Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа
Отношения, связанные с доверительным управлением имуществом совершенствовались и с конца 19 века стали использоваться в США, что проявилось в возникновении так называемого предпринимательского траста (треста)[7]. Предпринимательский траст представлял собой объединение капиталов несколькими лицами, произведенное в целях увеличения этих капиталов. В рамках таких отношений вкладчики-учредители объединяли средства и доверяли их управление определенным доверительным собственникам. Взамен средств они получали документ, удостоверяющий право на долю в фонде доверительной собственности, на основании чего получали определенный доход.
Введение 2
1. Банк и банковские операции 4
1.1 Сущность понятия банк 4
1.2 Ликвидность коммерческого банка 10
2. Трастовые (доверительные) операции банков 14
2.1 Правовая характеристика трастовых операций 14
2.3 Банки на рынке услуг доверительного управления 23
3. Перспективы применения теории контрактов в доверительном управлении 26
Заключение 34
Список литературы 36
Как известно, финансовый анализ является основой управления финансами коммерческого банка. Данный анализ предполагает проведение финансовых расчётов, которые, в свою очередь, служат базой для принятия управленческих решений. Ликвидность является наиболее важной характерной чертой, описывающей банковскую деятельность, сама ликвидность определяется в ходе проведения финансового анализа.
В силу того, что процесс управления банковской ликвидностью является сам по себе очень сложным, то важно следить за качеством данного процесса, в то же время хорошее качество зависит от следующих показателей: доходность, рентабельность, а также общее финансовое состояние коммерческого банка. Безусловно, для абсолютно всех банков важен такой показатель, как ликвидность, поскольку от данного показателя зависит успех таких операций, как своевременное проведение платежей, возвращение средств с депозитного счёта и так далее. Недавний кризис ликвидности, который закончился в 2011 году, позволяет нам сделать основательные выводы о том, что проблема низкой ликвидности для банка наиболее актуальна на сегодняшний день. Пониженная ликвидность вызывает внутреннюю нестабильность банковской системы, она ограничивает возможность расширения объёма финансов банков, также банковская система становится по этой причине более подверженной к отрицательным внешним факторам.
Поскольку понятия
платежеспособности и ликвидности
очень близки, хотелось бы также
немного затронуть и понятие
плажеспособности. Понятие ликвидности
более обширное: от степени ликвидности
баланса зависит
Если говорить
о финансовой устойчивости всех хозяйствующих
субъектов, то они могут быть описаны
способностью осуществлять как основные,
так и дополнительные виды деятельности,
учитывая факт присутствия
Финансовая устойчивость может быть рассмотрена с разных сторон, одной из таких сторон может выступать платёжеспособность. А платёжеспособность, в свою очередь, подразумевает способность вовремя выполнять свои платёжные обязательства, которые формируются из торговых операций, кредитных операций и иной платёжной деятельности. Данный показатель всегда рассчитывается на определённую дату.
При расчёте платёжеспособности, оценка получается достаточно субъективной и высокая точность не гарантируется. Проверка наличных денежных средств на расчётных и валютных счетах, а также краткосрочных финансовых вложений ведётся с целью подтверждения платёжеспособности. Величина активов банка должна быть оптимальной. Чем больше величина денежных средств на счёте, тем вероятность подтверждения того факта, что организация обладает достаточными средствами для текущих расчётов и платежей больше. Однако если сумма средств на счёте наоборот маленькая, то данный факт не является достаточным для утверждения неплатёжеспособности предприятия. Ведь средства могут поступить на счета в кратчайшие сроки, а краткосрочные вложения могут быть легко превращены в денежную наличность. Но при условиях, что наличные денежные средства отсутствуют постоянно, то организация может превратиться в технически неплатёжеспособное, что ведёт к банкротству данной организации, а именно коммерческого банка.
