Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа
Если мы обратимся к реально совершаемым преступлениям, то увидим, что в одних случаях преступление, совершенное виновным, является доведенным до конца. В других же случаях преступнику по тем или иным причинам, не зависящим от его воли, не удается довести преступление до конца, и в совершенном им деянии либо отсутствует предусмотренный уголовным законом преступный результат, либо выполнены не все действия, образующие объективную сторону данного состава преступления. В этих случаях для правильного решения вопроса об уголовной ответственности за конкретно совершенные действия и возникает необходимость выделения в уголовном праве отдельных этапов, или стадий, совершения преступления.
Установление конкретной стадии совершения преступления имеет важное практическое значение. Во-первых, наличие данной стадии определяет квалификацию преступления. Приготовление к преступлению квалифицируется по статье Особенной части УК РФ со ссылкой на часть 1 статьи 15 УК РФ, покушение на преступление - по статье Особенной части УК РФ и части 2 статьи 15 УК РФ, оконченное преступление - только по статье Особенной части. Во-вторых, установленная в конкретном случае стадия определяет степень общественной опасности содеянного. По общему правилу приготовление менее опасно по сравнению с покушением, а покушение - по сравнению с оконченным преступлением. В действующем уголовном законодательстве содержится указание на то, что при назначении наказания за приготовление к преступлению и покушение на преступление суд должен учитывать характер и степень общественной опасности действий, совершенных виновным, а также степень осуществления преступного намерения, т.е. стадию совершения преступления [1; ст. 15].
Стадии совершения преступления целесообразно рассматривать в той-последовательности, в которой они осуществляются в действительности: приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление.
В части 1 статьи 30 УК РФ дается юридическая характеристика начальной стадии преступления - приготовления. Законодатель выделил шесть форм действий в стадии приготовления:
1) приискание;
2) изготовление;
3) приспособление;
4) приискание соучастников преступления;
5) сговор на совершение преступления;
6) иное умышленное создание
условий для совершения
Первые три формы
Сущность приготовления, главная его черта, обобщена и раскрыта при характеристике шестой формы приготовления, из которой следует, что всякое приготовление представляет собой создание условий для совершения преступления, т.е. определенной почвы, платформы, опоры, облегчающих выполнение преступления.
Задача приготовления заключается в том, чтобы облегчить совершение основного действия применительно к преступлению охарактеризованному в статьях Особенной части УК РФ, сделать его совершение более эффективным.
Приготовление должно быть общественно опасным, т.е. нарушать существующее общественное отношение, причиняя реальный вред и (или) угрожая разрушением предметным элементам общественного отношения (людям, вещам и т.д.). Общераспространенные действия бытового характера, послужившие фактически условиями для совершения в последующем преступления, не могут быть признаны общественно опасными (например, приобретение столового ножа, молотка и т.д., используемых в последующем для совершения преступления).
Орудия - это то, чем совершается преступление: оружие, нож, дубинка, автомобиль и т.д.; средство - то, при помощи чего совершается преступление. Различие орудий и средств не предметное, а функциональное. Одни и те же вещь, устройство, предмет могут служить и орудием, и средством в зависимости от способа и целей их использования. Так, автомобиль выступает орудием убийства при его совершении путем наезда на человека и средством его совершения, если преступники используют его для захвата жертвы, насилия и т.д.
Приискание орудий и средств совершения преступления предполагает различные способы, как законные, так и незаконные, их получения: покупку, похищение и т.д. Незаконное приобретение орудий и средств совершения преступления само может образовать преступление, например при похищении. В таком случае оно будет законченным хищением, одновременно являющимся приготовлением к другому преступлению. Соответственно указанные действия должны квалифицироваться по совокупности реально оконченного преступления и приготовления к другому преступлению [7].
