Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 20:55, реферат
. На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество античных философов Платона и Аристотеля, создававших свои философские картины мира в эпоху великих потрясений, происходивших в современном им обществе. Мир Платона и Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов полисов и возникновения империи Александра Македонского.
1. Введение
2. Биография Аристотеля
3. Влияние Аристотеля на Европейскую науку и философию
4. Критика теории Платона
5. Учение о форме и материи
6. Теория познания Аристотеля
7. Основные черты Аристотелевской научной картины мира
8. Заключение
В. И. Ленин высоко ценил это место из Аристотеля. В данном сравнении философа он видел проявление его материалистической тенденции в гносеологии. В. И. Ленин отмечает, что это знаменитое "сравнение души с воском заставляет Гегеля вертеться, как черт перед заутреней, и кричать о "недоразумении, часто порождаемом" этим (местом. - А. Ч.)" 1 /Ленин В. И. Полн. собр, соч., т. 29, с. 260./.
Действительно, у Аристотеля мы читаем, что "каждый орган чувств воспринимает свой предмет без материи" (III, 2, с. 425). Это означает, что чувственное восприятие дает нам копию предметов, как они существуют вне сознания, но такая копия не материальна. Поэтому "орган чувства тождествен со способностью ощущения, но существо его иное, ведь иначе ощущение было бы пространственной величиной" (II, 12, с. 422). Чувственное знание адекватно и объективно. Благодаря ему мы воспринимаем различные свойства тел, особые свойства. Зрение дает нам восприятие цветов и т. п. Но есть общие свойства - величина, чпсло, единство, движение, покой,- которые восприппма)отся всеми органами чувств, особого органа для их восприятия нет.
Проблема вторичных качеств у Аристотеля. Она была поставлена еще Демокритом, пришедшим к выводу, что вторичные качества субъективны в том смысле, что в объекте им соответствуют не качества самих атомов, а те или иные их формы и комбинации.
Аристотель решает эту проблему по-своему, В одном отношении верно, что нет вкусовых ощущений без вкуса, что нет черного и белого без зрения, но в другом отношении это неверно. Аристотель прибегает к своему обычному приему различения потенциального и актуального. Черное сушествует независимо от восприятия его органом зрения, но существует потенциально. Акт зрения переводит потенциально черное в актуально черное. Это же относится ко всем чувственным качествам. Мед лишь потенциально сладок, акгуально сладким он становится лишь тогда, когда мы его едим, и т. п. (III, 2, с. 426 - 427).
Принижение чувственного
знания. Однако, хотя только чувства
дают адекватное знание единичного, позпаваемого
только ими, чувственное знание принижено
у Аристотеля. Он говорит, что "чувственное
восприятие общо всем, а потому это - вещь
легкая, и мудрости [в нем] нет никакой"
(Метаф. I, 2, с. 21). То, что без чувственного
восприятия невозможно конкретное действие,
в данном контексте для него не существенно.
Аристотель совершенно не понимает трудности
чувственного восприятия мира, коль скоро
это восприятие должно стать основой науки.
Умение наблюдать природу, разработка
специальных методов наблюдения, установление
типичных ошибок, обработка результатов
наблюдения - все это проходит мимо Аристотеля.
А между тем трудности нет в случайном,
обыденном, хаотическом чувственном восприятии,
но систематическое и методическое восприятие
мира, не говоря уже об опыте как эксперименте
(а не просто о наслаивании чувственных
восприятий друг на друга), - все это исключительно
трудно, и с этого начинается подлинная
эмпирпческая наука. Античность такой
науки не знала или почти не знала. Для
Аристотеля единичное хаотично. йаука
познать его не может. Ведь "всякая наука
имеет своим предметом то, что существует
вечно или в большинстве случаев" (ХI,
8, с. 193). По Аристотелю, "предмет науки
- необходимое" 1 /Аристотель. Этика/Пер.
с греч. Э. Радлова. СПб., 1908, кн. Vl, гл. 1, с.
109./. Наука познает общее.
Рацианализм. Но как возникает знание общего? Конечно, если абсолютизировать сеисуалистическую тенденцию Аристотеля, можно сказать, что знание общего вляется обобщением знания единичного, возникая как результат абстрагизирующей работы мышления. Но для Аристотеля характерно мнение, что знание общего не появляется из знания единичного, а лишь выявляется благодаря такому знанию. Само же по себе знание общего заложено в разумной душе потенциально.
