Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:39, курсовая работа
Целью данной работы является формирование рациональных научных основ криминализации, осуществляемое путем проведения теоретико-практического исследования по настоящей теме.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
• выяснить характерные признаки избирательных прав граждан как объекта общественных отношений, находящихся под уголовно-правовой охраной;
• исследовать объективные и субъективные признаки состава воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий;
• определить способы посягательств на избирательные права граждан преступными и уголовно-наказуемыми деяниями;
• установить роль и место признака общественной опасности;
Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика воспрепятствования осуществлению избирательных прав и работе избирательных комиссий……………………………5
1.1 Общественная опасность деяния………………………………………………….8
1.2 Понятие избирательных прав граждан как объективной стороны преступления………………………………………………………………………11
1.3 Способы совершения преступления……………………………………………...13
Глава 2. Проблемы разграничения уголовно-правовых деяний от административных правонарушений………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………....25
Список используемой литературы…………………………………………………..28
В свою очередь, не все посягательства на избирательные права граждан обладают признаком общественной опасности. Так, например, такое деяние, посягающее на избирательные права граждан, как нарушение права гражданина на ознакомление со списками избирателей на сегодняшний день не криминализировано, а является административным правонарушением.
В связи с чем в науке наряду с категорией «общественной опасности » существует понятие «общественная вредность». Еще не так давно эти понятия большинством ученых считались тождественными.
Однако, в последнее время такая позиция уже не так общепризнана, как ранее. Так Коржанский Н.И. отмечает, не соглашаясь с теми, кто видит различие между обозначенными понятиями лишь в формулировках, что «вредность» и «опасность» в русском языке выражают угрозу наступления качественно различных последствий.12 Опасными, по его мнению, для определенной системы являются такие изменения в естественном функционировании, которые нарушают условия ее существования. «Вредными же можно считать только такие изменения (или в большей части лишь их угрозу), которые не нарушают условия существования системы, а создают лишь временные или локальные для него (существования) помехи». В связи с чем, преступление — это деяние, опасное для интересов общества, так как оно нарушает условия его существования. Ни административные, ни дисциплинарные проступки такими свойствами не обладают.13
Но, на самом деле, основанием для признания деяния преступлением будет не сама общественная опасность, а её степень.14 Например, подкуп избирателей обладает общественной вредностью и общественной опасностью. Это является общепризнанным. Данное деяние посягает на общественные отношения в области избирательных прав граждан, нарушает конституционные принципы свободного и независимого волеизъявления граждан при голосовании. Обозначенное деяние способно серьезным образом повлиять на результаты голосования, а также оказать негативное воспитательное воздействие, способствуя падению уровня правосознания и правовой культуры граждан. Однако в Уголовном кодексе Российской федерации подкуп выступает лишь квалифицирующим признаком таких составов, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав и подделка подписей избирателей. А в качестве самостоятельного состава подкуп не криминализирован. Это означает, что данное деяние не обладает значительной степенью общественной опасности, необходимой для установления уголовно-правового запрета (хотя данная точка зрения является довольно спорной).
Таким образом можно сделать вывод о том, что воспрепятствование осуществлению избирательных прав и работе избирательной комиссии обладает высокой степенью общественной опасности, так в данном случае нарушаются основные права и свободы человека, что является высшей ценностью для государства, на котором лежит обязанность по их обеспечению и защите, и, как следствие, нарушение конституционных положений, что является признанием данного деяния в качестве уголовно- наказуемого.
1.2 Понятие избирательных прав граждан как объективной стороны преступления
Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит положений, позволяющих определить, что именно относится к категории избирательных прав граждан. Диспозиция правовой нормы, предусмотренная частью 1 статьи 141 УК РФ, является бланкетной, что соответственно, определяет необходимость обращения к избирательному законодательству для более детального уяснения сущности уголовно-правовой нормы.