Приспособление орудий и средств преступления выражается в их специальной обработке, изменении формы, качества, после чего они становятся пригодными для совершения преступления. Порой предмет после его приспособления утрачивает свое первоначальное назначение. Так, директор одного из институтов Ж. расправился с четырьмя сотрудниками института, а затем застрелился из газового пистолета "Байкал" с расточенным предварительно под боевые патроны калибра 9 мм стволом. После такого приспособления пистолет из газового превращен в боевое оружие.
Закон относит к приготовлению к преступлению такой вид приготовительных действий, как приискание соучастников преступления. Примером тому может служить случай из судебной практики.
Б., в прошлом неоднократно судимый за кражи и грабежи, отбывая лишение свободы в местах исполнения наказания, узнал, что по определенному адресу проживает Г., который дома хранит большую сумму денег и значительные ценности. После освобождения Б. приступил к приготовлению разбойного нападения на квартиру Г. С этой целью Б. познакомился со студентом Ф. и, воспользовавшись его увлечением "лагерным фольклором" и азартными играми, вовлек его в преступную деятельность. Сначала Б. выиграл у Ф. в карты большую сумму денег, а для расчета предложил ему принять участие в краже, что Ф. и выполнил. Затем, шантажируя Ф., Б. вовлек его в подготовку нападения на Г.
Приискание соучастника
может продолжаться довольно долго.
По подсчетам, например, поиск исполнителя
на совершение убийства занимает от одной
недели до полутора месяцев. К приготовительным
действиям относятся сговор (переговоры
для соглашения совершить преступление;
принятие об этом решения сообща) и
планирование совершения преступления,
распределение ролей
Приготовление к преступлению осуществляется, как правило, в форме активных действий лица и обладает следующими признаками:
1) создает условия,
2) совершается только
с прямым умыслом на
3) предшествует во времени
началу совершения
4) может совершаться на значительном пространственном удалении от места совершения будущего преступления;
5) прерывается до начала действий (бездействия) лица, непосредственно направленного на совершение преступления, по не зависящим от него обстоятельствам.
Иногда приготовительные действия носят сложный характер и представляют собой длительный во времени и разнообразный по содержанию процесс. Так, Е. разработал несколько вариантов получения крупной суммы денег: выиграть в казино; ограбить кассира фирмы, где работал; совершить разбойное нападение на пункт обмена валюты. Для реализации последнего из вариантов он в порядке приготовления к преступлению осуществил следующее: вовлек в свою преступную группировку граждан А., Д. и несовершеннолетнего М., предложил им огнестрельное оружие - автомат и пистолет; изучил порядок работы и организацию охраны обменного пункта, а также график получения кассиром фирмы денег в банке и маршрут его движения от автомобиля до помещения кассы. Члены организованной Е. группы совместно разработали и детально обсудили метод совершения преступления: ударом твердого предмета по голове оглушить кассира и охранников, клиентов обменного пункта, если они окажутся в момент "налета" в помещении, под угрозой оружия запереть всех в подсобном помещении, а затем похитить деньги из кассы. Они также проводили ряд своеобразных "репетиций-экспериментов". В ночное время каждый из участников преступной группы (причем исполнители каждый раз менялись) встречал одиноких прохожих и наносил им удары по голове одним из перечисленных предметов. Е. наблюдал за действиями исполнителя со стороны и заносил в специальную тетрадь (изъятую при обыске) записи следующего содержания: "Ж. держался молодцом. Молоток не годится. Кричит и не падает", "М. действовал нерешительно. Трусит. Надо потренировать на смелость. Труба не годится. Кричит и не падает". Организатор преступной группы Е. преследовал этим несколько целей: провести тренировку исполнителей; связать их круговой порукой участия в преступлениях на этапе приготовления к основному преступлению; выбрать наиболее подходящее орудие преступления. Жертва одного из экспериментов опознал на улице М. и попросил работника милиции задержать его. Преступная деятельность группы Е. была прекращена на этапе приготовления к разбойному нападению. По действующему законодательству [1; ч. 2, ст. 30] уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому [1; п. 4, ст. 15] и особо тяжкому преступлению [1; п. 5, ст. 15]. Такое решение вытекает из традиций российского уголовного законодательства устанавливать наказуемость отдельных видов приготовлений к наиболее тяжким преступлениям в качестве самостоятельных составов.
