Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:36, дипломная работа
Целью исследования является выяснение процессуальной природы стадии возбуждения уголовного дела как правового института и вида правоохранительной деятельности, а также определение перечня поводов и содержания оснований к возбуждению уголовного дела, рассмотрение проблем стадии возбуждения уголовного дела. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- выявить тенденции развития норм стадии возбуждения уголовного дела с учетом исторического опыта;
- проанализировать действующее законодательство, понятия «повод» и «основание», процессуальный порядок возбуждения уголовного дела и отказа в его возбуждении, круг субъектов, включаемых в стадию возбуждения уголовного дела, их права и обязанности;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..2
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ…………………………………………….5
1.1 Стадия возбуждения уголовного дела в дореволюционной России………………………………………………………...............5
1.2 Особенности становления и развития стадии возбуждения уголовного дела в советский период……………………………...10
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ УПК РФ……...15
2.1 Понятие и роль поводов для возбуждения уголовного дела..15
2.2 Основания возбуждения уголовного дела……………………24
2.3 Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела………………………………………………………………….28
2.4 Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела…………………………..35
3. ПРОБЛЕМЫ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД.……………………………48
3.1 Неполнота характеристик участников стадии возбуждения уголовного дела…………………………………………………….48
3.2 Проблемы практики проведения некоторых следственных действий на стадии возбуждения уголовного дела………………57
3.3 Проблемы, возникающие при проведении проверочных действий…………………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...80
Не имеющим закрепленных в законе прав и обязанностей является также лицо, в отношении которого уголовное дело возбуждается прокурором, следователем или органом дознания. Например, человек задерживается с поличным на месте преступления, т. е. оказывается под подозрением. При этом его права и свободы существенно ограничиваются, однако до принятия решения о возбуждении уголовного дела и передачи его следователю ни статуса подозреваемого, ни защитника такой фактический подозреваемый не получит, т. к. согласно ст. 46 УПК РФ « подозреваемым » признается лицо в трех случаях : а) возбуждения в отношении его уголовного дела; б) задержания в уголовно-процессуальном порядке; в) применения меры пресечения до обвинения. При этом, как устанавливает п. 5 ст. 49 УПК РФ, защитник участвует в деле « с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления ». Выходит, в данном случае перед защитником предстает ни кто иной, как подозреваемый, и становится он таковым в совершенно другой ситуации, чем в тех трех, которые названы в ст. 46 УПК РФ. А это означает противоречие, закрепленных в этих двух статьях норм. Если по делу нет обстоятельств, перечисленных в ст. 46 УПК РФ, то нет участника, именуемого подозреваемым. Но если по делу складывается ситуация, предусмотренная п.5 ст. 49 УПК, то адвокат вправе войти в него в качестве защитника подозреваемого. Парадокс - подозреваемого формально нет, а защитник его есть!
Отсутствие законодательной регламентации юридического статуса вышеперечисленных участников стадии возбуждения уголовного дела негативно сказывается на обеспечении их прав и законных интересов.
Уголовно-процессуальный
закон не наделяет правовым положением
в стадии возбуждения уголовного
дела пострадавшего и его
Прежде чем начать рассмотрение процессуального положения потерпевшего в стадии возбуждения уголовного дела, следует отметить, что само выражение "потерпевший в стадии возбуждения уголовного дела" - юридическая фикция, некая научная абстракция. Согласно действующему уголовно-процессуальному праву, такой участник уголовного судопроизводства как потерпевший может появиться лишь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и затем - постановления о признании потерпевшим. Более того, фактически лицо будет являться потерпевшим в том смысле, который вкладывается ч. 1 ст. 44 УПК лишь после вступления приговора суда в законную силу. С вынесением оправдательного приговора пострадавший от преступления может так и не состояться потерпевшим в уголовно-правовом смысле слова, тем не менее как субъект уголовно-процессуальных отношений он может наличествовать и при дальнейшем рассмотрении дела в вышестоящих судах. Следует это из самого понятия "потерпевший", которое является в большей степени уголовно-правовым, нежели уголовно-процессуальным. *1
Относительно проблемы определения понятия "потерпевший" некоторые авторы полагают, что следует принять существующую точку зрения о разграничении единого процессуального статуса такого участника процесса, как потерпевшего, на, как минимум, три. Подобное разграничение проводилось и Проектом УПК, подготовленным Государственно-правовым управлением Президента РФ. Так, нормой ст. 132 Проекта "Пострадавший" определялось, кто таковым мог быть: "Пострадавшим считается всякое лицо, физическое или юридическое, которое подало органу дознания, суду, прокурору, следователю, дознавателя жалобу на причинение ему запрещенным уголовным законом деянием морального, физического или имущественного вреда, на подготовку к совершению или попытку совершить в отношении него запрещенное уголовным законом деяние. Пострадавшим считается также недееспособное или частично дееспособное лицо, в защиту интересов которого подана указанная жалоба"*2. В отличие от потерпевшего, данная процессуальная фигура, по мнению разработчиков Проекта УПК, лишь временная, до вынесения лицом или органом, ведущим уголовное судопроизводство, соответствующего постановления о признании лица собственно потерпевшим. Под собственно потерпевшим Проект понимал физическое лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему запрещенным уголовным законом деянием непосредственно причинен моральный, физический или имущественный вред (ст. 73 УПК).*3
Несмотря на наличие в Проекте указанного разграничения законодатель не воспринял данное соображение.
