Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 18:29, научная работа
Цель исследования заключается в комплексном изучении норм уголовно-процессуального, уголовного, уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих порядок применения условно-досрочного освобождения, замены лишения свободы более мягким видом наказания, изменения вида исправительного учреждения, практической деятельности исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прокуроров по надзору за деятельностью исправительных учреждений, адвокатов, судебной практики рассмотрения и разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и подготовке на этой основе предложений и рекомендаций, направленных на повышение гарантий обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных на данном этапе уголовного судопроизводства.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– проанализировать основные теоретические подходы к сущности института исполнения приговора в системе уголовного судопроизводства, определить его назначение, роль, место и функции в качестве самостоятельной стадии уголовного процесса;
– определить понятие, структуру и содержание процессуального статуса осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора;
– рассмотреть основные направления деятельности суда по обеспечению прав, свобод и законных интересов осужденного в стадии исполнения приговора;
– рассмотреть прокурорский надзор в качестве гарантии обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора;
– определить понятие, структуру и содержание процессуального статуса представителя администрации исправительного учреждения в производстве, осуществляемом в порядке гл. 47 УПК РФ;
– рассмотреть содержание права осужденного на защиту и особенности его реализации в производстве по делам об условно-досрочном освобождении, замене лишения свободы более мягким видом наказания, изменении вида исправительного учреждения и др.;
– разработать предложения и рекомендации, направленные на повышение гарантий прав осужденного в процессе разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.
Глава 1
Осужденный как субъект стадии исполнения
приговора
§ 1. Содержание процессуального статуса осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора
Стадия исполнения приговора входит в общую структуру всего уголовного судопроизводства, базируется на его принципах и институтах. В то же время это необычная и особенная часть уголовного процесса, сложность и своеобразие которой в немалой степени обусловлены как тесным взаимодействием уголовно-процессуальных, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений, так и устоявшимися стереотипами ученых и практиков о том, что уголовно-процессуальная деятельность при исполнении приговора – второстепенная и по сравнению с досудебным и судебным производством по уголовному делу менее важная6. Вместе с тем удельный вес принятых судьями процессуальных решений на стадии исполнения приговора довольно велик. Ежегодно в России в среднем выносится более 300 тыс. судебных решений в порядке исполнения приговора7.
Д. В. Тулянский справедливо, на наш взгляд, отмечает, что в стадии исполнения приговора действует определенный круг участников уголовно-процессуальной деятельности, между которыми складываются специфические уголовно-процессуальные правоотношения8. Такими участниками здесь выступают суд, осужденный, прокурор, представители администрации исправительного учреждения и др.
Мы разделяем мнение Д. В. Тулянского о том, что ни в какой иной стадии уголовного процесса нет такой совокупности участников.
Говоря об участниках уголовного судопроизводства, которые реализуют свои права и исполняют обязанности в стадии исполнения приговора, особое внимание следует уделить осужденному, его процессуальному статусу при рассмотрении и разрешении вопросов в порядке ст. 399 УПК РФ.
Рассмотрение и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора, затрагивает весьма важные права, свободы и законные интересы осужденного, существенно изменяет его правовой статус путем пересмотра количества правоограничений как в лучшую, так и в худшую для него сторону.
Согласно ч. 2 ст. 47 УПК РФ осужденным признается лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор. После вступления такового в законную силу осужденный воспринимается исключительно как объект исправительно-карательного воздействия, принимающий участие в правоотношениях, связанных с порядком исполнения и отбывания уголовного наказания. Большинство норм, регламентирующих правовое положение осужденных, сосредоточено именно в уголовно-исполнительном законодательстве9. В качестве участника уголовного процесса осужденный, как правило, не рассматривается, с чем мы категорически не согласны10.
В обоснование этого рассмотрим вопрос о процессуальном статусе осужденного в процессе рассмотрения и разрешения вопросов об условно-досрочном освобождении, о замене лишения свободы более мягким видом наказания, переводе осужденного в исправительное учреждение с иным количеством правоограничений (иного вида).
В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов личности: общего правового статуса граждан, отраслевого правового статуса (правового статуса какой-либо категории граждан) и индивидуального (правового положения гражданина). Процессуальный статус участников уголовного процесса является разновидностью отраслевого правового статуса11.
Для характеристики процессуального статуса осужденного в производстве по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, в первую очередь необходимо проанализировать такие правовые категории, как «субъект (участник) уголовного процесса»12, «процессуальный статус участников уголовного судопроизводства», определить его содержание и структуру.
В доктрине уголовного процесса сложилось мнение, что в структуру процессуального статуса участников уголовного судопроизводства13 входят следующие элементы:
1) основания и порядок
появления (вовлечения) субъектов
уголовного процесса в
Основой правового статуса, причем как общего, так и отраслевого, в данном случае – процессуального, является совокупность прав и обязанностей. Закрепленные в законе и предоставленные участникам процесса субъективные права и возложенные на них обязанности являются важнейшими элементами правового статуса личности в уголовном судопроизводстве. Они дают участникам процесса возможность совершать установленные уголовно-процессуальным законом действия, пользоваться социальными и личными благами, выражать свои потребности и защищать интересы. Вместе с тем права личности – это ценность, которая служит обеспечению законных интересов участников процесса и содействует обществу в его борьбе с преступностью15.
Кроме общего процессуального статуса, субъекты уголовного судопроизводства обладают индивидуальным статусом, который отражает различие и специфику прав, свобод, законных интересов и обязанностей этого участника в той или иной стадии процесса.
