектов и их свойств самой разной природы. В этой связи, теоретически, развитие можно понимать как один из видов изменения, движения, а также активности и самоактивности материи и материальных объектов разного рода, развертывающихся во времени. Это - собственно «развертывание» до тех пор свернутого, выявление, обнаружение тел, вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись прежде, которые уже подготовлены, но не были доступны восприятию. Это особенно понятно в смысле феноменов восхождения от низшего и малозначимого к высшему и полноценному, от одного качества и состояния к другому, лучшему и наилучшему, оптимальному в заданных законами природы, человека и общества условиях, в пределах возможностей и невозможностей, а также ограничений того и другого как в рамках среды, так и самого объекта. Все это реализуется в реальности и в реальном времени в пространствах возможного и невозможного ради обеспечения максимальной адаптивности и жизнеспособности данного объекта, его устойчивости, эффективности и т.п. При этом кажущаяся целесообразность описываемых объектов, феноменов и процессов не что иное как необходимая реализация закономерного, естественной природы материи, её объектов и условий среды.
Принципиально, что каждому виду и форме материи соответствуют не только общие, но и свои специфические законы организации, функционирования, связи состояний, детерминации, симметрии, инвариантности и т.д. Мы не знаем сегодня, насколько далеко в обе стороны, если схема иерархии материи открыта с обоих концов, простираются формы, виды и структуры материи. Вопрос стоит так: исчерпало ли наше познание все многообразие форм и видов материи или нет? Не ясно, могут ли оправдаться гипотезы о т.н. “первоматерии” или “праматерии”. Очевидно, что здесь действует принцип неисчерпаемости многообразия материи, о чем сказано выше. Вместе с тем, как показал М.А.Марков, принцип “состоит из …” (принцип матрешки), реализованный в ХХ веке в физике высоких энергий в форме открытий множества устойчивых и короткоживущих микрообъектов, включая античастицы, оправдывался до сих пор (см.: Марков М.А. О природе..., с.136-146). В классической физике понятие “состоит из…” означало, что некий объект – кристалл, молекула, атом – представляют собой систему, состоящую из частиц, меньших по своим массам и своим пространственным размерам. Квантовая механика привнесла собой одну неожиданную трудность в экстраполяции данного принципа без конца. Это - идея строить модели объектов из более фундаментальных частиц. Известен “дефект массы”: часть общей массы покидает систему в виде различного рода излучений (полей). К примеру, нуклоны - в кварковой механике – строятся из частиц еще больших по массе – кварков. Марков расценивает эту идею как самое яркое сбытие за всю тысячелетнюю историю существования наших представлений о веществе. Но, кажется, хотя идея кварков идет в русле старой идеи "состоит из…”,на деле – она ей противоречит (правда, есть указания на границы возможностей такого построения. Возможен и другой ход мысли – идея “ядерной демократии” (она реализуется в отмеченной выше идее “все состоит из всего”). Но опыты показали, что такая демократия оправдывается лишь при сильных взаимодействиях, она не оправдывается для слабых и электромагнитных. Между тем, происходит познание новых видов материи, новых химических элементов, движений и соответствующих им законов. Мы еще не знаем до конца мир элементарных частиц, верхние границы химизма (например, есть ли т.н. “остров стабильности” в районе номера 120 таблицы Менделеева). Возникли уже вопросы о влиянии на наш мир темной материи и движения, роли нейтрино и др. вопросы. Так, разделение энергетического состояния электронов на тонкие подуровни в условиях т.н. “вакуума” было установлено еще в 60-е гг. ХХ века. Все же, здесь далеко не все ясно. Более того, градации известных форм и видов материи все еще спорны, не устоялись, и не всеми приняты классификации форм и видов материи, не определены до конца их взаимосвязи. Нет также законченных генетических представлений об их исторической эволюции, начиная от Большого Взрыва. Не все ясно в известном “антропном принципе” в космологии. Сейчас физики снова возвращаются к идее представления элементарных объектов микромира в формах, предложенных теориями струн и суперструн.