Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:56, курсовая работа
Актуальность исследования. Убийство матерью новорожденного ребенка одно из распространенных и опасных проявлений против жизни личности. В практической деятельности органов дознания, следствия и суда вызывает затруднение не только выявление этого преступления, его квалификация, но и решение вопросов, связанных с назначением наказания. Причем особую трудность представляет установление объективной стороны преступления. А между тем, данный элемент состава преступления является одним из исходных моментов при установлении квалификации деяния, разграничения схожих преступлений.
Введение
Глава 1. Общие вопросы уголовной ответственности за детоубийство
1. Понятие и общая характеристика убийства
2. История развития законодательства о детоубийстве
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика убийства матерью новорожденного ребенка
1. Объект преступления
2. Объективная сторона
3. Субъект преступления
4. Субъективная сторона
Глава 3. Отграничение от смежных составов преступлений
1. Разграничение со ст. 105 УК РФ
2. Разграничение со ст.107 УК РФ
3.Разграничение со ст. 123 УК РФ
Заключение
Список использованной литературы
Так, Кызылским городским судом
4. Субъективная сторона
Субъективная сторона убийства матерью новорожденного ребенка представлена чаще всего прямым умыслом. Возможен и косвенный умысел. Психическое отношение матери-убийцы к своим действиям (бездействию) и последствиям видно
_______
22. Уголовное право России. Общая часть / под ред. А. И. Рарога. – 3-е изд., доп. и испр. – М. : Эксмо, 2009. – 496 с.
23. Судебные решения [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://xn--
из желания наступления смерти новорожденного ребенка или сознательно допускает наступление этой смерти. Умысел при этом не обязательно должен быть внезапно возникшим.
Вина, как определенная форма психического отношения лица к совершаемому им общественно опасному деянию, составляет ядро субъективной стороны преступления, хотя и не исчерпывает полностью ее содержания. Вина, как обязательный признак любого преступления, здесь выступает в форме умысла.
При этом эмоции (переживания лица
в связи с совершаемым
Так как определение субъективной стороны данного преступления имеет важное значение для обоснования уголовной ответственности, для квалификации преступления и для назначения наказания, конечно, нужно установить виновно ли совершено убийство матерью новорожденного ребенка, каковы были мотивы, каковы цели.
Вину матери-убийцы в причинении смерти своему новорожденному ребенку можно определить ее психическим отношением в форме умысла. Умысел, как считают большинство авторов учебной литературы, возникает от накопления отрицательных эмоций в условиях психотравмирующей ситуации, т.е. жизненными обстоятельствами: осуждение со стороны близких и знакомых в случае незаконнорожденности, отсутствие материальных средств на содержание ребенка, отказ отца зарегистрировать брачные отношения, отсутствие жилья и т.п. А неосторожное причинение смерти не влечет ответственности по ст. 106 УК.
Мотивы преступления ст. 106 УК низменные и эгоистические, корыстной целью субъекта является избавление от своего ребенка. Но при этом все-таки приходится говорить о смягчении ответственности в связи с психотравмирующей ситуацией или психическим расстройством.
Как видно, все так называемые причины объективно не свидетельствуют о
неизбежности убийства. Эти проблемы разрешимы либо путем аборта, или родов24.
_______
24. Павлова Н. Убийство матерью новорожденного ребенка // Российская юстиция. – М. : Законность. – 2001. – №12. – с.43-44.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 106, позволяет отграничить друг от друга составы преступления, сходные по объективным признакам и об этом более подробно излагается в следующей главе.
Глава 3. Отграничение от смежных составов преступлений
1. Разграничение со ст. 105 УК РФ
В Уголовном Кодексе основной состав
убийства и убийство при квалифицирующих
По объекту преступления они схожи, по родовому или непосредственному объекту их не различить, разница лишь в том, что предметом преступного посягательства по ч. 1 ст. 105 УК является жизнь другого человека, предметом посягательства по ч. 2 ст. 105 являются жизни двух или более лиц, или жизнь лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а по ст. 106 УК – является жизнь новорожденного ребенка в период от рождения и в течение суток (1 месяца). Как уже было ранее отмечено, убийство новорожденного ребенка более 1 месячного возраста квалификации по ст. 106 УК не подлежит.
Объективная сторона простого убийства и убийства матерью новорожденного характеризуется деянием в форме действия либо бездействия. Но обязательным признаком объективной стороны такого деяния, как убийство матерью новорожденного, является короткий промежуток времени между родами и моментом наступления смерти.
Убийство матерью своего ребенка более 1 месяца может быть квалифицировано по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК – убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии могут быть отнесены малолетние дети. Казалось бы, разница объектов этих преступлений очевидна, по ст. 106 является новорожденный ребенок, а по ст. 105 (п. «в» ч. 2) – малолетний ребенок. По п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии) надлежит квалифицировать умышленное причинение смерти потерпевшему, неспособному в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая убийство, сознает это обстоятельство. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, в частности, тяжелобольные и престарелые, малолетние дети, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее.
Хочется добавить и то, что в данном разъяснении не определен возраст не только до достижения которого ребенка следует считать малолетним, но и с какого возраста ребенка надо начинать относить к малолетним. Ведь младенец тоже относится к малолетнему ребенку. Если бы не признаки объективной стороны ст. 106 УК, то разграничение этой статьи от п. «в» ч. 2 ст. 105 УК, было затруднительным.
Различие по субъекту преступления: субъект преступления, предусмотренного ст. 106 УК – специальный, мать новорожденного ребенка, достигшая 16-тилетия, субъект преступления, предусмотренного ст. 105 УК – лицо, достигшее 14-ти лет. Надо заметить, что возраст субъекта преступления, предусмотренного ст. 106 УК, противоречит возрасту субъекта убийства.
Простое убийство (ч. 1 ст. 105) с субъективной стороны является преступлением с прямым умыслом. Умыслом охватывается лишение жизни другого человека. По ч. 1 ст. 105 УК, т.е. как убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств, в действиях виновного отсутствуют смягчающие вину обстоятельства, тогда как в убийстве матерью новорожденного ребенка они имеются, что и относит данное преступление к привилегированным.
Квалифицированное убийство – это убийство при наличии отягчающих обстоятельств. В ч .2 ст. 105 УК названы 26 признаков, объединенных в 13 пунктов. Хотя в ст. 106 УК и имеются признаки, схожие к признакам преступлений с отягчающими обстоятельствами (например, убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии; убийство, совершенное с особой жестокостью и т.д.), различие ст. 106 УК видно по объекту преступления, субъекту преступления и обязательными признаками объективной стороны.
Но при квалификации убийства
матерью 2-х или более новорожденных детей возникает сложная
2. Разграничение со ст.107 УК РФ
Объекты преступлений, предусмотренных статьями 107 и 106 (жизнь другого человека, новорожденного ребенка), схожи, как и объективные стороны (действие, бездействие), субъекты (лица, достигшие 16-тилетнего возраста) и их субъективные стороны (могут быть совершены только умышленно). Но как в этом случае определить, какое деяние будет убийством новорожденного ребенка, а какое убийством в состоянии аффекта? Ведь в обоих случаях предусматривается длительная психотравмирующая ситуация, и оба деяния признаются совершенными со смягчающими обстоятельствами?
Во-первых, надо уяснить, что убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107) признается совершенным со смягчающими обстоятельствами, т.к. оно спровоцировано самим потерпевшим (его действиями или бездействиями). Для квалификации убийства по ст. 107 УК необходимо установить, что виновный находился в состоянии аффекта, т.е. сильного душевного волнения, которое было вызвано действиями потерпевшего. Закон подчеркивает, что убийство рассматривается совершенным в состоянии аффекта, если оно последовало сразу же
за действиями, вызвавшими такое состояние. Аффект представляет собой «исключительно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, существенно ограничивающее течение интеллектуальных и волевых процессов, нарушающее целостное восприятие окружающего и правильное понимание субъектом объективного значения вещей26.
