Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа
В результате тревожно высокого уровня самоубийств в России после распада СССР количество жертв составило эквивалент населения большого мегаполиса, а именно, начиная с 1990 по 2010гг., самостоятельно из жизни ушли порядка 800 тысяч россиян.[1]
Уровень самоубийств в России занимает второе место в мире, уступая только Литве. Уровень самоубийств вышел из-под контроля во время экономических катаклизмов 1990-х годов - тогда он подскочил до 42 самоубийств на каждые 100.000 человек, так что власть были вынуждены обратить внимание на эту проблему. За последние десять лет чиновники добились некоторых успехов в деле снижения суицида, сократив количество самоубийств до 23,5 случаев на 100000 человек в 2010 году.[2]
ВВЕДЕНИЕ 3
1. САМОУБИЙСТВО И ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА В ИСТОРИЧЕСКОМ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ 6
1.1. Понятие, социально-правовая обусловленность и общественная опасность доведения до самоубийства 6
1.2. Становление и развитие уголовной ответственности за доведение до самоубийства 7
1.3. Доведение до самоубийства в зарубежном законодательстве 14
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КВАЛИФИКАЦИЯ ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА 21
2.1 Объект преступного посягательства в доведении до самоубийства 21
2.2 Объективная сторона доведения до самоубийства 22
2.3 Субъективная сторона доведения до самоубийства 25
2.4 Субъект преступления доведение до самоубийства 27
2.5 Особенности квалификации доведения до самоубийства и отграничения от смежных составов преступлений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 35
К квалифицированному виду убийства относилось и посягательство на свою жизнь: в случае самоубийства наказанию подвергался труп. Именно так были, заложены основы светского наказания за самоубийство, за которое случайно устанавливалась позорящая процедура: «Ежели кто сам себя убьет, то надлежит... тело его в бесчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам...».[8]
В Уложении «О наказаниях уголовных и исправительных» 1845г., которому предшествовала большая подготовительная работа - издание первых научных трудов по уголовному праву Н. Неймана, Г. Солнцева, Л. Цветаева, П. Гуляева и др., в разделе, посвященном преступлениям против жизни, здоровья, свободы, чести частных лиц, на первом месте были расположены преступления против жизни, которые подразделялись на две группы и размещались в двух главах: в первой главе предусматривалась ответственность за смертоубийство, а во второй - за самоубийство.[9] В Уложении убийства дифференцировались на простые, квалифицированные, привилегированные и совершенные по неосторожности.
К простым убийствам закон относил непредумышленные - без заранее обдуманного умысла, к квалифицированным - отцеубийство и другие виды, указанные в законе, к привилегированным - убийство матерью незаконнорожденного ребенка, убийство новорожденного, не имеющего человеческого образа (урода). Уложение отнесло к преступлениям и доведение до самоубийства, и подстрекательство к самоубийству, и пособничество ему (ст. 1946).
Система норм об ответственности за посягательства на жизнь в Уложении 1845г. выгодно отличалась от предыдущего законодательства, она была продумана и выстроена на основе анализа предшествующего законодательства и практики его применения. Однако в целом это Уложение во многом отставало от уголовных кодексов западных государств, в нем не нашли отражение идеи естественно-правовой теории, которые подготовили Великую французскую революцию 1789г. Естественное право в России понималось сквозь призму православия. Уложение оставалось законодательством крепостного строя, которому свойственны казуистичность, громоздкость формулировок, отсутствие функций и т.д. После судебной реформы 1864г. на фоне обновлений социальной жизни Уложение 1845г. выглядело архаичным. В него в 1866 и 1885гг. были внесены изменения, которые, однако, не касались существа самого Уложения, не отвечали существующим реалиям. Оно действовало до 1917г.[10]
Критика недостатков Уложения 1845г. подтолкнула царское правительство к принятию решения о разработке нового Уголовного уложения. Впервые к созданию проекта были привлечены ученые-криминалисты - Н.С. Таганцев, Н.А. Неклюдов, И.Я. Фойницкий. Уголовное уложение было принято в 1903г., однако в 1904г. вступили в действие лишь статьи о политических преступлениях.[11]
В главе XXII законодатель предусмотрел ответственность за посягательство на интересы частных лиц. Как и в Уложении о наказаниях 1845г., в Уголовном уложении 1903г. преступления против частного лица размещались на последнем месте. Сходство этих правовых актов не говорит об их полном совпадении. Так, в Уголовном уложении 1903г. система преступлений против личности была более совершенной. За квалифицированное убийство виновный мог быть приговорен к каторге без срока или на срок не менее 10 лет, а за простое убийство - к каторге на срок не менее 8 лет.
После октябрьского переворота 1917г. было отменено царское законодательство, Декрет о суде № 1 предписывал революционным трибуналам руководствоваться революционным правосознанием.