В качестве основных инструментов управления ликвидностью выступают: анализ ликвидности на основе денежных потоков, гэп-анализ. Подробнее изучим суть анализа ликвидности на основе денежных потоков. Если говорить об управлении ликвидностью банка с точки зрения использования метода коэффициентов, при котором ликвидность рассматривается как запас, то в этом методе существуют некоторые недостатки. Например, невозможно определить период и абсолютную величину излишка/нехватки ликвидных средств на данный момент и в дальнейшем. В этой связи, в России также используется метод, основой которого является денежные потоки, поскольку, в отличие от первого метода, здесь ликвидность рассматривается как поток. Данный метод мы рассмотрим более подробно.
Метод потоков подразумевает проведение анализа риска потери ликвидности, риска, связанного с некоторым разрывом в сроках погашения требований и обязательств. В состав такого механизма управления ликвидностью входят следующие пункты: измерение, а также оценка за определённый период состояния ликвидности; анализ факторов, которые вызвали данное состояние; «разработка различных сценариев регулирования ликвидности »;осуществление некоторых мер, с целью восстановления ликвидности или дополнительного размещения ликвидных средств.При проведении оценки текущих денежных потоков и прогнозировании будущих, можно предвидеть проблемы, связанные с ликвидностью. И достаточно быстро предпринимать меры по предотвращению такого рода проблем.
Перейдем к рассмотрению ГЭП-Анализа. Прежде чем понять, что представляет собой ГЭП-анализ, разберёмся что понимается под словом Гэп. Итак, гэп – это, так называемый, разрыв между активами и обязательствами данного срока, которые чувствительны к колебаниям процентных ставок в данном периоде.
При Гэп-анализе проводится оценка степени процентного риска. Такого рода анализ даёт нам возможность определить направления изменения чистого процентного дохода в предстоящий период времени в момент когда происходят колебания ставок. Также мы можем принять решения о хеджировании процентной позиции и вовремя осуществить меры по предотвращению появления отрицательной процентной маржи. Данный метод подразумевает приведение входящих денежных потоков к исходящим, при этом необходимо привести к такому уровню разрыва, при котором сроки погашения были меньше сроков востребования в каждый прогнозируемый период, это касается как активов так и обязательств. Основная цель такого рода анализа состоит в выявлении возможностей для улучшения конкурентных преимуществ.
Ознакомившись ближе с основными понятиями банковской системы перейдём к непосредственному изучению системы доверительного управления, а также её основных особенностей.
Доверительное управление – одно из важных направлений деятельности на финансовом рынке, посредством которого перераспределяются временно свободные средства в экономике. Среди различных профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний, оказывающих услуги доверительного управления, особняком стоят банки, активно работающие на фондовом рынке и занимающие значимое место на отечественном рынке услуг доверительного управления. Активное развитие этих услуг, в том числе предоставляемых банками, обусловливает актуальность анализа тенденций развития данного рынка.
Среди российских и зарубежных, в том числе английских, правоведов нет однозначного понимания траста. В литературе можно встретить несколько десятков определений траста, каждое из которых сводится в основном к определению значения доверительной собственности, полномочий сторон, но не отвечает в полном объеме на вопрос о правовой природе отношений, возникающих из траста.
На сегодняшний день общепризнанным считается определение траста, принадлежащее Э. Дженксу, профессору Лондонского университета, автора монографии по основам английского права, со ссылкой на которую выносятся многочисленные судебные решения, что свидетельствует о признании доктрины Э. Дженкса в целом, и в частности в качестве источника права.
Согласно предложенному им определению, собственник имущества (учредитель, settler) передает его другому лицу (доверительному собственнику, trustee) с тем, чтобы тот управлял, владел, распоряжался им в пользу и в интересах третьих лиц (выгодоприобретателя, бенефициара, beneficiary), прямо указанных учредителем.
Нормативное определение института доверительного управления в российском законодательстве дано в статье 1012 Гражданского кодекса РФ, где, в частности, сказано, что «По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом, передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя».
