Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:31, курсовая работа
В результате тревожно высокого уровня самоубийств в России после распада СССР количество жертв составило эквивалент населения большого мегаполиса, а именно, начиная с 1990 по 2010гг., самостоятельно из жизни ушли порядка 800 тысяч россиян.[1]
Уровень самоубийств в России занимает второе место в мире, уступая только Литве. Уровень самоубийств вышел из-под контроля во время экономических катаклизмов 1990-х годов - тогда он подскочил до 42 самоубийств на каждые 100.000 человек, так что власть были вынуждены обратить внимание на эту проблему. За последние десять лет чиновники добились некоторых успехов в деле снижения суицида, сократив количество самоубийств до 23,5 случаев на 100000 человек в 2010 году.[2]
ВВЕДЕНИЕ 3
1. САМОУБИЙСТВО И ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА В ИСТОРИЧЕСКОМ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ 6
1.1. Понятие, социально-правовая обусловленность и общественная опасность доведения до самоубийства 6
1.2. Становление и развитие уголовной ответственности за доведение до самоубийства 7
1.3. Доведение до самоубийства в зарубежном законодательстве 14
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КВАЛИФИКАЦИЯ ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА 21
2.1 Объект преступного посягательства в доведении до самоубийства 21
2.2 Объективная сторона доведения до самоубийства 22
2.3 Субъективная сторона доведения до самоубийства 25
2.4 Субъект преступления доведение до самоубийства 27
2.5 Особенности квалификации доведения до самоубийства и отграничения от смежных составов преступлений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 35
В качестве примера приведем уголовный закон Польши. Статья 151 предусматривает наказание лица, которое путем уговоров или оказания помощи доводит человека до покушения на свою жизнь. В случае смерти потерпевшего или нанесения им самому себе тяжкого вреда здоровью эти деяния рассматриваются с учетом последствий по статьям, предусматривающим уголовную ответственность за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Интересным подходом к уголовно-правовому регулированию проблемы самоубийств представляется полный запрет на склонение к суициду, в какой бы то ни было форме. В ряде европейских стран эти нормы применяются весьма успешно и служат эффективной преградой на пути создания всякого рода клубов самоубийц и деятельности сект, проповедующих спасение души через суицид.
Так, ст. 580 Уголовного кодекса Италии гласит: «Кто убедит другого совершить самоубийство, или укрепит в нем предположение покончить с собой, или окажет ему каким-либо образом содействие при выполнении самоубийства, наказывается, если самоубийство последовало». Наказание ужесточается в случае, если от преступления пострадал несовершеннолетний или душевнобольной человек. Уголовный кодекс Австрии в § 78 устанавливает ответственность за склонение к самоубийству: «Всякий, кто склоняет другого к тому, чтобы убить себя самого, или оказывает ему в этом помощь, подлежит наказанию». Вместе с тем ничего похожего на российскую норму, предусматривающую ответственность за доведение до самоубийства, там нет.
Группу стран с другим подходом к проблеме самоубийств образуют бывшие советские республики, а также страны социалистического лагеря, перенявшие советское законодательство и впоследствии кардинально его не изменившие. Уголовные кодексы Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Молдавии содержат состав «доведение до самоубийства». Этот состав был во всех уголовных законах республик бывшего СССР и после обретения ими независимости в том или ином виде сохранился.[18]
Так, ст. 120 УК Украины устанавливает ответственность за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство лица, находившегося в материальной или иной зависимости от виновного. В части 2 указан квалифицирующий признак: «являющееся следствием жестокого с ним обращения, путем шантажа, принуждения к противоправным действиям или систематического унижения его человеческого достоинства». Таким образом, законодатель предусмотрел исчерпывающий список того, что следует считать способом доведения до самоубийства. Часть 3 устанавливает ответственность за доведение до самоубийства несовершеннолетнего.
Таким образом, можно выделить несколько точек зрения на рассматриваемую проблему, каждая из которых представлена одной или несколькими статьями в уголовном кодексе того или иного европейского государства.
В отличие от Европы, США, часто представляемые как образец для подражания, какой-либо единой позиции на этот счет не имеют. Там действует более 4 тыс. федеральных уголовных законов, и их число увеличивается в неконтролируемом порядке. Эти законы нередко противоречат друг другу, а также коренным образом отличаются от законодательства штатов, которые не отстают в скорости издания новых уголовных законов. И все же, в ст. 210.5 Примерного уголовного кодекса США было впервые сформулировано, что «лицо может быть осуждено за преступное человекоубийство в связи с доведением другого лица до самоубийства только в том случае, если оно умышленно доводит другое лицо до такого самоубийства путем применения насилия, физического принуждения или обмана. Лицо, которое умышленно оказывает пособничество другому лицу в совершении самоубийства или подстрекает другое лицо к совершению самоубийства, виновно, если его поведение доводит до такого самоубийства или до покушения на такое самоубийство, наказывается...». Впрочем, не факт, что это положение действует на всей территории США. До сих пор в девяти штатах существует уголовная ответственность за совершение самоубийства и за покушение на него.