В первом УК РСФСР 1922г., в его главе пятой, посвященной преступлениям против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, на первом месте помещены преступления против жизни - убийства.[12] Эта глава напоминала главу Уголовного уложения 1903г., однако сходство было только внешним: исходя из общего представления (понятия) преступления, убийство должно было быть общественно опасным, а было ли оно действительно таковым, определял суд, формальные признаки убийства отступали на второй план, что позволяло уничтожать неугодных советской власти.
Принятый УК РСФСР в 1926г., по существу, оставил систему преступлений против жизни, которая была сформулирована в УК РСФСР 1922г. Была введена лишь ответственность за самоубийство или покушение на него лица, находящегося в материальной или иной зависимости от другого лица, путем жестокого обращения с потерпевшим или иным подобным путем (ст. 141).
В УК РСФСР 1960г. система преступлений против жизни претерпела некоторые изменения.[13] В частности, в число преступлений против жизни вошли: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, убийство без отягчающих обстоятельств, т.е. простое убийство при превышении пределов необходимой обороны, неосторожное убийство, доведение до самоубийства. Санкции за квалифицированное и простое убийство были вновь ужесточены; так, за квалифицированный вид убийства было предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 8 до 15 лет, альтернативно - наказание в виде смертной казни.
Статья 110 Уголовного Кодекса РФ раскрывает состав преступления - доведение до самоубийства. Характерно, что существенное отличие ст. 110 УК от ст. 107 УК РСФСР 1960г. состоит в том, что в новом законе отсутствует такое условие уголовной ответственности, как нахождение лица, покончившего с собой, в материальной или иной зависимости от виновного. Тем самым сфера применения данной статьи расширена в интересах защиты жизни граждан. Прежний УК позволял в ряде случаев, например, злостным клеветникам, уклоняться от уголовной ответственности за доведение до самоубийства. В то же время надо подчеркнуть, что отсутствие в ст. 110 УК данного условия наступления уголовной ответственности не освобождает следователей и судей от всестороннего анализа отношений между лицом, покончившим с собой, и обвиняемым. Такой анализ существенно дополнит исследование признаков данного преступления, указанных в законе, и будет способствовать сокращению случаев необоснованного привлечения к уголовной ответственности.[14]
В современной России самоубийство заслуживает морального осуждения, однако, если человек лишает себя жизни под воздействием других лиц, это образует состав преступления.
Уголовная ответственность за доведение до самоубийства, предусмотренная ст. 110 УК РФ, обусловлена тем, что доведение до самоубийства - это преступление особого рода. В нем последствия наступают непосредственно в результате действий самого потерпевшего, который вынуждается виновным к самоубийству. Именно анализ действий потерпевшего позволяет выяснить, намерен ли он был совершить самоубийство. При незавершенном самоубийстве анализ действий потерпевшего позволяет отграничить самоубийство от убийства.
Непосредственный объект рассматриваемого преступления - жизнь другого человека. Потерпевшим может быть любое лицо, независимо от того, состояло ли оно в родстве, находилось ли в материальной или иной зависимости от виновного.
Объективная сторона выражается в доведении потерпевшего до самоубийства или до покушения на него путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства.
Для применения ст. 110 УК РФ достаточно установить хотя бы один из указанных способов. Не исключается наличие сразу двух, например, жестокое обращение с потерпевшим одновременно унижает его человеческое достоинство.
По делам о доведении до самоубийства должна быть выявлена причинная связь между деянием виновного и наступившими последствиями (самоубийством потерпевшего или покушением на него). Причем обстоятельства должны объективно свидетельствовать, что уход из жизни потерпевшего или покушение на суицид были обусловлены поведением виновного, стали результатом угроз с его стороны, жестокого обращения с жертвой, систематического унижения человеческого достоинства.
Так, Р. в ходе очередной ссоры с женой стал избивать ее, и она, убегая, выпрыгнула со второго этажа. Под окном стояла кровать с торчащими вверх металлическими прутьями. При падении потерпевшая ударилась об эти прутья и получила тяжелую травму. После случившегося Р. продолжил избиение жены. От полученных тяжких телесных повреждений она скончалась.
Высшая судебная инстанция не признала в действиях Р. состава доведения до самоубийства и мотивировала свое решение тем, что потерпевшая, выпрыгнув из окна, стремилась спастись от насильственных действий мужа, а не пыталась покончить жизнь самоубийством. Р. был осужден за умышленное причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшей.[15]
Уголовная ответственность по ст. 110 УК РФ наступает только в случаях, когда самоубийство или покушение на него стало результатом противоправных действий со стороны виновного. Если самоубийство или покушение на него последовало по своей воле или к этому подтолкнули правомерные и законные действия со стороны должностных или иных лиц, уголовная ответственность исключается.
В судебной практике также не признаются доведением до самоубийства отказ одного из супругов от продолжения совместной жизни, отказ от заключения брака, неприязненные отношения между потерпевшим и третьим лицом.
