Влияние мирового финансового кризиса на банковский сектор Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы: выявление и анализ изменений, произошедших в банковском секторе Германии под влиянием мирового финансового кризиса.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• Анализ состояния банковского сектора Германии.
• Выявление основных последствий мирового финансового кризиса для банковского сектора Германии.
• Рассмотрение возможных мер по борьбе с последствиями финансового кризиса в банковском секторе Германии.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Основные особенности банковского сектора Германии 6
1.1 Структура банковского сектора Германии 6
1.2 Основные тенденции в банковском секторе ФРГ до кризиса 13
Глава 2. Влияние финансового кризиса на банковский сектор ФРГ 17
2.1 Рамочные условия развития банковского сектора 17
2.2 Реакция германских банков на мировой финансовый кризис 19
2.3 Проблема земельных банков 28
Глава 3. Меры по борьбе с банковским кризисом в Германии 39
3.1 Развитие стабилизационного фонда SoFFin 39
3.2 Создание Европейского банковского союза 39
Заключение 46
Список источников 48
Приложения 52

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом_Малахов_АА.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

“ХаЭсХа Нордбанк” ( HSH Nordbank) – самый большой банк, который финансирует предприятия судоходства. Хотя основная деятельность банка и приносит неплохой доход, но кризис в судоходстве  пошатнул финансовое благополучие банка. Около половины клиентов из этой отрасли испытывают серьёзные проблемы. Из-за переизбытка кораблей и упавшей фрахтовой ставки многие предприятия не могут больше выполнять свои обязательства по кредитам, некоторые из них стоят на краю банкротства37. Таким образом, кризис судоходства и высокая плата за государственные гарантии в этом году не даст “ХаЭсХа Нордбанк” (HSH Nordbank) шанс закончить год с положительной прибылью. Хотя по итогам 2012 года убыток сократился с 265 млн. евро до 124, однако руководство банка просит дополнительные государственные гарантии. Ожидается, что при государственной поддержке банк сможет уйти в плюс уже по итогам 2014 г. Во многом это будет достигнуто за счет прогнозируемого оживления на рынке судоходства. В дополнение к этому Правительства федеральных земель уже договорились о том, что выделенные для банка гарантии увеличатся с 3 до 10 млрд. евро38. Хочется заметить, что в 2008 году правительство уже выделяло деньги на спасение этого банка, но как только положение “ХаЭсХа Нордбанк” (HSH Nordbank) улучшилось забрало государственные гарантии в размере 3 млн. евро обратно, что было фатальной ошибкой.

Рейтинговое агентство “Муди’с” (Moody’s) понизило рейтинг “ХаЭсХа Нордбанк” (HSH Nordbank) с Е+/b3 до Е/саа2, так как не видит будущего у этого банка без дальней государственной поддержке. Кроме того в начале мая 2013 года разгорелся скандал по поводу дочерних отделений банка, находящихся в налоговых гаванях. Хотя министр финансов федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн Моника Хайнхольд не видит причин, по которым банку должна запрещена такого рода активность, но причины очевидны. В рамках программы увеличения транспарентности банковского сектора Германии банк, который пользуется государственной поддержкой, обязан осуществлять свою деятельность предельно открыто, однако этого не было сделано. Теперь немецкий профсоюз налогоплательщиков требует специального расследования в отношении этого банка. Если будут обнаружены очередные махинации руководства банка, то с большой долей вероятности это кредитное учреждение перестанет существовать39.

Следующим на очереди был земельный банк “ВестЭлБэ” (WestLB), который также пострадал от ипотечного кризиса в США. Земельные власти выделили финансовую помощь в размере 3 млрд. евро, при условии коренной реструктуризации, которая подразумевала кроме всего прочего к сокращению одной трети рабочих мест. 20 декабря 2011 г. Европейская комиссия одобрила проведение коренной реструктуризации этого банка. Таким образом, третий по величине земельный банк Германии был разделен на 3 части40. Первая из них так называемый “Фербундбанк” (Verbundbank),  который включал  в себя сберегательные кассы “ВестЭлБэ” (WestLB) и был поглощен банком “Хелаба” (Helaba) из Франкфурта. 451 сотрудников “ВестЭлБэ” (WestLB) перешли к новому работодателю. После долгих переговоров с собственниками “ВестЭлБэ” (WestLB) банк “Хелаба” (Helaba) взял на себя ответственность стать центральным банком федеральной земли Северный Рейн Вестфалия, а также взять под свой контроль два местных профсоюза сберегательных касс. Стоит отметить, что поглощенные “Хелаба” (Helaba) кредитные институты располагали совместными активами на сумму около 40 миллиардов евро. Один миллиард евро банк получил “Фербундбанк” (Verbundbank) в качестве приданого – две ассоциаций сберегательных касс федеральной земли Северный Рейн Вестфалия выделили 500 млн. евро на покрытие потребностей в капитале, еще 500 млн. евро эти ассоциации вложили на развитие направления страхования у финансовой группы сберегательных касс. Это было ответной мерой, чтобы вовлечь  “Хелаба”  (Helaba). Банк “Хелаба” (Helaba), который активно осуществлял свою деятельность на территории федеральных земель Гессена и Тюрингии, теперь может также развиваться на банковском рынке Северного Рейна Вестфалии41. 