Иногда приготовительные действия могут приобретать характер деяний с очень высокой степенью общественной опасности. Так, в г. Казани лидеры молодежной уличной банды А., С. и Х. в целях наведения страха на население для беспрепятственного совершения в будущем преступлений организовали "побоище на улице Зайцева". Члены преступной группировки беспричинно избивали прохожих, совершали акты вандализма и взорвали на улице боевую гранату.
Реагирование
Чаще всего приготовительные действия к совершению преступления не обладают высокой степенью общественной опасности, что объясняет декриминализацию в уголовном законодательстве России приготовления к преступлениям небольшой или средней тяжести [4]. Приготовление начинается с момента начала действий, способных обеспечить, по мнению субъекта, достижение задуманного преступного результата. В этот период еще нет угрозы причинения вреда объекту уголовно-правовой охраны.
Общественная опасность приготовительных действий может проявиться лишь в том случае, когда правоохранительные органы сумеют доказать, что приискание, приспособление, накопление, хранение каких-либо орудий (оружия) производились с целью впоследствии использовать их для совершения конкретного, уже задуманного преступления.
Приискание и хранение
оружия "на всякий случай" не образуют
приготовления к преступлению и
не могут быть квалифицированы по
части 1 статьи 30 УК РФ. В то же время
необходимо помнить, что при доказанности
приготовления к конкретному
преступлению активные действия виновного
могут содержать состав иного
преступления, требующий самостоятельной
квалификации. Допустим, незаконное приобретение
или изготовление огнестрельного оружия
требует самостоятельной
1.2 ПОКУШЕНИЕ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Приготовление как самостоятельное преступление квалифицируется только тогда, когда оно было прервано на данной стадии. Если же преступление, пройдя стадию приготовления, получило продолжение в покушении или окончании преступления, оно должно квалифицироваться как покушение или оконченное преступление.
Как следует из закона, приготовление юридически значимо только в тяжком или особо тяжком преступлении. Подготовка к совершению преступления небольшой или средней тяжести не наказуема.
Приготовление к преступлению может совершаться и путем бездействия (сторож не принимает мер по предотвращению нападения, кладовщик оставляет незакрытым склад и т.д.).
Рассматриваемую стадию совершения преступления следует отличать от обнаружения умысла, когда становятся известны намерения лица о совершении преступления (в силу высказывания, обнародования записи и т.д.), но реализация задуманного не осуществлялась. Такая информация может послужить поводом для принятия профилактических мер предотвращения преступления в виде бесед, предупреждения и т.п., но не может быть основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Сущность покушения
Практика признает покушением, например, проникновение в квартиру, помещение, дом в целях хищения, взлом двери, замка. В то же время изготовление отмычки, подбор ключей в целях хищения не могут быть признаны покушением, а рассматриваются как приготовление, поскольку для совершения хищения требуется совершить еще ряд действий, вследствие чего утрачивается непосредственность направленности действий. О приготовлении или покушении косвенно может свидетельствовать место совершения преступления.
Покушение в силу признака непосредственности может быть совершено, как правило, там, где реально возможно исполнение преступления, тогда как приготовление по общему правилу не совершается на месте исполнения преступления; условия для совершения преступления наиболее удобно создавать в другом месте, где легче их реализовать (в мастерской при изготовлении оружия, в лаборатории - при создании отравляющего вещества и т.д.).
Покушение, как и приготовление, возможно только в умышленных преступлениях. Практика исходит из того, что оно может быть совершено только с прямым умыслом [14; п. 2]. Покушения различаются по степени приближенности совершенных действий к моменту окончания преступления в зависимости от фактических обстоятельств их совершения и юридической характеристики [7].