Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:42, курсовая работа
Основная цель работы состоит в том, чтобы проанализировать составы преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и рассмотреть критерии освобождения от уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж.
Достижение указанной цели связано с решением целого ряда задач, главными из которых являются:
1. изучить историю развития законодательства о государственных преступлениях;
2. изучить понятие преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;
3. дать общую характеристику данным преступлениям;
Введение 3
1. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: история развития законодательства, общая характеристика 5
1.1. История развития законодательства о государственных преступлениях 5
1.2. Общая уголовно-правовая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства 12
2. Характеристика составов преступлений, посягающих на внешнюю безопасность государства 21
2.1. Состав преступления при государственной измене и шпионаже 21
2.2. Освобождение от уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж 32
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Как покушение следует квалифицировать сорвавшуюся попытку российского гражданина установить контакт с иностранными разведчиками с враждебными для России целями, осуществление действий, объективно способствующих проведению враждебной России деятельности, результатами которых иностранная разведка по каким-либо причинам не смогла воспользоваться и т.п.
Субъективная сторона государственной измены в форме иного оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо сознает общественно-опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить.
В ходе расследования иного оказания помощи иностранному государству в обязательном порядке подлежат установлению направленность умысла изменника на нанесение ущерба внешней безопасности России, а также мотивы. Хотя мотивы (корысть, месть российским властям, неприятие конституционного строя, националистические побуждения и т.д.) не являются конструктивными признаками состава оказания помощи, тем не менее, они имеют большое значение при определении степени вины и назначении наказания.
Субъектом государственной измены в форме иного оказания помощи иностранному государству может быть только гражданин России, достигший шестнадцати лет, вменяемый. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть не только российские граждане, но также иностранцы и лица без гражданства.
Государственная измена в форме шпионажа. Шпионаж.
Такие преступления как государственная измена в форме шпионажа (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ) во многом сходны. Путем сравнения законодательных конструкций их составов не трудно установить, что они имеют одинаковые объект, объективную сторону и субъективную сторону, а отличаются друг от друга лишь по субъектам. С учетом этих обстоятельств полагаем целесообразным рассмотреть оба этих состава одновременно.
Подчеркнем исключительно высокую общественную опасность как государственной измены в форме шпионажа, так и шпионажа. Она заключается в том, что сведения, прежде всего составляющие государственную тайну, выходят из владения российского государства и, попадая в руки иностранных спецслужб, используются затем против интересов России в политической, военной, научно-технической, экономической, разведывательной и иных сферах. Жизнь свидетельствует, что действия шпиона способны наносить трудновосполнимый ущерб государству. Последствия порой выражаются в сведении на нет многолетних усилий научно-исследовательских коллективов, промышленных предприятий по созданию уникальных технологий, новых видов вооружений, отмене или провале боевых и специальных операций, осложнениях международного положения России, вынужденной дорогостоящей переработке планов экономического и оборонного развития, мобилизационных мероприятий, замене систем засекреченной связи и т.д.
Непосредственным объектом как государственной измены в форме шпионажа, так и собственно шпионажа (объединяющее понятие шпионаж) служит внешняя безопасность, т.е. суверенитет, территориальная неприкосновенность, обороноспособность государства.
Идентична и объективная сторона обоих этих преступлений. Ее признаки раскрыты в диспозиции статьи 276 УК РФ. Там прописано, что шпионаж — это «передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству; иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну; а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации».
Из диспозиции ст. 276 УК РФ вытекает предмет анализируемых преступлений, который образуют сведения:
а) составляющие государственную тайну;
б) иные сведения, не составляющие государственной тайны, но передаваемые или собираемые по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности России.9
Шпионаж первого вида (предмет — государственная тайна) может осуществляться как по заданию иностранной разведки, так и по собственной инициативе лица. Вопрос о государственной тайне нами уже разобран при общей характеристике государственной измены. Главное здесь, чтобы лицо осознавало, что передаваемые, а также собираемые, похищаемые и хранимые с целью передачи сведения, составляющие государственную тайну, предназначались для нанесения ущерба внешней безопасности России. Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции ст. 276 УК РФ альтернативных действий (передача, собирание, похищение и хищение с целью передачи).
