Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:51, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена, прежде всего, возрастающей в настоящее время ролью процессуального участия прокурора на отдельных стадиях уголовного судопроизводства. Также следует отметить, что в настоящее время в российской правоохранительной системе продолжаются преобразования, касающиеся органов прокуратуры. В процессе судебно-правовых реформ конца XX-начала XXI вв., традиционно прокурорские полномочия, в том числе в сфере уголовного процесса, были переданы в ведение суда, что существенно ослабило потенциал прокуратуры и ее влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, а кроме того, снизило эффективность борьбы с преступностью, в этой связи представляется очевидным, что изучение правового статуса прокурора, форм и методов его деятельности на различных стадиях уголовного процесса, являются актуальными на современном этапе развития правоохранительной системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Процессуальный статус прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса……………………………………………………………...7
§1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела……………………7
§2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном
следствии…………………………………………………………………..19
ГЛАВА II. Процессуальное положение прокурора на стадии судебного разбирательства………………………………………………………………….45
§1 Подготовка прокурора к судебному разбирательству………………45
§2 Участие прокурора в судебном заседании…………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..
С учетом современных тенденций развития законодательства к числу решений на данной стадии следует отнести осуществление актов в ходе проверки жалоб на действия (бездействие) должностных лиц, заключение коллегии судей (судьи) о наличии в действиях лица признаков преступления и др.11
Одновременно законодателем корректируются полномочия должностных лиц по вынесению решений, связанных с рассмотрением и разрешением сообщений о преступлениях, вводятся новые субъекты принятия таких решений. Данные новеллы не всегда до конца проработаны и последовательны. Так, не вполне определенными в этой части являются полномочия руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания, мирового судьи по делам частного обвинения и др. Несовершенство законодательства формирует мнение о том, что деятельность в стадии возбуждения уголовного дела, как и все досудебное производство в российском уголовном процессе, находится в глубоком кризисе12.
Стадия возбуждения уголовного дела в современном российском законодательстве предполагает принятие большого круга решений, которые являются весьма значимыми не только для первого, но и для последующих этапов уголовного судопроизводства. Эти решения неоднородны, но на основе некоторых общих признаков могут быть объединены в классификационные группы по различным основаниям (по содержанию, функциональному значению, субъектам, правомочным принимать решения, времени принятия и длительности действия, форме, юридической силе и другим признакам). При этом каждое решение характеризуется несколькими классификационными признаками13.
К числу основных из них можно отнести содержание процессуальных решений, позволяющее классифицировать их на следующие виды:
1) процессуальные решения,
непосредственно выражающие
2) процессуальные решения,
имеющие промежуточный
Субъектами принятия уголовно-процессуальных решений в стадии возбуждения уголовного дела являются: орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор, суд (судья). Вместе с тем понятие и перечень этих субъектов нуждаются в конкретизации. В этих целях необходимо:
- в Уголовно-процессуальном
кодексе РФ уточнить перечень
государственных органов и
- часть 2 ст. 40 УПК РФ дополнить пунктом следующего содержания: «прием, регистрация, проверка и разрешение сообщений о преступлениях»;
- в качестве субъекта принятия уголовно-процессуальных решений в стадии возбуждения уголовного дела следует определить не прокурора вообще, а прокурора, осуществляющего надзор за законностью действий (бездействия) и решений конкретных органов предварительного расследования.
Возведение проверки сообщений о преступлениях в ранг обязанности, а также отсутствие в законе указаний на основания ее производства, приводит к тому, что у правоприменителя формируется установка на обязательность выполнения проверочных действий, на выявление излишне большого объема фактических данных о происшествии, поэтому в ряде случаев проверка осуществляется без необходимости, что имеет ряд отрицательных последствий: затягивание сроков принятия решения по информации о преступлении; неоправданное вовлечение граждан в сферу уголовного судопроизводства; выполнение излишней и ненужной работы и др. Для упорядочения правоприменительной практики предлагается:
- из первого предложения части 1 ст. 144 УПК РФ удалить слово «проверить»;
- второе предложение части 1 ст. 144 УПК РФ изложить в следующей редакции: «При отсутствии в сообщении основания для возбуждения уголовного дела может быть осуществлена его проверка».
В целях наделения следователя, дознавателя соответствующими полномочиями по проверке сообщений о преступлениях необходимо в ч. 1 ст. 144 УПК РФ указать, что при проверке сообщения о преступлении могут быть проведены любые действия, не нарушающие права и свободы граждан. Для правильного восприятия этого положения здесь же следует определить, что производство следственных действий до возбуждения уголовного дела не допускается, кроме случаев, указанных в законе.
Для конкретизации полномочий субъектов принятия уголовно-процессуальных решений в стадии возбуждения уголовного дела целесообразно дополнить ст. 125 УПК РФ частью восьмой следующего содержания:
«8. Руководитель следственного органа и прокурор не позднее 3 суток со дня поступления к нему постановления судьи о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным принимает меры к устранению нарушений закона, о чем незамедлительно извещает судью, вынесшего постановление».