В ряде мусульманских стран процесс разделения религиозного и светского права до настоящего времени не завершен. Именно этим объясняется тот факт, что уголовное законодательство этих государств предусматривает ответственность за покушение на самоубийство (ОАЭ, Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран). Причину этого можно увидеть, только поняв отношение ислама к самоубийству. Лишение себя жизни категорически запрещено Кораном. Правоверные мусульмане верят в то, что судьба заранее определена Аллахом и они обязаны терпеливо сносить все ее удары, как испытания свыше.
Рассмотрев некоторые положения уголовных законов иностранных государств, касающиеся проблемы самоубийства, можно увидеть, что этот вопрос актуален и решается с учетом национальных и исторических особенностей, религии, традиций и менталитета людей. Тем не менее их объединяет одно - отказ от уголовной ответственности за самоубийство в связи с явной неэффективностью такой меры в борьбе с суицидами. Гораздо более действенным способом стало установление уголовной ответственности за доведение до самоубийства, покушения на него, пособничество и подстрекательство к самоубийству, а также помощь в этом людям, добровольно решившим уйти из жизни.
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КВАЛИФИКАЦИЯ ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА
2.1 Объект преступного посягательства в доведении до самоубийства
Такой способ свести счеты с жизнью давно уже не вызывает никакого удивления, так как Россия по данным о суициде находится на одном из первых мест. Причины суицидальных намерений имеют в большинстве случаев социально экономическое направление, но помимо этого, часть самоубийств совершается под давлением и негативным влиянием третьих лиц.
Итак, в чем же заключается факт доведения до самоубийства с точки зрения законодательства.
Данное правонарушение относится к преступлениям средней тяжести, а субъектом преступного умысла считается лицо, достигшее 16 лет и полностью отвечающее за свои действия и поступки, то есть являющееся физически вменяемым.[19]
В ходе подготовки действующего УК РФ предпринималась попытка ввести ответственность не только за доведение до самоубийства, но и за склонение к нему. Однако законодатель предусмотрел ответственность только за доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ), существенно подкорректировав по сравнению с УК РСФСР 1960г. признаки этого преступления.
Преступление, предусмотренное ст. 110 УК РФ, представляет значительную общественную опасность. Помимо того, что оно посягает на безопасность жизни другого человека, рассматриваемое деяние характеризуется исключительной безнравственностью, коварством, циничным отношением к достоинству и душевному состоянию другого человека.
Потерпевшими могут считаться любые физические лица, на которых оказывается давление, применяются какие-либо методы принуждения или про которых распространяются порочащие сведения. Данная позиция действующего уголовного кодекса отличается от Уголовного кодекса РСФСР 1960г., в котором потерпевшим считалось лицо, пребывающее в какой-либо зависимости от виновного. Такой подход значительно расширяет область действия данного закона.
Отличительные черты объекта преступления - доведения до самоубийства: объектом посягательства является не всякая жизнь, а только жизнь психически здорового человека, способного как минимум руководить своими действиями.
С учетом практики последних лет остается актуальным вопрос о необходимости выделение в качестве квалифицированного состава преступления доведение до самоубийства несовершеннолетнего, престарелого, больного человека. Особенности личности несовершеннолетних (естественная возрастная незрелость психики) должны расцениваться в качестве обстоятельства, повышающего общественную опасность преступлений, совершаемых в отношении этой категории лиц, поскольку психика ребенка еще не сформирована, ему сложно адекватно оценивать ситуацию и защищаться. Равным образом должны охраняться жизнь и здоровье престарелого или больного человека, который в силу своего беспомощного состояния не может себя полноценно защитить, поскольку находится в зависимости от виновного.
2.2 Объективная сторона доведения до самоубийства
Для обоснованного привлечения к уголовной ответственности и правильный квалификации необходим тщательный анализ каждого признака состава преступления и их совокупности на базе диспозиции соответствующей нормы Особенной части УК РФ и исследуемого деяния. Следует напомнить, что объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни человека. Объективная сторона выражается преимущественно в активных действиях, состоящих в истязаниях, причинении телесных повреждений, нанесении побоев, распространении клеветнических измышлений, оскорблениях, издевательствах и т. п.[20] Автор считает, данное преступление может быть совершено и бездействием, например непредставлением питания, одежды, жилья лицом, которое обязано по закону заботиться о потерпевшем.
