Проект устойчивого природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

В последние три десятилетия социальные, экономические и экологические проблемы, связанные с использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды, стояли в центре внимания человечества. Такое внимание во многом связано с резким обострением в мире глобальных экологических проблем: изменение климата, растущий дефицит пресной воды, сокращение биоразнообразия и лесов, опустынивание и многие другие. Обострение экологических проблем привело к осознанию и в теории, и на практике необходимости формирования нового типа экономического развития в мире, выработки нового «зеленого» экономического курса. О необходимости перехода к новому типу развития говорят и в России.

Содержание

Введение 6
1 Устойчивое природопользование 7
1.1 Понятие природопользования 8
1.2 Особенности устойчивого природопользования 12
1.3 Современная ситуация в России 17
1.4 Система лесопользования 30
2 Характеристика Ульчского района 42
3 Характеристика деятельности Ульчского лесничества 53
3.1 Данные с лесохозяйственного регламента 53
4 Проектная часть 61
4.1 Предложения по улучшению природопользования 63
5 Экономическая часть 77
5.1 Технологический процесс по производству гранулированного
топлива 77
5.2 Расчёт капитальных вложений 79
5.3 Расчёт эксплуатационных затрат 81
6 Охрана труда 86
6.1 Экологическая и хозяйственная роли лиственничных насаждений 87
Заключение
Список используемых источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание с теорией.doc

— 498.00 Кб (Скачать документ)

танного сырья. Президент России подчеркивал необходимость таких мер для лесных ресурсов.

В целом необходимо создание в экономике экологически благоприятных систем налогов, кредитов, субсидий, торговых тарифов и пошлин. Современные финансово-экономические механизмы должны способствовать улучшению использования и ликвидации потерь природных ресурсов и снижению загрязнения окружающей среды.

Для этого необходимо увеличить налоговое бремя на природоэксплуатирующие отрасли и снизить налоги (или стимулировать с помощью кредитов, субсидий и пр.) в ресурсосберегающих и наукоемких отраслях, социальной сфере. Подобный налоговый «сдвиг» наблюдается в развитых странах. России предстоит долгий период трансформации экономики, ее модернизации, структурно-технологических изменений, формирования новой экономической модели. И в этот переходный период основным локомотивом экономики в любом случае останутся природоэксплуатирующие сектора и

отрасли. В связи с этим важной задачей является снижение издержек такого перехода. Здесь можно выделить два направления.

Во-первых, необходимо усилить действенность государственного регулирования природопользования. С помощью экономических и правовых инструментов (налоги, платы, тарифная политика, штрафы, соблюдение нормативов и стандартов и др.) необходимо заставить государственные и частные монопольные компании улучшать использование природных ресурсов, предотвращать их потери, адекватно компенсировать экстернальные издержки

и экологические ущербы, наносимые обществу и природе. Принцип «загрязнитель платит» должен заработать на практике — в отличие от формального действия этого принципа на современном этапе.

Во-вторых, важную положительную роль в переходном периоде могут сыграть создание конкурентной среды, обострение конкуренции между производителями, ме

жду российскими и импортными товарами, уход от преобладающего сегодня монополизма в природопользовании и всей экономике. Эти факторы могут повлиять на снижение затрат, стимулировать предприятия к инновациям, диверсификации производства, глубокой переработке сырья, что приведет к снижению природоемкости продукции за счет внедрения новых технологий.

В связи с перспективами экологического протекционизма российскому бизнесу необходимо предпринимать шаги в сторону большей экологической прозрачности своей деятельности. В частности, здесь может помочь активизация деятельности в области повышения уровня экологического менеджмента и экологической ответственности бизнеса на основе сертификации по стандартам экологического менеджмента ISO 14 001.

Несмотря на общую инертность в борьбе за мировые рынки на основе экологической прозрачности, в России

имеются положительные примеры сертификации. В частности, это подтверждается успешным развитием добровольной лесной сертификации по принципам Лесного Попечительского Совета как показателя начала перехода лесного сектора России на стандарты устойчивого управления лесами.

Развитие добровольной лесной сертификации стало важным инструментом проверки устойчивости лесопользования.

География выданных сертификатов и находящихся в процессе сертификации лесных участков, распределение

площади сертифицированных лесных участков, включающих в себя Среднюю и Восточную Сибирь и Дальний Восток России, свидетельствует о глобализации конкуренции по показателям экологической ответственности лесопользования, и о глобальном влиянии экологически чувствительных рынков лесной продукции на экспортно-ориентированные российские лесопромышленные компании.

