Стратегии ТНК по включению транзитивных стран в сетевую организацию международного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работыания определяется также и тем, что мировая экономика выходит из полосы глубокого финансово-экономического кризиса, который затронул ключевые аспекты, как внутреннего экономического развития стран, так и их внешнеэкономические отношения. Безусловно, это наложит особый отпечаток и на развитие международного производства в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Определяющим субъектом международного производства, как известно, является ТНК. Деятельность ТНК в этом отношении уже много лет привлекает повышенное внимание ученых. Многие теоретические и эмпирические исследования носят глубокий характер, раскрывают сущность транснациональной активности предприятий

Содержание

Введение 4
Глава 1 Мировой воспроизводственный процесс 8
1.1 Понятие международного производства. 8
1.2 Анализ концепций международного производства, их эволюция и современное состояние 14
Глава 2 Стратегии ТНК по включению транзитивных стран в сетевую организацию международного производства 20
Глава 3 СТРАТЕГИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В ТРАНЗИТИВНЫХ ЭКОНОМИКАХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 26
3.1 Стратегии ТНК по включению транзитивных стран Восточной Европы и Юго-восточной Азии в сетевую организацию международного производства 26
3.2 Развитие ТНК в Республике Беларусь………………………………………...42
Заключение 47
Список использованных источников 51

Прикрепленные файлы: 1 файл

задание 6928 курсовая по мировой экономике БГУ.docx

— 155.04 Кб (Скачать документ)

Принимающая страна предоставляет  такому предприятию необходимые  ему факторы производства в виде природных ресурсов, земли, рабочей силы (кроме топ-менеджмента) и получает от него необходимую продукцию, налоговые поступления, технологии. Степень зависимости партнеров друг от друга высокая. Именно поэтому в большей степени она распространена между ТНК стран развитой рыночной экономики, уровень экономического развития которых примерно одинаков и партнеры (донор и реципиент) равноправны. Объем продукции, произведенной на таких предприятиях и реализуемой филиалами ТНК, составляет около 25% совокупного ВВП. Экспорт зарубежных филиалов американских ТНК превышает объем их официального экспорта более чем в 4 раза.

Более распространена в странах  переходной экономики другая форма  экспансии ТНК, а именно совместное предпринимательство. Это подтверждается соответствующей статистикой: удельный вес совместных предприятий (СП) с участием капитала транснациональных корпораций в конце 2010-х гг. составлял 15% в Польше, 33% — в Чехословакии, 67% — в Болгарии и 100% — в Румынии. За 1987-2010 гг. количество СП с участием ТНК в странах данного региона возросло в 20 раз. Согласно данным статистики, с 1979 по 2009 гг. в Китае было создано 33 873 СП, и их доля в общем количестве объектов с привлечением ПИИ составила 15,3%. В 2011 г. их количество превысило 148 тысяч.

Цели и тактика партнеров  по совместному предпринимательству  различны. ТНК чаще всего используют его как инструмент осуществления  межкоршративных связей. Они расширяют не только взаимные кооперационные поставки, но иногда создают СП даже со своими конкурентами, поскольку такие СП становятся удобной формой «организованного внедрения» на рынки новой продукции, дают возможность избежать дорогостоящих ценовых войн в конкурентной борьбе.

Многие исследователи  связывают предпочтение, отдаваемое ТНК созданию совместных предприятий в странах с транзитивной экономикой, с тем, что здесь они могут использовать преимущества принимающей страны — квалифицированную и более дешевую рабочую силу, технологические достижения. Кроме того ТНК получают возможность путем создания СП в одной из стран выходить на рынки других стран этого региона, используя сложившийся ранее опыт взаимодействия местных партнеров партнера от принимающей стороны. Данные аспекты эффективно согласуются со стратегией деятельности ТНК в глобальном масштабе.

Для страны с переходной экономикой, принимающей капитал ТНК в  форме СП, привлекательность данной формы обусловлена тем, что она активно участвует в формировании уставного фонда предприятия (зачастую обладая контрольным пакетом).

