Теория рациональных ожиданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Ожидания имеют фундаментальное значение для экономического поведения. По своей сути ожидания направлены в будущее. Надежды на будущее являются чрезвычайно важными для всех, кто принимает экономические решения,- для компаний, организаций и даже для отдельных семей. Еще несколько десятков лет назад эти расчеты строились на произвольной и статической основах. До 70-х гг. экономисты моделировали ожидания так, будто они основываются только на прошлом: ожидаемый в будущем году уровень инфляции представлял собой нечто средневзвешенное от сегодняшнего или прошлого уровней. И это не было глупостью: ведь невозможно оценить ожидания, вполне разумно предположить, что они будут основываться, главным образом, на имеющемся опыте. Однако такое заключение было ошибочным, так как строилось на предположении, что люди продолжают верить в то, что, как они знают, неверно.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая целиком.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

 

     

     2. Сущность теории рациональных ожиданий (ТРО) 

     2.1. Сущность теории  рациональных ожиданий 

     Суть  теории рациональных ожиданий (ТРО) содержится в следующих положениях:

  1. ТРО основывается на двух фундаментальных предпосылках:

     а) потребители, предприниматели и  рабочие понимают, как функционирует экономика; способны оценить будущие результаты политических и других изменений и выбирают линию поведения, отвечающую их собственным интересам;

     б) рынки высококонкурентны, а цены и ставки заработной платы быстро приспосабливаются к изменениям спроса и предложения.

     2. ТРО утверждает, что, когда люди  реагируют на ожидаемые результаты  стабилизационной политики, эффективность ее сводится к нулю. Поэтому эта теория поддерживает правила политики как альтернативу дискретной политике.1

     Теория  рациональных ожиданий разделяет общепринятое в экономической теории убеждение, что люди ведут себя рационально. Рыночные субъекты собирают и осмысляют информацию при формировании ожиданий относительно вещей, представляющих для них денежный интерес. Если, например, владельцы ценных бумаг ожидают понижения цен на фондовой бирже, то в предвидении этою они продают свои паи. Рост предложения акций на рынке ведет к немедленному падению курса акций. Если потребители узнают о том, что ожидается рост цен на продовольствие в результате засухи, то они запасаются продовольственными товарами в преддверии скачка цен. Таким образом, ожидания вызывают расширение рыночного спроса, который, в свою очередь, обусловливает рост цен на продовольствие еще до того, как урожай собран.

     Однако  сторонники теории рациональных ожиданий идут дальше этих микроэкономических примеров, утверждая, что предприниматели, потребители и рабочие понимают, как функционирует экономика, и имеют возможность использовать доступную информацию для принятия решений, которые наилучшим образом соответствуют их частным интересам. Люди не просто проецируют опыт прошлого на будущее; они, помимо того, оценивают предполагаемое воздействие проводимой экономической политики на будущее экономики. Короче говоря, «рациональные» люди используют всю имеющуюся информацию, включая информацию о том, как функционирует экономика и как государство проводит экономическую политику. Это позволяет им предсказывать последствия изменений в экономике — независимо от того, вызваны ли они экономической политикой или чем-то другим, — и соответствующим образом принимать решения, которые максимизируют их благосостояние. В этом суть рациональных ожиданий.

     Рассмотрим  характерный пример. В середине предвыборной президентской кампании экономическая система претерпевала очень умеренную инфляцию — не более 3% в год. Зная, что американцы в массе своей не испытывают к инфляционным процессам нежные чувства, оба кандидата в Президенты, вечер за вечером появляясь на экране ТВ, старались перещеголять друг друга в своих обещаниях победить инфляцию. Однако очень скоро выясняется, что эти обещания оказались праздной болтовней. Бывший претендент, а ныне уже Президент, использовал все свое влияние, стремясь оказать давление на вновь назначенных членов ФРС и надеясь подстегнуть рост количества денег, находящихся в обращении. Он рассчитывал, что это мероприятие снизит номинальные нормы процента и поможет завоевать ему голоса строительных рабочих, покупателей автомобилей и других групп населения, которым в данный момент времени низкие номинальные нормы процента оказываются на руку. Тем временем, его бывший конкурент налево и направо обещал выделить огромные суммы на финансовую поддержку наиболее популярных в каждом штате программ, а также обещал воздержаться от увеличения налогов.

     Но  ТРО содержит и другой основополагающий момент, который обусловливает ее «новую классическую» специфику. Он состоит в том, что, подобно классической экономической теории, теория рациональных ожиданий исходит из предпосылки, согласно которой все рынки — как товаров, так и ресурсов — являются в высокой степени конкурентными. Поэтому ставки заработной платы и цены гибки одновременно в плане повышения и в плане понижения. В действительности ТРО идет дальше, предполагая, что новая информация быстро (а в некоторых случаях мгновенно) находит отражение на кривых спроса и предложения таких рынков, и поэтому равновесные цены и объемы производства быстро приспосабливаются к новым ситуациям (изменение технологии), рыночным потрясениям (засуха или крах нефтяного картеля ОПЕК) или к изменениям в государственной политике (неожиданный переход от политики дорогих к политике дешевых денег). Цены на товары и ресурсы высокоэластичны и быстро изменяются, когда потребители, предприниматели и владельцы ресурсов изменяют экономическое поведение под влиянием новой информации. 