Статья 2 п.28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 под избирательными правами граждан понимает конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях.15
Таким образом, использованная отечественным законодателем нормативная дефиниция понятия «избирательные права граждан» является перечневой. Она была выражена через «казуистическую модель» построения диспозиции правовой нормы.
Следует отметить, что такой подход обладает большим по сравнению с абстрактным вариантом превентивным значением, поскольку позволяют установить соответствующую правовую охрану конкретно-определенных прав путем установления юридической ответственности за их нарушения.16
Но в тоже время существенным недостатком данного определения является его приблизительность, выражающаяся в использовании словосочетания «и другие избирательные действия». Данное обстоятельство порождает закономерное возникновение споров по поводу того, какие правомочия, предоставляемые гражданам, действующим избирательным законодательством, следует отнести к объекту уголовно-правовой охраны. Вследствие чего, их разрешение в настоящий момент зависит от усмотрения законодателя.
Помимо вышеуказанного легального определения категории «избирательные права граждан» в научной литературе существуют и иные. Так, например, некоторые правоведы под избирательными правами граждан (субъективным избирательным правом) понимают право отдельного гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.17 Как представляется, такое определение является слишком узким, в связи с чем, в данной работе такой подход к пониманию рассматриваемой правовой категории не используется.
В рамках данного вопроса также особо необходимо отметить, что, несмотря на то что, по общему правилу политические права и свободы принадлежат только гражданам соответствующего государства, избирательные правами в Российской Федерации с определенным в Законе особенностями обладают иностранные граждане.
В соответствии с ч.10 статьи 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.18
Таким образом, использование в настоящей работе термина «избирательные права граждан» означает право граждан РФ и иностранных граждан осуществлять различные избирательные действия.
1.3 Способы совершения преступления
В данной работе хотелось бы остановить внимание не на всех способах совершения данного преступления, а именно на тех, которые требуют дополнительного изучения, для уяснения их содержания.
Уголовно-правовое определение понятия подкупа как способа совершения преступления имеет важное значение при характеристике преступлений, совершаемых посредством подкупа.
Подкуп рассматривается некоторыми авторами как предоставление или обещание предоставления материальных и иных благ другому лицу за выполнение определенных действий в интересах подкупающего лица.19
Данную точку зрения отличают следующие особенности: обещание рассматривается в качестве действия подкупающего лица по предоставлению подкупаемому лицу материальных и иных благ в будущем, после выполнения подкупаемым лицом определенных действий (бездействия) в интересах подкупающего лица. Понятие обещания понимается в данном случае как своеобразное обязательство подкупающего лица предоставить определенные материальные блага и оказать услуги имущественного характера подкупаемому лицу непосредственно по факту выполнения последним действий в пользу подкупающего. Обещание выступает одним из видов психического воздействия подкупающего на подкупаемое лицо, когда подкупающее лицо возлагает на себя обязанность по предоставлению имущества и оказанию имущественных услуг подкупаемому лицу в будущем.
В целом, изложенная точка зрения достаточно конкретно определяет понятие подкупа как уголовно-правового явления, однако характеристика передаваемых благ и оказываемых услуг имущественного характера приведена не в полном объеме. Понятие подкупа, предложенное авторами изложенной точки зрения, не включает в себя некоторые важные признаки предмета подкупа, без которых специфика такого понятия, как подкуп, не может быть в полной мере раскрыта.
В юридической литературе также высказано мнение о том, что подкупом является дача или обещание дачи подкупающим лицом денежного или материального вознаграждения подкупаемому лицу за выполнение последним определенных действий в интересах подкупающего лица.20
Данная точка зрения изложена ее авторами именно применительно к составу преступления — воспрепятствованию осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме.
Авторы этой позиции исходили из наиболее распространенного способа подкупа во взаимоотношениях подкупающего и подкупаемого лиц — передачи материальных благ. Но принятие за основополагающее мнение точку зрения о том, что денежное или материальное вознаграждение исчерпывают содержание понятия подкупа, было бы неверным. Подкуп как способ совершения преступления представляет собой предоставление материальных благ и оказание услуг имущественного характера за совершение подкупаемым действий (бездействия) в интересах подкупающего лица.