В то же время ст.107 УК
РФ предусматривает новую форму
убийства в состоянии аффекта, если
такое состояние вызвано
25. Уголовное право. Особенная часть / кол. авт.; отв. ред. И. Я. Козаченко. – 4-е изд., доп. и испр. – М. : Норма, 2008. – 1008 с.
106) в условиях психотравмирующей
ситуации объясняется жизненным
Для решения вопроса о правильной квалификации убийства по ст. 107 предположим аналогичную ситуацию: субъект преступления – мать новорожденного ребенка, потерпевший – новорожденный ребенок. Возникает вопрос, какие выводы следует сделать для признания новорожденного ребенка объектом данного преступления?
Здесь следует вспомнить, что в содержание вины входят не только истинные, но и ошибочные представления лица об объекте. Ошибка в объекте – это неправильное представление лица о социальной и юридической сущности объекта посягательства.
Возможны две разновидности подобной ошибки. Во-первых, так называемая подмена объекта посягательства, которая заключается в том, что субъект преступления ошибочно полагает, будто посягает на один объект, тогда как в действительности ущерб причиняется другому объекту, неоднородному с тем,
который охватывался умыслом виновного27. Например, мать, пытающаяся убить своего новорожденного ребенка, на самом деле причиняет ему тяжкий вред здоровью. При наличии такого рода ошибки преступление должно квалифицироваться в зависимости от направленности умысла. Однако нельзя считаться с тем, что объект, охватываемый умыслом виновного, фактически не потерпел ущерба. Чтобы привести в соответствие эта два обстоятельства (направленность умысла и причинение вреда другому объекту, а не тому, на который субъективно было направлено деяние), при квалификации подобных преступлений применяется юридическая фикция: преступление, которое по своему фактическому содержанию было доведено до конца, оценивается как покушение на _______
26. Питулько К. В., Коряковцев В. В. Уголовное право. Особенная часть / К. В. Питулько, В. В. Коряковцев.– 2-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 256 с.
27. Уголовное право. Особенная часть / кол. авт.; отв. ред. И. Я. Козаченко. – 4-е изд., доп. и испр. – М. : Норма, 2008. – 1008 с.
намеченный виновным объект. В приведенном примере лицо должно нести ответственность за покушение на жизнь новорожденного (ст. 30 и 106 или ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК РФ, в зависимости от того, было ли лицо в состоянии психического расстройства, убийство совершено в условиях психотравмирующей ситуации или нет). Правило о квалификации преступлений, совершенных с ошибкой в объекте рассмотренного виде, применяется только при конкретизированном умысле.
Второй разновидностью ошибки в объекте является незнание обстоятельств, благодаря которым изменяется социальная и юридическая оценка объекта в законе. Так, беременность потерпевшей при умышленном убийстве или несовершеннолетие потерпевшей при изнасиловании повышают общественную опасность названных преступлений и служат квалифицирующими признаками. Данная разновидность ошибки влияет на квалификацию преступлений двояким образом. Если виновный не знает о наличии таких обстоятельств, когда в действительности они существуют, то преступление квалифицируется как совершенное без отягчающих обстоятельств. Если же он исходит из ошибочного предположения о наличии соответствующего отягчающего обстоятельства, то деяние должно квалифицироваться как покушение на преступление с этим отягчающим обстоятельством. В приведенном выше примере виновная знает о наличии отягчающих обстоятельств, ошибочно предполагает и поэтому ее деяние
должно квалифицироваться как покушение на преступление с этим отягчающим обстоятельством. Но, а если виновный не знает о наличии таких обстоятельств, когда в действительности, они существуют, то преступление квалифицируется как совершенное без отягчающих обстоятельств.