Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 16:54, контрольная работа
1. Теневая экономика: понятие, виды, характеристика, соотношение с понятиями организованной и экономической преступности
В российской научной литературе под «теневой экономикой» понимается вся совокупность экономической деятельности, которая не учитывается официальной статистикой и не включается в валовой национальный продукт страны, т.е. это всякая экономическая активность незарегистрированная официальными органами.
В сферу коррупции вовлечено огромное количество людей, начиная от простых граждан до высокопоставленных чиновников. И несмотря на то, что официально и политической практикой, и общественной моралью, и прессой коррупция порицается, считается общественно неприемлемой, фактически она является частью жизни нашего общества, которое, в большинстве своем, принимает ее как необходимый элемент своего существования. Российская государственная система в настоящий момент представляет собой огромный рынок коррупционных услуг, а многие должностные лица рассматривают свою службу как средство для их реализации.
Эффективность борьбы с коррупцией поэтому напрямую зависит от разрушения этого рынка, переориентирования, изменения системы государственной службы, которая до сих пор базируется на традициях и стереотипах, способствующих прогрессирующему развитию коррупции. Ее масштабы и темпы распространения таковы, что создают угрозу дальнейшему демократическому развитию Российского государства.
Проблемы, порождаемые коррупцией, воздействуют на все сферы жизни общества. Так, экономические последствия проявляются прежде всего в том, что расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие - государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств. Неэффективное использование бюджетных средств, в частности при распределении государственных заказов и кредитов, еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это приводит к снижению эффективности рынка и дискредитации идей рыночной конкуренции. За счет коррупционных «накладных расходов» повышаются цены. В итоге страдает потребитель. Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.
Социальные последствия напрямую связаны с экономическими. Поскольку отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития, обостряется бюджетный кризис, а значит, снижается способность власти решать социальные проблемы. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большей части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя сращивается с коррумпированными группами чиновников, усиливаясь все больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.
В итоге не менее разрушительны политические последствия существования коррупции, проявляющиеся в смещении целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок. В результате уменьшается доверие к власти, растет отчуждение ее от общества. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее политической и экономической изоляции. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии, а следовательно, возникает угроза разложения демократических институтов. Кроме того, серьезно увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией [40] .
Коррупция, таким образом, являясь краеугольным камнем, посредством которого связаны между собой российская бюрократия и организованная преступность, влияет не только на их развитие, но и имеет серьезные негативные последствия во всех проявлениях общественной жизни. Поэтому, если не начать реальную, не на словах, экономически очень выгодную для страны борьбу с коррупцией, не проявить политическую волю и твердость в этом вопросе, под угрозу будут поставлены не только экономические интересы и демократические институты, но и национальная безопасность страны.
3. Легализация доходов, полученных незаконным путем
Размах криминального бизнеса, масштабы теневой экономики ставят перед организованными преступными структурами в качестве первоочередной задачи определение путей и средств легализации денежных средств, полученных незаконным или полузаконным путем. Отмывание денег - это заключительный этап превращения преступности в высокодоходное и эффективное производство, в ходе которого происходит противоправная и вредная для общества концентрация экономической, а вслед за ней и политической власти в руках неконтролируемой группы лиц. Допустить отмывание денег, значит, сделать выгодными торговлю наркотиками, уклонение от налогов, проституцию, вымогательство, хищения, взяточничество. Поэтому «грязные деньги» должны быть лишены возможности поступить в обращение с тем, чтобы преступления утратили для преступников всякий смысл [41] .
В самом общем виде «отмывание грязных денег» можно определить как «перевод незаконно полученных наличных денег в другой актив, сокрытие истинного источника или собственности, от которых незаконным образом получены деньги, и создание характера законности для источника и для собственности» [42] . Таким образом, это любая деятельность, сделка или финансовая операция, которая совершается в целях сокрытия источников происхождения, существования, распределения, перераспределения и потребления денежных средств или иного имущества, полученных в результате какого-либо преступления на первой стадии, с тем, чтобы на второй стадии приступить к извлечению из них регулярных доходов. Иными словами, согласно определению президентской комиссии США по организованной преступности 1984 года, «отмывание денег - процесс посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, а затем маскировка их таким образом, чтобы они казались имеющими законное происхождение».
