Миграция рабочей силы и рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы — проанализировать основные проблемы процесса миграции.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть теоретические основы международной миграции кадров;
2) изучить современные миграционные потоки, и нормативно-правовую базу для миграции кадров;
3) выявить социально-экономические последствия международной миграции кадров на рынке труда, а также проблему «утечки умов» и некоторые аспекты экономической безопасности.

Содержание

Теоретико-методологические основы миграции рабочей силы………...5
Понятие, причины, виды миграции рабочей силы…………………..5
Основные направления международной миграции………………….8
Количественные показатели миграции……………………………...11
Регулирование миграции рабочей силы……………………………..13
Анализ рабочей силы и рынка труда в России………………………….19
Масштабы трудовой миграции………………………………………19
Потребности российского рынка труда……………………………..26
Последствия миграции рабочей силы…………………………………...30
Социально - экономические последствия миграции рабочей силы………………………………………..…………………………..30
Пути решения проблемы миграции рабочей силы…………………32
Заключение………………………………………………………………………37
Библиографический список……………………………………………………..39

Прикрепленные файлы: 1 файл

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А.docx

— 81.42 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

  1. Анализ миграции рабочей силы и рынка труда в России

 

                         2.1 Масштабы трудовой миграции  в России

 

Официально работающие в России трудовые мигранты – это далеко не все иностранные работники, присутствующие на российском рынке труда. По мнению экспертов, численность иностранных мигрантов, не получивших разрешение на работу, т.е. работающих нелегально, как минимум в 2 или 3 раза выше цифр официальной статистики. В целом, разброс оценок присутствия трудовых мигрантов в России всегда колебался в очень широких пределах: «по разным оценкам, число незаконных трудовых мигрантов в России варьирует от 1,5 до 15 млн чел.» Тем не менее, большинство экспертов считает звучавшие в разные годы цифры в 12, 15 или даже 20 млн трудовых мигрантов явно завышенными. Если в начале десятилетия речь шла примерно о 3 млн трудовых мигрантов, то к его концу согласованная экспертная оценка ежегодной численности трудовых мигрантов в России (как легальных, так и нелегальных) составила 4–5 млн. В целом, по оценкам экспертов, динамика общего потока трудовой миграции в Россию за последнее десятилетие, «хотя и имеет восходящий характер, но не демонстрирует такого бурного роста», как ее официальная составляющая.

 

Рисунок 1 – Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России, тыс. чел.

Соотношение легальной и нелегальной составляющей потока трудовой миграции в Россию существенно менялось на протяжении рассматриваемого десятилетия. Главным образом на это соотношение влияли изменения миграционного законодательства и правоприменительной практики в этой сфере. Наиболее яркий пример – либерализация миграционного законодательства в 2006 г., когда 18 июля были приняты следующие законодательные акты: новый федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№ 109-ФЗ) и закон «О правовом положении иностранных граждан» (№ 110-ФЗ), принятый в новой редакции. Оба закона были введены в действие с 15 января 2007 г. Среди главных для трудовых мигрантов нововведений – миграционный учет по месту пребывания из разрешительного стал уведомительным, а разрешение на работу стало выдаваться самому мигранту, а не его работодателю, как это было раньше (т.е. была ликвидирована жесткая привязка работника к работодателю). На вышеприведенном графике отчетливо видно, как за два года действия нового законодательства – 2007 и 2008 гг. – регулируемая составляющая потока трудовой миграции увеличилась в 2,5 раза. Впервые законодательство попыталось бороться с незаконными формами трудовой миграции «не путем жестких ограничений, а, напротив, путем предоставления мигрантам большей свободы передвижения, достигаемой с помощью упрощения процедур регистрации и трудоустройства, создания беспрепятственных условий для правового оформления».

Снижение численности работавших в России мигрантов, начиная с 2009 г., отчасти стало следствием глобального экономического кризиса, серьезно осложнившего ситуацию на российском рынке труда и частично лишившего работы не только трудовых мигрантов, но и национальных работников (по оценкам экспертов, общие объемы трудовой миграции в Россию снизились на 10%).

Однако официальная статистика трудовой миграции демонстрировала намного большее снижение: например, в Москве число выданных разрешений на работу в 2009 г. уменьшилось по сравнению с 2008 годом почти на 40%. Таким образом, под видом защиты национального рынка труда в период кризиса происходило искусственное снижение числа работавших в России мигрантов, не отражавшее реальной картины. Ужесточение правоприменительной практики внесения ограничительных изменений и дополнений в новое миграционное законодательство, а также непропорционально резкое снижение квот на выдачу разрешений на работу трудовым мигрантам, вновь уменьшили легальную составляющую потока и вытолкнули значительную часть желавших легализоваться иностранных работников обратно «в тень».