Разумная душа. Как уже отмечалось, третий вид души - разумная душа - присуща человеку (и богу). Она независима от тела ибо мышление вечно: "Что касается ума, то он ... не разрушается... Ум же есть, пожалуй, нечто более божественное и ничему не подверженное" (О душе I, 4, с. 386). Это теоретический, созерцательньш ум.
Философ проводит деление ума по аналогии с делением бытия на материю и формы, различая пассивный, воспринимающий ум (он соответствует материи) и активный, созидающий ум (он соответствует форме). Аристотель не останавливается перед тем, чтобы придать активному уму вообще независимое ни от чего сушествование: "И этот ум сущсствует отдельно и не подзержен ничему, он ни с чем не смешан, будучи по caoеи сущности деятельностью... этот ум не таков, что он иногда мыслит, иногда не мыслит. Только существуя отдельно, он есть то, что он есть, и только это бессмертно и вечно" (III, 5, с. 426).
Однако такой автономный
разум присущ, по-видимомм, лишь богу.
Человеку же доступен не столько этот
активный, все производящий, созидающий
разум, сколько ум пассивный, воспринимающий.
Зтот ум преходящ и без активного разума
ничего не может мыслить. Он пассивен,
потенциален, потому что может, все познавая,
становиться всем. Этот ум претерпевает
воздействие извне. А становится он всем
потому, что в нем потенциально заложены
все формы бытия. Когда Аристотель говорит,
что мыслящая часть души - это местонахождение
форм (III, 4, с. 433 - 434) и что "ум - форма форм"
(III, 8, с. 440), то он имеет в виду, по-видимому,
не столько активный, все из себя созидающпй
разум, сколько ум пассивный, восприпимающий.
В последнем заложено знание общего в
возможности, возможность знания общего.
Для того чтобы она стала его действительностью,
т. е. для того, чтобы заложенные в душе
формы актуализировались, необходимы
как активность создания (активный разум),
так и воздействие на душу объективного
мира через чувства.
В аристотелевском сочинении "О душе"
имеется такое замечательное место: "Существо,
не имеющее ощущений, ничему не научится
и ничего не поймет. Когда созерцают умом,
необходимо, чтобы в то же время созерцали
в представлениях" (III, 8, с. 440). Это означает,
что реальное познание невозможно без
чувственной ступени познания. Человек
познает общее лишь посредством соответствующих
представлений. Но представления не перерабатываются
в понятия, а только способствуют тому,
чтобы заложенные в душе формы бытия перешли
из состояния потенции в состояние акта.
Перехода же от представления к понятию
у Аристотеля нет. Поэтому В. И. Ленин подчеркивал,
что у Аристотеля наблюдается скачок от
общего в природе к душе.
Троякое существование форм. Итак, формы существуют трояко: в боге актуально и без материи, в природе актуально и в материи, в душе потенциально и без материи.
Торжество рационализма. Чтобы перевести знание общего пз состояния потенции в состояние энтелехии ,осуществленности, нужен разум во всем его объеме, как пассивный (рассудок), так и активный. Но предпочтение Аристотель отдает активному разуму. У человека знание в возможности предшествует знанию в действительности. В боге же напротив - там активный разум возник раньше пассивного, да собственно говоря, бог - это активный разум. Таким образом, у Аристотеля побеждает рационалистическая линия: знание существует до процесса познания.
7. Основные черты
Историческая заслуга
Во-первых, недопустимо пренебрегать наблюдаемыми фактами - физическая теория должна объяснять все факты. Во-вторых, нельзя нарушать логику - теория должна быть формально непротиворечивой, а также должна соответствовать первой философии - учению о сущем как таковом. Последнее требование настолько важно, что его можно выделить в отдельный - третий пункт.
Физика - фундаментальный трактат Аристотеля, заложивший основы физики как науки. Трактат состоит из 8 книг. Физика впервые рассматривается не как учение о природе, а как наука о движении, категория которого подразумевает время, пустоту и место. В трактате Аристотель полемизирует с элеатами, утверждавшими невозможность движения.
К физической проблематике у Аристотеля
относятся все естественно
Аристотель исходит из первичности
качественных характеристик чувственно-
Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом -- эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом.
Бесконечной величины не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.
Для научного осмысления фактических данных необходимо предварительно открыть критерии (принципы) этого осмысления, создать своего рода «очки», через которые исследователь природы должен смотреть на мир. У Аристотеля такими «очками» стало разработанное им учение о четырех причинах всего сущего. Для объяснения всего существующего во Вселенной Аристотель предлагает использовать принцип греческой философии - универсальную схему четырех причин, которая играет важную роль, как в физике, так и в метафизике:
- формальная причина (что это?),
- материальная причина (из чего состоит?),
- движущая причина (откуда
- целевая причина (ради чего существует?).
Природа есть причина всего существующего по природе, искусство -- причина всех рукотворных вещей; основное отличие сущего по природе в том, что оно существует «для себя», а цель сущего согласно искусству всегда установлена его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к его сущности.
Основные постулаты физики Аристотеля:
1. Естественное место -- каждый элемент тяготеет к своему естественному месту, каким-то образом расположенному относительно центра Земли, а значит и в центре Вселенной.
2. Гравитация/Левитация -- на объекты действует сила, двигающая эти объекты к их естественному месту.
3. Прямолинейное движение -- в ответ на эту силу тело двигается по прямой линии с постоянной скоростью.
4. Зависимость скорости от
5. Невозможность вакуума -- так как движение в вакууме была бы бесконечно большой.
6. Всепроникающий эфир -- каждая точка пространства заполнена материей.
7. Бесконечная вселенная -- пространство ничем не ограничено.
8. Теория континуума -- между атомами был бы вакуум, таким образом, материя не может состоять из атомов.
9. Эфир -- объекты из надлунного мира сделаны из иной материи, чем земные.
10. Неизменный и вечный космос -- Солнце и планеты -- совершенные, неизменяемые сферы.
11. Движение по окружности -- планеты совершают совершенное круговое движение.
1.2 Основные представления
В научной картине мира важное место занимает вопрос о неизменности или изменчивости. Все меняется или все неизменно, спрашивали себя древние греки. Скорее всего, все в мире находится в состоянии движения и вечного изменения, полагали они.
Понятие движения - центральное понятие аристотелевской физики. Аристотель разработал первую историческую форму учения о движении - механику. Все механические движения он разбивает на две большие группы: движение небесных тел в надлунном мире; движение тел в подлунном, земном мире.
Движение небесных тел - наиболее совершенное. Оно представляет собой вращательное равномерное круговое движение, или движение, сложенное из таких простых круговых равномерных движений. Совершенство кругового движения в том, что у него нет ни начала, ни конца; оно вечно и неизменно, не имеет материальной причины.
В отличие от небесных земные движения несовершенны; здесь все подвержено изменению, все имеет начало и конец. Движения земных тел в свою очередь можно разделить на две категории: насильственные и естественные. Естественное движение -- это движение тела к своему месту, например, тяжелого тела вниз, а легкого -- вверх. Тела, состоящие из элементов земли, стремятся вниз, а тела, образованные из воздуха или огня, -- вверх. Естественное движение происходит само собой, оно не требует приложения силы.
Все остальные движения на Земле -- насильственные и требуют применения силы. Закона инерции Аристотель не знал. Он предполагал, что любые насильственные движения, даже равномерные и прямолинейные, происходят под действием силы. Основной принцип динамики Аристотеля: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого». При этом он полагал, что скорость пропорциональна действующей силе. Интересно, что аристотелевская физика поддается переформулировке в вариационной форме, когда сила выражается через потенциал. А такое выражение оказывается весьма разумным приближением к уравнению Ньютона, записанному для движения материальной точки в вязкой среде, когда масса точки стремится к нулю.
Механика Аристотеля содержала в себе глубокое противоречие -- ведь есть немало видов движений, которые осуществляются без видимого приложения силы.
Следует отметить, что Аристотель отличал вещи, существующие «по природе», от вещей, созданных искусственно. «По природе, мы говорим, существуют животные и части их, растения и простые тела, как-то: земля, огонь, вода, воздух». Вещи, существующие по природе, носят в самих себе «начало движения и покоя», в то время как тела, изготовленные искусственно, «не имеют в себе врожденного стремления к изменению», а изменяются постольку, поскольку они состоят из элементов природы. Совершенно ясно, что при таких методологических предпосылках «физика» Аристотеля является скорее философским трактатом, чем руководством по естествознанию. В ней Аристотель обсуждает общие понятия науки о природе: понятия материи и движения, пространства и времени, разбирает действующие причины, вопрос о существовании пустоты, о конечном и бесконечном, о первичных качествах.