Важно отметить, объективная сторона преступления доведение до самоубийства, которая состоит в совершении виновным вполне определенных действий, толкающих потерпевшего на самоубийство, расширена по сравнению с аналогичной статьей Уголовного кодекса РСФСР 1960г., которая состоит в совершении виновным вполне определенных действий, толкающих потерпевшего на самоубийство. По Уголовному кодексу РСФСР 1960г. к таким действиям относились только жестокое обращение или систематическое унижение личного достоинства. Теперь к способам доведения до самоубийства добавлены угрозы.[21]
Итак, объективная сторона выражается в доведении потерпевшего до самоубийства или до покушения на него путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства. Для применения ст. 110 УК РФ достаточно установить хотя бы один из указанных способов. Не исключается наличие сразу двух, например, жестокое обращение с потерпевшим одновременно унижает его человеческое достоинство.
Понятие "угрозы" охватывает различные виды психического насилия, например угрозы убийством, причинением вреда здоровью, лишением жилья, материальной помощи, работы, разглашением компрометирующих сведений и т.д.
Угрозы должны носить конкретный характер и восприниматься потерпевшим как реальность, а не как некая абстракция. Причем по своему содержанию, интенсивности, характеру высказывания они действительно должны порождать у потерпевшего чувство безысходности и невозможности дальнейшего существования. Для квалификации содеянного как доведения до самоубийства не имеет значения, чем угрожает виновный: причинением смерти или вреда здоровью; разглашением сведений, которые потерпевший желал сохранить в тайне; увольнением с работы; разводом; отобранием ребенка; выселением; лишением средств к существованию; поджогом дома или уничтожением другого имущества и т. д. Под воздействием такого психического насилия человек принимает решение о самоубийстве. Для признания угрозы способом доведения до самоубийства имеют значение не только ее содержание, но и повторяемость, продолжительность. Даже незначительная угроза может довести потерпевшего до самоубийства, если принимает характер травли. В то же время не всякая угроза, однократно высказанная, даже серьезная по содержанию, может рассматриваться как способ доведения до самоубийства. Не случайно в ст. 110 УК говорится об угрозах во множественном числе. Для наличия состава преступления не имеет значения форма выражения угрозы: устно или письменно, открыто или анонимно.
Жестоким обращением могут быть признаны, в частности, незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрический стационар, понуждение к действиям сексуального характера, лишение пищи, жилья, работы, ущемление иных прав потерпевшего.
В данном случае закон не требует, чтобы жестокое обращение с потерпевшим носило систематический характер. Поэтому даже единственный случай такого обращения может, вероятно, послужить причиной ухода человека из жизни, например: длительное циничное и жестокое обращение с потерпевшим, который в какой-то определенный момент уже не может вынести издевательств и лишает себя жизни.
Систематическое унижение человеческого достоинства предполагает совершение ряда деяний, направленных на постоянное оскорбление потерпевшего, издевательство над ним, травлю, распространение заведомо ложных сведений, насмешки в циничной форме над физическими недостатками и т.д. Систематичность по канонам уголовного права требует совершения не менее трех деяний, образующих признаки унижения человеческого достоинства. Поэтому единичный случай оскорбления, клеветы, издевательства не образует состава доведения до самоубийства.
Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является самоубийство (причинение смерти самому себе) или покушение на самоубийство потерпевшего. Только с этого момента преступление признается оконченным. Высказывание намерения покончить с собой, приготовление к самоубийству, составление предсмертной записки не образует состава преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ. Необходимо также наличие причинной связи между действиями виновного и наступившими последствиями в виде самоубийства и покушения на самоубийство. Состав рассматриваемого преступления будет иметь место только в том случае, если самоубийство или покушение на самоубийство явились результатом угроз, жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его человеческого достоинства.
Если потерпевший совершает самоубийство в ответ на правомерные действия лица (например, при угрозе привлечения к ответственности, разоблачения преступной деятельности), то состав преступления отсутствует.
2.3 Субъективная сторона доведения до самоубийства
Субъективная сторона доведения до самоубийства вызывает оживленные споры в теории уголовного права. Многие авторы исходят из того, что вина при совершении этого преступления чаще всего характеризуется неосторожностью или, по крайней мере, косвенным умыслом. Наличие прямого умысла образует, по их мнению, убийство. Так, например С.В. Бородин, В.Н. Кудрявцев, А.В. Наумов считают, что субъективная сторона данного преступления характеризуется косвенным умыслом. Если лицо с прямым умыслом доводит потерпевшего до самоубийства, то такие действия следует расценивать как убийство. Оно фактически ничем, кроме способа лишения жизни, не отличается от нанесения смертельного ранения, отравления и т. д.[22]
Информация о работе Уголовная ответственность а доведение до самоубийства