Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 18:26, курсовая работа
Молочное скотоводство и молочная индустрия в целом имеют исключительное значение в обеспечении населения важнейшими продуктами питания, продовольственной независимости страны. Положительные тенденции за последние пять лет свидетельствуют о возможности перехода отрасли от стратегии выживания к стратегии устойчивого развития, которое позволило бы обходиться без импорта молочных продуктов. Расчеты строятся на повышении продуктивности стада до 4000 кг при стабильной численности коров, увеличении производства молока на душу населения с 222 до 390 кг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………5
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….9
2.1. Протеиновое питание жвачных животных……………………………….9
2.1.1. Особенности пищеварения жвачных животных…………………….....9
2.1.2. Значение протеина для животных……………………………………… 12
2.1.3. Протеиновая питательность для жвачных…………………………….19
2.1.4. Питательная ценность амидов для жвачных……..…………………...22
2.2. Расчетная часть: расчет потребности хозяйства в кормах на зимний и летний периоды для дойных коров (ж.м. – 400 кг., сут. удой – 18, жир – 3,8-4%, количество голов – 420)………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..33
Протеин, в котором количество незаменимых аминокислот и их соотношение обеспечивает потребности животного организма, называют полноценным. В табл. 1.4 в качестве примера для сравнения указана потребность растущих свиней в критических аминокислотах и их содержание в кормах.
Наибольшей концентрацией критических аминокислот, а следовательно, и полноценностью отличается протеин кормов животного происхождения, таких как молоко цельное, обрат, рыбная мука. Мясная мука характеризуется недостаточным уровнем содержания метионина и цистина. Приближается по полноценности к животным кормам протеин кормовых дрожжей. Высокое содержание критических аминокислот отмечается в зеленых кормах, картофеле, зерне бобовых.
В консервированных травяных кормах полноценность протеина несколько ниже, чем в исходной массе. Так, в кукурузном силосе мало лизина, триптофана. Еще ниже полноценность протеина зерновых кормов. В зерне злаковых культур содержание лизина составляет 50-74 % от потребности в нем растущих свиней.
Использование кормосмесей из культур с разным содержанием необходимых аминокислот дает возможность восполнить их дефицит в отдельных кормах и рационе кормления. Например, увеличить содержание лизина в рационе, содержащем зерно злаковых, можно за счет включения других кормов с высоким содержанием данной аминокислоты (зерно бобовых, животные корма).
Для балансирования кормосмесей по аминокислотному составу с целью экономии дорогостоящих животных кормов с успехом используют кормовые добавки и синтетические препараты аминокислот. Их включение в состав концентратных смесей должно проводиться с учетом аминокислотного состава кормов и потребности в них животного организма. Рацион должен быть также сбалансирован по всем основным элементам питания, особенно по энергии, ма- кро- и микроэлементам, витаминам.
Для нормального протекания синтетических процессов в организме необходимо, чтобы все аминокислоты поступали одновременно. Дефицит, а также полное отсутствие одной или нескольких аминокислот ограничивает их биосинтез в организме и ведет к нарушениям обмена веществ. Неиспользованные аминокислоты в организме не накапливаются, а используются для других целей или дезаминируются. Допустимый разрыв во времени поступления необходимых организму аминокислот не должен превышать 2 ч.
Доступность и усвоение аминокислот для животных зависит от многих факторов, поэтому наличие аминокислот в кормах еще не дает представления об их доступности для организма. Являясь биологически активными веществами, аминокислоты под влиянием термических, химических и других факторов могут переходить в неусвояемые формы.
Причинами снижения доступности и усвоения аминокислот для животных, особенно моногастричных, могут быть низкая растворимость и переваримость протеина, наличие в кормах ингибиторов протеолитических ферментов, антагонизм между отдельными аминокислотами и различия в скорости их всасывания, избыток клетчатки в рационах, нарушение технологии заготовки кормов и неудовлетворительное их хранение, термическая обработка и др. Так, длительные сроки силосования, сенажирования, плохое уплотнение и герметизация хранилищ приводят к сильному разогреву массы, резкому снижению переваримости протеина, доступности и усвоения аминокислот. Длительное хранение кормов в неблагоприятных условиях также снижает переваримость и использование отдельных аминокислот.
Усвояемость протеина из кормов зависит также от наличия и содержания в их составе ингибиторов (от лат. Inhibere — сдерживать, останавливать), которые тормозят действие протеолитических ферментов. Особенно много таких веществ содержится в зерне бобовых культур (сое, горохе и др.). С помощью термической обработки ингибиторы разрушаются, соответственно повышается доступность, а следовательно, и биологическая ценность протеина данных культур. Термическая обработка зерна злаковых, наоборот, снижает доступность аминокислот, особенно лизина.