В 2010 и 2011 гг., несмотря на закончившийся кризис, численность официально работающих трудовых мигрантов продолжила уменьшаться (5% роста в 2011 г. не может рассматриваться как перелом в тенденции), что уже впрямую явилось результатом ограничительной политики в этой сфере, в том числе, продолжающего снижения квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу: если в 2007 г., в момент ввода нового миграционного законодательства, квота была установлена с большим запасом и составила 6 млн, то в 2009 г. ее размер равнялся 3,977 млн, в 2010 г. – 1,944 млн, а в 2011 г. – 1,746 млн. При этом общее присутствие трудовых мигрантов на российском рынке труда, по оценкам, вернулось на докризисный уровень (4–5 млн).

Ужесточение порядка получения разрешений на работу трудовыми мигрантами было частично сглажено появлением двух других каналов легализации иностранной рабочей силы: введением специальных преференций для иностранных высококвалифицированных специалистов и введение патента для мигрантов, занятых у физических лиц (и те и другие получили возможность трудиться в России вне квот). Данные категории трудовых мигрантов появились в России 1 июля 2010 г. в результате внесения изменений в федеральный закон № 155-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». К сожалению, численность привлеченных таким образом высококвалифицированных специалистов пока невелика (за два года – 2010 и 2011 – около 14,4 тыс.), что объясняется очень высокими требованиями к их зарплате – она должна быть не менее 2 млн руб. в год.

В то же время численность работающих по патентам растет значительно быстрее (стоимость патента составляет 1000 руб. в месяц и вполне доступна для многих трудовых мигрантов): в 2010 г. (с июля по декабрь) было выдано около 157 тыс. патентов, а за 2011 год – уже 866 тыс., таким образом, к началу 2012 г. больше миллиона иностранных граждан получили легальную возможность работать у частных лиц.

На работу в Россию приезжают мигранты из нескольких десятков стран мира. На протяжении рассматриваемого времени – доля основных стран – поставщиков рабочей силы в Россию менялась весьма существенно.

Прежде всего, за прошедшие годы кардинальным образом изменилось соотношение вклада в целом стран дальнего зарубежья и стран СНГ: если с 2000 по 2005 г., по данным официальной статистики, их доли в потоке трудовых мигрантов были примерно равны (страны СНГ даже немного уступали дальнему зарубежью), а в 2006 г. трудовая миграция из СНГ ненамного превысила поток из дальнего зарубежья, то уже начиная с 2007 г., численность трудовых мигрантов из стран СНГ заметно опережала приток иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья. Основная причина таких кардинальных изменений – введение в 2007 г. нового миграционного законодательства (см. выше), давшего большие преференции работникам из СНГ (только им была предоставлена возможность получать разрешение на работу самим, минуя работодателя; для работников из стран с визовым въездом по-прежнему работодатели должны были получать разрешение на привлечение и разрешение на работу).

Если в 2006 г. из 1 млн полученных разрешений на работу 47% приходилось на граждан дальнего зарубежья, а 53% – на граждан СНГ, то уже в 2007 г. из 1,7 млн разрешений 67% было выдано гражданам СНГ и 33% – работникам из дальнего зарубежья. К 2010 г. доля стран дальнего зарубежья в общей численности официально работавших в России иностранных граждан упала до 24%. Таким образом, три четверти официальных иностранных работников в России – это граждане СНГ.

Существенные изменения за десять лет претерпели и доли каждой из основных посылающих стран. В 2000-м г. первенство по численности официально работавших трудовых мигрантов в России принадлежало Украине (30% от всего потока), на втором месте был Китай (13%), затем Турция (9%), Вьетнам (7%) и Молдавия (6%).

К 2006 г. лидерами оставались Украина и Китай (хотя доля Китая даже немного превысила долю Украины – 21% против 17%), на третье место поднялся Узбекистан (10,4%), за ним следовала Турция (10%), а пятым оказался Таджикистан (9,7%). Начиная же с 2007 г., лидерское место прочно закрепилось за Узбекистаном (20% в 2007 г., 26% в 2009 г., 30% в 2011 г.), а на втором месте остается Таджикистан (соответственно, 15%, 16,1% и 16,2%). Третье-четвертое место продолжает сохраняться за Китаем (11–12%) и Украиной (около 10%). С 2010 г. пятой среди посылающих стран стала Киргизия (около 7%).

В целом, наиболее существенно изменилась доля трех стран Средней Азии. Если в 2005 г. на три государства Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) приходилось 16,8% общего миграционного потока в Россию и более 34,3% из стран СНГ, то уже в 2008 г. граждане этих трех государств составили более 50% всех легальных иностранных работников в России и 68,5% от работников из стран СНГ. К 2012 г. на долю этих стран приходилось около 55% от всех официально работающих в России иностранцев и почти три четверти (73%) от работников из стран СНГ. По мнению большинства экспертов, они в основном повторяют показатели статистики по официально работающим иностранцам, за небольшими исключениями. В частности, экспертная оценка доли Украины в общем потоке трудовой миграции заметно выше данных официальной статистики и приближается к 15%-16%, на уровне Таджикистана (именно среди трудовых мигрантов из Украины особенно много работающих неофициально – они реже подвергаются проверкам; для них не так актуально продление миграционного учета на основе официальных трудовых договоров, т.к. они легко могут выезжать каждые три месяца из России и возвращаться обратно.