И доверительное управление, и доверительная собственность, как мы видим при первоначальном анализе, основываются на расщеплении (разделении) правомочий собственника. Статья 209 ГК РФ, раскрывающая содержание права собственности, прямо это предусматривает: «…собственник вправе по своему усмотрению… передавать…права владения, пользования и распоряжения имуществом…».
Нормы статьи 209 ГК РФ сразу проводят четкий «водораздел» между российским доверительным управлением и английским трастом. Первый из них является институтом обязательственного права и характеризуется привычным для нас сочетанием правомочий собственника, а второй – права вещного и основывается на расщеплении правомочий собственника.
Доверительная собственность, по мнению большинства зарубежных и российских специалистов, относится к вещному праву. Доверительное же управление является однозначно институтом обязательственного права. Та же статья 209 (пункт 4) Гражданского кодекса РФ не оставляет сомнений на этот счет: «Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему…».
Трастовые отношения являются трехсторонними. Участниками таких отношений являются учредитель траста, доверительный собственник (трасти) и выгодоприобретатель (бенефициар), каждый из которых наделен определенным объемом прав и обязанностей. За учредителем траста сохраняется право контроля за деятельностью доверительного собственника, право изменения состава участников.
Доверительный собственник приобретает право владения, пользования и распоряжения вверенным имуществом, руководствуясь целями создания траста и интересом выгодоприобретателя. Сам выгодоприобретатель имеет право требования отчета о деятельности трасти, о состоянии имущества от доверительного собственника, кроме того, он самостоятельно распоряжается доходом от этого имущества.
Доверительное же управление, как институт обязательственного права, предполагает наличие только двух субъектов: учредителя и доверительного управляющего, права и обязанности которых определяются договором и имеют корреспондирующий характер.
Как известно, субъектный состав договорного правоотношения может включать в себя и третьих лиц, т.е. лиц, которые, не будучи сторонами договора, вместе с тем являются участниками договорных правоотношений. По правилам пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательства, составляющие такие договорные правоотношения, не создают обязанностей для третьих лиц, но могут создавать для них права. В договоре доверительного управления в качестве такого третьего лица может участвовать выгодоприобретатель – лицо, в интересах которого осуществляется управление вверенным имуществом[15]. Формальных запретов для этого нет. Очевидно, что выгодоприобретатель как отдельный самостоятельный субъект таких отношений может появиться только в том случае, если на это укажет учредитель доверительного управления. Характерно, что пункт 1 статьи 1012 ГК РФ в качестве такового субъекта выделяет, в первую очередь, самого учредителя.
Однако правомочия сторон договора о доверительном управлении существенно отличаются от правомочий сторон доверительной собственности. Так, доверительный управляющий вправе осуществлять юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя в соответствии с договором (п.2 ст.1012 ГК РФ). Подразумевается, как отмечают российские цивилисты, например, В.В. Витрянский, что доверительный управляющий совершает не конкретные юридические и фактические действия, как в договоре об оказании услуг, а в целом деятельность по управлению имуществом[10]. Для этого доверительный управляющий наделяется правомочиями владения, пользования и распоряжения в отношении доверенного ему имущества, делающими его равносильными правомочиям собственника. Этого же мнения придерживается и другой известный российский цивилист, профессор В.А. Дозорцев. Он отмечал, что смысл института доверительного управления состоит в том, что «собственник в этом случае возлагает на другое лицо – управляющего – осуществление всех своих правомочий, отказавшись на то или иное время от их личного осуществления, но оговорив сохранение за собой выгод от эксплуатации собственности»[1]. В данном высказывании заложено существенное внутреннее противоречие. Ведь если доверительный управляющий по объему своих полномочий практически полностью заменяет собственника, то фактически сам этим собственником и становится на срок действия договора. Пункт 3 статьи 1012 ГК РФ, к тому же, устанавливает, что доверительный управляющий все сделки с вверенным имуществом заключает от своего имени, правда с указанием на то, что он является в отношении этого имущества доверительным управляющим.
Информация о работе Трастовые операции: понятие и перспективы развития