На практике объединение  капитала осуществляется посредством  совместных операций в конкретной сфере  деятельности. Это означает, что  принимающая сторона имеет право  и возможность контролировать партнера в производственном и финансовом аспекте, то есть имеет возможность  минимизировать или компенсировать негативные последствия деятельности СП для экономики принимающей  страны. Эта возможность существенно  усиливается тем, что деятельность СП часто ограничивается во времени. В совокупности это делает СП одним из основных, относительно безопасным для принимающих стран, методов внедрения ТНК в их экономику, даже при том, что степень зависимости между партнерами при данной форме экспансии ТНК на рынки стран переходной экономики остается весьма высокой.

Отраслевая диверсификация деятельности совместных предприятий  в странах с транзитивной экономикой довольно высока. Они создаются практически  во всех отраслях, за исключением тех, куда принимающие государства ограничивают или закрывают доступ капиталу зарубежных ТНК. Чаще всего запрещенными являются страхование и стратегически важные для принимающей страны отрасли, а наиболее доступными и реально осваиваемыми ТНК — промышленное производство, а также импорт и сбыт готовой продукции.

Рассматривая совместное предпринимательство, нельзя не заметить новые тенденции в его развитии. Одна из них заключается в том, что всё чаще в создании СП используются стратегические альянсы нескольких ТНК с предприятиями принимающей страны. Подобные альянсы направлены на согласование действий партнеров из разных стран, на комбинирование их активов и возможностей в области производства, маркетинга, технологий и т. д. на определенном рынке. Данная форма совместного предпринимательства является более комплексной. Для иностранных инвесторов это — способ извлечения максимальной выгоды из комбинации сравнительных преимуществ, которыми располагает каждый из них. Для принимающей стороны эти соглашения целесообразны в случаях, когда национальный производитель не может использовать рыночные возможности самостоятельно, из-за высоких рисков или отсутствия капитала, но может найти рыночные «ниши», оказать содействие в организации производства и сбыта, повышении конкурентоспособности товаров.

В связи с расширением  такой практики в деятельности ТНК  необходимо выделить, что в результате создания стратегического альянса  между несколькими иностранными ТНК совместно с национальными  производителями принимающей стороны  образуются международные совместные предприятия (МСП). И поскольку учредители такого СП зарегистрированы в двух или более государствах, соответственно, ТНК трансформируютсся в МНК (мультинациональные корпорации), хотя капитал одной из стран-доноров может преобладать.

Поэтому для стран переходной экономики, так же как и для  других стран, особенно важно обеспечить деятельность совместных предприятий  с учетом национальных интересов. При этом следует учитывать, что национальные производители — участники МсП, объединяя с несколькими ТНК не только производство, но и капитал, получают широкие возможности для выхода на рынки указанных стран и на рынки третьих стран, с вторыми у ТНК существуют производственные связи, а также занять лидирующее позиции на внутреннем рынке собственной страны. Поэтому самым важным для национальных производителей является в полной мере воспользоваться этими возможностями, для чего им необходимо обеспечить лидерство в международных совместных предприятиях или занять равные с другими партнерами позиции в созданном МСП, оставив за собой максимально возможное количество контрольных функций. В противном случае не исключено, что создание МСП фактически превратится в поглощение национальной компании наиболее сильной транснациональной корпорацией.

Необходимо сказать, что  масштабы создаваемых международных совместных предприятий различны—от мелких предприятий до крупнейших производственных комплексов. Нередко это зависит от мощи предприятия, включаемого в него принимающей стороной. Для иностранных ТНК, очевидно, наиболее выгодно создание МСП с крупнейшими фирмами принимающей страны, бывшими монополистами на внутреннем рынке. Однако для принимающей стороны это не всегда возможно, поскольку наиболее крупные предприятия могут находиться в государственной собственности, в отраслях, куда доступ иностранного капитала ограничен или запрещен, при этом в странах с переходной экономикой опыт создания МСП такого рода имеется. Например, чрезвычайно большое количество иностранных автомобильных ТНК стремилось купить чешский автомобильный концерн «Шкода» при объявлении о его продаже. «Шкода» на выгодных условиях была продана корпорации «Фольксваген». Следовательно, именно у крупных национальных предприятий образуется больше шансов для выхода на мировой рынок, организации высокорентабельного международного производства.