Второй частью является “Эрсте Абвиклунгсанштальт” (Erste Abwicklungsanstalt). EAA является “плохим банком”, который вышел из состава “ВестЭлБэ” (WestLB). Предполагается, что к 2027 году этот плохой банк ликвидирует все “токсичные” активы, находящиеся у него на счетах.  Банк, который будет распродавать активы этого земельного банка, был создан в декабре 2009 года. Оба директора Маркус Болдер и Маттиас Варгерс начали искать покупателей, готовых купить рисковые активы, а также бизнес направление банка “ВестЭлБэ” (WestLB). От этих продаж они намереваются выручить 77,5 млрд. евро. В середине 2012 года на балансе “плохого банка” оставалось активов на 45 млрд. евро.

Как только Маркус Болдер и Маттиас Варгерс вступили в свои должности, для них появилась новая работа. Инвестиционный портфель размером около 100 млрд. евро, в который входят кроме всего прочего активы ипотечного подразделения “ВестЭлБэ” WestLB “ВестИммо” (WestImmo), достались по наследству EAA от “ВестЭлБэ” (WestLB).  Передача этих активов, как ожидается, будет завершена к концу 2013 года. Однако этот плохой банк застрахован деньгами налогоплательщиков и сберегательных касс. Только за особо рискованные бумаги из портфеля “Феникс” (Phoenix) правительство федеральной земли и сберегательные кассы предоставляют гарантии в размере 5 млрд. евро42.

Оставшаяся третья часть дробления является банк “Портигон” (Portigon), который стал правопреемником “ВестЭлБэ” (WestLB). 1 Июля 2012 г. начал действовать этот обслуживающий институт. В самом начале около 3500 сотрудников работали в  “Портигон” (Portigon), а к концу года их должно остаться менее 2700 человек. Число сотрудников, как планируется, будет в будущем только сокращаться вплоть до конца 2016 г., когда этот бизнес должен быть продан. Сотрудники “Портигон” (Portigon) занимаются в основном тем, что помогают EAA с ликвидацией многомиллиардных портфелей с “токсичными” активами. На это задействованы около 100 сотрудников “Портигон” (Portigon). Также “Портигон” (Portigon) получил денежные вливания в размере одного миллиарда евро от своего нынешнего владельца правительства федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия43.

После того, как “ВестЭлБэ” (WestLB) был раздроблен, а основные направления были приобретены банком “Хелаба” (Helaba), то на банковском горизонте Германии появился новый сильный банк. Банк “Хелаба” (Helaba) стал центральным банком сберегательных касс сразу четырех федеральных земель: как новых земель Северного Рейна-Вестфалии и Бранденбурга, так и свои старые Гессен и Тюрингию. Самым заметным шагом стало приобретение подразделения у “ВестЭлБэ” (WestLB), занимающегося операциями с депозитными сертификатами, сделав его одним из ведущих эмитентов депозитных сертификатов в ФРГ.

До поглощения этого бизнеса “Хелаба”  (Helaba) почти не был заметен на рынке эмитентов депозитных сертификатов. Этот земельный банк ограничивался теми финансовыми продуктами, которые использовались сберегательными кассами. В 2011 г. он выпустил 166 депозитных сертификатов, в 2012 г. до момента приобретения “ВестЭлБэ” (WestLB) 125 сертификатов. Покупатели такого рода ценных бумаг держали их как правило до конца срока погашения, то есть торговли этими ценными бумагами почти не было.

