Исторические этапы взаимодействия общества и природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:00, реферат

Краткое описание

Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет собой сферу общественного и индивидуального сознания, связанного с отражением природы как части бытия. Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для отдельного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.

Содержание

Введение
3
Человек и природа на ранних ступенях исторического развития
Условия жизни и взаимодействие с окружающей средой ранних земледельцев
Человек в условиях развития аграрной культуры
Человечество в условиях феодализма
Человечество в капиталистической общественной формации
Проблемы взаимодействия современного общества и природы.
4-7
7-12

13-15
15-17
17-19
19-2
Заключение
21-22
Литературный источник

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 114.01 Кб (Скачать документ)

совершенствовал свои поведенческие характеристики, вплоть до XY столетия он, по существу, жил на грани голода и качество его питания улучшалось очень медленно. Однако начиная с XY в. преуспевание человека приобрело устойчивый характер. В последние столетия аграрной культуры, между 1400 и 1750 гг., человечество сумело увеличить производство продуктов питания и на этой основе добиться стабильного роста своей численности.

Эпоха феодализма характеризуется интенсивным использованием в производстве таких сил природы, как ветер и текучая вода. В городах и сельской местности с успехом стали применять водяные я ветряные двигатели. Огромное значение в жизни общества в качестве тягловой силы приобрела лошадь. Все это увеличивало количество энергии, потребляемой одним человеком эпохи феодализма, до 1,1 . 105 кДж/сут. Примерно так можно оценить энергопотребление городского населения наиболее развитых в техническом отношении стран. К середине средних веков все человечество потребляло энергии порядка 6,3 . 1015 кДж/год, а в позднее средневековье эта цифра увеличилась до 1,7 . 1016 кДж/год.

При феодализме более интенсивно стали развиваться города. В средневековом городе на сравнительно малой площади было сконцентрировано большое количество людей. Плотность населения в старинных кварталах Алжира достигала 200 тыс. человек на 1 км2. В наше время в старых кварталах Цели на 1 км2 сосредоточено до 150 тыс. человек [4]. Территории городов можно рассматривать как сгустки потребления энергии. В средневековом городе потребление энергии можно оценить в 4 . 1012 кДж/км2 в год. Площадь городов обычно была невелика. так, в ХII в. первая линия укреплений Парижа опоясывала территорию несколько менее 2,5 км2.

Средневековые города отличались крайне неблагоприятной для жизни людей обстановкой. Открытые сточные канавы, недостаток чистой питьевой воды, грязь и скученность в кварталах бедноты - все это способствовало распространению массовых эпидемий острозаразных заболеваний - холеры, брюшного тифа, дизентерии, чумы и пр. Складывалась ситуация, при которой большая часть энергии, используемой всем обществом и овеществленной в вице денег, продуктов питания, изделий ремесленников, жилых и производственных строений и т. д., расходовалась на удовлетворение потребностей небольшого числа состоятельных людей, а на удовлетворение социальных потребностей всего общества ее не хватало.

В период позднего средневековья появились первые законодательные акты, направленные на охрану окружающей среды. В Англии в ХYII в. был издан указ, запрещавший лондонцам разжигать огонь в каминах во время сессий парламента, чтобы защитить парламентариев от смога. Еще раньше во многих странах Европы была запрещена охота в лесах, принадлежавших монархам, крупным феодалам, монастырям. Именно этим законам человечество обязано тому отрадному факту, что в лесах Европы до сих пор сохранились многие дикие животные.

До XVIII века основными источниками загрязнения окружающей среды были бытовые сточные воды, а также продукты сгорания топлива, применяемого для отопления помещений: окись и двуокись углерода, сажа, зола, а также сернистый ангидрид в районах, где применялся каменный уголь. Накапливание отходов еще существенно не влияло на общую экологическую обстановку.

 

 

Человечество в капиталистической общественной формации

 

Если изменения в природе планеты, произошедшие под воздействием общества при феодализме, были вызваны преимущественно развитием сельского хозяйства, то при капиталистической общественной формации эти изменения были связаны с развитием промышленности. Уже с середины XIX столетия четко обозначилось усиление процесса разрушения биологического разнообразия: по вине человека исчезло много видов растений и животных из разных групп - млекопитающих, птиц, насекомых и др. В результате деятельности человека уничтожение отдельных видов в XX веке шло в несколько раз быстрее, чем в предыдущие эпохи.

Итак, история развития человечества убедительно показывает, что человек разумный (Homo sapiens) является биосоциальным видом, который в процессе своей жизнедеятельности разрушает окружающую среду.