Полагаю возможным высказать собственное суждение по
------------------------------
*1 см. Жеребятьев И.
В. Личность потерпевшего в
современном уголовном
*2 см. Российская юстиция 1994 г. №9 стр. 66
*3 см. там же
данному вопросу. При подаче заявления о совершении преступления, так называемого, «потерпевшего» следовало бы называть «заявитель», при дальнейшем осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности на досудебной и судебных стадиях следовало бы использовать термин «пострадавший», и лишь с момента вступления приговора в законную силу можно иметь дело с лицом, которое действительно будет являться потерпевшим в том смысле, который в него вкладывается нормой ч. 1 ст. 42 УПК РФ. Что касается объема прав «пострадавший» и «потерпевший» должны обладать одинаковыми правами и обязанностями, и лишь «заявитель»- несколько меньшими исходя из специального процессуального положения и того времени, в течение которого он участвует в производстве по делу.
Рассматривая процессуальное положение лица, пострадавшего от преступления, на начальном этапе производства по уголовному делу, следует отметить, что действующее уголовно-процессуальное законодательство России практически его не регламентирует. Вместе с тем, именно на стадии возбуждения уголовного дела потерпевший чаще всего является единственным источником информации о происшедшем.
В ходе разрешения заявления или сообщения у пострадавшего может возникнуть необходимость в предоставлении дополнительных сведений, предметов, материалов, заявлении ходатайств о проведении дополнительных проверочных действий. При рассмотрении материалов о преступлениях, за которые уголовная ответственность наступает лишь при наличии значительных последствий (ч.1 ст.149; ч.1 ст.211 УК Российской Федерации и др.), между пострадавшим и органом расследования возможно возникновение коллизий по поводу признания причиненного ущерба значительным (существенным). Но рассмотренные фактические интересы пострадавшего не нашли отражения в законе и не обеспечиваются им. Поэтому, если он одновременно не является заявителем, то лишен даже права знать о принятом по заявлению (сообщению) решении, что явно не согласуется с высокой степенью заинтересованности рассматриваемого участника.
Законодательной регламентации
требуют и права лица, от которого
может быть получено объяснение. Лицо, которому
могут быть известны какие-либо обстоятельства,
подлежащие выяснению, не защищено в уголовном
процессе правом не давать
компрометирующих себя сведений. Не обеспечено оно также правом возмещения понесенных в связи с участием в уголовно-процессуальной деятельности расходов.
При участии в первоначальной стадии уголовного процесса понятого, специалиста, переводчика вопросов, касающихся их юридического статуса, как правило, не возникает. Это обусловливается тем, что, во-первых, рассматриваемые субъекты в большинстве случаев участвуют в проведении следственного действия - осмотра места происшествия, порядок производства которого регламентирован достаточно четко, и, во-вторых, имеются закрепленные в законе (ст.ст. 57, 106, 133-1, 134, 135 УПК Российской Федерации) права и обязанности, которыми они могут пользоваться в стадии возбуждения уголовного дела. Тем не менее, в законе требуются некоторые уточнения, касающиеся прав и обязанностей понятого, специалиста и переводчика при производстве предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях.
