Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:02, реферат
С большим темпом происходят изменения в современном демократическом обществе. Эти изменения затрагивают все страны и не зависят от культуры той или иной страны, хотя схожесть процессов все же наблюдается. В большинстве случаев люди предают внимание материальным ценностям, а демократическая культура является обманным понятием о счастье и прогрессе. Эта культура мешает техническими открытиями общаться человеку с природой, что приводит к расстройству сознания, которое не может смириться, чтобы жить в гармонии с душой, телом и природой.
Введение
Биографические данные А. Шопенгауэра
Основные философские понятия.
Положение о воле.
Пессимизм в философии Шопенгауэра.
Заключение.
Список литературы.
Титаническая борьба
сил в неорганической природе
, вечное зарождение новой жизни
, жадное , непрерывное , безмерно-изобильное
в природе ( гибель бесчисленного
множества зародышей ) – все это
свидетельствует о
характеризуется его сущность, это – воля ( чувствования и страсти Шопенгауэр включает в понятие воли , в противоположность познавательным процессам ). Интеллект – другая основная психическая способность – играет по отношению к воле служебную роль . Нами постоянно руководит воля – она всячески влияет на интеллект , когда он расходится с ее стремлениями . Господство воли над интеллектом и ее вечная неудовлетворенность являются источником того , что жизнь человека есть непрерывный ряд страданий . Важнейшие его доводы сводятся к указанию на непрочность , мимолетность наслаждений и на их иллюзорный характер .Как только желание5 достигнуто нами , снова возникает неудовлетворенность , и мы вечно переходим от страдания к скуке и обратно через кратковременные промежутки неполного удовлетворения . К этому следует добавить всю ту массу зла , которую вносит в мир несчастный случай , человеческие эгоизм , глупость и злоба . Единственными оазисами в земном существовании служат философия наука и искусство а так же сострадание другим живым существам . Шопенгауэр в значительной степени смягчает свой пессимизм указанием на моральное значение мира . По Шопенгауэру , распадение воли на множественность индивидуальных существований – утверждение воли к жизни есть вина , и искупление ее должно заключаться в обратном процессе – в отрицании воли к жизни . В связи с этим у Шопенгауэра своеобразное воззрение на половую любовь . В этом явлении прослеживается метафизическая основа жизни Любовь есть неудержимый инстинкт , могучее стихийное влечение к продолжению рода . Влюбленный не имеет себе равного по безумию в идеализации любимого существа , а между тем все это “военная хитрость” гения рода , в руках которого любящий является слепым орудием , игрушкою . Такой взгляд на любовь между полами делает женщину главной виновницей зла в мире , ибо через нее происходит постоянное новое и новое утверждение воли к жизни . “ Узкоплечий , широкобедрый , низкорослый пол” лишен всякой истинной оригинальности духа , женщины не создали ничего истинно великого , они легкомысленны и безнравственны . Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши , происходит 9/10 экономических бедствий человечества. В конце концов Шопенгауэр смог сказать вместе с Пшибышевским , что женщина – это та веревка , на которой черти тащат души грешников в ад . Итак , подтверждение воли к жизни ведет человечество лишь к бедствиям , и только обратный процесс отрицания воли к жизни ведет к облегчению . Кроме философского познания , есть три стороны в жизни человека , смягчающие тягостность существования и содействующие облегчению благодатного процесса искупления ,- это эстетическое созерцание , мораль сострадания и аскетический “квиетив воли”.
Эстетика Шопенгауэра .
С раннего детства Шопенгауэр
, имея возможность
Этика Шопенгауэра . Кроме
художественного прозрения в
сущность мира , есть еще другой
путь к освобождению себя от
страданий , это – углубление
в моральный смысл бытия . Моральную
проблему Шопенгауэр тесно
Ему свойственны следующие черты :
Поэтому нравственное
воспитание , с точки зрения Шопенгауэра
, невозможно. Воля человека , как
эмпирической личности , строго детерминирована
. Но та сторона воли , которая
кроется в “умопостигаемом
Человеческой деятельностью
руководят три главных мотива
: злоба, эгоизм и сострадание , Из
них только последний есть
мотив моральный. Признание сострадания
единственным мотивом
2.1. Положение о воле.
Главное положение Шопенгауэра о том, что воля есть абсолютное, родилось в ходе теоретического анализа Канта и Фихте. Теорией идей или ступенями волевого феномена он обязан Платону, а общей трезво-пессимистической направленностью философии - учением об отрицании воли - буддизму. Жизненным идеалом философа был буддистский отшельник. Несмотря на перекличку идей с восточными учениями, Шопенгауэр постоянно подчеркивал самостоятельное происхождение своей философской системы.
