Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:19, курсовая работа
Официальные данные фиксируют увеличение бандитизма, похищения людей, захвата заложников, терроризма и других посягательств, совершаемых группами. Организованные группы, в том числе вооруженные формирования, контролируют коммерческие структуры, банки, производственную и посредническую деятельность. Организованный характер наркобизнеса угрожает здоровью населения. Трудно найти сферу, которая была бы вне интересов организованной и групповой преступности. Это и контрабанда, расхищение цветных металлов, вывоз природных ресурсов, капитала, антиквариата, художественных ценностей и др. Большая часть корыстных и насильственных посягательств также совершается группами.
Введение
3
1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
5
2. Виды соучастников
10
3. Формы соучастия
21
Заключение
29
Список литературы
31
В тех случаях, когда орудием совершения преступления выступают лица, не подлежащие ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, исполнителем признается тот субъект, кто использует их для выполнения объективной стороны состава преступления. Исполнителями некоторых преступлений (в частности, должностных, воинских, против правосудия и др.) могут быть только лица, обладающие признаками специального субъекта. Поэтому когда лицо, не обладающее такими признаками, непосредственно участвует в выполнении объективной стороны состава такого преступления, оно не может быть признано его исполнителем (соисполнителем). Его действия следует рассматривать как пособничество в совершении преступления со специальным субъектом. Согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ, лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.
Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими (ч. 3 ст. 33 УК) (В Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года - это главный виновник, так же как и исполнитель, потому что «распоряжавшие или управлявшие действиями других»). Такая деятельность возможна не только при множественности преступлений, но и при совершении единичных общественно опасных деяний.
Организация преступления может выражаться в определении объекта посягательства, разработке плана деятельности, выборе соучастников, подготовке орудий и средств совершения преступления и т.п.
Руководство преступлением проявляется в распределении обязанностей между соучастниками, в даче указаний в процессе совершения деяния, в распоряжениях о мерах по сокрытию следов и т.д.
Таким образом, организатор выступает вдохновителем, инициатором преступления. Он объединяет усилия и направляет деятельность других соучастников на достижение преступного результата. При этом организатор может также непосредственно участвовать в преступлении в качестве соисполнителя либо руководить действиями других соучастников, находиться на месте преступления или быть вне его пределов.
С субъективной стороны действия организатора возможны лишь с прямым умыслом: он не только сознает характер своих действий и их последствий, но и желает их наступления, объединяет усилия других соучастников на достижение желаемых целей.
В тех случаях, когда организатор непосредственно не участвует в выполнении объективной стороны, его действия квалифицируются по статье Особенной части, предусматривающей ответственность за совершенное преступление, и ч. 3 ст. 33 УК РФ (ч. 3 ст. 34 УК РФ). Однако это касается действий организаторов преступлений, совершенных в форме сложного соучастия с распределением ролей, т.е. соучастия в узком смысле слова.
Действия организаторов преступлений, совершенных организованной группой и преступным сообществом, подлежат квалификации по статьям Особенной части УК РФ без ссылки на ст. 33, так как указанные в ст. 35 УК РФ формы совершения групповых преступлений признаются соисполнительскими действиями. Таким образом можно выделить две разновидности организатора: организатор совершения преступления или руководитель его исполнением и лицо, создавшее организованную группу или
преступное сообщество. Однако высказано и иное мнение: «Организатор, согласно ч. 3 ст. 33, в зависимости от формы соучастия может выступать в трех разновидностях: - лицо, организовавшее совершение преступления; - лицо, руководящее исполнением преступления; - лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими»8
Организатор, как вид соучастника необходим в таких формах соучастия, как организованная группа и преступное сообщество. Согласно п. 5 ст. 35 лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных статьями 208, 209, 210 и 282.1 УК, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом. Таким образом наличие организатора является одним из обязательных составляющих организованной группы и преступного сообщества, поскольку его отсутствие говорит о переквалификации формы соучастия. Без организатора возможно существования только таких форм, как группа лиц без предварительного сговора и группа лиц с предварительным сговором.
Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (ч. 4 ст. 33 УК) (В Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года – это Подговорщики или подстрекатели, т.е. «те, которые, не участвуя сами в совершении преступления, употребляли просьбы, убеждения или подкуп и обещание выгод, или обольщение и обманы, или же принуждение или угрозы, дабы склонить к оному других»). Он склоняет другое лицо к преступлению, возбуждает в нем желание и решимость его совершить, поэтому действия подстрекателя находятся в причинной связи с совершенным преступлением и наступившим результатом.
Подстрекатель непосредственно не участвует в выполнении объективной стороны состава преступления. Оставаясь в стороне, он добивается совершения преступления чужими руками, чем отличается от исполнителя. Если же он, возбудив у других лиц решимость совершить деяние, в последующем сам принимает непосредственное участие в нем, то становится соисполнителем преступления. В таком случае действия подстрекателя оцениваются аналогично действиям исполнителя преступления, а его роль инициатора учитывается при индивидуализации наказания.
Подстрекательство выражается в разнообразных активных действиях: просьбах, советах, убеждениях, запугивании, подкупе, угрозах как устно, так и письменно. Не могут рассматриваться как подстрекательство высказывания общего характера о желательности совершения общественно опасного деяния, восхваление или поощрение антиобщественных поступков, преступных наклонностей отдельных людей, так как они не связаны со склонением к непосредственному совершению конкретного преступления.
От организатора подстрекатель отличается тем, что его роль ограничивается склонением другого лица к совершению преступления. Авторы приводит интересные данные об объеме тех или иных видов соучастников в соучастии вообще. Так, по поводу подстрекательства у каждого автора сведения различные (по данным М. И. Ковалева — 4%; по сведениям Н. Г. Угрехелидзе — 7%, П. Ф. Тельнов насчитывает 1,3%). В то же время по мнению П. Ф. Тельнова, «в общем количестве соучастников организаторы составляют 13,4%», т. е. по данным автора, количество организаторов в 10 раз превышает количество подстрекателей9.
С субъективной стороны подстрекатель всегда действует умышленно, чаще с прямым умыслом. Хотя в учебники Козлова А. П. высказана иная точка зрения, он утверждает, что с субъективной стороны подстрекательство возможно и умышленное, и неосторожное. В примере с тремя охотниками и крестьянином с трубкой лицо, предложившее выстрелить в трубку, действует умышленно в направлении одного результата (по нынешним представлениям — хулиганские действия) и неосторожно — другого результата (неосторожное лишение жизни); и фактически здесь присутствует подстрекательство к неосторожному результату, т. е. одно преступление, тогда как де - юре сегодня подобные действия создают идеальную совокупность со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.10 В данном вопросе я позволю себе не согласиться с мнением автора. Потому что считаю, что подстрекательство, даже в примере с охотниками и крестьянином, было умышленное. А то что первоначальный результат отличается от достигнутого не имеет значения для субъективной стороны подстрекательства. Сам факт того, что одно лицо склоняет к совершению преступления другое, говорит о умышленной форме вины.
Действия подстрекателя квалифицируются по статье Особенной части УК РФ, предусматривающий преступление, к совершению которого он подстрекал исполнителя, но со ссылкой на ч.4 ст.33 УК РФ. Если же подстрекатель, принимая непосредственное участие в совершении преступления, становится его соисполнителем, то ссылка на ст. 33 УК РФ не требуется.
Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, равно как и лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы (ч. 5 ст. 33 УК РФ) (В Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года – это Пособники т. е., «те, которые также, хотя не принимали прямого участия в самом совершении преступления, но из корыстных или иных личных видов помогали или обязались помогать умыслившим оное, советами или указаниями и сообщениями сведений, или же доставлением других каких-либо средств для совершения преступления, или устранением представлявшихся к содеянию оного препятствий, или заведомо, пред совершением преступления, давали у себя убежище умыслившим оное, или же обещали способствовать сокрытию преступников или преступления после содеяния оного»).
Пособник содействует подготовке или совершению преступления, но непосредственно не участвует в выполнении его объективной стороны, не совершает действий, описанных статьях Особенной части УК, чем и отличается от исполнителя (соисполнителя). Только в преступлениях, совершаемых специальными субъектами, лицо, не обладающее особыми признаками субъекта (юридически не «включенное» в особую систему отношений), признается не исполнителем, а, пособником, даже если оно фактически выполняет объективную сторону состава преступления. Действия пособника должны быть совершены до момента окончания преступления. Вместе с тем в теории предпринята попытка выделения и другой роли пособника — укрепления уже возникшей у другого лица решимости совершить преступление, содействия формированию субъективной стороны11.Хотя я считаю, что здесь идет речь о вторичном признаке, все-таки главная роль пособника заключается в оказании помощи другим соучастникам, но эта помощь становится таковой, естественно, после того, как сведения о ней пропущены через сознание других соучастников, восприняты, освоены ими и приняты как помощь.