Проведенный анализ уголовных дел и отказных материалов по различным категориям преступлений показал, что даже те малочисленные права лиц, участвующих в предварительной проверке заявлений и сообщений о преступлениях, которые закреплены в законе, не обеспечиваются в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности. Так о принятом в этой стадии решении заявителю было сообщено лишь в 56,2% случаев. Большая часть таких уведомлений (81,0%) была направлена по факту отказа в возбуждении уголовного дела и лишь в 0,3% возбужденных уголовных дел содержалась отметка о том, что заявителю сообщено о решении, принятом по его информации о преступлении. Мнение же лица, в отношении которого было отказано в возбуждении уголовного дела, выяснялось лишь в 16,4% случаев.*1
------------------------------
*1 см. Марцифин П.Г.
Об упорядочении правового
В юридической литературе высказано ряд заслуживающих внимание предложений по совершенствованию правового статуса участников предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях. По мнению В.В. Степанова, заявителю дополнительно следует предоставить следующие права: обжаловать отказ в приеме заявления, знакомиться с материалами предварительной проверки, заявлять ходатайства, представлять дополнительные данные. *1 Аналогичной позиции придерживается Т.Н. Москалькова. *2 Представляется, однако, что заявитель должен иметь более широкий круг субъективных прав, закрепленных в законе. Например, указанные выше права не отражают интересы заявителя, связанные с возмещением
понесенных в связи с участием в уголовно-процессуальной деятельности расходов, не в полной мере могут реализовать интерес в объективном (с позиции заявителя) разрешении его заявления (сообщения), поскольку не включают в себя возможность заявления отводов лицу, производящему дознание,
следователю, судье, прокурору. Предложения по совершенствованию юридического статуса заявителя, не являющегося пострадавшим от преступления, сформулированы И.Ф. Демидовым. Этого участника предлагается наделить правами: давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия либо дознания, исследовать доказательства на судебном следствии, заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, а также на приговор или определение . *3
На необходимость охраны прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступления и не являющихся
------------------------------
*1 см. Степанов В.В. Предварительная проверка первичных материалов о преступлениях. Саратов,1972г. ст.12-19
*2 см. Москалькова Т.Н.
Охрана прав и законных
*3 см.Демидов И.Ф. Заявитель
в советском уголовном процессе
// Вопросы борьбы с
заявителями, обращают внимание Е.Г. Мартынчик, В.П. Радьков, В.Е. Юрченко. Однако, круг предлагаемых ими прав довольно ограничен: знать о решении, принятом по заявлению или сообщению о преступлении, знать об основаниях отказа в возбуждении уголовного дела, обжаловать принятые
решения. *1
Небезынтересными являются предложения по совершенствованию правового статуса лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела, высказанные Д.В. Филиным. Он считает, что такой участник должен иметь право: давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения должностных лиц, иметь переводчика. *2
В. Никандров предлагает наделить лицо, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела, правом знакомиться с материалами предварительной проверки, получать копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела,
заявлять ходатайства.*3
Правовому положению отдельных участников стадии возбуждения уголовного дела уделено внимание в публикациях и других процессуалистов. Но, как правило, эти работы касаются юридического статуса какого-то конкретного субъекта и не содержат в себе комплексного подхода к положению личности в первоначальной стадии уголовного процесса.
------------------------------
*1 см. Мартынчик Е.Г., Радьков В.П., Юрченко В.Е. Охрана прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве. Кишинев, 1982.- С. 101-106.
*2 см. Филин Д.В. Теория и практика протокольной формы досудебной подготовки материалов. Харьков, 1990.- С. 14.
*3 см. Никандров В. О наделении процессуальными правами лица, в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела// Сов. юстиция.- 1983.- N 4.- С. 18-19.
Однако одним из самых актуальных вопросов следственно-
судебной практики по новому УПК стал вопрос о производстве следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела.
Часть 4 ст. 146 УПК РФ возбуждение уголовного дела публичного обвинения предусматривает производство отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего – осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы. Уголовное дело в соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ возбуждается дознавателем или следователем только с согласия
прокурора, вместе с тем в ч. 4 этой же статьи указано, что следователь, дознаватель, направляя прокурору, постановление о возбуждении уголовного дела, прилагает к нему материалы проверки сообщения о преступлении, а так же протоколы отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего – осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы. Таким образом, возникает неопределенность в правовом регулировании возможности производства указанных следственных действий до возбуждения уголовного дела, поскольку в нормах особенной части УПК РФ предусмотрено производство лишь одного следственного действия – осмотра места происшествия. В части 2 ст. 176 УПК РФ, в частности,
Информация о работе Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса