Уголовная ответственность а доведение до самоубийства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

В результате тревожно высокого уровня самоубийств в России после распада СССР количество жертв составило эквивалент населения большого мегаполиса, а именно, начиная с 1990 по 2010гг., самостоятельно из жизни ушли порядка 800 тысяч россиян.[1]
Уровень самоубийств в России занимает второе место в мире, уступая только Литве. Уровень самоубийств вышел из-под контроля во время экономических катаклизмов 1990-х годов - тогда он подскочил до 42 самоубийств на каждые 100.000 человек, так что власть были вынуждены обратить внимание на эту проблему. За последние десять лет чиновники добились некоторых успехов в деле снижения суицида, сократив количество самоубийств до 23,5 случаев на 100000 человек в 2010 году.[2]

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. САМОУБИЙСТВО И ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА В ИСТОРИЧЕСКОМ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ 6
1.1. Понятие, социально-правовая обусловленность и общественная опасность доведения до самоубийства 6
1.2. Становление и развитие уголовной ответственности за доведение до самоубийства 7
1.3. Доведение до самоубийства в зарубежном законодательстве 14
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КВАЛИФИКАЦИЯ ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА 21
2.1 Объект преступного посягательства в доведении до самоубийства 21
2.2 Объективная сторона доведения до самоубийства 22
2.3 Субъективная сторона доведения до самоубийства 25
2.4 Субъект преступления доведение до самоубийства 27
2.5 Особенности квалификации доведения до самоубийства и отграничения от смежных составов преступлений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 35

Прикрепленные файлы: 1 файл

уголовное право.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

Такая оценка вызывает возражения. Сторонники названной точки зрения не учитывают особенности объективной стороны анализируемого преступления, имеющие, на наш взгляд, принципиальное значение для отграничения его от убийства.

При доведении до самоубийства, в отличие от убийства, потерпевший под воздействием угроз, жестокого обращения или систематического унижения его человеческого достоинства со стороны виновного сам принимает решение о лишении себя жизни и умышленно собственноручно реализует его, обладая при этом сознанием и волей. Виновный, при этом, не совершает действий, которые непосредственно причиняют смерть потерпевшему; бездействуя, он также лично не прекращает жизнь другого человека — причинение себе смерти тут всегда опосредованно его волеизъявлением. Способ ухода из жизни, который избирает потерпевший, может быть любым и на квалификацию не влияет.

Во-вторых, по действующему УК РФ (ст.24) деяние, совершенное по неосторожности признается преступлением только в том случае, если это специально оговорено в соответствующей статье Особенной части Кодекса. Поскольку в ст.110 УК РФ такое указание отсутствует, это означает, что вина в данном случае может быть только умышленной, то есть в форме прямого или косвенного умысла. Виновный, следовательно, осознает, что, совершая деяние одним из указанных в законе способов, толкает потерпевшего к самоубийству, предвидит возможность или неизбежность лишения им себя жизни и желает (прямой умысел) или сознательно допускает такие последствия, безразлично относясь к ним (косвенный умысел).

Таким образом, нельзя говорить о наличии состава убийства, если отсутствует хотя бы один из его структурных элементов. Убийства не может быть там, где нет противоправного, непосредственного причинения смерти одним лицом другому.

Если с прямым умыслом до самоубийства доводится невменяемое лицо или малолетний, не способный в силу своего возраста и психического состояния осознавать значение своих действий или руководить ими, а также совершаемых в отношении его действий и их последствий, то содеянное образует убийство. Не исключается возможность квалификации действий виновного как убийство в случае физического принуждения потерпевшего к самоубийству, когда воля последнего полностью подавлена.

Встречаются случаи, когда деяние, внешне сходное с доведением до самоубийства, является на самом деле убийством. Например, лицо кончает жизнь самоубийством или покушается на него в результате физического и (или) психического принуждения к этому. Такие случаи следует рассматривать как оконченное убийство или покушение на него, если будет доказан прямой умысел виновного на лишение потерпевшего жизни. Точно так же следует квалифицировать и случаи, когда виновному удалось склонить к самоубийству малолетнего или лицо, заведомо не способное осознавать свои действия либо руководить ими. Эта позиция большинства ученых-юристов представляется верной, хотя, если говорить о практической стороне этого вопроса, то постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 «О судебной практике по делам об убийстве» ничего об этом способе убийства не разъясняет.[23]

Самое важное в рассматриваемой проблеме то, что малолетний, в силу своего возраста, или лицо, которое не способно осознавать свои действия или руководить ими, в силу своего состояния, вряд ли понимает, что такое самоубийство вообще и к каким последствиям оно приводит. А так как самоубийство совершается всегда только с прямым умыслом, то есть когда лицо осознает, что в результате причиненного себе вреда оно может умереть, и уголовно наказуемое деяние, предусмотренное диспозицией ст. 110 УК РФ, это как раз доведение до такого самоубийства. Следовательно, становится очевидным, что именно по этому признаку склонение виновным малолетнего или лица, неспособного осознавать свои действия либо руководить ими, не может быть квалифицировано по ст.110 УК РФ.