Термин «предмет подкупа» позволяет определить, каким образом подкупающее лицо может повлиять на подкупаемое лицо таким образом, чтобы последнее совершило в дальнейшем определенные действия (бездействие) в интересах подкупающего или представляемых им лиц. С помощью предмета подкупа подкупающее лицо оказывает определенное воздействие на подкупаемое лицо так, что подкупаемый выполняет такие действия (бездействие), совершать которые он не имел намерения до предложения подкупающего лица о передаче ему конкретных материальных благ и оказания услуг имущественного характера.
Большинство авторов, рассматривающих проблему определения понятия подкупа как способа совершения преступления, сходятся во мнении о том, что предмет подкупа представляет собой материальные блага и услуги имущественного характера. Они придерживаются мнения о том, что предметом подкупа выступает вознаграждение в виде денег, ценных бумаг или иного имущества либо оказание услуг имущественного характера.
По своему смыслу деньги представляют собой отечественные и иностранные денежные знаки, находящиеся в наличном и безналичном финансовом обращении на территории определенных государств.
Ценные бумаги как разновидность материальных благ в определенных случаях также могут выступать предметом подкупа. Определения ценной бумаги нет в уголовном законе, поэтому необходимо обратиться к гражданскому законодательству. Согласно ст. 142 Гражданского кодекса Российской Федерации, ценной бумагой является документ, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам ГК относит облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, коносаменты, акции и др.21
Под иным имуществом, рассматриваемым в качестве предмета подкупа, могут выступать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью (например, драгоценные металлы, природные драгоценные камни, жемчуг и др.).
Услуги имущественного характера характеризуются выполнением подкупающим лицом в интересах подкупаемого определенных работ (строительство жилого дома, ремонт автомобильной техники), либо оказанием услуг (принятие подкупающим лицом на себя обязательства по предоставлению подкупаемому определенной высокопоставленной должности в аппарате органов власти, безвозмездное или оказание за незначительную плату аудиторских услуг, услуг по оценке имущества и др.).
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что подкуп представляет собой действия подкупающего лица по предоставлению подкупаемому лицу определенных материальных благ (денег, ценных бумаг, иного имущества), выгод имущественного характера (освобождение от уплаты долга и др.), имущественных прав и оказанию услуг имущественного характера за выполнение подкупающим лицом определенных действий (бездействия) в интересах подкупающего.
По мнению некоторых авторов, "обман - это сообщение ложных сведений, так и заведомо сокрытие обстоятельств, сообщение о которых было обязательно".22 Но такую формулировку следует уточнить, поскольку сообщение ложных сведений предполагает лишь словесную форму обмана и не охватывает иные виды обманных действий, а заведомое сокрытие обстоятельств имеется и при сообщении ложных сведений. Отсюда обман есть: 1) искажение истины либо умолчание об истине; 2) противоправное искажение или сокрытие истины, направленное на удовлетворение интересов виновного. Но, приведенных понятиях не указывается: во-первых, на умышленный характер обмана; во-вторых, умолчание об истине (или сокрытие обстоятельств) существует и при активной форме обмана; в-третьих, само по себе искажение истины или умолчание о ней не есть обман, если оно не направлено на введение в заблуждение другого лица. Наиболее точным, на мой взгляд, является следующее определение обмана- сознательное введение в заблуждение кого-либо относительно определенных обстоятельств, событий, явлений, фактов путем искажения действительного представления о них. Такая трактовка обмана более удачна, поскольку: а) термин "введение в заблуждение" охватывает все формы обмана, в том числе и умолчание об истине; б) здесь отражена существенная черта обмана: его способность вызывать у другого лица искаженное представление о тех или иных обстоятельствах, что весьма важно для уголовно-правовой оценки поведения обманывающего.