Разрушающее влияние человека на природу нарастало по мере повышения его энерговооруженности и численности народонаселения. Во второй половине XX столетия оно приняло такие масштабы, что возник вопрос о перспективе сохранения человечества на планете:

  1. началось изменение климата вследствие усиления парникового эффекта;
  2. широкие масштабы приняли кислотные осадки;
  3. разрушается озоновый экран;
  4. обедняется биологическое разнообразие и сокращается площадь лесов;
  5. происходит снижение плодородия пахотных земель под влиянием эрозии;
  6. во многих регионах мира население испытывает недостаток пресной
  7. воды;
  8. обострились проблемы перенаселения и голода.

Обострение глобальных кризисов, порожденных техногенной цивилизацией, ставит вопрос: можно ли выйти из этих кризисов, не меняя базисной системы ценностей техногенной культуры?

Мы исходим из того, что эту систему ценностей придется менять, что преодоление глобальных кризисов потребует изменения целей человеческой деятельности и ее этических регулятивов. А радикальное изменение ценностей означает переход от техногенной цивилизации к новому типу цивилизационного развития, третьему, по отношению к традиционалистскому и техногенному.

В современных философских и социальных исследованиях уже не раз высказывалась мысль о необходимости изменить стратегию нашего отношения к природе. Эти идеи разрабатывались еще в исследованиях Римского клуба. Известны также разработки экологической этики, в рамках которой наиболее радикальные направления провозглашают отказ от идеала господства человека над природой. Выдвигается альтернативный идеал, согласно которому мы не должны относиться с чувством превосходства к животным и растениям, видеть в них только средство нашего жизнеобеспечения. В качестве первоисточника справедливо упомянуть идеи А. Швейцера о благоговении перед жизнью. Сегодня предпринимаются попытки расширить понимание категорического императива, применяя его не только в сфере нравственных отношений людей, но и в отношении человека к живой природе.

В.С. Степин подчеркивает, что переход к новому типу цивилизационного развития связан с формированием "точек роста" новых ценностей, которые возникают в различных областях техногенной культуры, в том числе в религиозном и политико-правовом сознании. Например, в сфере религиозного сознания, современными протестантскими теологами активно разрабатывается идея, согласно которой Бог еще не закончил процесс творения мира, он творит его до сих пор: эволюция продолжается (X. Ролстон, А. Пиккок). Получается, мир не просто создан Богом, который как бы со стороны на него смотрит и за ним наблюдает. Бог - соучастник этого процесса, и сумма зла, творимого людьми на Земле, тоже оказывает влияние на этот процесс. Возникает представление о том, что человек ответствен за космическую эволюцию, влияет на нее добром или злом, которое сам творит. Эти идеи могут по-новому осветить принципы человеческой ответственности перед природой, перед собой и будущими поколениями.

На наш взгляд, формирование "точек роста" новых ценностей, на которые указывает В.С. Степин, должно доминировать в том способе освоения мира человеком, который сегодня является основным. Это принципиальное замечание. Мы, конечно, понимаем, что в процессе своего существования человечество выработало множество способов освоения мира (мифологический, религиозный и др.). В статье мы подробно проанализировали принципиальные различия между способами освоения человеком мира, сделали ряд выводов,относящихся к их взаимосвязи в культуре XXI века. В этой статье мы подчеркивали, что только все вместе способы освоения мира обеспечивают жизнедеятельность человека. Это означает, что все ценное, что появляется в существующих способах отражения мира человеком, должно быть использовано на благо человечества. Но в каждую историческую эпоху в разных странах и даже в целых регионах планеты на передний план выдвигается какой-то один способ освоения мира. Хотим мы этого или нет, но в наше время доминирующим способом освоения мира является научный. Хотя это могут осознавать и не все люди в мире. И нет никаких убедительных данных, которые говорили бы о том, что в ближайшее время произойдет смена доминирующего сегодня в культуре развитых стран научного способа освоения мира. Все существенное, возникающее именно в доминирующем способе освоения мира, легче становится достоянием массового сознания, тем более, что наука старается осмыслить и то, что происходит в других способах освоения мира. Однако и здесь есть свои трудности.

