Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:40, курсовая работа
Целью настоящего исследования является изучение теоретических и практических проблем уголовной ответственности за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества по статье 228.1 УК РФ, выработка предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование уголовного законодательства в этой сфере.
1.1 Предмет преступления 5
1.2. Объективные признаки состава 9
1.3. Субъективные признаки состава 15
Глава 2. Квалифицирующие признаки и отграничение от смежных составов 20
2.1. Квалифицирующие признаки 20
2.2. Отграничение от смежных составов. 25
Глава 3. Проблемы квалификации преступлений по ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации 29
Заключение 36
Список использованных источников 39
Во вторую группу входят преступные деяния, которые помимо объекта посягательства, характеризующего первую группу, имеют еще и ряд дополнительных объектов. Так, совершение преступлений, предусмотренных п. "в" ч. 3 ст. 228.1, п. "в" ч. 2 ст. 230 УК РФ, посягает, в том числе на процесс нормального развития и воспитания несовершеннолетних граждан. Законодательное регламентирование повышенной общественной опасности и, соответственно, ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в отношении несовершеннолетних является сегодня весьма актуальным, так как с каждым годом увеличивается число несовершеннолетних наркоманов.
При совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств с использованием служебного положения, в том числе при незаконной выдаче рецепта на получение наркотических средств, а также лицами, в обязанности которых входит соблюдение правил оборота наркотических средств (п. "б" ч. 3 ст. 228.1, ст. 228.2, п. "в" ч. 2 ст. 229, ст. 233), дополнительным объектом посягательства выступает также нормальное функционирование органов государственной власти, организаций, учреждений, поскольку преступник подрывает их авторитет.9
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ выражается в незаконном производстве, сбыте или пересылке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Под незаконным производством наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 228.1 УК РФ) следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на серийное получение таких средств или веществ из растений, химических и иных веществ (например, с использованием специального химического или иного оборудования, производство наркотических средств или психотропных веществ в приспособленном для этих целей помещении, изготовление наркотика партиями, в расфасованном виде).
Началом выполнения объективной стороны рассматриваемых преступлений является начало совершения действий по отчуждению наркотиков, а окончанием, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" – завершение акта отчуждения наркотиков, совершенного любым способом10.
Установление момента начала совершения преступлений рассматриваемой категории, как правило, сложности не представляет, тогда как вопрос установления момента окончания незаконного сбыта наркотических средств, осуществляемого в рамках оперативно-розыскных мероприятий, остается дискуссионным в теории и на практике. Действия с момента начала выполнения объективной стороны преступления и до его окончания квалифицируются как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, если на этой стадии прерваны вне воли "сбытчика".
По мнению ряда ученых, моментом окончания преступления является передача наркотических средств приобретателю, а действия лица, сбывающего наркотики при проведении оперативно-розыскного мероприятия "проверочная закупка", следует квалифицировать как оконченный состав преступления, поскольку "в уголовном законе для признания сбыта наркотиков оконченным преступлением не требуется наступления определенного результата, к которому лицо стремится. Такой результат находится за рамками состава преступления".
Для квалификации действий лиц по части 1 статьи 228.1 УК РФ как оконченного преступления не имеет значения размер фактически полученного наркотического средства или психотропного вещества.
Под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать любые способы их возмездной либо безвозмездной передачи другим лицам (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.), а также иные способы реализации, например путем введения инъекций. При этом не может квалифицироваться как незаконный сбыт введение одним лицом другому лицу инъекций наркотического средства или психотропного вещества, если указанное средство или вещество принадлежит самому потребителю и инъекция вводится по его просьбе либо совместно приобретено потребителем и лицом, производящим инъекцию, для совместного потребления, либо наркотическое средство или психотропное вещество вводится в соответствии с медицинскими показаниями.
Ответственность лица за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов по ч. 1 статьи 228.1 УК РФ наступает независимо от их размера.