Вопрос организации и  функционировании МСП в странах  с транзитивной экономикой чрезвычайно  актуален, поскольку в ближайшее  время МСП способны стать важной и распространенной формой деловой активности ТНК в странах с переходной экономикой.

Помимо вышесказанного необходимо отметить, что особое место в транснационализации экономики стран ЦВЕ и ЮВА занимают концессионные соглашения с ТНК. В данном случае их инвестиции осуществляются преимущественно в минерально-сырьевой комплекс принимающей стороны. Все действующие в этой сфере соглашения можно разделить на две группы: концессии и контракты (подрядные соглашения).

Заинтересованность принимающей  страны в подобных инвестициях ТНК  связана с высокой капиталоемкостью инвестиционных проектов в этих отраслях и более высокой ценой риска. Кроме того, для таких отраслей имеют место геологические риски. Привлечение в данную сферу ПИИ позволяет ТНК улучшить сырьевой баланс страны, увеличить валютные поступления и занятость рабочей силы. Привлекательность сырьевых отраслей для иностранных инвесторов обусловлена конвертируемостью, валютным характером их продукции и устойчивым спросом на мировом рынке.

Концессия представляет собой  соглашение, по которому в собственность  иностранной фирмы на определенный срок (до 99 лет, чаще 60-75 лет) передается часть территории принимающей страны с находящимися на ее поверхности и в ее недрах природными ресурсами. При традиционной концессии в течение всего ее срока неиспользуемые концессионером участки в собственность государства не возвращаются. Концессионер осуществляет полный и единоличный контроль над всеми видами деятельности в ра ках концессии, его финансовые отчисления в пользу принимающей стороны незначительны. В настоящее время наряду с традиционной используются модернизированные формы, при которых площади и срок в течение которого предусматривается возврат неиспользованных участков значительно меньше (не более 30 лет). Правительство принимающей страны осуществляет частичный контроль за решениями, принимаемыми концессионерами, участвует в управлении концессией и может создавать СП с 126концессионером; денежные отчисления зарубежного партнера в пользу принимающей стороны осуществляются по соглашению о предоставлении услуг с риском и без риска, по соглашению о разделе продукции.

В условиях существенного  спада производства, значительного  недостатка материально-технических (особенно валютных) ресурсов предприятий, низкого технологического уровня производства в добывающих отраслях стран с транзитивной экономикой привлечение в них иностранных инвестиций, безусловно, выступает в качестве одного из эффективных вариантов стабилизации работы не только данной отрасли, но и экономики страны в целом.

Таким образом, характеризуя процесс транснационализации стран с транзитивной экономикой, следует отметить, что во многих из них формируются отечественные ТНК. Однако опыт их деятельности еще недостаточен, чтобы провести обширный корректный анализ и сделать представительные выводы. Согласно Докладу о Мировых инвестициях ЮНКТАД за 2012 г., количество головных компаний ТНК, базирующихся в странах ЦВЕ, составило 2 313, в странах ЮВА — 9 614. Больше всего головных компаний ТНК зарегистрировано в Молдове (951), Чехии (660), Эстонии (351) и в Литве (150). На современном этапе отчетливо прослеживается тенденция к увеличению количества собственных ТНК в регионе.

Что касается стран ЮВА, то в Китае было зарегистрировано 350 материнских компаний ТНК, в Гонконге — 948, в Тайване — 606 (в Китае с учетом Гонконга и Тайваня — 1904), в Южной Корее зарегистрировано максимальное из всех стран региона количество головных компаний ТНК •— 7 460, в Индонезии — 313 [13]. Это свидетельствует о том, что Южная Корея и Китай, начавшие осуществление реформ раньше, чем страны ЦВЕ, и сделавшие эти реформы намного более глубокими, добились положительного эффекта с точки зрения транснационализации экономики. Экспортные товары китайских национальных предприятий в основном направляются на рынки стран ЦВЕ и Азии, которые еще недостаточно насыщены продукцией, импортируемой из развитых стран в чье собственное производство находится на недостаточном для конкуренции уровне. Помимо того, в США, Японию и странах ЕС товары, импортируемые Китаем, пользуются высоким спросом в связи с их относительно низкой себестоимостью и соответственно ценой.