Как уже указывалось, пропорции соотношения легального и теневого капитала составляют в настоящее время 50:50, что переходит все возможные границы. Ежегодный совокупный доход организованных преступных группировок в России достигает уровня 10 млрд. р. До 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности [43] , т.е. более двух третьих таких средств легализируются в форме инвестиций в наиболее прибыльные отрасли, для приобретения пакетов акций предприятий, сферы услуг и досуга, печатных и электронных средств информации.
Таким образом, колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправной деятельности, организованные преступники стремятся легализировать, придать им видимость законных, пустить в оборот.
Способы отмывания таких доходов различны. Многие из них представляют собой достаточно сложный и продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Наиболее распространенной является трехфазовая модель легализации преступных доходов. Каждая фаза имеет свою цель и набор форм для ее достижения.
В первой фазе происходит введение «грязных» наличных денег в легальный хозяйственный оборот. Основными формами такого введения являются: мошенничество с использованием подставных лиц и фирм; подкуп и запугивание лиц, ответственных за проведение идентификации клиента; организованная покупка легко преобразуемых имущественных ценностей (пятая часть легализируемых средств расходуется на приобретение недвижимости), при этом каждая покупка осуществляется либо на сумму ниже той, с которой возникает обязанность идентификации, либо платежи осуществляются мелкими суммами на один банковский счет. Часто используются обменные сделки - обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов; использование предприятий с большим наличным оборотом, к легальной выручке которых примешиваются «грязные» деньги; создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих такие деньги в качестве выручки (1,5 тыс. организованных преступных группировок имеют собственные коммерческие структуры).
В России введение «грязных» наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между легальными предприятиями, которые за обмен своих безналичных средств на «черные» наличные деньги еще и платят коммисионные в размере 1 - 8% от суммы сделки [44] .
Значительная доля доходов от преступной и иной незаконной деятельности легализируется путем обмена на иностранную валюту и перевода ее за рубеж. В России эти функции нередко берут на себя банки так называемых свободных экономических зон - СЭЗ, которые позволяют зачислять на свои счета «грязные» деньги и конвертировать их.
По оценке экспертов Центробанка, за годы «реформ» из России за рубеж вывезено капиталов на сумму около 260 млрд. долларов [45] , а с 1992 по 1999 год в мировые финансовые центры переведено еще около 100 млрд. долларов, при этом доля «грязных денег» составляет до 30 - 40% объема российского капитала, осевшего за рубежом. Вывоз капитала из России, согласно оценкам зарубежных правоохранительных органов и совпадающим с ними мнением специалистов из департамента валютного контроля Центробанка, в настоящее время достигает 1 млрд. долларов в месяц [46] .
Цель второй фазы процесса легализации - отделение преступных доходов от источника их происхождения путем проведения комплекса финансовых операций. В результате обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных ценностей. Для осуществления операций во второй фазе широко используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием перевода денег. Операции второй фазы часто носят международный характер, для их проведения большую роль играют оффшорные зоны и иные страны с мягким налоговым режимом и слабо развитой системой финансового контроля.
В третьей фазе деньги обретают легенду происхождения и могут инвестироваться в легальную экономику.
Большую роль в легализации незаконно полученных средств играет банковский сектор. Несовершенство банковского и уголовного законодательства, неадаптированность финансовых институтов к рыночным реалиям привели к тому, что банковские учреждения до сих пор используются для накопления капитала противоправными способами и для отмывания преступных доходов.
