Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 16:54, контрольная работа
1. Теневая экономика: понятие, виды, характеристика, соотношение с понятиями организованной и экономической преступности
В российской научной литературе под «теневой экономикой» понимается вся совокупность экономической деятельности, которая не учитывается официальной статистикой и не включается в валовой национальный продукт страны, т.е. это всякая экономическая активность незарегистрированная официальными органами.
Кроме того, экологические проблемы возникают и в связи с осуществлением преступного бизнеса, связанного с незаконной добычей и вывозом за границу отечественных возобновляемых и не возобновляемых континентальных и морских биоресурсов. Как правило, этот вид криминального бизнеса имеет транснациональный характер, поскольку заказчики «продукции», а нередко и посредники находятся за рубежом, в сопредельных с Россией странах.
Слабость охраны границ и отсутствие эффективного таможенного контроля за ними на пространстве СНГ, фактическое отсутствие в национальном законодательстве России жестких мер наказания за экологические преступления, низкая эффективность деятельности природоохранных и правоохранительных органов, недостаточная координация их усилий являются теми детерминантами, которые привлекают организованные преступные группы к незаконной добыче природных ресурсов и вывозу их за границу, способствуют их деятельности в этой сфере.
Доходность такого бизнеса определяется высокой стоимостью некоторых «биотоваров» за рубежом. Так, например, один килограмм сухого трепанга на рынке стоит 100 долларов США, грамм медвежьей желчи - 15, грамм струи кабарги - 10, женьшеня до 25 долларов США. Пользуются спросом, а значит, и безжалостно истребляются - морской еж, гребешок, змеи, редкие виды бабочек и многое другое [79] .
В совершении преступлений такого рода нередко участвуют «смешанные» интернациональные группы, что облегчает перемещение товара через границу, особенно при осуществлении «прикрытия» со стороны сотрудников правоохранительных органов. Например, при расследовании прокуратурой Владивостока уголовного дела в отношении одной из таких интернациональных преступных групп, при обыске на оптовой базе была изъята приготовленная к отправке за рубеж партия высушенного трепанга весом более 3 тыс. кг. на сумму свыше 300 тыс. долларов США. В состав организованной группы, осуществлявшей такой криминальный бизнес, входили, помимо российских граждан, представители Китая. Помощь в перевозке товара через посты ГАИ Владивостока оказывал сотрудник уголовного розыска одного из райотделов милиции [80] .
Рыболовецкий и грузовой флот РФ, как и практически все морские порты, акционированы, доля государственного пакета акций в общей структуре невелика. Между тем значительная их доля находится под контролем криминальных структур. Подразделения департамента по рыболовству не справляются с осуществлением контрольных функций, в результате широкое распространение получило браконьерство, которое в большинстве случаев носит организованный характер.
Выловленная рыба, краб за наличную валюту сбываются прямо в открытом море иностранным судам или предпринимателям в зарубежных портах. По данным японских внешнеторговых органов, размеры завоза морских продуктов в Японию отличаются от данных российских таможенных органов в 10 раз в большую сторону [81] . 80% добываемого на Сахалине краба уходит в Японию и лишь 10% контрабандистов и нарушителей удается задержать с поличным [82] .
Японская полиция в ходе расследования деятельности российских и японских группировок, которые общими усилиями ведут пиратский промысел русского лосося в 200-мильной экономической зоне РФ, выяснила, что ими были использованы не менее 15 российских судов и предоставленное Сахалином разрешение на лов в российских водах. Японские же компании «Син Нихон Глоубал» и «Кэй-эс» нелегально нанимали безработных японских моряков, которые направлялись на эти траулеры, осуществляли общую связь и сбыт «левого» дорогостоящего лосося [83] .
На контрабанде рыбной продукции Россия ежегодно теряет более 4 млрд. долларов. Декларируется лишь незначительная часть морепродуктов, большая же часть уходит зарубеж нелегально. В целом реальный объем продаж превышает зарегистрированный в 23 раза. Наиболее высокий уровень поставок рыбных изделий наблюдается в Японию, Южную Корею, Филиппины, Норвегию.
По некоторым экспертным оценкам в 1998 году подобным образом продано за наличную валюту около 80% этой российской продукции, причем по ценам, составляющим не более 30 - 40% от реальной оптовой цены. Большая часть валюты оседает в иностранных банках или контрабандным путем вывезена из России [84] . Хищническое разграбление морских ресурсов России ведет не только к колоссальным экономическим потерям, но и к серьезным экологическим проблемам в этой сфере.
Невосполнимый ущерб незаконными вырубками причиняется лесам России, особенно ценным породам деревьев таким, как кедр, ясень и др. Известны масштабные случаи вырубки реликтовых пород в Карелии, Приморье. По оценкам специалистов, при существующем положении запасы этих пород могут быть окончательно подорваны. Благодаря дешевой древесине дорогих пород деревьев из Приморья, Китай, Корея и Япония прекратили порубку собственных лесов. Анализ материалов уголовных дел о незаконной вырубке ценных пород деревьев свидетельствует не только об огромном материальном ущербе, причиняемом этим видом преступлений (так, только в Китай вывезено на 40 млн. долларов «теневой» древесины), но и об организованном характере их совершения. На это указывает возможность быстрой реализации, необходимость распределения ролей в осуществлении незаконной вырубки и доставки деревьев к месту реализации с учетом отдаленности мест вырубки от населенных пунктов [85] .