Н.В. Мотрошилова в докладе "Варварство как оборотная сторона цивилизации" сделанном на IV Российском философском конгрессе, подчеркнула, что чисто животное, а потом уже и примитивно-человеческое, варварское отношение к природе означает ничем не сдерживаемое потребление ее даров и хищническое использование ее условий, крайним следствием чего становится некомпенсируемое расхищение природных богатств, накапливаемых тысячелетиями и столетиями, насилие над окружающей средой, в конце концов делающие ее непригодной для обитания как человека, так и других живых существ. Цивилизация означает возникновение такого исторического способа жизнедеятельности, при котором практически внедряются и отчасти соблюдаются хотя бы элементарные нормы восстановления, сохранения, обогащения даров природы и облагораживания природной среды человеческого обитания. Переход к такому состоянию в древней истории означал спасение человеческого рода от гибели, которая неминуемо ожидала бы его при безраздельном господстве регулятивов варварства. Благодаря переходу к цивилизации, т.е. собственно, хотя бы к элементарным надбиологическим программам деятельности, возникло определенное сдерживание напора чисто биологических механизмов расхитительского потребления природных даров. И возникло некое перемирие, возник баланс в прежде крайне воинственных, сиюминутно-ориентированных агрессивных отношениях человека к природе, переплетенных, кстати, с огромным страхом перед нею. Но в том-то и дело, что конкретно-исторические формы поддержания такого баланса отражали постоянное противоборство только возникших, слабых механизмов цивилизации и совсем не исчезнувших, в чем-то более "удобных" для человека регулятивов варварства в отношениях с природой. Подчас думают, что экологические кризисы - сугубо современное явление, но на деле движение цивилизации через перманентное порождение экологических кризисов - характерная ее черта.

 

Проблемы взаимодействия современного общества и природы.

 

В наши дни, когда человечество озабочено глобальной политикой развития цивилизации XXI века и вытекающей из нее концепцией устойчивого развития с учетом нового экологически ориентированного мышления, парадигма биоцентизма приобретает особую актуальность. Устойчивое развитие как отдельных государств и регионов, так и всего мирового сообщества, "канонизированное" в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и принятое на Всемирном саммите (Йоханнесбург, 2002), подразумевает коллективную ответственность за усиление и упрочнение взаимосвязанных, дополняющих друг друга основ устойчивого экономического, социального развития и охраны среды обитания живого на местном, региональном и глобальном уровнях. Однако в трактовке концепции устойчивого развития имеются различия, связанные с отношением к природе и пониманием самого развития в зависимости от приверженности (сознательной, либо интуитивной) к антропо- или биоцентрической парадигме. Мы ходим подчеркнуть, что "базовое различие" между антропо- или биоцентрической платформой определяет не только понимание природы и отношение к ней "как к ресурсу", либо как к Великому разнообразию жизни, не отделимому от жизни человека, но и понимание внутренних отношений между экономическим, социальным и экологическим развитием.

Чтобы выйти из экологического кризиса, надо изменить систему базисных ценностей техногенной цивилизации. Но это только одна сторона дела. Другая, не менее важная, заключается в том, чтобы эта новая система ценностей стала нормой для людей, их императивом в отношении к природе. А этого можно достигнуть только в том случае, если у каждого человека будет сформировано действенное экологическое сознание.

Понятие экологической культуры широкое. С одной стороны, оно представляет собой часть общей культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека, ибо в той или иной мере присуща каждому. С экологическими вопросами, проблемами сталкивается каждый и, причем, он вынужден отвечать на эти вопросы, решать такие проблемы. Другое дело как? Это зависит от уровня экологической культуры общества.

Анализируя структуру культуры, Л.Н. Коган выделяет несколько ее видов, представляющих собой своего рода "вертикальное" сечение и пронизывающих как материальные, так и духовные сферы общественной жизни. Им выделяется культура экономическая, эстетическая, экологическая и политическая [15, 38].

В свете сказанного, место экологической культуры в общей системе культуры можно определить:

  1. как элемент общей культуры общества, фиксирующий способ
  2. реализации сущностных сил человека;
  3. как характеристику степени активности включения общества и
  4. государства в деятельность по улучшению состояния окружающей
  5. природной среды;
  6. как характеристику степени развитости институтов и форм
  7. трансляции экологического опыта;
  8. как характеристику степени осознания субъектом важности его роли
  9. в решении судьбы природы Земли;
  10. как характеристику включенности всех членов общества в процесс
  11. формирования подрастающего поколения в духе бережного отношения к
  12. природе.

Таковы основные сущностные характеристики экологической культуры, которая субстанционально представляет собой единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного опыта, знаний, умений и навыков в сфере взаимоотношений человека и окружающей среды, так и результатов этой деятельности, закрепленных в ценностях, нормах, традициях и институтах.

Информация о работе Исторические этапы взаимодействия общества и природы