Высокая степень измельчения кормов способствует улучшению переваримости и усвоения отдельных аминокислот у свиней, а у жвачных и зерноядных птиц, напротив, при слишком тонком измельчении переваримость и усвоение протеина ухудшается.
Скорость всасывания аминокислот в желудочно-кишечном тракте зависит от кислотности среды, соотношения аминокислот и других показателей. Максимальное всасывание аминокислот отмечается при pH химуса 6,5. При отклонении в ту или иную сторону интенсивность всасывания снижается на 10-15 %. Чем лучше рацион сбалансирован по аминокислотному составу, тем полнее всасывается лизин и другие аминокислоты.
Несбалансированность рационов по аминокислотному составу нарушает всасывание отдельных из них. Так, избыток метионина может тормозить всасывание лизина и фенилаланина и наоборот.
Некоторые минеральные вещества (сера, фосфор, кобальт, йод, бром и др.) принимают участие в регуляции аминокислотного обмена. Например, у свиней существует зависимость между показателями переваримости лизина и содержания в рационе калия. В биосинтезе белка принимают участие витамины группы В, среди которых особая роль принадлежит витамину В12. Дополнительный ввод этого витамина в состав рациона повышает эффективность использования растительного белка, снижает потребности животных в метионине.
В организме животных существует тесная взаимосвязь между содержанием аминокислот и обменом других биологически активных соединений: нуклеиновых кислот, витаминов, микроэлементов. Например, от уровня аминокислот в рационе зависит нормальная функция эндокринных желез, поскольку они повышают резистентность организма к различным заболеваниям. Кроме того, препараты синтетических аминокислот, используемые для балансирования рационов свиней и птицы, имеют не только кормовое, но и лечебно-профилактическое значение.
Таким образом, аминокислотный состав протеина — один из важнейших показателей его качества. Однако животные разных видов предъявляют разные требования к составу протеина, поэтому его биологическая ценность для них будет разной. Термин «биологическая ценность» протеина введен в 1909 г. Томасом-Митчелом. Профессор М. И. Дьяков предложил определять биологическую ценность (БЦ) протеина для растущих животных как коэффициент использования переваримого азота (КИПА) на поддержание жизни и образование продукции.
КИПА = 100 * ,
где N — содержание азота.
Академик И. С. Попов в опытах на свиньях установил наиболее высокую биологическую ценность протеина кормов животного происхождения: молока (84-95 %), рыбной муки (74), несколько ниже — картофеля (73 %), еще ниже — у зерновых кормов: ячменя (71), люпина (55), кукурузы (61 %).
Протеиновая питательность определяется также физическими свойствами также протеина — наличием фракций разной растворимости, а также относительными показателями, такими как протеиновое, сахаропротеиновое, амидо-белковое отношение. Определение данных показателей имеет особое значение в организации протеинового питания жвачных животных, а энерго-протеинового отношения — для моногастричных.
2.1.3. Протеиновая питательность для жвачных.
При усвоении протеина корма у жвачных животных ведущая роль принадлежит бактериям и инфузориям, населяющим рубец. С их помощью под действием протеолитических ферментов расщепляется более 40 % протеина до аминокислот, которые затем дезаминируются с образованием аммиака, углекислоты, летучих жирных кислот и метана. Образующийся аммиак служит материалом для синтеза микробного белка рубцовой микрофлорой. Таким образом, в рубце жвачных параллельно идут два процесса: расщепление кормового белка до аммиака и биосинтез микробного белка, пригодного для синтеза белка тела животного. Микроорганизмы, поступая в сычуг и тонкий кишечник, перевариваются наряду с не- расщепленным кормовым протеином. Некоторую часть аммиака бактерии рубца не успевают усвоить, он всасывается в кровь и в печени превращается в мочевину, которая затем выделяется с мочой и частично — со слюной. Однако если аммиак поступает в кровь в больших количествах, то нарушается функция печени и возникает отравление. При этом увеличение всасывания аммиака в кровь ведет к уменьшению использования азота корма.
Чтобы не возник дисбаланс между распадом кормового белка и синтезом бактериального белка и предотвращалось избыточное всасывание аммиака в кровь, необходимо создать благоприятные условия для жизнедеятельности микрофлоры — оптимальное соотношение между растворимой и нерастворимой фракциями протеина, а также достаточную обеспеченность легкоусвояемыми углеводами.
Желательно, чтобы рационы крупного рогатого скота содержали в сыром протеине 40-50 % водосолерастворимых фракций. Много таких фракций в кукурузном силосе, корнеплодах, меньше — в сене, сенаже, кукурузной дерти.
Установлено, что протеин с высокой растворимостью имеет и более высокую переваримость. Недостаток растворимых фракций протеина в рационах жвачных животных ограничивает его ферментацию, а избыток, наоборот, ее усиливает. Это приводит к большим потерям азота с аммиаком, который всасывается в кровь, и микроорганизмы не успевают использовать его для синтеза собственного белка. По этой причине нежелательна высокая расщепляемость протеина в рубце.
Следовательно, потребность жвачных животных в аминокислотах удовлетворяется за счет микробного белка и нераспавшегося в рубце протеина. При этом следует также учитывать, что с увеличением продуктивности, например у дойных коров, обеспечение их потребности в аминокислотах за счет микробного белка снижается. Установлено, что при удое коров до 15 кг молока в сутки, за счет бактериального синтеза потребность их организма в аминокислотах обеспечивается на 75-80 %, а у высокопродуктивных — с удоем 25-40 кг — только на 45-60 %. Недостающее количество аминокислот они должны получать с нерасщепляемым в рубце протеином. Иногда этот протеин называют транзитным. Дефицит нерасщепляемого протеина ведет к недостатку аминокислот, а следовательно — к снижению продуктивности.
Таким образом, если коровы с невысокой продуктивностью в основном обеспечивают потребность в незаменимых аминокислотах за счет микробного белка (биологическая ценность которого почти в 2 раза выше растительного), то для высокопродуктивных животных важно, чтобы в нерастворимом протеине, который расщепляется в сычуге и кишечнике, содержалось необходимое количество незаменимых аминокислот. Установлена прямая связь между уровнем незаменимых аминокислот в рационе и их использованием для синтеза молока. По данным А. С. Емельянова, в расчете на 1 кг 4%-го молока коровам требуется 5-6 г лизина, 1,8-2,2 — метионина и 1,8-2,2 г триптофана.
Качество нерасщепляемого в рубце протеина по аминокислотному составу должно быть достаточно высоким. Это достигается включением в рацион защищенных от распада в рубце высокобелковых кормовых средств: шротов, зернобобовых, гранул и брикетов из бобовых трав.
Для защиты протеина от распада в рубце применяют обработку кормов химическими веществами (формальдегидом, танинами, органическими кислотами) или используют технологические приемы (сушка, нагревание, гранулирование, брикетирование, экструдирова- ние и др.).
Необходимо учитывать, что химические способы хотя и обеспечивают хорошую защиту протеина, но не всегда безопасны для здоровья животных и качества продукции, поэтому при их использовании следует строго выполнять все требования технологии обработки, не допуская передозировки реагентов.
Биосинтез микробного белка в организме — процесс энергоемкий и приостанавливается при недостатке энергии, а неиспользованный аммиак выводится из организма, что приводит к непроизводительным потерям протеина кормов. Наиболее мобильным источником энергии для биосинтеза микробного белка являются сахара, количество которых должно быть в определенном соотношении с переваримым протеином. Оптимальным сахаропротеиновым отношением для лак- тирующих коров считается 0,8—1,1:1, т. е. когда на 1 г переваримого протеина приходится 0,8-1,1 г сахара.
Лимитирующими факторами биосинтеза белка в рубце кроме сахара являются также сера и фосфор. Это связано с тем, что на 1 г азота в бактериальном белке этих элементов приходится в 1,5-2 раза больше, чем в растительном.
Протеиновая питательность кормов определяется и такими относительными показателями, как протеиновое и амидо-белковое отношения.
Протеиновое отношение (ПО) определяется по формуле:
ПО=
где пЖ — переваримый жир; пК — переваримая клетчатка; пБЭВ — переваримые безазотистые экстрактивные вещества; пП — переваримый протеин.
В случае если протеиновое отношение менее 6, его называют узким, от 6 до 8 — средним, более 8 — широким. Следует отметить, что при слишком широком протеиновом отношении ухудшается использование протеина и других питательных веществ.
Амидо-белковое отношение определяют делением количества амидов на содержание белков. В рационах животных оно должно быть в пределах от 1:2, до 1:3, т. е. на одну часть амидов должно приходиться 2-3 части белка.
Таким образом, питательная ценность протеина для жвачных определяется не только количеством сырого и переваримого протеина, но и наличием его растворимых и нерастворимых фракций, аминокислотным составом бактериального белка и нерасщепленного в рубце протеина.
В отличие от жвачных животных, моногастричные — свиньи и птица — лишены возможности синтеза биологически полноценного бактериального белка. Вместе с тем высокий уровень синтетических процессов у этих животных требует колоссального напряжения обмена веществ, в первую очередь белкового. По этой причине состав, переваримость и доступность аминокислот для свиней и птицы являются важными показателями протеиновой питательности.