В настоящее время эффективность использования лесов и древесного сырья низка. Это обусловливается, по крайней мере, тремя группами факторов:

а) дефицитом инвестиций в собственно охрану лесных ресурсов;

б) отсталыми технологиями во всей цепочке, соединяющей вырубку древесины с производством конечной продукции;

в) несовершенством экономических и правовых инструментов лесопользования. Сложившаяся ситуация во многом связана с недостатками экономического механизма использования лесных ресурсов. Здесь важную роль играет недооценка лесных экосистем, отсутствие или заниженность цен на их товары и услуги. Рассмотрим более детально направления более адекватной экономической оценки леса.

 

 

1.4 Система лесопользования

 

Уникальность лесных ресурсов среди других природных ресурсов проявляется в реализации всех четырех функций природного капитала:

1) обеспечение сырьем;

2) регулирующие (экосистемные) функции;

3) обеспечение людей «духовными» природными услугами, такими как рекреация, эстетические ландшафты и пр.;

4) обеспечение здоровья людей.

Лесные ресурсы обеспечивают экономику древесиной и недревесной продукцией; регулируют климат, водный режим и т.д., что очень важно, в частности, для сельского хозяйства, позволяют получить наслаждение от лесных ландшафтов, рекреации в лесу; поддерживают здоровье людей за счет обеспечения поддержания чистоты воздуха, водных объектов и пр.

Для адекватного отражения ценности лесных ресурсов необходимо идентифицировать и экономически оценить перечисленные четыре функции лесных ресурсов. К сожалению, современная экономика хорошо оценивает фактически только первую функцию леса — обеспечение древесиной. Имеются соответствующие рынки и цены. На остальные три функции лесных ресурсов экономические механизмы распространяются слабо. Ситуация в лесной сфере является классическим случаем «провалов» рынка и недооценки природных ресурсов, что является главной причиной деградации лесов во всем мире, так как реально оцениваемые выгоды от лесоэксплуатации на прак-

тике существенно превосходят выгоды от консервации лесов.

Такая деградация выражается в гибели лесонасаждений, ухудшении структуры лесов и их качественного состава и, наконец, в обезлесении, то есть опережающем росте использования земель лесного фонда, — в частности, для ведения сельского хозяйства, различного рода строительства — по сравнению с лесовосставновлением.

Современные комплексные оценки функций и услуг лесных экосистем базируются на концепции общей эконо-

мической ценности (total economic value). Эта концепция конструктивна с точки зрения комплексности подхода к оценке природы, лесных ресурсов и попытке учесть не только прямые ресурсные функции, но и регулирующие, ассимиляционные функции, природные услуги. В общую экономическую ценность (стоимость), в основном, входят два агрегированных слагаемых: стоимость использования (потребительная стоимость) и стоимость неиспользования. В свою очередь первое слагаемое состоит из трех:

  • прямая стоимость использования — древесина, ту -

ризм, рекреация, устойчивые охота и рыболовство и т.д.;

  • косвенная стоимость использования — различные регулирующие экосистемные функции, связывание углекислого газа, защита от наводнений и пр.;
  • стоимость отложенной альтернативы — потен - циальные выгоды от использования лесных ресурсов в будущем;
  • стоимость неиспользования, существования лесных

 

ресурсов самих по себе (экономическая оценка

  • весьма тонких моментов — социальных, этических и эстетических аспектов природы). Все эти дополнительные оценки зачастую коренным образом меняют приоритеты в экономических решениях.

Разнообразные выгоды от лесных ресурсов очевидны. Однако для традиционной экономики и рыночных механизмов очень сложно включить эти выгоды в цену лесных ресурсов из-за следующих причин:

- отсутствия соответствующих рынков,

- латентности (скрытого характера) и распыленности многих лесных выгод.

Важным экономическим направлением развития лесного сектора должна стать диверсификация потока выгод от лесных ресурсов, большее разнообразие финансовых источников.

Новые перспективы для обеспечения устойчивого природопользования открывает разносторонняя эколого-экономическая оценка значимости лесных ресурсов. Одна из них — оценка ассимиляционного потенциала лесов (в смысле поглощения углекислого газа) и его соотношения с объемом выбросов в регионе. Это определяет важность задачи охраны лесов и лесоразведения, активного внедрения рыночных механизмов торговли квотами на выбросы, при учете значимости лесных ресурсов, не только на международном, но и на национальном уровне.

Одним из самых больших потенциальных финансовых источников для лесных ресурсов России может стать экономическая реализация экосистемных функций леса на основе использования механизмов Киотского протокола и

потенциальных посткиотских соглашений, направленных на борьбу с глобальным изменением климата.