     2.2. Адаптивные и рациональные ожидания 

     Адаптивные ожидания формируются экономическими агентами на основе информации о настоящих и предшествующих уровнях инфляции, при этом пристальное внимание уделяется не далекому прошлому, а недавнему опыту. Так, уровень инфляции за прошлый год оказывает на ожидаемую инфляцию более существенное влияние, чем уровень двухгодичной давности, который, в свою очередь, более весом, чем трехгодичный. Поэтому ожидаемую инфляцию можно рассчитывать как сумму всех прежних темпов инфляции, но так, чтобы коэффициент при каждом данном слагаемом, характеризующий удаление в прошлое, оказывается меньше, чем при предыдущем. Подобный механизм формирования ожиданий приводит к тому, что в периоды роста инфляции ее ожидаемые темпы всегда отстают от фактических значений. Лишь постепенно экономические агенты адаптируют свои ожидания к новой ситуации, причем  с учетом и своих прошлых ошибок. Именно на таких адаптивных инфляционных ожиданиях основана краткосрочная кривая Филлипса, показывающая обратную зависимость между уровнями безработицы и инфляции.

     Предположим, что экономика первоначально имеет уровень инфляции, равный3%, и «естественный уровень безработицы», составляющий  6%. Согласно современной экономической терминологии, стабилизированной называется  политика  правительства  и ЦБ, нацеленная на поддержание потенциального объема  производства,  что  предполагает  «полную  занятость» имеющихся ресурсов при  сохранении  безработицы на  «естественном уровне».

     Таким образом, при уровне безработицы, равной 6 %, имеется полная занятость ресурсов, а фактический объем производства равен потенциальному. Предположим, далее, что правительство или ЦБ рассматривают уровень безработицы в 6% как высокий и пытаются повысить занятость (например, снизить данный уровень до 4%) с помощью мер фискальной или монетарной политики. Для этого правительство может государственные расходы или снизить налоги, а ЦБ — расширить денежное предложение. Проведение любой из этих мер ведет к увеличению совокупного спроса. Его удовлетворение потребует роста занятости и выпуска продукции, что в свою очередь повысит цены на ресурсы, ибо их запас уже исчерпан (т.к. экономика в рассматриваемой ситуации стартовала в точке полной занятости ресурсов). Рост цен на ресурсы увеличит уровень инфляции до 6%, в то время как ставки заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами устанавливались при ожиданиях, согласно которым уровень инфляции составит, как и раньше, 3%. В итоге оказывается, что фактический уровень обогнал инфляционные ожидания, вследствие чего  относительно  увеличивается  прибыль фирм. Они реагируют на это расширением производства и, следовательно, наймом дополнительных работников. В итоге состояние экономики характеризуется переходом безработицы в 6 % к такому состоянию, когда уровень безработицы сокращен до 4%, а инфляции—повышен до 6%. Перемещение произошло вдоль кривой Филлипса№1, а рост инфляции стал своеобразной «ценой», уплаченной за временное снижение уровня безработицы. Однако, через некоторое время и фирмы, и наемные работники изменят свое экономическое поведение: они заметят, что повышение их доходов (заработной платы и прибыли) имело преимущественно инфляционный, а не реальный характер. Более того, работники убедятся в том, что их реальная заработная плата фактически упала, и потребуют увеличения ее номинальных ставок. Профсоюзы начнут добиваться выведения заработной платы на уровень, обеспечивая ту же покупательную способность, что и существовала при безработице в 6%. В итоге прибыли фирм упадут до исходного уровня, а это означает исчезновение первоначальных стимулов к расширению найма и увеличению выпуска. Поэтому занятость снизится и безработица возвратится к своему  первоначальному  уровню в 6%. Отсюда снова перемещение, где ожидаемая инфляция уже составит не 3, а 6%. Это означает, что краткосрочная  кривая Филлипса№1 сместилась вверх, в менее благоприятное для экономики положение №2: после того, как рост ставок заработной платы догнал рост цен, любому уровню безработицы соответствует более высокий уровень инфляции.

     Если  правительство или ЦБ повторят попытку  увеличить занятость, реакция экономики будет характеризоваться последовательным ростом инфляции, что не может не сопровождаться дальнейшим ростом инфляционных ожиданий. «Расплатой» за поддержание 4%-го уровня безработицы является постоянно увеличивающийся уровень инфляции: с 6% до 9% и т.д.

     Значит, стимулирующая политика правительства и ЦБ дает  лишь  временный прирост занятости и выпуска продукции. В более длительной перспективе эти эффекты исчезают, а возросший уровень инфляции остается единственным реальным результатом вмешательства в экономические процессы. Отсюда можно  сделать вывод: если инфляционные ожидания адаптивны, изменения номинальных ставок заработной  платы отстают во  времени от изменения в уровне цен. Именно этот временной лаг делает возможным краткосрочное повышение прибылей фирм, что в свою очередь временно увеличивает уровень занятости.