1.3. Доведение до самоубийства в зарубежном законодательстве
Во все времена самоубийство считалось тяжким грехом и осуждалось и даже наказывалось. Является ли решение индивида добровольно оборвать свою жизнь преступлением против общества, морали, Бога или это его право, которое дано ему, как, например, право на жизнь, и он волен им распоряжаться и не быть осужденным?
Если оставить в стороне различие в деталях репрессивных мер, принимавшихся различными народами, то можно увидеть, что регламентация самоубийства прошла через две главные фазы. В первой фазе личности запрещено кончать с собою самовольно, но государство может выдать на это свое разрешение (так, например, в Афинах самоубийство с разрешения сената считалось законным актом, если устанавливалось, что жизнь испросившего сделалась невыносимой). Деяние становится безнравственным лишь в том случае, когда его совершают отдельные лица на свой страх без участия органов коллективной жизни. При названных обстоятельствах общество как бы уступает и соглашается разрешить то, что принципиально оно осуждает. Во второй фазе осуждение носит абсолютный характер и не допускает никаких исключений. Возможность распоряжения человеческой жизнью, за исключением смерти как возмездия за преступления, отнимается уже не только у заинтересованного субъекта, но даже и у общества. Этого права отныне лишены и коллективная, и индивидуальная воля.[16]
Совершенствование уголовного законодательства является непрерывным, обязательным процессом, который переживают все государства без исключения. В ходе реформирования законодательство дополняется как отдельными нормами, так и целыми правовыми институтами, что обусловлено собственным опытом, а чаще положительным опытом других государств.
При разработке Уголовного кодекса Российской Федерации 1996г. введены новые принципы и нормы, заимствованные у зарубежного законодателя. Впоследствии в УК неоднократно вносились изменения, которые адаптировали некоторые положения Кодекса к российским реалиям. Аналогичные процессы можно наблюдать и в уголовном законодательстве Китая, Чехии, Казахстана, Германии и других стран, которое после реформирования дополнилось новыми нормами, эффективно действующими за рубежом.
Взаимообмен между различными уголовно-правовыми системами стал возможен в силу ряда обстоятельств. К ним относятся ускоряющиеся интеграционные процессы, развитие средств связи и коммуникаций, экономическая зависимость мировых держав друг от друга.
Таким образом, можно говорить о том, что для успешного совершенствования собственного уголовного законодательства и отдельных его положений в ряде случаев необходимо изучать зарубежный опыт.
Применительно к такому специфическому составу преступления, как доведение до самоубийства, следует отметить, что доля родственных ему преступлений в каждой из рассматриваемых стран не превышает и половины процента. Другой отличительной особенностью является то, что количество таких преступлений никак не связано с общим (абсолютным) числом самоубийств в конкретно взятом государстве. К примеру, Япония, в которой, как известно, один из самых низких показателей уровня преступности в мире, занимает первое место по числу самоубийств на душу населения.
Статья 202 Уголовного кодекса Японии устанавливает ответственность за подготовку к убийству или оказание помощи в самоубийстве.
Для Японии, традиционно являющейся родиной различного рода сект, проповедующих суицид, а также обществ самоубийц, вопрос об их уголовном преследовании стоит очень остро. В недавнем прошлом самоубийство в этой стране считалось геройством, проявлением величайшей храбрости и мужества. Вместе с тем ничего похожего на российскую конструкцию нормы, касающейся самоубийства, в японском УК нет. Это говорит о различиях в процессах, оказавших влияние на нормотворческую деятельность государств. Отношение к самоубийству формировалось в них под влиянием разнообразных факторов в течение длительного исторического периода. Оценка самоубийства, с точки зрения морали и права того или иного общества, во многом зависела от менталитета людей, его составляющих, их культуры и науки, каких-либо значимых событий и даже влияния отдельных личностей.[17]
Одним из таких важных факторов была и остается религия. Особое влияние на формирование уголовного законодательства большинства европейских стран оказало христианство, вследствие чего там долгое время существовало наказание за совершение самоубийства.
В настоящее время в Европе полностью отказались от уголовного преследования самоубийц, что в достаточной степени понятно - человека, решившего уйти из жизни, вряд ли остановит закон. Законодательство пошло по пути установления уголовной ответственности за подстрекательство к суициду или иное содействие самоубийству.
Интересно, что законодательство многих европейских стран, в отличие от России, не различает понятия «доведение до самоубийства» и «убийство». Действительно, объяснить позицию нашего закона сложно. Почему человек, который решил убить другого человека и сделал это руками своей жертвы, поставив ее в невыносимые условия, не считается убийцей? По-видимому, в Европе уже давно задали этот вопрос и на него ответили. Как - не трудно увидеть из уголовных кодексов европейских стран, которые как будто написаны одним и тем же автором. Понятие доведения до самоубийства там дополнено или заменено терминами «подстрекательство», «пособничество», «содействие» самоубийству.
Информация о работе Уголовная ответственность а доведение до самоубийства