Действия посредника в сбыте или приобретении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует квалифицировать как соучастие в сбыте или в приобретении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в зависимости от того, в чьих интересах (сбытчика или приобретателя) действует посредник.
В тех случаях, когда передача наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", содеянное следует квалифицировать по части 3 статьи 30 и соответствующей части статьи 228.1 УК РФ, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотического средства или психотропного вещества из незаконного оборота11.
В тех случаях, когда лицо в целях лечения животных использует незаконно приобретенное наркотическое средство или психотропное вещество (например, кетамин, кетамина гидрохлорид), в его действиях отсутствуют признаки преступления, влекущего уголовную ответственность за незаконный сбыт этих средств или веществ.12
Действия лица, сбывающего с корыстной целью под видом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих или ядовитых веществ какие-либо иные средства или вещества, следует рассматривать как мошенничество.
В этих случаях покупатели при наличии предусмотренных законом оснований могут нести ответственность за покушение на незаконное приобретение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном или особо крупном размере, а также сильнодействующих или ядовитых веществ.
Под незаконной пересылкой следует понимать действия лица, направленные на перемещение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов адресату (например, в почтовых отправлениях, посылках, багаже с использованием средств почтовой связи, воздушного или другого вида транспорта, а также с нарочным при отсутствии осведомленности последнего о реально перемещаемом объекте или его сговора с отправителем), когда эти действия по перемещению осуществляются без непосредственного участия отправителя. При этом ответственность лица по статье 228.1 УК РФ как за оконченное преступление наступает с момента отправления письма, посылки, багажа и т.п. с содержащимися в нем указанными средствами или веществами независимо от получения их адресатом.
Субъектом указанного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
П. «а» ч.3 ст. 228.1 УК РФ признает субъектами преступления в сфере сбыта наркотиков двух или более лиц, заранее договорившиеся о совместном его совершении. Сговор означает соглашение между участниками группы на сбыт и другие незаконные операции с наркотиками, достигнутое до начала соответствующих действий.
П. «в», ч.4 ст.228.1 УК РФ признает субъектом лицо, достигшего восемнадцатилетнего возраста, совершившего сбыт наркотических веществ и их аналогов в отношении заведомо несовершеннолетнего. Это означает, что виновный достоверно знал, либо допускал, что совершает преступление в отношении лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста.
Сотрудники Братского межрайонного отдела наркоконтроля задержали мужчину, 1978 года рождения, уроженца Азербайджана, занимавшегося сбытом наркотического средства «гашиш».13
Наркоделец действовал в одиночку по разработанной им самим схеме, являясь диспетчером, логистом и продавцом одновременно. Разложив по карманам сотовые телефоны и расфасованный наркотик, мужчина брал в аренду автомобиль с водителем и выезжал «на работу». Торговля велась в самом центре Братска.
Мобильный наркоторговец был задержан в момент сделки. Масштаб его деятельности поразил полицейских – в ходе полуторачасового обыска на пять сотовых телефонов поступило пятьсот звонков! Судя по всему, гашиш в Братске пользуется большим спросом. Оперативники провели обыск не только в автомобиле, из которого велась торговля, но и в квартире, и гараже наркосбытчика. Всего было изъято около четырехсот формованных брикетов гашиша, весом более двух килограммов.
Как объяснил задержанный, весь наркотик он нашел случайно на территории Братского района, и, видимо, чтобы не дать пропасть ценному товару, решил его реализовать с пользой для себя.
В настоящее время мужчина находится под арестом, ему предъявлено обвинение по п. «б» ч.2 ст. 228.1 УК РФ «Незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере».
Таким образом, субъектом преступления в сфере сбыта наркотических средств в ч. 1 и 2 статьи 228.1 УК РФ признается физическое, вменяемое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее возраста 16 лет, то есть общий субъект14.
Пункт «б» ч. 3 статьи 228.1 УК РФ предусматривает специальных субъектов, то есть лицо, использовавшее свое служебное положение при незаконном сбыте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
За нарушение установленных правил по контролю над оборотом наркотиков или психотропных средств, прекурсоров, инструментов и оборудования, используемых для их изготовления, уголовную ответственность несут как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать соответствующие правила.15
При наличии в действиях должностного лица, допустившего нарушение таких правил, признаков преступления по службе (злоупотребления, взяточничества и др.) содеянное следует дополнительно квалифицировать по соответствующей статье настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за преступление по службе.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, т.е. должно быть установлено, что виновный, совершая действия по сбыту, осознавал фактическую сторону, а отсюда – иобщественную опасность своего деяния.
Пленум Верховного суда РФ от 15. 06. 2006 года разъясняет, что об умысле на сбыт наркотических средств могут свидетельствовать как наличие соответствующей договорённости с потребителями, так и другие обстоятельства дела: приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим их не употребляющим, их количество (объем), размещение в удобной для сбыта расфасовке. Если лицо незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает или перерабатывает наркотические средства или их аналоги, в целях последующего сбыта этих средств или веществ, но умысел не доводит до конца, по независящим от него обстоятельствам, содеянное при наличии к тому оснований подлежит квалификации по части 1 статьи 30 и соответствующей части статьи 228.1 УК РФ как приготовление к незаконному сбыту наркотических средств и их аналогов.16
В случаях, когда лицо, имея умысел на сбыт наркотических средств или их аналогов в крупном или особо крупном размере, совершило такие действия в несколько приемов, реализовав лишь часть имеющихся у него указанных средств или веществ, не образующую крупный или особо крупный размер, все содеянное им подлежит квалификации по части 3 статьи 30 и соответствующей части статьи 228.1 УК РФ.
Неустановление в процессе доказывания умысла на незаконный сбыт наркотических средств является основанием для переквалификации действий обвиняемых на ч. 1 ст. 228 УК РФ. Так, кассационной инстанцией Алтайского краевого суда приговор Октябрьского районного суда г. Барнаула в отношении М., осужденного по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, изменен. Его действия переквалифицированы на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ и ч. 1 ст. 228 УК РФ. Суд второй инстанции указал, что выводы о хранении М. части наркотического средства массой 0,8394 г с целью последующего сбыта исследованными доказательствами не подтверждены. Из показаний осужденного следует, что данное наркотическое средство он хранил для личного употребления, согласно справке ГУЗ "Алтайский краевой наркологический диспансер" М. состоит на учете с диагнозом "наркомания". При таких обстоятельствах судебная коллегия по уголовным делам краевого суда пришла к выводу о необходимости переквалификации действий М.
Одним из дискуссионных вопросов является квалификация действий виновного при совершении посреднических действий. Согласно разъяснению Верховного Суда РФ действия посредника в сбыте или приобретении наркотических средств в зависимости от того, в чьих интересах действует посредник, квалифицируются как соучастие в сбыте или приобретении соответственно.
Приговором Новоалтайского городского суда Алтайского края М. оправдан по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ в связи с отсутствием в действиях состава преступления. Органами предварительного расследования он обвинялся в покушении на сбыт наркотического средства И. и Б., которые действовали в рамках оперативно-розыскного мероприятия "проверочная закупка". Суд указал, что его умыслом охватывалось только оказание помощи в приобретении наркотических средств. На полученные у лиц, участвующих в проверочных закупках, деньги М. приобретал наркотические средства, т.е. оказывал помощь в приобретении. Предварительная договоренность об оказании помощи в приобретении наркотических средств у него была не со сбытчиком наркотических средств, а с приобретателями И. и Б., которые провоцировали его на незаконное приобретение наркотических средств. Таким образом, суд пришел к выводу о совершении М. посреднических действий в незаконном приобретении наркотических средств и с учетом того, что размер наркотических средств не являлся крупным, постановил оправдательный приговор.17