Существенное ограничение полномочий прокурора при осуществлении надзора за законностью и обоснованностью действий и решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела, а также средств прокурорского реагирования на допущенные в данном этапе судопроизводства нарушения и ошибки, нельзя признать тактически верным.
В целом уголовно-процессуальная деятельность представляет собой систему действий правоприменительных, однако данная система неоднородна. В процессе расследования и разрешения уголовного дела следователь, орган дознания, суд осуществляют широкий спектр действий. Организационная деятельность хотя и связана тесно с производством по делу, но имеет вспомогательный характер и в большинстве случаев не регулируется уголовно-процессуальным правом. Поэтому было бы ошибочным данный вид деятельности рассматривать как применение права. Процессуальная деятельность подразделяется на принятие процессуальных решений (например, о возбуждении уголовного дела, применении меры пресечения или вынесение приговора) и осуществление уголовно-процессуальных действий. Последние, в свою очередь, представлены следственными, судебными и иными процессуальными действиями. Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство иногда устанавливает относительно жёсткие связи в системе правоприменительной деятельности, определяет последовательное выполнение отдельных процессуальных действий14.
Вместе с тем разграничение деятельности на процессуальную и непроцессуальную только по признаку правового регулирования не всегда является обоснованным. Сущность уголовно-процессуальных решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела, состоит как в том, что они представляют собой властное волеизъявление лица, ведущего уголовное судопроизводство, так и в том, что составляет их процессуальную специфику. Поэтому под принятием уголовно-процессуальных решений в стадии возбуждения уголовного дела необходимо понимать процесс мыслительной деятельности правоприменителя, направленный, прежде всего, на отыскание путей и средств достижения непосредственных целей данной стадии уголовного судопроизводства.
Прокурор в настоящее время не обладает правами рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях, но за ним сохранены надзорные полномочия в данной сфере15. Это подтверждается содержанием п.п. 1, 2, 6, 7 и других ст. 39 УПК РФ, а также ст. ст. 123, 124 УПК РФ, ч. 4 ст. 146, ч. 4 ст. 147 УПК РФ. В данных нормах, обозначая рассматриваемого субъекта, законодатель употребляет термин «прокурор». Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ понятие «прокурор» имеет следующее значение: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве. Более полное определение термина «прокурор» можно получить из анализа ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», отражающей систему прокуратуры России.
Представляется, что использование термина «прокурор» в таком широком значении для достаточно узкой (по отношению ко всему судопроизводству) сферы – стадии возбуждения уголовного дела – неоправданно. Тем более что на практике, например, следователь или дознаватель направляют копию постановления о возбуждении уголовного дела конкретному прокурору, осуществляющему надзор в этой сфере. Как правило, это прокурор района, хотя имеются и иные варианты. Аналогичное имеет место и в иных случаях. Анализ практики показывает, что жалоба на незаконные действия или решения органа расследования, какому прокурору она бы ни адресовалась, в итоге подвергается проверке надзирающим прокурором16.
Таким образом, субъектом принятия уголовно-процессуальных решений в стадии возбуждения уголовного дела является не прокурор вообще, а прокурор, осуществляющий надзор за законностью действий (бездействия) и решений, осуществляемых конкретными органами предварительного расследования. С введением в действие Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ прокурор был лишен полномочий лица, непосредственно осуществляющего уголовно-процессуальное производство (возбуждение уголовного дела, проведение отдельных процессуальных, в том числе следственных действий, принятие дела к своему производству). Он стал участником, который в досудебных стадиях осуществляет надзорную функцию, с правом для органов следствия – требовать устранения допущенных нарушений, а для органов дознания и дознавателей - еще и самостоятельно отменять незаконные постановления17.
В настоящее время из числа полномочий прокурора на первоначальном этапе уголовного судопроизводства остались лишь следующие:
- проверка исполнения
требований федерального
- внесение мотивированных постановлений о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Как ни парадоксально, но прокурор не может сам решить вопрос о начале уголовного преследования, и поставлен в этом плане в жесткую зависимость от органов расследования;
- отмена незаконного или
- признание отказа в
- отмена незаконного или
- рассмотрение жалоб на
Таким образом, изменения, произошедшие в законодательстве и практике, оцениваются неоднозначно. Высказывается мнение о том, что отсутствие у прокурора достаточных полномочий для осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования препятствует реализации основополагающего принципа, провозгласившего, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
Последствия такого революционного шага законодателя полностью можно определить и оценить только спустя время, когда правоприменение в этой части стабилизируется. Вместе с тем на основе анализа высказанных научных позиций по данному вопросу, правоприменительной практики можно констатировать, что существенное ограничение полномочий прокурора при осуществлении надзора за законностью и обоснованностью действий и решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела, а также средств прокурорского реагирования на допущенные в данном этапе судопроизводства нарушения и ошибки, нельзя признать безусловно правильным.
§2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
В соответствии со статьей 37 УПК РФ, прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия18.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
Информация о работе Процессуальное положение прокурора на стадии судебного разбирательства