Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:00, реферат
Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет собой сферу общественного и индивидуального сознания, связанного с отражением природы как части бытия. Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для отдельного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.
Введение
3
Человек и природа на ранних ступенях исторического развития
Условия жизни и взаимодействие с окружающей средой ранних земледельцев
Человек в условиях развития аграрной культуры
Человечество в условиях феодализма
Человечество в капиталистической общественной формации
Проблемы взаимодействия современного общества и природы.
4-7
7-12
13-15
15-17
17-19
19-2
Заключение
21-22
Литературный источник
Уже на ранней ступени становления человека проявлялась его связь с биогеохимической ситуацией - среди ископаемых остатков часто находят челюсти с кариозными зубами и полностью разрушенными коронками зубов. Жители тропических районов, несомненно, страдали от малярии, многочисленных гельминтозов.
Большие адаптационные возможности человеческого организма позволили не только выжить человеку в районе своего появления, пережить резкие изменения в природе Земли (похолодания, оледенения обширных районов, резкие потепления, изменения уровня морей и океанов), но и заселить все природные зоны нашей планеты. "Самый факт существования людей в арктических областях Евразии и Америки, в пустынях умеренных широт и в тропическом поясе служит доказательством существенных, эндогенно закрепленных различий приспособленности к условиям среды" [7. С. 223].
Условия жизни и взаимодействие с окружающей средой ранних земледельцев
Важной ступенью в развитии человеческого общества стал переход от охоты и собирательства к земледелию. Часто этот переход называют неолитической революцией, так как человек пришел от присваивающей экономики к экономике производящей. Важные отличительные особенности жизни неолитического человека - его оседлость или полуоседлость, тесный контакт" с территорией, которую он обрабатывал, увеличение плотности населения, овладение гончарным ремеслом, высокие достижения в технике шлифования камня. В этот же период в хозяйственной деятельности начал использоваться плуг. Для судеб планеты это имело огромные последствия. "В течение последнего десятка - двух тысяч лет геохимическое воздействие человечества, захватившего посредством земледелия зеленое живое вещество, спало необыкновенно интенсивным и разнообразным" [8. С. 183].
Как показывают исследования археологов, а также классические работы Н.И. Вавилова, первоначально земледелие возникло в Северной Африке, Сирии, Иране, Средней Азии. Отсюда оно стало распространяться в Европу. Считается, что скорость этого распространения достигала в среднем 1 км в год. Первоначально земледелие носило экстенсивный характер. Оно мало чем отличалось от собирательства и, как в эпоху мезолита, сочеталось с охотой. По мере истощения одних участков древние земледельцы переходили на другие участки, поэтому их поселения существовали на одном месте 2-3 года, а потом переносились в другую часть общинных земельных владений. Формирование древнейших хозяйственно-культурных типов было очень тесно связано с экологией, в частности с возможностями выбора дикорастущих растений для культурного возделывания, с возможностями затем хранить запасы [22]. Важные сдвиги в совершенствовании земледелия и в прогрессе человеческой истории связаны с развитием орошаемого земледелия, которое появилось около б тыс. лет назад в Египте и Месопотамии, и с доместикацией сельскохозяйственных животных около 3 тыс. лет назад. Еще мезолитический охотник приручил собаку и использовал ее во время охоты. На много позже были одомашнены крупный рогатый скор, верблюды, овцы, козы и свиньи.
В большинстве районов обитаемого в первобытные времена мира земледелие было более надежным источником пропитания, чем охота и собирательство. В связи с этим началось постепенное увеличение численности населения. Оно стало жить более крупными сообществами, которые в 10 раз и более превосходили группы кочевых охотников. Плотность населения в различных регионах зависела от культурно-хозяйственного типа. Так, при подсечно-огневом земледелии из-за необходимости каждые несколько лет оставлять истощенные поля и переходить на другие участки плотность населения не могла быть высокой. В жарких же районах с орошаемым земледелием, где применялись удобрения в виде экскрементов людей и животных, или на землях, где ежегодные паводки оставляли плодородный ил (долина Нила, Ганга, Тигра, Евфрата и пр.), общины были весьма многочисленны. Например, в Южной Туркмении, на территории джейтунской культуры, в YI тысячелетии до н.э., сразу после завершения неолитической революции, жило около 3 тыс. человек, в IY тысячелетии, в эпоху раннего энеолита, на той же территории обитало 12--14 тыс. человек [18]. В раннеземледельческих неолитических поселениях число жителей колебалось от 50 до 500 человек. В плодородных районах плотность населения достигала 230--350 чел./км2, а в рисоводческих районах она составляла 500 чел./км2. Продолжительность неолита может быть оценена в 5 тыс. лет. Можно считать, что за этот период численность человечества возросла с 10 до 50 млн человек, т.с. в 5 раз за 5 тыс. лет, или примерно на 40% за каждое тысячелетие [26. С. 229]. В этот период появляются достаточно большие поселения, которые могут быть классифицированы как первые города. На юге Средней Азии в эпоху энеолита существовали крупные оседлоземледельческие поселения с числом жителей 1--2 тыс. человек [18, С. 183]. Около 9 тыс. лет назад уже существовал библейский Иерихон, в котором тогда, согласно данным археологов, насчитывалось 2--3 тыс. жителей.