За прошедшие десять лет облик трудового мигранта, приезжающего в Россию, существенно изменился. Трудовой мигрант – главным образом мужчина. Доля женщин среди официально работающих увеличилась с 10% в 20090 г. до 15% в 2011 г. и все последние годы удерживается на уровне 14–15%. Тем не менее, в общем потоке мигрантов, включая нелегальных, доля женщин, по мнению экспертов, существенно больше и в последние годы достигла уровня 30–35%. Недоучет женщин официальной статистикой связан с особенностями их трудоустройства – женщины чаще работают в неформальном секторе, у частных лиц и т.д., не оформляя официально свою занятость.

Еще одно изменение коснулось возрастной структуры потока трудовых мигрантов – в нем стало значительно больше молодых людей до 29 лет: доля этой группы увеличилась с четверти в 2000 г. до почти 40% в 2010 г.

Современные трудовые мигранты – в основном, представители титульных национальностей стран выезда. Соответственно, среди них преобладают народы Средней Азии (более 50%); украинцев и молдаван – примерно четверть потока, представителей народов Закавказья – около 13%. Доля русских составляет менее 10%.

Иностранные работники стали менее образованы – около 40% не имеют профессионального образования. Все чаще в Россию приезжают выходцы из небольших городов и сел (от половины до трех четвертей потока). Мигранты становятся беднее (по последним опросам, более 40% заявляли о том, что «денег им хватает только на самое необходимое» или даже «на самое необходимое не хватает»).

Трудовой мигрант – главным образом мужчина. Доля женщин среди официально работающих увеличилась с 10% в 2005 г. до 15% в 2008 г. и все последние годы удерживается на уровне 14–15%. Тем не менее, в общем потоке мигрантов, включая нелегальных, доля женщин, по мнению экспертов, существенно больше и в последние годы достигла уровня 30–35%.

Трудовые мигранты стали чаще приезжать на работу с семьей: примерно треть берут с собой мужа/жену (среди женщин доля приехавших с супругом более 50%) и около 10–15% – детей (большинство приезжающих с детьми – 80% – это полные семьи).

Изменилась степень владения мигрантами русским языком, хотя катастрофической ситуации здесь пока не наблюдается. Около 20% плохо или совсем не знают русский язык, общаются в России в основном на своем родном языке, испытывают трудности при общении на работе. Примерно трети мигрантов не хватает знаний языка при посещении магазинов, аптек; около половины из них испытывает трудности при заполнении документов.

Трудовая миграция все чаще становится долгосрочным проектом – по данным Росстата за 2011 год, только 22,5% мигрантов работали в России менее полугода; еще 17% – от 6 до 9 месяцев; и более 60% – от 9 до 12 месяцев (т.е. почти весь год находились в России). Практически аналогичные данные были получены в ходе опроса мигрантов Центром миграционных исследований: более 60% респондентов придерживаются долгосрочной миграционной стратегии, при этом 40% заявили, что большую часть года проводят в России, уезжая домой только на 1–3 месяца в отпуск, а 25% – что практически постоянно живут в России и домой практически не выезжают. Последняя категория мигрантов – это фактически постоянные жители России, ориентированные на получение гражданства. Доля таких мигрантов почти не меняется от опроса к опросу – примерно четверть от всех трудовых мигрантов, приезжающих в Россию.

    1. Потребности российского рынка труда

С 2008 г. в России начала уменьшаться численность населения в трудоспособном возрасте. Но если за 2006 г. убыль населения в трудоспособном возрасте была небольшой и составила 176 тыс. чел., то уже за 2009 г. она превысила 900 тыс. чел. – 1% от всей численности российского трудоспособного населения, которая на 1 января 2010 г. равнялась 88360 тыс. чел. В дальнейшем убыль трудоспособного населения будет продолжаться: согласно среднему варианту прогноза Росстата, с 2011 г. по 2025 г. она превысит 10 млн чел. По мнению многих экспертов, такую огромную потерю численности трудоспособного населения (более 12%) за такой короткий срок невозможно будет возместить только за счет повышения производительности труда, реструктуризации экономики, вывода на рынок труда части экономически неактивного населения – домохозяек, пенсионеров, инвалидов и т.д. Не решит проблемы и более активное использование потенциала внутренней трудовой миграции – ведь дефицит работников постепенно затронет все российские регионы. Таким образом, без использования иностранной рабочей силы, причем во все более возрастающих масштабах, России в ближайшее 10–15 лет не обойтись.

Информация о работе Миграция рабочей силы и рынок труда