Совсем по-другому обстояли дела у “ВестЭлБэ” (WestLB). В 2012 году этот банк успел выпустить около 700 депозитных сертификатов. На франкфуртской деривативной бирже в премиум-сегменте торгуется около 1800 сертификатов от “ВестЭлБэ” (WestLB) и только 90 от банка “Хелаба” (Helaba)44. До слияния “Хелаба” Helaba располагала 3 млрд. евро от продажи депозитных сертификатов, что говорило о том, что это средней величины игрок на этом рынке. Но после того, как к этому добавились 13 млрд. евро от “ВестЭлБэ” (WestLB), то “Хелаба” (Helaba) потеснила со второго места “Коммерцбанк” (Commerzbank) c 15,1% рынка и дышащего в спину “Коммерцбанку” (Commerzbank) “ДэЦэ Банк” (DZ Bank) с 14,2% доли рынка, и сравнялся с лидером на этом сегменте рынка с “Дойче Банком” (Deutsche Bank) по 16,27 % рынка у каждого45.

Самым заметным событием начала кризиса стала частичная национализация “Коммерцбанка” (Commerzbank), что создало для Германии прецедент46.

Первым частным банком, который обратился за помощью к государству, был банк “Хюпо Риал Эстейт” (Hypo Real Estate). Однако в связи с тем, что банк не мог решить свои финансовые проблемы, руководство банка обращалось за помощь вновь и вновь до тех пор, пока Правительство Германии не решилось пойти на беспрецедентные меры. В марте 2009 г. был одобрен закон о частичном отчуждении прав собственности акционеров47. Хоть это и являлось крайней мерой, но такая мера позволила избежать банкротства “Хюпо Риал Эстейт” (Hypo Real Estate). Чиновники Европейского Союза признали этот банк “системообразующим” (systemrelevant), так что спасение этого банка было первостепенной задачей. Аналитики заявляли, что ущерб от банкротства “Хюпо Риал Эстейт” (Hypo Real Estate) мог быть сопоставим с банкротством инвестиционного банка “Леман Бразерс” (Lehman Brothers)48. В итоге, банк “Хюпо Риал Эстейт” (Hypo Real Estate) был национализирован и перешел под управление Федерального министерства финансов Германии, а “токсичные” активы на сумму более 170 млрд. евро в конце 2010 г. были переведены в “плохой банк”.

Таким образом, мы убедились в том, что земельные банки перестали выполнять свои изначальные функции. Вместо финансирования местных малых и средних предприятий эти банки стали активными игроками на международном рынке производных финансовых инструментов. Уже в 2007 г. по финансовой отчетности земельных банков было сложно определить их связь с реальным сектором экономики. Также стоит отметить, что во избежание конкуренции с сберегательными кассами, земельные банки стали кредитовать очень крупные предприятия вне зависимости от их территориального местоположения49. Земельные банки, которые всегда были гарантами стабильности финансовой системы Германии, отошли от своей основной деятельности и в результате этого пострадали от мирового финансового кризиса, поставив под сомнение свою эффективность. Чтобы снова земельные банки стали опорой немецкой экономики Европейская комиссия настаивает на ряде мер, которые должны предпринять земельные банки. Прежде всего, этими банками должна быть сформулирована четкая бизнес-модель, в центре которой стоит основные виды деятельности земельных банков, то есть кредитования местного малого и среднего бизнеса. Из этого требование вытекает рекомендация, согласно которой земельные банки должны отказаться от непрофильных направлений деятельности. Для снижения операционных и административных затрат следует сократить штат сотрудников для оптимального уровня. И как итог всего вышесказанного, все это должно привести к сокращению балансовых сумм, причем сократиться риск появления “токсичных” активов на балансе этих банков, так как эти банки будут придерживаться своей основной деятельности.

Так как сберегательные кассы являются совладельцами земельных банков, финансовые проблемы земельных банков сказались на положении сберегательных касс. Как было сказано раньше, земельные банки активно вкладывали свои денежные средства в высокорискованные активы, но на этот шаг их заставляли идти представители сберегательных касс, входивших в правления земельных банков. По этой причине сберегательные кассы старались помочь своим земельным банкам, оказывая им финансовую помощь. Однако не всегда этой помощи было достаточно. Если же не учитывать влияния земельных банков на финансовые результаты сберегательных касс, то в последние годы прибыль этого типа банков остается на высоком уровне. Однако после скорого введения новых требований к достаточности капитала и ликвидности, изложенных в рамках 3-его Базельского соглашения (Basel III), сберегательные кассы больше не смогут активно использовать трансформацию сроков, что негативно скажется на объемах кредитования.