2.4 Субъект преступления доведение до самоубийства

Субъектом преступления может быть лицо, от которого потерпевший находился в служебной, материальной или иной зависимости, а также любое другое лицо.

Нередко при доведении до самоубийства лицо совершает действия, которые образуют самостоятельные составы преступлений (например, клевета, оскорбление, побои, истязание), однако в силу того, что они образуют один из способов, указанных в диспозиции ст. 110 УК РФ, квалификации по другим статьям не требуется.

Однако если доведение до самоубийства совершено должностным лицом, его действия квалифицируются как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 110 и п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). Ответственность за доведение до самоубийства наступает по достижении 16-летнего возраста. Доведение до самоубийства или покушение на него путем совершения действий, образующих самостоятельный состав преступления (побои, истязание, причинение тяжкого или иного вреда здоровью, незаконное лишение свободы, изнасилование, вымогательство и т.д.), требует квалификации по совокупности указанных преступлений и по ст. 110 УК РФ.

Вместе с тем, если в результате доведения до самоубийства виновный совершает более тяжкие преступления (например, причиняет тяжкий вред здоровью), то необходима дополнительная квалификация по ст. 111 УК РФ. Исключается квалификация по совокупности со ст. 110 УК РФ, если доведение до самоубийства является квалифицирующим признаком других составов преступлений (например, изнасилование послужило поводом для потерпевшей покончить жизнь самоубийством).

Субъект доведения до самоубийства обладает совокупностью признаков, предусмотренных уголовным законом (физическое лицо, вменяемость, возраст), является одним из элементов состава преступления Поэтому субъект доведения до самоубийства наиболее тесно связан с уголовной ответственностью. Не умаляя значимости иных элементов состава преступления (объекта преступления, объективной стороны и субъективной стороны преступления), необходимо отметить, что уголовная ответственность как следствие совершения доведения до самоубийства связана с конкретным вменяемым физическим лицом, достигшим возраста, установленного законом (ст. 19 УК РФ).[24]

 

2.5 Особенности квалификации доведения до самоубийства и отграничения от смежных составов преступлений

Доведение до самоубийства посягает на тот же объект, что и убийство,— жизнь человека. Вместе с тем между этими составами имеется существенное различие. Оно состоит, прежде всего, в том, что при доведении до самоубийства виновный не совершает никаких конкретных действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. В этом случае жестокое обращение или систематическое унижение личного достоинства потерпевшего, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного, характеризует объективную сторону состава преступления.

Однако способ и действия виновного не всегда позволяют отграничить доведение до самоубийства от убий­ства. Уже говорилось о том, что для состава убийства вовсе не обязательно, чтобы виновный совершил какие-либо конкретные действия, направленные на его непосредственное физическое участие в лишении жизни потерпевшего. К убийству должны быть отнесены и такие действия, когда то или иное лицо умышленно создает обстановку, в которой единственным выходом из создавшегося положения для потерпевшего остается самоубийство, например нанесение побоев, угрозы, распространение злостных клеветнических слухов с целью избавиться от потерпевшего.

Как отмечает С.В. Бородин, как убийство следует рассматривать и всякий обман, вследствие которого к потерпевшему приходит желание покончить жизнь самоубийством, разумеется, когда виновный, обманывая, добивался именно этой цели. При наличии умысла на лишение жизни причинение потер­певшему неизлечимой болезни, в результате которой он кончает жизнь самоубийством, не дожидаясь исхода болезни, также должно расцениваться как убийство[25]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Доведение до самоубийства — это преступление особого рода. В нем последствия наступают непосредственно в результате действий самого потерпевшего, который вынуждается виновным к самоубийству. Глубокий анализ действий потерпевшего позволяет выяснить, намерен ли он был совершить самоубийство.

На сегодняшний день проблема квалификации преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ стоит особенно остро, так как все чаще, согласно статистике, самоубийцами становятся молодые люди, едва ли достигшие 30 лет. Безусловно, человек имеет право самостоятельно решать, жить ему, или нет, но не стоит забывать о том, что на самоубийство человека мог целенаправленно толкать и преступник. Однако выявить данный факт без заявления потерпевшего (при покушении на самоубийство) или его родственников достаточно сложно, а порой и невозможно, если некому сообщить о фактах систематического унижения и жестокого обращения.