Кроме того, ТНК стран с  переходной экономикой осуществляют активную экспансию. В большинстве случаев  она реализуется в форме СП, занимающихся производственной деятельностью, продажей лицензий, научно-техническим  и управленческим консалтингом, инжинирингом, бартерными сделками, франчайзингом и т. д. Следовательно, для СП возникает возможность создавать длительные устойчивые связи, открываются доступ к местным ресурсам и рыночной информации, гарантируется сбыт известной части продукции. Преобладающая часть СП, организованных с участием компаний стран ЦВЕ, Балтии, России и стран СНГ, действует в отраслях добычи, переработки и сбыта полезных ископаемых. Однако постепенно возникают и усиливаются тенденции создания СП в промышленности, в том числе в отраслях, определяющих научно-технический прогресс.

Среднесрочные прогнозы ЮНКТАД по основным макроэкономическим показателям  по–прежнему предсказывают умеренный, но устойчивый рост ПИИ с объемами в 1,8 трлн. долл. США в 2013 году и 1,9 трлн. долл. США в 2014 году при условии  отсутствия каких–либо макроэкономических потрясений. Неуверенность инвесторов в направлении развития экономики  на этот период всё ещё высока. Результаты ежегодного опроса ЮНКТАД, проведенного среди руководителей высшего  звена транснациональных корпораций (ТНК), продемонстрировали, что практически  половина респондентов либо нейтрально настроены, либо не определились со своими ожиданиями относительно состояния  глобального инвестиционного климата  на 2012 год.

В ДМИ–12 также отмечается, что на развивающиеся страны по–прежнему  приходится практически половина мирового объема ПИИ (45:); в 2011 году был установлен новый рекорд: 11–процентное увеличение, что в абсолютных показателях  составило 684 млрд. долл. США. На вливания в страны с переходной экономикой приходится ещё 6%. В 2011 году их показатели выросли на 25%.

Увеличение ПИИ в эти  страны связано со значительным расширением  объема потоков в Азию и повышающимися  темпами роста в странах Латинской  Америки и Карибского бассейна, а  также странах с переходной экономикой. Приток инвестиций в Африку в 2011 году, напротив, продолжал снижаться. В  беднейших странах наблюдался спад ПИИ: приток вливаний в наименее развитые страны (НМС) сократился на 11% и составил 15 млрд. долл. США. Эксперты прогнозируют дальнейший рост ПИИ, как в развивающихся  странах, так и в странах с  переходной экономикой; ожидается, что  объем ПИИ в 2012 году составит 720 млрд. долл. США и 100 млрд. долл. США соответственно. По оценкам аналитиков к 2014 году аналогичные показатели увеличатся до 760–930 млрд. долл. США в развивающихся странах и 110–150 млрд. долл. США в странах с переходной экономикой.

Поток ПИИ из развитых стран  в 2011 году резко вырос (на 25:) и составил 1,24 трлн. долл. США. Такому подъему способствовали все три основных инвестиционных блока развитых стран: Европейский  Союз (ЕС), Северная Америка и Япония. ПИИ из США обусловлены рекордным  уровнем реинвестированной прибыли, так как ТНК наращивали запасы зарубежной денежной наличности. Транснациональные  СП способствовали увеличению объемов  ПИИ из стран ЕС. Рост курса иены благоприятно сказался на покупательской способности японских ТНК, в результате чего объем ПИИ из страны удвоился; основная доля вливаний пришлась на сделки по СП в Северной Америке.

Другие тенденции глобальных ПИИ в 2011 году:

• Объем инвестиций в новые  проекты, снижавшийся в стоимостном  выражении на протяжении двух лет  подряд, в 2011 году закрепился на отметке 904 млрд. долл. США Общая стоимость  сделок по транснациональным СП за 2011 год выросла на 53% и составила 526 млрд. долл. США благодаря увеличению количества крупных финансовых сделок (стоимостью более 3 млрд. долл. США) до 62 в 2011 году, для сравнения, в 2010 году их было 44. Хотя рост потоков глобальных ПИИ в 2011 году связан в основном с транснациональными СП, общая стоимость инвестиций в новые проекты остаётся значительно выше транснациональных СП, как это было после финансового кризиса.

Информация о работе Стратегии ТНК по включению транзитивных стран в сетевую организацию международного производства