В числе наиболее распространенных способов отмывания доходов с использованием банковского механизма можно назвать превращение денег в банковские чеки, облигации, ценные бумаги на предъявителя; помещение денег в банки, а также кредитно-финансовые учреждения небанковского типа, занимающихся перемещением денег в пределах страны или за границу; депонирование денег на банковские счета; обмен мелких банкнот на крупные; одной валюты на другую; перевод денег по телеграфу или электронным способом со счета в отечественном банке на зарубежный банковский счет или счет ценных бумаг; организация сложных цепочек платежей; продажа, дисконтирование или торговля различными видами финансовых инструментов, включая банковские чеки, векселя, платежные поручения и т.п. [47]
Несмотря на то, что Россия имеет коммерческую банковскую систему чуть более 10 лет, она превращается в один из крупнейших центров по отмыванию грязных денег. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, благоприятный климат для отмывания денег в России связан с особенностями депонирования в нашей стране, когда в отличие от западных стран, при помещении денег на депозит отсутствует даже минимальный контроль за источниками средств. Во-вторых, большие возможности для отмывания возникают в связи с наличным характером обращения денежных средств в России, а дефицит инвестиционных ресурсов снижает порог чувствительности к проблеме легализации «грязных» капиталов. Кроме того, отмывание активизируется в связи с расширением контроля криминальных структур над коммерческими банками страны.
Непосредственная связь банков с преступным миром позволяет преступникам легализировать доходы от своей преступной деятельности, подкрепляет их намерение продолжать совершение преступлений. Между тем проблема легализации незаконных доходов имеет еще и внешнеэкономический аспект. Речь идет о том, что если не перекрыть каналы поступления преступных доходов в российскую экономику, то это явится серьезным препятствием для вхождения страны в мировую экономическую систему, где нет доверия криминальным капиталам [48] .
Использование криминального капитала для развития законного предпринимательства на первый взгляд может показаться полезным, поскольку происходит загрузка существующих и вновь вводимых мощностей, что способствует решению проблем занятости населения, получению валового внутреннего продукта и будущему росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Однако при этом не следует забывать, что при легализации криминального капитала происходит сокрытие совершенных для его получения преступлений; полученные финансовые средства нередко используются для проведения политической деятельности, лоббирования интересов как собственной предпринимательской активности, так и интересов криминальных структур, а также для получения депутатской неприкосновенности. Кроме того, приращенные в легальном обороте «грязные деньги» могут вновь реинвестироваться в криминальную деятельность. Все это нагнетает социальную напряженность в обществе, девальвирует стимулы к производительному труду в официальной экономике, приводит к снижению привлекательности честного бизнеса и оттоку частных (в том числе иностранных) инвестиций законопослушных агентов рынка. Как следствие происходит углубление экономического кризиса в России и подрывается ее экономическая безопасность [49] .
Проблемы экономической нестабильности Российского государства связаны также и с тем, что та часть криминальных капиталов, которые не идут на реализацию вышеназванных задач, вывозятся из страны и вкладываются в западные банки. Наиболее часто это происходит в оффшорных зонах, называемых на Западе «налоговыми гаванями», в большинстве из которых объем частных вкладов россиян достигает 60%. Масштабы перекачивания финансовых средств через оффшорные зоны растут. По неофициальным данным российские юридические и физические лица зарегистрировали 60 тыс. оффшорных компаний за рубежом. Многие российские оффшорные банки, обслуживая внешнеторговый оборот российских компаний, в то же время обеспечивают стадию интеграции криминальных капиталов в процессе их отмывания [50] .
Особенности оффшорного банковского дела таковы, что позволяют легализировать незаконно полученные доходы. При этом имитируется легальный бизнес, и на бумаге оффшорные сделки выглядят вполне законными. Однако их законность трудно проверить, поскольку законы, охраняющие банковскую тайну, запрещают обмениваться информацией об операциях по счетам, а в нерегулируемых оффшорных центрах никакая отчетность не ведется. Трастовые законы также делают невозможной идентификацию подлинных владельцев фирм, вызывающих подозрение, и поэтому невозможно установить, кто является владельцем собственности. Учитывая эти возможности, которые находятся в распоряжении преступников, понятно, что почти невозможно отследить отмывание денег между несколькими оффшорными корпорациями [51] .
Информация о работе Контрольная работа по "Экономическая теория"