Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:26, курсовая работа
Целью работы является определение перспектив развития ГЧП в России, роли ГЧП в развитии малого и среднего бизнеса, а также формулирование основных условий, которые необходимо создать в стране для эффективного использования ГЧП.
В соответствии с поставленной целью в работе были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы института государственно-частного партнерства;
2. Изучить и проанализировать опыт реализации проектов ГЧП за рубежом;
ГЛАВА 1. МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА. 8
2.1 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 8
2.2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ 16
2.3 РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ 31
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ 31
3.1. УЧАСТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 31
3.2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 50
3.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА С МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
В 2007 году были созданы семь ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
Также большое развитие получили идеи строительства различного рода технопарков и бизнес-инкубаторов, создаваемых по решению региональных властей. В идее технопарков соединились решения двух разных проблем: одна – стимулирование развития малого производственного бизнеса, вторая – поиск инновационного пути развития экономики. Для региона технопарк означает создание новых рабочих мест, развитие новых технологий, а для государства – переход на инновационное развитие и создание конкурентоспособной среды. 10 марта 2006 г. Правительство РФ утвердило программу, предусматривающее общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах РФ в объеме до 29 млрд рублей (свыше $1,1 млрд долларов США в ценах 2006 года) в течение 4 лет с 2007 до 2010 года. Федерация и регионы на паритетной основе по плану должны были профинансировать создание инженерной инфраструктуры на государственных земельных участках, после чего передать их для возведения объектов технопарков частным инвесторам. К 2010 году должны были быть созданы технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой, однако с началом финансового кризиса работа над строительством технопарков была приостановлена, и в 2009 году министр связи и массовых коммуникаций Щеголев И.О. объявил о приостановлении федерального финансирования программы.
Концессии регионального и муниципального уровней
В 2005 году был принят Федеральный закон Российской Федерации №115 – «О концессионных соглашениях», целью которого было привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях, предоставляемых потребителям.
Правительством РФ разработаны
и приняты типовые
Также утверждено типовое концессионное соглашение в отношении объектов образования. Однако, несмотря на явные преимущества концессионных соглашений, этот механизм ГЧП используется в регионах крайне редко и лишь в ограниченных сферах. Широко развит механизм концессий в Санкт-Петербурге – в соответствии с городским Законом от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» (с изменениями от 10.04.2008) устанавливаются порядок и условия участия Санкт-Петербурга в ГЧП путем заключения и исполнения от имени Санкт-Петербурга соглашений, в том числе концессионных. Уникальное географическое положение, уровень экономического развития и преференции, которые предоставляет Санкт-Петербургу федеральный центр, позволяют городу быть лидером в крупных концессионных проектах:
Этапы развития государственно-частного партнерства в России. Второй этап
К 2006/2007 годам стало ясно, что быстрое внедрение и развитие государственно-частного партнерства в России невозможно. Ни одно из начинаний не привели к ожидаемому экономическому и социальному подъему, и ни один из запущенных проектов не стал катализатором роста ГЧП. Несмотря на успешное функционирование некоторых государственных программ (СТАРТ, некоторые ОЭЗ) инновационная сфера государства остается малоразвитой, также как и промышленная. Финансирование большинства проектов ГЧП оказалось заморожено, и в целом, наметилось явное разочарование в партнерстве государства и бизнеса. «Окрепло убеждение, что в России на данном этапе только государство способно взять на себя роль главного двигателя развития»21, роль бизнеса отошла на второй план. Именно в этот период меняется терминология «частно-государственное партнерство» на «государственно-частное партнерство» (ГЧП), которое ярко отражает сменившиеся приоритеты правительства.
В это время значительно активизировалась
политика государства, направленная на
создание государственных корпораций, некоммерческих организаций,
учрежденных для выполнения социальных,
управленческих или иных общественно-полезных
функций. Отличительной чертой государственных
корпораций является то, что они не обязаны
отчитываться перед госорганами о своей
деятельности, за исключением ежегодного
представления правительству России годового
отчета, аудиторского заключения по ведению
бухгалтерского учета и финансовой отчетности,
заключения ревизионной комиссии по результатам
проверки финансовой отчетности, и некоторых
иных документов. Любые другие федеральные
органы государственной власти, включая
Министерство юстиции и Росрегистрацию,
налоговую и таможенную службу, органы
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления
не вправе вмешиваться в деятельность
корпораций. Были созданы «Фонд содействия
реформированию жилищно-коммунального
хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой», «Росатом», «Российские автомобильные
дороги», в форме ГК создан «Банк развития» (бывший Внешэкономба
Особенно стоит отметить деятельность Банка Развития, созданного на основе Внешэкономбанка. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации определяет приоритет инструментов ГЧП, устанавливает показатели, механизмы и ограничения финансирования. Стратегия развития Внешэкономбанка на период 2008-2012 гг. устанавливает стратегической целью развитие механизмов ГЧП, определяет целевые показатели проектов ГЧП с участием Внешэкономбанка, формулирует задачи развития деятельности Центра. Целевым показателем является обеспечение доли проектов ГЧП в общем объеме портфеля проектов, финансируемых Банком, на уровне не ниже 30%. Более того, с целью содействия разработке и реализации проектов на основе государственно-частного партнерства в июне 2008 года был создан Центр ГЧП, целью которого является «квалифицированная подготовка, организация и сопровождение проектов ГЧП для реализации отраслевых, региональных и городских стратегий развития, оказание поддержки органам муниципального и государственного управления по совершенствованию инструментов ГЧП»22.