В богатых лесом регионах (Сибирь, Дальний Восток) главные выгоды могут быть связаны с лесом как сырьевым источником и его экосистемными услугами. В действующей российской статистике имеются три показателя, которые могут выполнять роль исходных индикаторов, характеризующих состояние и развитие лесного сектора

и его ключевые проблемы. Это показатели по вывозке древесины, в том числе деловой древесины, по объемам ежегодных рубок ликвидной древесины, по площади ежегодных рубок леса главного пользования.

Индикатором, характеризующим по классификации ОЭСР «состояние», является лесопокрытая площадь. В рамках государственного учета лесного фонда аккумулируется информация по площади лесных ресурсов, запасам древесины по видам, годичному приросту древесины и его использованию в России сосредоточено около четверти мировых запасов лесных ресурсов. В России к основным антропогенным причинам деградации леса относятся: лесные пожары; воздействие выбросов предприятий промышленности и транспорта; необоснованные системы рубок и заготовки недревесной продукции леса; неэффективное лесовосстановление; отчуждение лесных земель под строительство;

нелегальные рубки и другие виды несанкционированного лесопользования; нерегулируемая рекреация.

Большой ущерб наносят лесные пожары. Для оценки лесного сектора Всемирный Банк часто использует индекс риска, который выявляет угрозу сведения лесов

более четко, чем отдельные показатели. Применительно к российским условиям индекс риска можно построить как сравнение лесной площади, пройденной пожарами, и площади лесовосстановления. Площадь ежегодных посадок и посевов леса следует рассматривать как дополнительный показатель устойчивого развития отрасли. Оценка индекса риска особенно важна на региональном уровне.

Индикаторы устойчивого развития необходимо иметь и для лесопромышленного комплекса. Введение новых производственных мощностей, модернизация производства и переход на новые виды продукции в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности позволят диверсифицировать и увеличить производство товаров на основе древесного сырья без значительного роста лесозаготовок. Такой инновационный сценарий позволит значительно увеличить экономические выгоды от лесопользования за счет изменения структуры экспорта в пользу продукции с более высокой — по сравнению с древесиной — долей добавленной стоимости.

Действующий Лесной кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ) декларирует, что лесное законодательство нашей страны основывается на принципах устойчивого управления лесами, сохранения их биологического разнообразия, средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду/21/.Этот принцип соответствует современным представлениям о том, как должно быть устроено правильное государственное управление лесами и лесное хозяйство, а также требованием ряда международных конвенций и процессов, участницей которых является Российская Федерация. К сожалению, как будет показано ниже, действующее в настоящее время лесное законодательство и в целом сложившаяся в нашей стране система государственного управления лесами не позволяют обеспечить устойчивое

управление лесами и сохранение их полезных свойств в интересах нынешнего и будущих поколений.

В общем виде современную российскую систему управления лесами можно охарактеризовать как лесопользование без реального лесного хозяйства. Лес, который при правильном хозяйстве может быть ресурсом возобновляемым и неистощимым, фактически используется как природное месторождение бревен, а в густонаселенных регионах страны еще и как основной земельный резерв для строительства разнообразных объектов.

При отсутствии необходимого лесного хозяйства (адекватных интенсивности лесопользования мер по охране, защите и воспроизводству лесов) лес фактически становится невозобновляемым природным ресурсом (теряет способность возобновляться в те сроки, которые необходимы для обеспечения устойчивого лесопользования).

В отличие от тропических стран, России не грозит обезлесенье (сокращение площади лесов) — покрытая лесом площадь в нашей стране за два последних десятилетия не только не сократилась, но даже и несколько увеличилась за счет зарастания заброшенных сельскохозяйственных угодий. Беда лесов нашей страны в другом

— в их прогрессирующей деградации. Леса деградируют и как элемент природной среды, и как природный ресурс, источник древесины для промышленности и населения. Деградация лесов усиливается в периоды экономического роста и ослабевает в периоды упадка, но в целом, в

масштабах страны, не прекращается на протяжении многих десятилетий.

Истощение экономически доступных лесов как ресурса древесины является главной движущей силой уничтожения ценных природных территорий — существующих и планируемых ООПТ, защитных лесов, последних крупных массивов дикой лесной природы в населенных и транспортно освоенных регионах России. Катастрофическое истощение запасов ценной древесины (прежде всего — крупномерного высококачественного пиловочника хвойных и твердолиственных пород) в освоенных лесах, предназначенных для интенсивного использования, вынуждает лесопользователей искать пути заготовки этой древесины в тех лесах, где ее заготовка запрещена или ограничена. Именно критический уровень истощения запасов ценной древесины в эксплуатационных лесах в наибольшей степени угрожает существованию защитных лесов и сильнее всего препятствует развитию системы особо охраняемых природных территорий.

Информация о работе Проект устойчивого природопользования