Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ понятия уголовного судопроизводства. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- раскрыть сущность уголовного судопроизводства;
- охарактеризовать цели уголовного судопроизводства, обусловливающие его назначение;
- раскрыть содержание назначения уголовного судопроизводства (защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод).
Введение 3
1. Сущность и цели уголовного судопроизводства 5
1.1. Сущность уголовного судопроизводства 5
1.2. Цели уголовного судопроизводства, обусловливающие его назначение 7
2. Содержание понятия и назначения уголовного судопроизводства11
2.1. Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления 11
2.2. Защита личности от незаконного и необоснованного
обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. 13
Заключение 27
Литература 29
Создавая уголовно-
Процессуальные гарантии преследуют цель охраны прав личности и находят юридическое закрепление в нормах закона, устанавливающих общие принципы организации уголовного судопроизводства и определяющих правовой статус участвующих в уголовном судопроизводстве лиц12.
2.2. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Новеллой уголовно-
Отказ прокурора от уголовного преследования и его последствия для последующего осуществления правосудия, исправление ошибок и возмещение вреда, вызванных незаконным возбуждением уголовного преследования рассматриваются в ряде глав настоящего Кодекса как самостоятельная социальная ценность нового уголовно-процессуального законодательства.
Часть 2 ст. 6 УПК РФ устанавливает, что уголовное преследование и назначение виновному справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. В деятельности органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, суда случаются ошибки, которые обусловливают наличие в уголовно-процессуальном законодательстве механизма восстановления нарушенных прав и свобод человека в связи с его незаконным уголовным преследованием.
Понятие "реабилитация" означает
возвращение в прежнее
Элементами механизма
Правоотношения, связанные с реализацией права на реабилитацию, регулируются несколькими правовыми актами: международными нормативными документами; ст. 52 и 53 Конституции РФ; ст. 5, 6, 11, 133-139 и др. УПК РФ; ст. 151, 1070, 1099-1101 ГК РФ;
Право "жертв судебных ошибок" на компенсацию предусмотрено Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенцией против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и др. При реализации данного права указанные международные акты рекомендуют руководствоваться законом и практикой соответствующего государства.
Статья 52 Конституции РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В уголовном судопроизводстве это положение конкретизируется в ч. 4 ст. 11 УПК РФ: вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленным УПК РФ.
Принятие мер по реабилитации в порядке, установленном действующим в наши дни уголовно-процессуальным законодательством, допускается в отношении конкретно названных в законе лиц и при наличии указанных там же оснований. К такого рода лицам и основаниям относятся (ч. 2 и 3 ст. 133 УПК РФ):
подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор по любому из четырех оснований, указанных в ч. 2 ст. 302 УПК РФ;
подсудимый, уголовное преследование
в отношении которого прекращено
судом в ходе судебного разбирательства
в связи с отказом
Характеристика этого
подозреваемый или обвиняемый, уголовное
преследование в отношении
Едва ли можно признать обоснованным
отнесение к числу
осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ;
лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры;
любое лицо, незаконно подвергнутое
мерам процессуального
Таков в общих чертах круг лиц и оснований, при наличии которых эти лица могут быть признаны реабилитированными.
Однако для полного и
Нужно учитывать еще и то, что в ч. 4 ст. 133 УПК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев (условий), исключающих реабилитацию и, следовательно, возможность восстановления имущественных и иных прав в порядке, установленном нормами УПК РФ. К ним отнесены случаи, когда принятие решения об отмене или изменении приговора, о вынесении постановления о прекращении дела (уголовного преследования) либо о признании меры процессуального принуждения незаконной вызвано хотя бы одним из следующих обстоятельств:
изданием акта об амнистии;
истечением сроков давности;
недостижением возраста, с которого
наступает уголовная
признанием
принятием закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния.
Для возникновения права на реабилитацию существенно и то, что это происходит не автоматически, в силу одного лишь факта, скажем, вынесения оправдательного приговора или прекращения дела следователем по реабилитирующему основанию. Чтобы такое право считалось возникшим, требуется его официальное признание компетентным органом или должностным лицом. Как сказано в ч. 1 ст. 134 УПК РФ, "суд в приговоре, определении, постановлении, а прокурор, следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию".
Одновременно с принятием такого решения реабилитированному должно быть направлено письменное извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, возникшего в результате уголовного преследования.
Признание реабилитированным лица, незаконно или необоснованно подвергавшегося уголовному преследованию, т.е. подвергавшегося процессуальным действиям по его изобличению в совершении преступления, в соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ означает для этого лица предоставление ему возможности претендовать на:
возмещение имущественного вреда;
устранение последствий морального вреда;
восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.
1. Возмещение имущественного вреда, т. е. вреда, который может быть выражен в деньгах, должно осуществляться в соответствии с правилом, установленным в той же ч. 1 ст. 133 УПК РФ. Согласно этому правилу "вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Существенным условием, от которого зависит возможность возмещения имущественного вреда по данному правилу (в полном объеме, независимо от вины конкретных должностных лиц и за счет, как правило, федеральной казны), является то, что вред такого рода должен быть результатом незаконного и необоснованного уголовного преследования, т. е. результатом незаконной и необоснованной процессуальной деятельности, осуществленной стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Такая установка при точном ее соблюдении означает, к примеру, что вред, ставший результатом действий, выполненных в ходе оперативно-розыскных мероприятий, не должен возмещаться в порядке, установленном предписаниями УПК РФ, поскольку такие действия не относятся к числу процессуальных, а органы и должностные лица, уполномоченные на их осуществление, не числятся среди участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Вред, который может
быть причинен незаконными действиями
при оперативно-розыскных
Следует также иметь в виду, что при определенных условиях вред, причиняемый в ходе оперативно-розыскных мероприятий, возмещению вообще не подлежит. По этому поводу в ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно- розыскной деятельности"(в ред. от8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ)13 говорится: "При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга".
Действующее законодательство предусматривает для некоторых случаев специфические условия ответственности за причиняемый вред. Например, такие условия установлены для работников федеральных органов государственной охраны при осуществлении ими своих функций, в том числе при проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления и раскрытия преступлений. По этому поводу в ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране" (с изм. и доп. от 8 декабря 2011 г.)14 сказано следующее: "Сотрудники федеральных органов государственной охраны не несут ответственность за моральный вред, убытки и вред охраняемым уголовным законом интересам, причиненные ими в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны либо крайней необходимости, или превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, или совершение умышленного преступления во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, а также в условиях обоснованного риска. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном федеральным законодательством".