Различаются два вида пособничества: интеллектуальное и физическое.
К первым относят традиционно дачу советов, указаний, предоставлением информации, заранее обещанное укрывательство средств и орудий совершения преступления, преступника, следы преступления, предметы, добытые преступным путем, заранее и обещанное приобретение или сбыт таких предметов. И данный перечень в теории признают исчерпывающим. Тем не менее М. И. Ковалев предлагал расширить интеллектуальное пособничество за счет заранее данного обещания не сообщать о преступлении органам власти или не препятствовать его совершению. Уголовное право вполне обоснованно не пошло по этому пути, и первый фактор был признан прикосновенностью в виде недонесения о готовящемся преступлении12.
Физическое пособничество выступает в трех формах: предоставления орудий или средств совершения преступления; устранения препятствий; укрывательства будущего преступника, средств или орудий будущего преступления13. Данная классификация осуществляется на основе характера оказываемой физической помощи.
Предоставление средств или орудий совершения преступления заключается в даче одним лицом другому в пользование или распоряжение каких-либо предметов, выступающих в качестве средства или орудия совершения преступления. При этом средства или орудия призваны либо облегчить совершение преступления (средства), либо участвовать в причинении вреда (орудия). Похоже, что указанные предметы не обязательно должны находиться в полной собственности предоставившего лица, они могут быть и только в пользовании, только в распоряжении данного лица, а могут быть и вне правового поля его (украл предмет и предоставил его в качестве средства или орудия другому человеку).
Устранение препятствия — совершение действий по ликвидации тех преград, которые стоят на пути других соучастников при совершении преступления. В качестве такой преграды могут выступать физические или юридические лица, иные предметы материального мира. Указанные две формы пособничества не следует смешивать, хотя в теории уголовного права существует мнение, что «на практике обе формы физического пособничества так тесно переплетаются друг с другом, что фактически между ними очень трудно провести различие». Устранение препятствий отличается от предоставления средств или орудий тем, что в первом случае лица сталкиваются с наличием какой-то преграды, которую преступникам нужно преодолеть, ликвидировать, тогда как во втором — с фактором, который нужно заполучить для более эффективного совершения преступления. Оно же дополнительно отличается от предоставления орудий совершения преступления еще и тем, что в последнем варианте лица стремятся заполучить предметы, которым суждено участвовать в причинении вреда, тогда как при устранении препятствий, естественно, этого нет.
Физическое укрывательство, как уже выше было сказано, заключается в сокрытии самого будущего преступника, средств или орудий будущего совершения преступления. Здесь помощь пособника проявляется в сохранении кадров и предметов будущего преступления. Данное укрывательство отличается от заранее обещанного укрывательства тем, что оно носит физический характер, тогда как последнее — интеллектуальный. Его же нельзя смешивать с предоставлением средств или орудий, поскольку при физическом укрывательстве лицо хранит предметы, уже предназначенные для совершения преступления и не принадлежащие самому укрывателю, тогда как предоставление орудий или средств выступает как следующий этап пособничества, При котором передается предмет, принадлежащий пособнику. Физический укрыватель не может нести дополнительной ответственности за предоставление средств или орудий, так как он лишь возвращает чужое имущество. Понимаем, что найдутся противники такого подхода применения общегражданских ценностей к преступнику, но это должно быть абсолютно оправданным в правовом государстве. Очень похожи действия физического укрывателя с устранением препятствий, но они разноплановые: физический укрыватель своим поведением готовит будущее преступление, предмет его деятельности (преступник, средство или орудие совершения преступления) становится элементом преступления; при устранении препятствий предмет деятельности (препятствие, преграда) является излишним для преступления фактором.
Предоставлением средств может быть признано снабжение преступника огнестрельным или холодным оружием для совершения убийства, орудием взлома для хищения имущества из хранилища и т.п.
Информация о работе Понятие и признаки соучастия в преступлении