 

 

3. Меры по борьбе с мировым финансовым кризисом

3.1. Развитие стабилизационного фонда SoFFin

 

Немецкая экономика почувствовала на себе первую волну мирового финансового кризиса. В 2008 года упал объем экспорта, который приносит в казну Германии основные поступления. Немецкие автомобильные концерны, являющиеся одной из главных опор немецкой экономики, объявили о сокращениях производства. К примеру, концерн “Даймлер” (Daimler) был вынужден закрыть два завода в США. Своё производство приостановили “БэЭмВэ” (BMW) и “Фольксваген” (Volkswagen). Немецкий индекс “Дакс” (DAX) упал на 40% с начала января 2008 года.

Списания немецких крупнейших банков хоть и не были сопоставимы с теми значениями, что были у американских или британских кредитных институтов, однако и в Германии они достигали миллиардных сумм.

Кризиса в Германии не удалось избежать, хотя некоторые немецкие политики заявляли, что этот кризис не коснется Германию. Несмотря на такие необоснованные заявления, хочется отметить, что в дальнейшем правительство Германии действовало предельно быстро и эффективно, что предопределило достаточно быстрое выздоровление немецкой экономики. Но обо всем по порядку.

Как уже говорилось во второй главе, одним из первым банков, который запросил финансовую государственную помощь, был ипотечный банк “Хюпо Риал Эстейт” (Hypo Real Estate). Убытки этого банка уже к концу сентября составляли около 3,1 млрд. евро50. Во многом это ужасающее положение данного частного ипотечного банка связано с проблемами его ирландского дочернего банка “Дэпфа” (Depfa), который также специализировался на ипотечном кредитовании. Этот банк был приобретен на волне растущих цен на недвижимость, но покупка этого банка для “Хюпо Риал Эстейт” Hypo Real Estate так и не окупилась.

Однако реакция на происходящее со стороны немецкого правительства была мгновенной. На экстренном заседании было принято решение предоставить ипотечному банку государственных гарантии в размере 20 млрд. евро51.  Правительство Германии ставило перед собой цель не допустить краха экономически важного банка, которое в последствии могло вызвать эффект домино в банковском секторе Германии. С самого начала федеральное Правительство дало понять, что не собирается стоять в стороне и собирается исправить то, что натворили безответственные банкиры.

После оказания помощи ипотечному банку “Хюпо Риал Эстейт” (Hypo Real Estate) федеральное Правительство изменило свой взгляд на экономическую политику Германии, в особенности касательно антикризисной помощи частным компаниям. Чиновники стали пристальней наблюдать за состоянием финансовым рынков Германии и перестали бояться принимать решительные антикризисные меры. Не прошло и недели, как правительство осуществило помощь ипотечному банку “Хюпо Риал Эстейт” (Hypo Real Estate), а оно уже пошло еще дальше. Был предпринят беспрецедентный шаг по гарантиям вкладчикам немецких банков. Все вклады, которые не превышают 50 000 евро, были застрахованы на 100%, а таких в стране около 83% от всех имеющихся в стране вкладов. На эти цели правительство выделило 1 трлн. евро52. Таким образом, этот шаг позволил предотвратить панику вкладчиков, которые могли начать из-за негативных настроениях на финансовых рынках изымать свои деньги со счетов в банках. Гарантии вкладчикам стали одной из первых частей стабилизационной программы немецкого правительства.

Европейские чиновники высказывали своё недовольство по поводу того, что предпринятые по спасению ипотечного банка “Хюпо Риал Эстейт” (Hypo Real Estate) шаги не были согласованы с Еврокомиссией. Австрийские политики были обеспокоены тем, что гарантии по вкладам в Германии могут привести к оттоку сбережений граждан соседней Австрии, что, несомненно, нанесет удар по банковскому сектору Австрии.

Серьёзность своих антикризисных намерений немецкое правительство показало в середине октября 2008 года, когда на очередном экстренном заседании был принят беспрецедентный по размерам предоставляемых денежных средств антикризисный пакет. Правительство Германии сформировало стабилизационный фонд  объемом 480 млрд. евро. Однако из этой огромной суммы лишь 80 млрд. евро представляли собой расходную часть, нацеленную на прямые вливания в банки. Оставшиеся 400 млрд. евро служили гарантией для банков53. Согласно принятому закону, любой немецкий банк вправе подать заявку на получении гарантий в размере до 20 млрд. евро при условии, что правительство получит возможность влиять на политику банка, в том числе ограничивать при необходимости уровень зарплат высшего звена менеджмента. За использование государственной помощи банки должны отчислять часть своей прибыли в этот фонд.

Информация о работе Влияние мирового финансового кризиса на банковский сектор Германии