     На  основе анализа статистических  данных  по  18  странам  за  полтора десятилетия  Лукас  показал,  что  даже  краткосрочный  эффект, полученный вследствие неожиданного  увеличения  совокупного  спроса,  ускользает,  если правительство и ЦБ постоянно повторяют попытки  стимулировать  экономический рост  с  помощью  денежных  шоков. Реальный эффект подобной политики недолговечен.  Объяснение  этого  факта  связано  с  эффектом рациональных ожиданий.  Если  правительство  и  ЦБ   проводят  стимулирующую политику, нацеленную  на  повышение занятости, то при рациональных  ожиданиях  все экономические  агенты  заранее  знают о предстоящем росте инфляции и последующем  сокращении реальной заработной платы. Поэтому работники заблаговременно включают ожидаемую инфляцию в свои  требования  о  повышении номинальной заработной  платы. В этом  случае  у фирм даже  временно не увеличиваются прибыли,  не  возникает  даже  временного  роста  занятости  и выпуска. Ценовая инфляция, полностью учтенная в требованиях о повышении заработной платы, «зафиксирует» безработицу на  ее  естественном  уровне, а инфляция  будет возрастать при постоянном уровне безработицы.

     Критика Лукаса сфокусирована именно на механизме  формирования  ценовых ожиданий. При длительной инфляции экономические агенты перестают заблуждаться относительно последствий  фискальной  и  монетарной  экспансии. Они больше интересуются информацией, быстро распознают цели  и  прогнозируют результаты действий политиков, а  при  выборе  своих  решений  не  повторяют былых «ошибок». По мере того, как экономическая информация  о  возможных шагах  правительства  и  ЦБ  становится  известной,  инфляционные ожидания становятся все более рациональными. Рационализация экономического  поведения людей усиливается, если заработная плата и цены  становятся  более  гибкими. Эта гибкость повышается в долгосрочной перспективе. Следовательно, политика маневрирования совокупным спросом может стать эффективной  в  краткосрочном периоде, хотя в долговременном плане  альтернативная связь между  уровнями безработицы и инфляции исчезает. Эти выводы ТРО стали наиболее существенными при разработках стратегий снижения уровня  инфляции  в  разных странах. 

 

      2.3. Антиинфляционная  политика 

     Привлекательный сценарий «рационального» снижения  уровня  инфляции не может быть реализован на практике, если отсутствует хотя бы одно  из трех условий:

      1. безболезненная инфляционная политика  требует  для  всех  экономических агентов информации о  возможных  шагах  правительства  и  ЦБ (т.е. «план» снижения инфляции должен быть объявлен заблаговременно),

     2. те, кто устанавливает заработную  плату и  цены,  обязаны   доверять  политике правительства и ЦБ,

     3. «коэффициент жертв» окажется тем ниже, чем более гибкими будут заработная плата  и  цены:  снижение  инфляции  вообще  без  всякого  спада   и   роста безработицы достижимо только при абсолютной гибкости рынка труда.

     Очевидно, что перечисленные условия в  действительности складываются далеко не  всегда. Между тем доверие, оказываемое программе сокращения инфляции, становится первостепенным фактором, определяющим степень «болезненности» ее осуществления. К сожалению, зачастую очень трудно предсказать, сможет ли общественность доверять той или иной программе.  В обстановке же недоверия к политике правительства и ЦБ поведение экономических субъектов не может стать рациональным. 

     2.4. Инфляционные ожидания в период экономической стабилизации 

     Недоверие  к  макроэкономической  политике  характерно  не  только  для переходных  экономик. Оно возникает, как правило, всегда, когда правительство и ЦБ проводят непоследовательную, централизованную, а  поэтому трудно прогнозируемую политику. Последовательный  макроэкономический  курс (о нем говорят еще как о «твердом»  курсе или как об игре по правилам) предполагает заблаговременный выбор мер, которые  могут приниматься в той или иной ситуации и  предопределять  практические  итоги  политика («политика свободы инициативы» или произвольная политика), предполагает, что правительство  и ЦБ  дают оценку экономических проблем по мере их возникновения и в каждом конкретном случае подбирают подходящую тактику.

     Опыт  макроэкономического регулирования  в индустриальных странах показывает, что «игра по правилам» имеет неоспоримые преимущества перед произвольной политикой. Во-первых, уменьшается риск принятия некомпетентных решений, во-вторых, снижается влияние политического бизнес-цикла (во время которого у политических деятелей возникает соблазн простимулировать экономику незадолго до выборов, тем самым хорошо выглядеть в ответственный момент) на циклические колебания уровней занятости, выпуска и инфляции, в-третьих, складываются условия для роста доверия к политике правительства и ЦБ.

Информация о работе Теория рациональных ожиданий