Таким образом небольшое количество преступлений, регистрируемых по ст. 110 УК РФ, в общей массе преступлений против личности, говорит о том, что этот состав не востребован современной уголовно-правовой системой и его применение на практике является чем-то исключительным, так как доказать, что имело место именно доведение до самоубийства, а не добровольный и осознанный уход из жизни человека, составляет большую проблему для правоохранительных органов.

Отсюда следует, что ст.110 УК РФ требует значительных доработок.

Во-первых, в УК нет специальной нормы, предусматривающей ответственность за подговор к самоубийству малолетнего или лица, заведомо не способного понимать свойства и значение им совершаемого или руководить своими поступками. Такие действия должны расцениваться как умышленное убийство и квалифицироваться в зависимости от обстоятельств по ч. 1 или ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Во-вторых, употребление термина «покушение» на самоубийство применительно к поведению потерпевшего представляется некорректным, так как закон пользуется данным термином применительно к определению этапов совершения преступления. Предлагается ввести уточнение: термин «покушение» заменить словом «попытка» самоубийства.

В-третьих, как было отмечено в работе действующий УК РФ 1996 года существенно расширил область применения статьи «Доведение до самоубийства» в отличие от Уголовного Кодекса РСФСР 1960 года. Однако в настоящее время видится целесообразным предусмотреть в уголовном законодательстве зависимость потерпевшего (материальную, служебную или иную) от виновного, а также степень родства между потерпевшим и виновным. При этом, автор считает необходимым расширить перечень способов совершения преступления путем дополнения диспозиции статьи 110 УК РФ способами обмана, шантажа, подкупа.

Важно отметить, что законодательство многих европейских стран, в отличие от России, не различает понятия «доведение до самоубийства» и «убийство». Действительно, объяснить позицию нашего закона сложно. Почему человек, который решил убить другого человека и сделал это руками своей жертвы, поставив ее в невыносимые условия, не считается убийцей? По-видимому, в Европе уже давно задали этот вопрос и на него ответили. Понятие доведения до самоубийства там дополнено или заменено терминами «подстрекательство», «пособничество», «содействие» самоубийству.

Итак, с учетом выявленных проблем, автор полагает, что в ст.110 УК РФ должны быть внесены изменения. В окончательном виде данная статья должна быть представлена следующим образом:

«Статья 110. Доведение до самоубийства

1.                 Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, а равно обмана, шантажа, подкупа — наказывается...

2.                 То же деяние, совершенное в отношении близких родственников, лица, находившегося в материальной, служебной или иной зависимости от виновного, - наказывается...

3.                 Те же деяния, совершенные в отношении несовершеннолетнего или лица, находящегося в беспомощном состоянии вследствие болезни либо престарелого возраста, — наказываются...»

Подводя итог, следует отметить, что поставленные задачи исследования решены, достигнута главная цель -  проведение всестороннего научного анализа состава доведения до самоубийства, разработка на этой основе предложений по совершенствованию нормы уголовного законодательства. По мнению автора, выдвинутые им предложения носят практическую значимость, поскольку могут быть использованы в законотворческой деятельности по совершенствованию уголовного законодательства в сфере противодействия доведению до самоубийства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Нормативно-правовые акты

1.1             Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с измен. и доп. по сост. на 30.12.2008)// Росс.газ. – 1993. – №237.

1.2             Уголовный кодекс Российской Федерации №63-ФЗ от 13.06.1996 (в ред.от 01.03.2012) // СЗ РФ. – 1996. - №25. – ст.2954

1.3             Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации №174-ФЗ от 18.01.2001 (в ред. от 01.03.2012) // Российская газета. – 2001. – №249

1.4             Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.01.1999 №1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)» (в ред.от 03.12.2009) // БВС РФ. – 1999. - №3

1.5             Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (утратило силу). – Режим доступа: http:// www.history.ru/contenr/view/1114/87/

1.6             Уголовное Уложение от 22.03.1903 года (утратило силу). – Режим доступа: http://forum.yurclub.ru

1.7             Уголовный кодекс РСФСР 1922 года (утратил силу). – Режим доступа: http://ru.wikisource.org

1.8             Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960г. (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1960. - №40. – ст.591

2.      Специальная литература

2.1 Бородин С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву / М.: Юрист. – 2001. – 216с.

2.2 Лебедев В.М. Судебная практика к Уголовному Кодексу Российской Федерации (изд. 3) / М.: Юрайт. – 2010.

Информация о работе Уголовная ответственность а доведение до самоубийства