Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:17, реферат
Актуальность темы исследования. Лесной фонд России занимает 69% ее суши и относится к федеральной собственности. Лесосырьевой потенциал России огромен. Ежегодная норма лесопользования составляет 509 млн.м3, но в настоящее время используется менее чем на четверть.
История лесоуправления в России насчитывает свыше 200 лет. В условиях рыночной экономики (до 1930 г.) в России формировалась законодательная база и была создана оптимальная система лесоуправления, базирующаяся на лесничествах. При командно-распределительной (социалистической) системе лесное хозяйство, функционирующее на основе лесхозов, как комплексных лесных предприятий, достигло определенных успехов, но в настоящее время оно не обеспечивает эффективное и рациональное использование лесных ресурсов.
Права арендатора различаются в зависимости от осуществляемого им вида использования лесов. Так, арендатор при заготовке древесины вправе осуществлять создание лесной инфраструктуры - лесные дороги, лесные склады и другие объекты (п. 7 ст. 29 ЛК РФ); осуществляя заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, арендаторы вправе возводить навесы и другие временные постройки (п. 3 ст. 32 ЛК РФ). Арендаторы, осуществляющие заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, на предоставленных им лесных участках вправе размещать сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки (ч. 4 ст. 34 ЛК РФ). Право на возведение временных построек предоставлено арендаторам на лесных участках, предназначенных для ведения охотничьего хозяйства (ч. 4 ст. 36 ЛК РФ), а также на лесных участках, предназначенных для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений (ч. 2 ст. 39 ЛК РФ).
Лесной кодекс РФ 1997 г. запрещал субаренду участков лесного фонда. Действующий ЛК РФ не регулирует данный вопрос, поэтому на отношения по субаренде распространяют свое действие правила ГК РФ (ч. 2 ст. 615 Кодекса). Следует отметить, что Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»[89] предусмотрено, что арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с ЛК РФ не вправе сдавать арендованный участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам, отдавать арендные права в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса - в производственный кооператив (ст. 5). Совершение указанных действий согласно ГК РФ допускается только с согласия арендодателя. Срок договора субаренды не должен превышать срока договора аренды. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение договора субаренды, если иное не предусмотрено договором (ст. 618 ГК РФ). Основным правилом, позволяющим сохранить контроль за имуществом, переданным в субаренду, является то, что арендатор, за исключением перенайма, остается ответственным перед арендодателем за действия субарендатора.
В специальной литературе отмечается, что подобные распорядительные полномочия арендатора, с одной стороны, соответствуют поставленной законодателем задаче либерализации лесопользования, а с другой - их реализация может способствовать «...массовой скупке высокоплатежеспособными хозяйствующими субъектами прав аренды и передаче их другим структурам по своему усмотрению, что может вызвать негативные последствия как социального, так и экологического свойства»[90]
Обязательным условием передачи лесного участка в субаренду является наличие согласия арендодателя (пп. «г» п. 10 разд. III формы Примерного договора аренды лесного участка). В судебной практике была предпринята попытка признания данной нормы недействительной. Заявитель, обратившийся в Верховный Суд РФ, аргументировал свое требование тем, что оспариваемое положение противоречит ч. 2 ст. 22 ЗК РФ, закрепляющей право арендатора земельного участка в пределах срока договора аренды этого участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьим лицам без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении заявленных требований, признав необоснованными аргументы заявителей о том, что земельный и лесной участки различаются лишь по порядку формирования, а по своему правовому режиму равнозначны[91]. Верховный Суд РФ установил, что правовая природа этих участков не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом. Кроме того, лесное законодательство базируется на иных основных принципах, чем земельное законодательство (ст. 1 ЗК РФ, ст. 1 ЛК РФ). Таким образом, Верховный Суд РФ признал специфику лесного законодательства относительно законодательства земельного.
Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, то в соответствии с назначением имущества (ч. 1 ст. 615 ГК РФ).
Основной обязанностью арендатора является соблюдение правил осуществления соответствующего вида деятельности по использованию лесов. Арендатор обязан соблюдать требования лесохозяйственного регламента в части видов разрешенного использования лесного участка и других параметров их использования.
В упоминавшейся выше Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы указывается, что при использовании лесов должно быть обеспечено выполнение арендаторами обязанностей по ведению лесного хозяйства. Арендаторы обязаны ежегодно в установленном порядке разрабатывать и представлять арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы (ст. ст. 88, 89 ЛК РФ). Кроме того, как было уже сказано, арендаторы ежегодно представляют в установленном порядке лесную декларацию, т.е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26 ЛК РФ).