Другой крупной экологической проблемой является постоянно усложняющаяся ситуация, связанная со сбором, утилизацией, обезвреживанием, уничтожением и захоронением промышленных и бытовых отходов. С одной стороны, эта проблема стоит остро в отношении российских отходов и связана либо с отсутствием средств на утилизацию, переработку или уничтожение с использованием экологически чистых технологий, либо с отсутствием возможности использования этих технологий, либо с нежеланием терять существенную долю прибыли на цивилизованное избавление от вредных промышленных отходов, тем более, если производство находится «в тени», а свалка в черте города.
С другой стороны, в 90-х годах отмечена активизация деятельности иностранных фирм, пытающихся в нарушение действующего законодательства, в частности международной Базельской конвенции «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», заключать сделки с различными российскими юридическими и физическими лицами на переработку, уничтожение или захоронение на территории Российской Федерации токсичных промышленных отходов, а также на их контрабандный ввоз. Объективным фактором, облегчающим западным фирмам ведение переговоров с российскими представителями о ввозе и захоронении отходов, является более мягкое, по сравнению с западным, экологическое законодательство РФ как с точки зрения своего наполнения, так и неотвратимости санкций в отношении его нарушителей [86] .
Прибыльность таких операций, складывающаяся из существенной разницы между стоимостью уничтожения отходов в промышленно развитых странах и в России, привлекает международные преступные группы, а бесконтрольное продолжение этого процесса все более превращает Россию в свалку западных отходов, угрожает экологической катастрофой.
О размерах поступающих в Россию опасных отходов можно только догадываться, сопоставляя их с масштабами выявленных и пресеченных попыток такого ввоза. Так, например, австрийская фирма «Глассимпекс» пыталась захоронить в различных регионах страны более 7 млн. тонн строительных и бытовых отходов, содержащих токсичные вещества. В порт Санкт-Петербурга из Голландии под видом угля было ввезено 18 тыс. тонн промышленных отходов с содержанием в них лишь 24% угля. «Уголь» был направлен якобы по линии гуманитарной помощи для электростанций г. Твери. По далеко не полным данным организации «Гринпис», в 1987 - 1994 годах западные фирмы пытались ввезти в Россию 34 млн. тонн опасных для здоровья населения отходов производства химикатов, пестицидов, радиоактивных и других токсичных веществ [87] .
Несмотря на огромный материальный ущерб, наносимый вышеописанными видами преступлений, законодательством они не относятся к тяжким, действенного правового контроля за преступной деятельностью в сфере экологии фактически не существует, поскольку нет специализированных подразделений в силовых структурах, занимающихся выявлением, пресечением и расследованием преступлений в данной сфере, отсутствует целенаправленная координация деятельности правоохранительных органов, пограничных и таможенных служб России.
Между тем экосреда едина и для правопослушных граждан, и для организованных преступников, природа не прощает человеку такого потребительски-разрушительного отношения к ней. Не случайно проблемы транснациональной организованной преступности по степени важности для цивилизации оказались, по мнению ООН, все-таки после экологических проблем [88] . Важно понимать, что время бездумного расточительства и уничтожения природных ресурсов и загрязнения природной среды дошло до грани, за которой нет сверхприбылей, а стоит лишь один вопрос о физическом выживании нации, человечества в целом.
7. Масштабы теневой экономики
Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы. Рассмотрим современное состояние и масштабы теневой экономики в различных странах, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера (Университет Линц, Австрия), представленные в журнале "Эксперт"(1).
Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.
Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП.
В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 1998 году страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США - 700 млрд долларов, в Италии - 310 млрд, а в Великобритании - 190 млрд долларов.
Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, объем теневой экономики Германии с 1975-го по 1997 год вырос в пять раз - с 60 до 300 млрд долларов. Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8% в год - значительно быстрее, чем официальный ВВП.
Наибольших масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах.
Так, теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании "параллельной", или "второй" экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной.
Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.
Постсоциалистические страны. Согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике.
В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах - Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере. В Албании, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долларов, сегодня только по официальной статистике на 3,2 млн населения насчитывается 500 тысяч автомобилей, причем 60% из них - это "мерседесы". В то же время в 1990 году их было всего 5 тысяч. Основная часть автомобилей угнана из западноевропейских стран.
Россия. Если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, в 1990-1991 годах - 10-11%, то в 1993 году он составлял 27% ВВП, а еще через три года, согласно данным Московского института социоэкономических проблем, - уже 46%.
Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.
Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63%.
Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе.
В условиях экономического кризиса теневая экономика в России имеет устойчивую тенденцию к росту. По оценке аналитиков американского инвестиционного банка Chase Manhattan, в 1999 году она выросла на 5,4% (официальный ВВП лишь на 1,8%).
8. Криминальный экономический цикл
В процессе познания криминальной экономической деятельности ключевое значение имеет выявление ее структуры, ее паттернов, то есть систематически повторяющихся шаблонов экономического поведения, инвариантных к конкретному содержанию и корректно описывающих макроструктуру криминальной экономической деятельности. Выявление подобной структуры позволяет моделировать конкретные разновидности криминальной экономической активности, модифицируя и детализируя отдельные элементы, что крайне полезно для изучения причин и факторов экономической преступности (криминологический аспект), а также в процессе расследования (криминалистический аспект).
Информация о работе Контрольная работа по "Экономическая теория"