В1997 году в Москве Военной коллегией Верховного Суда РФ был осужден на 10 лет лишения свободы за государственную измену в форме шпионажа (в пользу Великобритании) гражданин России В. Синцов, один из руководящих работников военно-промышленного комплекса; 62-х лет от роду. Лауреат Государственной премии, автор многих изобретений, кандидат технических наук, он за тысячу долларов в месяц соблазнился на измену Отечеству. Британская разведслужба завербовала Синцова в период его одной из загранкомандировок. Он прошел специальное обучение, был снабжен шпионским оборудованием для сбора информации и средствами связи с разведцентром. В течение года Синцов по полученному от англичан заданию собирал и передавал им сведения оборонного характера, главным образом о состоянии и перспективах военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, копии различных правительственных и ведомственных секретных документов, сведения о различных видах вооружения и военной техники. В частности, имея доступ в специальный архив бывшего Миноборонпрома Синцов тайно фотографировал совершенно секретные документы о российском вооружении и боевой технике.
По объективной стороне эта разновидность шпионской деятельности имеет ряд существенных нюансов. Так, установление контакта с иностранной разведкой и получение от нее задания на сбор информации, составляющей гостайну, следует квалифицировать в качестве приготовления к данному преступлению, а пресеченную попытку собрать сведения, например, путем кражи, с целью их последующей передачи - как покушение на государственную измену в форме шпионажа или шпионаж.
Если лицо заблуждается относительно принадлежности к государственной тайне сведений, передаваемых, собираемых, похищаемых или хранимых с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, то содеянное, с учетом направленности умысла, необходимо квалифицировать как покушение на госизмену в форме шпионажа. Здесь присутствует ситуация фактической уголовно-правовой ошибки, т.е. неверного представления субъекта преступления о фактическом характере совершенного им деяния и его последствий. Заблуждение субъекта в данном случае происходит относительно предмета преступления. Согласно теории и практике уголовного права при фактической ошибке оценка совершенного деяния происходит по направленности умысла субъекта.
Шпионаж второго вида (предмет - иные, не составляющие государственной тайны сведения) совершается только по заданию иностранной разведки, причем лицо должно осознавать, что собираемые и передаваемые сведения предназначены для использования в ущерб внешней безопасности России.
Диспозиция нормы о шпионаже второго вида содержит меньше альтернативных деяний - только собирание и передачу сведений.
Шпионаж, предметом которого являются иные сведения, образует оконченное преступление, если передача или собирание сведений осуществляется по заданию иностранной разведки. Как быть, если указанные действия совершаются инициативно (независимо от того, российским гражданином, иностранцем либо лицом без гражданства) с целью последующей передачи сведений иностранной разведке? Высказывается мнение, что такие действия следует квалифицировать как приготовление к государственной измене в форме шпионажа или шпионажу.
Это неверно, ибо по смыслу диспозиции ст. 276 УК РФ сбору указанной информации должны предшествовать контакт и получение задания от иностранной разведки.
Другое дело, если предметом шпионажа выступает государственная тайна. В этом случае для оконченного преступления достаточно не только передачи таких сведений, но и их инициативного собирания, похищения или хранения с целью передачи.
Если собираемая на территории нашей страны агентом иностранной разведки информация относится к интересам не России, а других государств, то квалифицировать такое деяние по ст. 275 или ст. 276 УК РФ нельзя, российский уголовный закон к такой деятельности индифферентен.
Рассмотрим теперь юридический смысл названных в ст. 276 УК РФ альтернативных действий по обращению с информацией шпионского характера.
Передача сведений шпионского характера — это сообщение их любым способом и в любой форме адресату. Она может осуществляться непосредственно устно или письменно, через посредника или связника, а также с использованием технических средств, тайников, почтовой, телефонной и телекоммуникационной связи и т.д.