Действующий ЛК РФ возлагает на арендатора обязанность по противопожарному обустройству лесов (в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения и др.), созданию систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержанию этих средств, а также формированию запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности (ст. 53 ЛК РФ).
Кроме того, арендаторы обязаны осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) согласно п. 4 ч. 1 ст. 55 ЛК РФ.
В Примерном
договоре аренды лесного участка
предусмотрены условия
Указанные обязанности имеют публично-правовой характер, однако конкретизация порядка и срока исполнения данных обязанностей осуществляется посредством внесения соответствующих условий в заключаемые договоры.
Как было сказано выше, постановление Правительства РФ в качестве существенных называет пять условий договора аренды лесного участка. Однако публично-правовой характер деятельности арендаторов лесных участков требует согласования в конкретных заключаемых договорах и иных, а не только существенных, условий. Так, в качестве ключевых вопросов, подлежащих включению в договор, С.А. Боголюбов называет такие условия, как учет экологии и интересов местного населения, стимулы для повышения качества ведения лесного хозяйства, контроль за арендаторской деятельностью, возможность пресечения нарушений, допускаемых арендатором[93].
На отсутствие
в ЛК РФ норм, направленных на реализацию
принципа участия граждан, общественных
объединений в подготовке решений,
которые могут оказать
Согласно ст. 33 Лесного кодекса РФ 1997 г. в договоре аренды участков лесного фонда указывались обязанности сторон по охране, воспроизводству и защите участка лесного фонда. В рекомендуемой форме Примерного договора аренды лесного участка не предусмотрено проведение мероприятий по защите лесов. Указанные мероприятия, включая выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам), предоставление сведений о наличии очагов вредных организмов, их локализации и ликвидации, следует предусматривать в договоре.
С целью стимулирования арендаторов, применяющих новые технологии для обеспечения интенсивного и комплексного использования лесных ресурсов, в заключаемых договорах целесообразно предусматривать различные меры стимулирующего характера.
Основания для досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя предусмотрены ст. 619 ГК РФ. Применительно к договору аренды лесного участка такими случаями являются, во-первых, пользование лесным участком с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; во-вторых, невнесение арендатором арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа. Данное нарушение является наиболее часто встречающимся видом нарушений договорных обязательств[95]. Кроме того, учитывая целевой характер договора аренды лесного участка и то, что лесной участок рассматривается в качестве земельного участка, основанием прекращения договора аренды по требованию арендодателя следует считать использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением (п. 1 ч. 2 ст. 46 ЗК РФ).
Специальными основаниями для досрочного расторжения договора аренды лесного участка являются случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 51, ч. 4 ст. 61 ЛК РФ, - невыполнение арендатором лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов, их воспроизводства и других положений лесохозяйственного регламента, установленных ст. 87 ЛК РФ. Для реализации указанного права арендодателя и с целью оперативного реагирования на допускаемые арендатором нарушения договорных обязательств следует предусмотреть в заключаемом договоре аренды лесного участка порядок и сроки осуществления контроля арендодателя за выполнением арендатором предусмотренных договором объемов и сроков ведения соответствующих работ, согласованных объемов изъятия лесных ресурсов, установленных правил по осуществлению использования лесов без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность арендатора.
В договоре могут быть предусмотрены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ.
Статья 619 ГК
РФ предусматривает претензионно-
Основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора предусмотрены ст. 620 ГК РФ. Из перечисленных в данной статье четырех оснований досрочное расторжение договора аренды лесного участка возможно, если:
арендодатель не предоставляет лесной участок арендатору или создает препятствия для пользования им в соответствии с условиями договора или назначением имущества; поэтому в заключаемом договоре целесообразно установить срок передачи лесного участка арендатору арендодателем;
переданный лесной участок имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра лесного участка при заключении договора;
в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, лесной участок окажется в состоянии, не пригодном для использования (например, вследствие пожара). Кроме того, по требованию арендатора в договоре могут быть установлены и иные основания досрочного расторжения договора в соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ.
В случае прекращения действия договора аренды арендатор обязан передать лесной участок арендодателю в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования. Возврат лесного участка, как и его получение, осуществляется по акту передачи, подписываемому обеими сторонами. В соответствии со ст. 622 ГК РФ при невозврате арендатором арендованного имущества либо несвоевременном его возврате, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.
Часть 5 ст. 72 ЛК РФ и ст. 621 ГК РФ устанавливают преимущественное право арендатора, надлежащим образом исполнившего договор аренды, по истечении его срока на заключение договора аренды на новый срок. В ст. 621 ГК РФ данные правила конкретизированы. Применительно к аренде лесного участка действует правило о том, что арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить договор аренды на новый срок. Преимущество касается только права на заключение нового договора, но условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.