При переходе от присваивающей экономики к производящей ряд важных факторов способствовал интенсивному развитию ремесел. Ведущую роль при этом играли новые потребности людей на данной ступени исторического развития. Действительно, оседлая жизнь требовала надежных жилищ и, следовательно, инструментов для их строительства; земледельческая культура немыслима без запасов собираемых продуктов, требующих особой термической обработки, что привело к развитию изготовления керамики; усовершенствовались навыки обработки земли, и появилась потребность в сельскохозяйственных орудиях; возникла необходимость в одежде из растительных волокон (вместо меховой одежды охотников), и поэтому в неолите появился прообраз ткацкого станка. Помимо потребностей в тех или иных предметах, в земледельческих поселениях появились и необходимые условия для развития ремесел. К их числу относятся: постоянная или достаточно длительная оседлость, позволяющая иметь необходимые приспособления для изготовления различных предметов; досуг между периодами полевых работ; повышенная плотность населения, которая позволяла обмениваться наиболее прогрессивными навыками в разных ремеслах. В этот же период появляются и зачатки дифференцированной ремесленной деятельности.
Энерговооруженность ранних земледельцев была невелика: 12- 15 тыс. кДж член земледельческой общины получал с пищей, около 16 тыс. кДж давало тепло домашнего очага, столько же приходилось на тягловую силу (энергия сельскохозяйственных животных). В совокупности общее энергопотребление неолитического земледельца составляло в сутки 40-50 тыс. кДж, что является ничтожной величиной в сравнении с энергопотреблением современного человека, но в 2 раза превышает потребление энергии мезолитическим охотником. Общее потребление энергии всем населением Земля в конце неолита можно оценить величиной 2,5 - 1012 кДж/сут, или 9 - 1014 кДж/год.
Пищевой рацион неолитического земледельца состоял на 80 или даже на 90% из растительных продуктов [13]. Состав растительных продуктов в значительной мере зависел от того культурно-хозяйственного типа, к которому относился тот или иной ранний земледелец. Иногда центры возникновения земледелия именовали по тем культурам, которые первоначально возделывало население, пшеничный, маисовый, просяной, рисовый, клубнеплодный. А.М. Решетов [22], характеризуя основные хозяйственно-культурные типы ранних земледельцев, перечисляет возделываемые ими сельскохозяйственные культуры. Древнейшим является хозяйственно-культурный тип ручных (мотыжных) земледельцев, ведущих хозяйство в тропиках и отчасти в субтропиках Азии, Африки и Америки. При этом типе возделываются яме, таре, маниок, батат, картофель, частично суходольный рис, кокосовые, саговые и другие виды пальм, бананы, сахарный тростник. У мотыжных земледельцев степей и сухих предгорий основные культуры - пшеница, кукуруза, просо, бахчевые. Для лесной зоны характерно подсечно-огневое земледелие с возделыванием ячменя, овса, ржи. В Центральной Азии, соседних с ней горных областях и в горных районах Европы и Америки жители выращивали засухоустойчивые сорта овса, ячменя, гречиху, коноплю, сурепку, частично рис.
Различные специалисты неоднократно подчеркивали, что в доземледельческую эпоху размеры человеческих групп к продолжительность жизни людей регулировались в основном количеством продуктов питания, а с развитием земледелия главным регулирующим фактором стали болезни. Действительно, земледелие и животноводство, резко изменив весь хозяйственно-бытовой уклад жизни людей и весьма ощутимо оказав влияние на окружающую природную среду, повлияли и на заболеваемость жителей древних земледельческих и земледельческо-скотоводческих общин.
Первый существенный фактор, который появился в связи с развитием земледелия и стал ощутимо воздействовать на состояние здоровья людей, повышение плотности населения. Концентрация значительных групп людей на ограниченных площадях способствовала распространению среди них многих инфекционных болезней. Л.В. Громашевский [9. С. 350] писал: "Историческое происхождение человека из животного мира обусловило то обстоятельство, что человек принес с собой ряд инфекционных (паразитических) состояний, от которых страдали его предки". Далее этот автор подчеркивает, что есть достаточно оснований указать на три источника образования инфекционных болезней человека. В качестве первого источника послужили те болезни, которые были свойственны еще животным предкам человека. Следуя вместе со своим хозяином в ходе эволюционного процесса, возбудители таких болезней видоизменялись в меру тех изменений образа жизни, питания и пр. своего хозяина, которые могли повлечь за собой существенную перестройку химического состава клеток и тканей его организма. С наибольшей вероятностью к этой категории заразных болезней можно отнести малярию, некоторые гельминтозы, быть может, брюшной тиф.
Вторым источником образования инфекционных болезней человека мог послужить процесс приобретения свойств патогенных паразитов бывшими свободноживущими сапрофитными организмами. Количество болезней, образовавшихся этим путем, очевидно, невелико. В качестве убедительного примера этой категории инфекционных болезней может служить холера.
Третий источник представляется наиболее обильным. Появившись на Земле позже всей массы обитающих на ней животных и заняв здесь особое положение как по расселению на всей ее поверхности, так и по разносторонности своей деятельности, человек начал вступать в различные формы общения (охота, употребление в пищу, одомашнение, хозяйственное использование, пребывание на одной территории и т. п.) со всеми видами животного мира. Это послужило причиной того, что он испробовал на себе все болезни животных, или зоонозы, к которым он сам оказался восприимчивым. При этом в зависимости от того, каким механизмом передачи распространяются возбудители таких болезней, они либо оставались болезнями зоонозной природы, либо, более или менее значительно видоизменяясь, превращались в новые человеческие болезни. Так образовались, например, оспа человека из коровьей оспы, сыпной тиф человека из крысиного риккетсиоза, возвратный тиф из клещевого спирохетоза грызунов и т. д. Ни один животный вид не имеет такого большого числа инфекционных болезней, как человек.
Нужно полагать, что в поселках первых земледельцев уже существовали инфекции дыхательных путей, кишечные инфекции и инвазии. Жизнь в поселках привела к ухудшению санитарного состояния населения, так как вокруг поселений стали скапливаться отбросы, нечистоты, происходило загрязнение почвы и водоемов, что приводило к распространению возбудителей инфекций и инвазий. Хранилища зерна в поселках и свалки становились объектами, привлекавшими диких животных, которые являются хранителями и переносчиками возбудителей многих природно-очаговых инфекций. В поселениях человека стали доместицироваться мыши и крысы, которые со временем становились причиной вспышек инфекционных заболеваний, Возбудители болезней и кровососущие переносчики возбудителей передавались от диких животных домашним. Это приводило к тому, что природные очаги болезней из дикой природы иррадиировали в непосредственное окружение человека и превращались в антропургические очаги. Иксодовые клещи -- переносчики возбудителей целого ряда тяжелых заболеваний в природе - прокармливаются на диких животны, но могут сменить прокормителя и начать паразитировать на домашних и сельскохозяйственных животных, а потом нападать и на человека. Интересен пример с желтой лихорадкой. В Африке главным хранителем этой болезни являются обезьяны. Вирус от обезьян к человеку переносят комары. Заболевший человек сам становится на некоторое время резервуаром инфекции, которую комары могут от него передавать другим людям.
Выплаживание комаров и других кровососущих двукрылых -переносчиков многих опасных болезней - малярии, желтой лихорадки, лейшманиозов, филяриатозов и др. вблизи поселений человека в большинстве случаев связано с хозяйственной деятельностью. Наличие различных ям, рытвин, пеньков с дуплами, разбитых глиняных сосудов, где может скапливаться вода, создает весьма благоприятные условия для выплаживания двукрылых кровососов. Распространению малярии, которая от древних времен и до наших дней представляет собой одну из наиболее распространенных и истощающих человека болезней, в значительной степени способствовала вырубка лесов для земледелия, При этом в открытых водоемах условия становились оптимальными для выплода комаров рода анофелес.
Строя свои жилища, люди часто, сами того не подозревая, создавали биотопы для существования многих видов переносчиков болезней. Так, в стенах глинобитных домов могли обитать триатомовый клещ - переносчик болезни Шагаса (американский трипаносомоз), москиты рода флеботомус - переносчики висцерального и кожного лейшманиозов, клещи рода орнитодорус - переносчики клещевой возвратной лихорадки. В жилищах устраивают дневки комары - переносчики вухерериоза и т. д.
Особую эпидемиологическую роль сыграло развитие ирригации. Обводнение засушливых районов, создание водоемов со стоячей водой, работа на орошаемых полях, например при рисосеянии, приводили к возникновению у населения многих инфекций и инвазий. Весьма типична в этом отношении группа шистосомозов (кишечного, мочеполового, японского). Промежуточными хозяевами шистосомозов служат моллюски, которые обитают в оросительных каналах, на рисовых полях, в прудах и т. д. Люди заражаются при работе на затопленных полях, при очистке ирригационных каналов, при купании, питье воды. Употребляя в пищу водные растения и питьевую воду из слабопроточных водоемов, люди могли заразиться другим гельминтозом - фасциолезом.
Земледелию сопутствовало разведение сельскохозяйственных животных, что также отражалось на здоровье неолитического человека. Из заболеваний, связанных с сельскохозяйственными животными, первым следует назвать бруцеллез. Наиболее патогенная для человека форма - бруцеллез, возбудитель которого размножается в организме мелкого рогатого скота - овец и коз. Именно этих животных в первую очередь приручал человек неолита. С сельскохозяйственными животными связано и распространение лептоспирозов, При употреблении недостаточно термически обработанного мяса животных происходило заражение биогельминтозами - тениаринхозом, тениозом, трихинеллезом. Тяжелое течение трихинеллеза привело впоследствии к тому, что древнеиудейская религия, а потом и ислам запрещали своим последователям употреблять в пищу свиное мясо, с которым связано возникновение трихинеллеза. Охота и животноводство способствовали заболеванию людей трипаносомозом (сонной болезнью) в Африке.
Информация о работе Исторические этапы взаимодействия общества и природы