Уже к 2008 году эффективность деятельности государственных корпораций, которые, получая значительные средства из государственного бюджета, были практически ему неподотчетны, оказалась под сомнением. 7 августа 2009 по приказу президента России Медведева Д.А. была проведена проверка финансовой деятельности госкорпораций, результаты которой показали нецелесообразность дальнейшего использования такой организационно-правовой формы и 12 ноября 2009 года Медведев Д. А. в своём послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной. По словам президента, госкорпорации, «которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством»23.
Таким образом, очевидно,
попытки внедрения механизма го
Анализ развития и основные итоги государственно-частного партнерства в 2000-х годах.
На сегодняшний день Россия представляет собой некий конгломерат, который включает в себя два анклава – в первом концентрируется «все современное и пост-современное»24, что, безусловно, является результатом процессов глобализации, которые затрагивают каждую страну и каждое общество, заставляя их двигаться к однородности по западному типу. Второй же анклав, также, будучи следствием глобализации, имеет совершенно противоположный эффект – «общества стараются замкнуться в себе, обратившись «к корням и истокам» заботливо оберегают, холят и лелеют все традиционное, исконно свое, родное»25.
Подобное
положение вещей, казалось бы,
устраивает российских
По мнению профессора МГИМО (У) МИД РФ А.Д. Богатурова, основной причиной провала подобных попыток является не недостаток связей бизнеса с государственной властью, и не плохая осведомленность последней о нуждах частного сектора. Суть проблемы в определенном типе отношений, складывавшемся на протяжении долгого времени в России, отношении «господства – подчинения»27, которое не допускает равноправного партнерства и мешает функционированию механизма связей между двумя структурами. Бизнес, «чтобы не просто выжить, а процветать и развиваться должен вести себя далеко не как просто «экономическое существо». В отношениях с властью он вынужден так или иначе льстить, хитрить, подлаживаться, изворачиваться. Свободным и спокойным бизнесмену проще чувствовать себя не у себя на родине»28.
По словам доцента кафедры прикладного анализа политических проблем МГИМО (У) МИД РФ И.В. Данилина, неэффективность модели взаимодействия бизнеса и государства, существующая в России, является следствием группы факторов, оказывающих негативное влияние на всю экономическую жизнь страны, в частности, проблема правоприменения: «эффективность и полнота реализации принятых решений, тесно связанная с этим непоследовательность политики, ее дискретность, а также бюрократизм»29. Свою долю вносят и плохая организационная и координационная деятельность государственных структур, высокий уровень коррупции, растущая инфляция и недостаточная поддержка государством бизнеса, работающего в социальной, научной и инновационной сфере – «… поистине чудовищный набор бюрократических препон - и федеральных, и региональных, и местных - провоцирует, как я уже сказал, взяточничество и вымогательство. Причем и открытое, такое легализованное внешнее, и абсолютно криминальное. И это, конечно, больнее всего бьет просто по самому малому бизнесу. Фактически людям сейчас бывает просто невыгодно открывать новое дело, налаживать выпуск нового продукта, выходить на рынок с новой услугой"30.
Еще одним слабым местом в отношениях между бизнесом и государством является «нехватка «обратной связи» - от бизнеса к власти. «Государство крайне редко, местами непозволительно редко, говорит с бизнесом в процессе принятия и исполнения решений, а еще реже – слышит его»31. В странах с налаженной системой партнерских отношений власти и бизнеса их взаимодействие происходит посредством «парламентских слушаний, лоббистской деятельности отдельных компаний или отраслевых ассоциаций, постоянных или временных специализированных комитетов, комиссий, которые оказывают воздействие на формулирование и имплементацию государственной инновационной политики»32. В России же подобных механизмов либо нет, либо их работа малоэффективна.
Таким образом, подводя итоги сотрудничества государства и бизнеса за последнее десятилетие, стоит отметить наметившееся разочарования обеих сторон в продуктивности совместной деятельности. Большинство проектов сотрудничества остались в стадии разработки или не были доведены до конца. Возможно, винить стоит психологию каждой стороны: государство, помня практически неограниченную власть олигархов в прошлом десятилетии и имея укоренившееся представление о легко преступающем закон «новом русском», побаивается тесного сотрудничества с бизнесом, с другой стороны, частный сектор видит в государстве бюрократизированного и коррумпированного тирана, который намерено чинит административные барьеры на пути деятельности бизнеса. Нельзя, однако, допустить, чтобы подобные стереотипы оказались сильнее рационального поведения обеих сторон и привели экономику страны к краху.
Информация о работе Мировой опыт развития государственно-частного партнерства