Собирание такого рода сведений охватывает различные способы и приемы завладения ими, их восприятия или фиксации. Это визуальное наблюдение, подслушивание разговоров специалистов, выведывание информации при общении с секретоносителями, радиоперехват, съем информации с электронных устройств, аудио- и видеозапись, фотографирование и киносъемка, копирование документов, взятие образцов почвы, воды и растений, несанкционированное подключение к техническим средствам связи, приобретение информации за деньги и т.д.
Похищение является разновидностью собирания сведений, составляющих государственную тайну, которые охраняются государством и доступ к которым органичен. Похищение выражается в любом тайном или открытом безвозмездном изъятии сведений из владения юридического или физического лица вопреки воле законных владельцев, а также путем обмана либо вымогательства. При шпионаже похищение осуществляется в отношении содержащих государственную тайну документов, чертежей, технических описаний, технологических карт, а также образцов изделий, деталей, материалов и других материальных носителей секретной информации.
Если похищаемые сведения содержатся на материальных носителях, то при наличии признаков кражи либо другой формы хищения чужого имущества такие действия необходимо квалифицировать по совокупности статей Уголовного кодекса 275 или 276 и ст. 158 «Кража», 159 «Мошенничество», др.
Хранение сведений, составляющих государственную тайну и предназначенных для передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, является новацией российского уголовного законодательства. Хранение сведений с целью их передачи адресатам, названным в ст. 276 УК РФ, представляет собой любой способ их сбережения, обеспечивающий сохранность и неизменность информации при ее последующей передаче. Хранение может осуществляться как в помещении, принадлежащем виновному, так и в другом месте.
Если субъект преступления, предусмотренного ст. 275 или ст. 276 УК РФ, действует в одиночку, то собирание сведений с целью их последующей передачи предполагает и их обязательное хранение в течение определенного периода времени. Если же шпионаж совершается в соучастии, то роли могут распределяться: один собирает (или похищает) информацию, содержащую государственную тайну, другой — хранит ее с целью передачи, а третий — передает адресатам, указанным в законе. В этом случае в действиях каждого из соучастников, в том числе осуществляющего лишь хранение информации, налицо признаки шпионажа.
Субъективная сторона как шпионажа, так и государственной измены в форме шпионажа характеризуется прямым умыслом, т.е. осознанием лицом общественно опасного характера совершаемых действий и желанием действовать в ущерб внешней безопасности России.
Мотивы шпионских действий могут быть различными. Как показывает оперативная и следственно-судебная практика, явно доминирует мотив корысти, когда виновный стремится обогатиться путем сбыта собранной информации. Если шпионаж осуществляется кадровым сотрудником иностранной разведки, то мотивы и цели его действий обусловливаются выполнением служебных обязанностей.
Главным отличительным признаком шпионажа и государственной измены в форме шпионажа является субъект этих противоправных деяний. В отличие от госизмены, субъектом (исполнителем) которой выступает только вменяемый, достигший 16 лет гражданин России, субъект шпионажа – иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшие шестнадцатилетия, вменяемые.
Соучастниками шпионажа (организаторами, подстрекателями либо пособниками) могут выступать и российские граждане. Правда, при отсутствии в их действиях признаков государственной измены в форме оказания помощи в проведении враждебной деятельности против России. Иностранцы и апатриды могут быть соучастниками госизмены (при отсутствии признаков шпионажа).
На государственную измену во всех ее формах (ст. 275 УК РФ), шпионаж (ст. 276 УК РФ) и насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ) распространяет свое действие институт освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
Будучи известным теории уголовного права достаточно давно, деятельное раскаяние впервые получило закрепление в российском законодательстве лишь в ныне действующем Уголовном кодексе. Легитимация института деятельного раскаяния является отражением одной из ключевых тенденций развития современного отечественного и международного уголовного права — все более активного применения в борьбе с преступностью уголовно-правовых компромиссов.
По своей юридической природе деятельное раскаяние представляет собой позитивное послепреступное поведение лица, совершившего преступное деяние, которое направлено на предотвращение, ликвидацию или уменьшение фактических вредных последствий содеянного либо на оказание помощи правоохранительным органам в раскрытии совершенного преступления.
Согласно УК РФ благоприятные последствия, заключающиеся в освобождении от уголовной ответственности:
Информация о работе Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства