Принципы уголовно испольнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных целей настоящей дипломной работы является выявление и исследование спорных теоретических вопросов, касающихся содержания центрального принципа уголовно-исполнительного права - «соединение наказания с иными мерами исправительного воздействия», а также анализ иных принципов уголовно-исполнительного права.
Достижение поставленной цели осуществляется последовательным решением следующих задач:
Определение понятия «принцип уголовно-исполнительного права».
Краткая характеристика признаков принципа уголовно-исполнительного права.
Определение системы принципов уголовно-исполнительного права.
Характеристика отраслевых принципов, с изложением спорных моментов и научных мнений.
Детальное рассмотрение закрепления и реализации принципа «соединение наказания с иными мерами исправительного воздействия».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 6
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 6
1.2. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА. 10
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 19
2.1. ОБЩЕПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ 19
2.2. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ 30
2.3. ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ 33
ГЛАВА 3. ПРИНЦИП СОЕДИНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ С ИНЫМИ МЕРАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 42
3.1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ 42
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА «СОЕДИНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ С ИНЫМИ МЕРАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 318.00 Кб (Скачать документ)

В.Д. Филимонов, комментируя ч. 1 ст. 43 УК РФ, пишет: «Отказ нового Уголовного кодекса от определения наказания как кары за совершенное преступление имеет свои основания. Основная причина этого отказа состоит в том, что слова «наказание» и «кара» - синонимы. Поэтому определение наказания как кары ничего для выяснения содержания этого явления не дает. Определение наказания как меры государственного принуждения, напротив, указывает на наиболее существенные его признаки»82.

А.В. Наумов выделяет специфические  признаки наказания, сочетание которых  и образует понятие наказания:

  1. Наказание – это особая мера государственного принуждения, своеобразная реакция государства на совершение лицом преступления.
  2. Наказание носит строго личный характер, то есть применяется только в отношении самого преступника.
  3. Наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица совершившего преступление, причиняет ему моральные страдания и лишает его определенных благ. То есть по своему объективному содержанию наказание – это всегда кара. Любое наказание в то или иной мере должно содержать карательные элементы83.

Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания.

В соответствии с ч.2 ст. 43 УК РФ, цель наказания – восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого и предупреждение совершения новых преступлений, т.е. достижение социальных результатов, к которым стремится законодатель и суд, устанавливая в санкциях статьи Уголовного кодекса и применяя к виновному лицу конкретную меру наказания.

 Учение о целях наказания  – одно из наиболее дискуссионных  как в истории, так и в современной теории уголовного права.

Данная тема интересовала ученых ещё  с древних времён. Так древнегреческий философ Платон в целях наказания видел очищение души, запятнавшей себя преступлением, предупреждение его повторения в будущём. Наиболее эффективный способ достижения этой цели – истребление преступника, для которого наказание является лекарством, исцеляющим его нравственный недуг; в устранении влияния дурного примера на сограждан и избавление государства от опасного, вредного члена.

Представитель немецкой классической философии Эммануил Кант цель наказания  представлял как возмездие равенства, как оплату злом за зло (принцип талиона).

По мнению Гегеля, наказание – возмездие, но не возмездие как некое равенство в ценности между ущербом, причинённым преступлением, и ущербом, причинным преступнику наказанием.

Известный правовед Чезаре Беккария видел цель наказания не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы уже совершённое преступление сделать несуществующим, а в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу, а также удержать от этого других членов общества84.

Данная дискуссия возникла и  в отечественной юридической  науке. Так большинство учёных считало, что целью уголовного наказания является исправление осуждённых, а также общее и специальное предупреждение преступлений.

Группа учёных (Н.А. Беляев, И.И. Карпец, В.Г. Смирнов, П.П. Осипов и др.) кроме  названных целей выделяют ещё и цель кары. Воздаяние не связано с безумной формулой «смерть за смерть», но преступник получает наказание, являющееся в определённой степени воздаянием за содеянное. Кроме того, в его наказании часто заинтересованы близкие потерпевшего. И, наконец, наказание преследует цель кары ещё и потому, что в качестве одной из составных частей оно содержит в себе кару. И.И. Карпец утверждал, что наиболее ярко эта цель проявляется в смертной казни и длительных сроках лишения свободы85.

Н.А. Беляев был один из немногих ученых кто еще 60 –х годах не отрицал такую цель как восстановление социальной справедливости86.

Б.С. Никифоров указывал на цель восстановления нарушенного преступлением социально-психологического порядка в обществе и на удовлетворении чувства справедливости.

По мнению М.Д. Шаргородского целью  наказания является только общее и специальное предупреждение, исправление и перевоспитание осуждённого посредством уголовного наказания достигнуто быть не может. Он считал кару сущностью наказания, общее и специальное предупреждение – его основными целями, а исправление и перевоспитание осуждённых – средствами для достижения этих целей87.

Этой точки зрения придерживаются А.А. Герцензон, А.А. Пионтковский, и другие ученые.

Впервые подобное определение целей уголовного наказания было дано в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Согласно Уложению наказание должно преследовать три цели:

- восстановление социальной справедливости,

- исправление, 

- устрашение.

На цель исправления обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда от 11.07.72 г. №5 «О практике применения судами исправительных работ без лишения свободы»88 - наказание в виде исправительных работ имеет важное предупредительное и воспитательное значение в отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, исправление которых возможно без изоляции их от общества; подчёркивается, что назначение этого наказания является эффективным средством исправления правонарушителей.

А в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971 года «О судебной практике условно-досрочного освобождения осуждённых от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким»89 имеются указания – в пункте 2 говориться, что «доказательством исправления осуждённого служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних – и к обучению».

В п.1 ст.2 УИК РФ, определяется, что  целями уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных и  предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

Исправления и соотносимые с  ними проблемы перевоспитания имеют педагогический контекст, исключающий позитивное изменение личности путем ее репрессирования. При этом исправление следует рассматривать как результат комплексного психолого-педагогического воздействия.

3.2. Содержание принципа «соединение  наказания с иными мерами исправительного  воздействия»

Исполнение наказания, также как  и его назначение, всегда входило  в компетенцию государства, относилось к предмету публичного правового  регулирования. В соответствии с принципами федерализма, конституционная норма относит уголовно-исполнительное законодательство к исключительному ведению Российской Федерации90.

Сущность рассматриваемого принципа, состоит в том, что наряду с  применением к лицу, отбывающему наказание, средств карательного свойства, должны использоваться и меры воздействия, лишенные каких-либо элементов кары. Следует, также, согласиться с мнением, что «если мы не отказываемся от принципа гуманизма в нашей уголовно-исполнительной политики, выражающейся главным образом в стремлении позитивно изменить личность преступника, отбывающего уголовное наказание, то это означает, что к самому понятию «исполнение наказания» следует применять в известном смысле расширительное толкование. То есть к его пониманию нужно подходить не только с юридических, социальных, политических, экономических позиций, но и с позиций социально-нравственных, охватывающих психологические и педагогические аспекты, выходящие за рамки сугубо исполнительных функций»91.

 «Исполнение наказания, дополненное  мерами исправительно-трудового  воздействия и специального принуждения,  направлено на осуществление целей исправления и перевоспитания осужденных, а также специального (частного) предупреждения»92 - пишет Н.А. Стручков. По его мнению, «карательно-воспитательный процесс представляет собой разновидность социально-воспитательного процесса, применяемого по отношению к гражданам, ставшим правонарушителями и потому нуждающимся в особом воздействии». «Исправить преступника - пишет Н.А. Стручков, - значит подвергнуть изменению к лучшему отдельные его взгляды, привычки, навыки»93.

Иным словами, исправление осужденных - это основа пенитенциарной доктрины. «Воспитательная функция наказания, закрепленная в уголовно-исполнительном законодательстве в соответствующей отрасли права, в целом, должна иметь первостепенное значение. Только при этих условиях мы будем говорить о правовых гарантиях, обеспечивающих основное гуманное требование: при отбывании наказания, главным фактором должна быть личность осужденного, сам человек, совершивший преступление»94.

В период реформирования уголовно-исполнительной системы, появилась тенденция к отказу от задачи исправления осужденных при исполнении уголовных наказаний. Появились теоретики, которые настойчиво стали ставить вопрос о допустимости исправления осужденных в принципе, утверждая, что демократически организованное государство не имеет права «принудительно улучшать» своих граждан95.

Однако эта идея на наш взгляд, идет впереди всех международных  стандартов обращения с осужденными, которые в качестве одной из задач ставят их исправление.

Наказание должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного.

Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления  каждого лица, совершившего преступление, тем самым, проводя идею о возможности исправить каждого правонарушителя. Но есть категория лиц с устоявшимися преступными наклонностями и не всегда их исправление возможно. Исправительное воздействие представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

Исполнение наказания, означает применение к осужденному определенных правоограничений. Меры исправительного воздействия, как отмечает Н.А. Стручков, представляют собой комплекс государственных и общественных мероприятий, лишенных кары, проводимых в интересах исправления и воспитания осужденных, применяемых в силу того, что осужденные реализуют сохраняющиеся в них права гражданина, на повышение образовательного, культурного уровня, права на труд и приобретения профессии96.

Большинство ученых различают понятия  «наказании» и «меры исправительного воздействия», однако И.С. Ной, и некоторые другие авторы отождествляет их и связывает это с тем, что:

  1. и наказание и меры воспитательного воздействия, являлись следствием совершения преступления;
  2. основанием их реализации является приговор суда;
  3. перед ними стояла одна и та же задача, исправление осужденного;
  4. применение наказания и мер всегда ограничивается сроком указанным в приговоре суда.

Стоит не согласится с такой позицией. Также не согласны с такой позицией и Н.А. Стручков и В.А. Елеонский. Все они указывают, что применение мер исправительного воздействия есть педагогический (воспитательный) процесс, не являющийся наказанием, применяемый к осужденным в целях их исправления и воспитания, процесс относительно длительный и систематический.

 Соотношение наказания с мерами исправительного воздействия впервые глубоко и обстоятельно было исследовано А.Л. Ременсоном, который показал, что меры исправительного воздействия лежат за пределами наказания. Он указывает, - что между наказанием и мерами исправительного воздействия имеется не мало общего: и то и другое служит цели исправления; и то и другое предписывается судом на определенный срок, непосредственно исполняется одним и тем же органом – исправительным учреждением; уклонение от исправительных мероприятий может повлечь меры взыскания, что и уклонение от отбывания отдельных элементов наказания97.

Но и по основаниям применения, и по характеру связи с преступлением, и по целям, и по содержания, и по органам исполнения наказание и меры исполнительно-воспитательного характера – труд, профобучение и т.п. далеко не одно и тоже. Наказание назначается за преступление. Наказание сконструировано так, что оно должно в большей или меньшей степени устрашить преступника, то есть лишать его возможности повторения преступления.

А меры воздействия, такие как учеба, труд, имеют своим объектом исключительно личность самого осужденного, а не каких-либо других лиц. Больше того, эти меры в отличии от наказания решают не только задачу исправления преступника, но и другую задачу, связанную с ней и в то же время далеко выходящую за пределы и имеющую самостоятельное значение, - привитие осужденному качеств, необходимых для жизни в обществе, в то время как исправительное воздействие наказания есть только переделка преступника в человека, добропорядочно соблюдающего элементарные гражданские обязанности.

Таким образом, если воспитательное воздействие  наказания обращено к личности осужденного, рассматриваемого именно и только в качестве преступника, то воспитательное воздействие учебы и труда и т.д. обращено к осужденному, взятому не только в качестве преступника, и в качестве гражданина.

В связи с этим, если наказание является преднамеренным причинением страданий и лишений, но ни труд, ни учеба не могут рассматриваться в качестве таковых. Более того, запрещение труда и учебы, было бы рассмотрено осужденными как усиление наказания. Поэтому если наказание есть лишение свободы, то рассматриваемые меры есть выражение факта сохранения свободы, сохранения за осужденным права на труд.

Назначение и исполнение наказания  подчинено принципам уголовного права, в числе которых фигурируют ответственность за вину, соответствие суровости наказания опасности и тяжести преступления. Иначе обстоит с мерами исправительного воздействия, использование которых подчинено действию всей системы принципов педагогики воспитания.

Решающим методом осуществления  исправительного мероприятия является убеждение, поощрение, в то время как наказание есть реализация принуждения98.

Также следует отметить, что наказание  носит обязательный характер, в то время как меры исправительного  воздействия не всегда являются обязательными для осужденных (художественная самодеятельность, спортивные занятия), уклонение от участия не влечет ответственности для осужденного.

В этом как раз проявляется природа  самого принципа, в единстве и отличия наказания и мер исправительного воздействия.

По мнению А.Л.Ременсона, цели средств исправления и воспитания не полностью совпадают с целями наказания. Они в одном отношении - уже, а в другом – шире целей наказания. Ни труд, ни воспитательная работа, ни общеобразовательное, профессиональное обучение не преследуют цели предупреждения новых преступлений99.

Информация о работе Принципы уголовно испольнительного права