По мнению Шопенгауэра, которое вполне совпадает с кантовским, мир есть не что иное, как мое представление. Но отсюда вовсе не следует, будто никакой реальности, кроме духовной, не существует. Следует различать мир в себе, независимый от моих чувств, и мир, каким я его вижу и познаю, то есть мир феноменальный. Наши фактические познания относятся не к самому миру, каков он есть на самом деле, а лишь к миру явлений. Познающее сознание воспринимает мир через сетку особых категорий, которые просто упорядочивают наши представления.
Но мир, рожденный процессом познания, как полагает Шопенгауэр, отличается от реального мира, о котором нам трудно судить. Не следует, стало быть, абсолютизировать духовные сущности. Вот почему философия Шопенгауэра «не признает столь умно придуманную профессорами и ставшую им необходимостью басню о непосредственно и абсолютно познающем, созерцающем или воспринимающем разуме, который стоит только в начале навязать своим читателям, чтобы затем 6
уже самым покойнейшим образом... въезжать в решительно раз и навсегда нашему познанию Кантом закрытую область, за пределами возможности всякого опыта, где уже прямо являются основные догмы новейшего оптимистического христианства непосредственно раскрытыми и превосходно изложенными».(3*)
Итак, Шопенгауэр различает два мира. Один - как явление, как представление. Другой отделен от него целой пропастью. Это мир реальностей, мир-воля. В первом царит причинность, как и во всем, что находится во времени и пространстве. Второй не соотнесен со временем и пространством. Он свободен от всяких пределов и ничем не сформирован, не стеснен. Провести различие между этими двумя мирами - задача философии по Шопенгауэру.
«Мир - это мое представление». Этой формулой Шопенгауэр начинает свой основной труд, воспроизводя в ней философию Индии, существо философских систем Лейбница, Беркли, Юма и Канта. Разве не кажется эта формула очевидной? Ведь глаз различает краски, ухо воспринимает звуки, рука ощупывает поверхность предметов. Но все это лишь представляется нам. Мир феноменальный, по Шопенгауэру, это моя идея, продукт моей умственной организации. Предположим, я был бы организован как-то иначе. Что это означало бы? Мир преобразился бы, представился бы мне совершенно иным, сотканным из других феноменов. Стало быть, он зависит от субъекта, который воспринимает мир.
Итак, две разные сферы: область феноменов, которая не содержит в себе ничего реального и нечто совсем иное, покуда неразгаданное, таинственное, возможно, принципиально непостижимое... Это уже не представление, а воля... Читатель должен сразу уяснить, что это понятие в рассуждениях Шопенгауэра возникает не в житейски тривиальном смысле. Воля - начало всего существующего. Оно обозначает сущность скрытого бытия феноменов. Воля - это абсолютно свободное хотение, не имеющее ни причины, ни основания (4*).
«Казалось бы, из такого весьма неопределенного положения» - отмечает Т. А. Кузьмина, - точнее из положения, в принципе отрицающего какое бы то ни было определение сути мира, нельзя получить для философии никаких более или менее фиксированных утверждений, установить какую-нибудь последовательную линию рассуждения, вывести какие-то конкретные следствия.
Шопенгауэр так не считает. Более того, он уверен, что предлагаемый им тип философствования должен будет не только изменить облик и задачи самой философии, но и привести к переосмыслению человеком самого себя, своей жизненной позиции и назначения».7
Шопенгауэр проводил различие между аналитико-рефлексивными и интуитивно-созерцательными компонентами культуры. Отдавая предпочтение последним, он рассматривал музыку как высшее из искусств, поскольку она имеет своей целью не воспроизведение идей, а непосредственное отношение самой «мировой воли» (5*).
«Композитор раскрывает сокровеннейшее существо мира, - подчеркивал он, - и высказывает глубочайшую мудрость на языке, которого его разум не понимает: как магнетическая ясновидящая дает разгадки вещей, о которых она наяву не имеет понятия» (6*). И далее: «...Всюду музыка выражает только квинтэссенцию жизни и ее событий, никак не их самих... именно эта исключительно ей свойственная общность, при точнейшей определенности, сообщает ей то высокое достоинство, которым она владеет как панацея всех наших страданий. Если таким образом музыка слишком старается приладиться к словам и событиям, то она силится говорить языком, который не есть ее собственный» (7*).