Для характеристики процессуального статуса осужденного на этапе рассмотрения и разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, необходимо раскрыть сущность (содержание) его основных структурных элементов.
Основания и порядок появления (вовлечения) осужденного в уголовно-процессуальные отношения в стадии исполнения приговора – первый элемент его процессуального статуса, который будет нами рассмотрен.
Возникновение уголовно-процессуальных
правоотношений в стадии исполнения
приговора обусловлено
В качестве примера специальных условий вовлечения осужденного в сферу уголовного судопроизводства на стадии исполнения приговора приведем прохождение им порядка, установленного системой «социальных лифтов», представляющего собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев17.
Правовыми основаниями вовлечения осужденного в сферу уголовного судопроизводства на стадии исполнения приговора являются:
– вступление в законную силу приговора суда или иного судебного решения;
– заявленное осужденным ходатайство или поступившее представление администрации исправительного учреждения об условно-досрочном освобождении, изменении вида исправительного учреждения, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Осужденный может быть вовлечен в сферу уголовного судопроизводства как в добровольном (путем свободного волеизъявления, т. е. подачи в суд ходатайства лично либо через адвоката), так и в принудительном порядке (посредством реализации администрацией исправительного учреждения права на внесение в суд представления).
В зависимости от способа вовлечения осужденного в уголовное судопроизводство на стадии исполнения приговора меняется объем имеющихся у него процессуальных прав. Так, например, в случае принудительного вовлечения, в результате внесения администрацией исправительного учреждения представления в суд о переводе в исправительное учреждение с большим количеством правоограничений и т. д.
Следующим элементом
процессуального статуса
В уголовном процессе правовой статус личности прежде всего характеризуется тем, что каждый участник уголовного судопроизводства признается субъектом уголовно-процессуального права и всех возникающих или могущих возникнуть на основе норм этого права процессуальных отношений. Это предполагает наделение как всех субъектов процесса, так и каждого в отдельности таким свойством, как процессуальная правосубъектность, которая означает, что при наличии определенных условий лицо способно обладать и лично реализовывать соответствующие субъективные права и нести обязанности18.
Процессуальная правосубъектность наступает с того момента, когда в установленном законом порядке и уполномоченными на то органами лицо признано, допущено или привлечено в качестве участника уголовного процесса. Именно с данного момента тот или иной участник уголовного судопроизводства наделяется соответствующими правами для защиты личных или представляемых интересов, и на него также возлагаются предусмотренные законом обязанности.
При рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, процессуальную правосубъектность осужденного необходимо рассматривать в двух аспектах. Помимо установленного порядка признания его осужденным и возможности реализации им определенных прав – общей процессуальной правоспособностью, в стадии исполнения приговора данный участник уголовного судопроизводства обладает специальной правосубъектностью, которая определяется соблюдением ряда условий при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора.
Так, при рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении такими специальными условиями, например, являются отбытие осужденным установленного уголовным законом срока наказания за совершенное преступление и признание его положительно характеризующимся. При рассмотрении вопроса о переводе осужденного в исправительное учреждение с меньшим объемом правоограничений, а также о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания такими условиями выступают соблюдение установленного порядка отбывания наказания, добросовестное отношение к труду и другие обстоятельства, положительно характеризующие осужденного.
Вопрос о структуре правового статуса – один из самых дискуссионных в правовой науке. Однако, несмотря на обилие и противоречивость точек зрения, большинство ученых основой правового статуса признают субъективные права, под которыми традиционно понимают официально признанную и легализованную в специфически юридической форме меру возможного поведения человека в той или иной жизненной ситуации19.
В юридической литературе, отечественном и международном законодательстве используется устойчивое выражение «права и свободы». Так, например, в ст. 2 Конституции РФ говорится о правах и свободах человека. В связи с этим закономерно возникает вопрос о соотношении данных правовых категорий, а также о том, какие признаки являются характерными для прав, а какие для свобод.
М. Л. Добрынина, рассматривая вопрос о соотношении прав и свобод, подчеркивает, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны, очерчивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемых государством20.
Мы разделяем данную точку зрения. Вместе с тем следует отметить, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного результата, в то время как термин «право» определяет конкретные действия человека21. Однако, даже принимая во внимание указанные критерии, четкое разграничение между правами и свободами провести трудно, так как довольно часто в юридической литературе всю сферу прав с четко определенными правомочиями также именуют свободами.
Свобода как структурный элемент правового положения личности может быть рассмотрен в узком и широком смыслах. М. Л. Добрынина, к примеру, говорит о том, что в общем смысле термин «свобода» в Конституции РФ выполняет роль философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. В узком смысле свобода расценивается как субъективное право – субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия. Различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически – в рамках учения о свободе, сформировавшегося в XVIII–XIX вв.22
Подобной точки зрения придерживается Д. И. Ивашин, который рассматривает термин «свобода личности» в двух неразрывно связанных между собой, но в то же время нетождественных значениях. В первом значении термин «свобода», по его мнению, выполняет роль основополагающего принципа, характеризующегося возможностью личности действовать по своему усмотрению. Во втором значении свобода выступает в качестве субъективной возможности совершать или воздерживаться от каких-либо действий. Д. И. Ивашин утверждает, что в этом смысле термин «свобода» необходимо рассматривать как тождественное понятие термину «субъективное право», сущность которого заключается в законодательно закрепленных и обеспеченных обязанностями государства социальных возможностях удовлетворения наиболее жизненно важных потребностей обладателя указанных прав23.