Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:19, курсовая работа
Официальные данные фиксируют увеличение бандитизма, похищения людей, захвата заложников, терроризма и других посягательств, совершаемых группами. Организованные группы, в том числе вооруженные формирования, контролируют коммерческие структуры, банки, производственную и посредническую деятельность. Организованный характер наркобизнеса угрожает здоровью населения. Трудно найти сферу, которая была бы вне интересов организованной и групповой преступности. Это и контрабанда, расхищение цветных металлов, вывоз природных ресурсов, капитала, антиквариата, художественных ценностей и др. Большая часть корыстных и насильственных посягательств также совершается группами.
Введение
3
1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
5
2. Виды соучастников
10
3. Формы соучастия
21
Заключение
29
Список литературы
31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. Понятие и признаки соучастия в преступлении |
5 |
2. Виды соучастников |
10 |
3. Формы соучастия |
21 |
Заключение |
29 |
Список литературы |
31 |
Введение
Данная тема очень актуальна, поскольку соучастие в совершении преступлений известно нам с давних пор. Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующим обстоятельством. Правоприменительная практика показывает, что в соучастии совершается очень большое количество преступлений (примерно одна треть), причем наиболее тяжких и опасных. Естественно поэтому, что в обстановке сегодняшнего роста преступности в законодательстве соучастию отводится большое место.
Официальные данные фиксируют увеличение бандитизма, похищения людей, захвата заложников, терроризма и других посягательств, совершаемых группами. Организованные группы, в том числе вооруженные формирования, контролируют коммерческие структуры, банки, производственную и посредническую деятельность. Организованный характер наркобизнеса угрожает здоровью населения. Трудно найти сферу, которая была бы вне интересов организованной и групповой преступности. Это и контрабанда, расхищение цветных металлов, вывоз природных ресурсов, капитала, антиквариата, художественных ценностей и др. Большая часть корыстных и насильственных посягательств также совершается группами.
Основная масса судебных ошибок приходится на центральные вопросы соучастия. Однако, если по ним авторы монографий, учебных пособий и статей пытаются выработать общую платформу, найти взаимоприемлемые решения, дать рекомендации, в какой-то мере социально оправданные и отвечающие интересам практики, то применительно к формам и видам соучастия выработать общую концепцию не удается, что, несомненно, сказывается на судебной практике, на единообразии ее результатов.
Данная тема скрывает в себе множество дискуссионных вопросов, у огромного количества авторов, таких как Р.Р. Галиакбаров, Бурчак Ф.Р., Владимиров В.А., Зелинский А.Ф., Ковалев М.И., Тельнов П.Ф. и т.д. Каждый из которых вносит свой вклад в развитие основных понятий такого сложного явления, как соучастие. В своей работе, я бы хотел изложить свое виденье наиболее интересных вопросов, которые связанны с соучастием в преступлениях.
1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
В работах, выполненных на базе Общей части Уголовных кодексов РСФСР 1922 и 1926 гг., наметился двоякий подход к построению определения соучастия. Одни специалисты предлагали считать соучастием «совершение одного или нескольких преступлений совместной деятельностью двух или более лиц1». В их определениях преимущественное внимание уделялось объективным элементам совместности преступных деяний. Субъективные признаки не указывались в определении. В 1958 году в советском уголовном законодательстве появилось новое определение соучастия. В ч. 1 ст. 17 Основ (ст. 17 УК РСФСР) оно определяется как «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления2».
Определение соучастия стало рабочей формулировкой для судебной практики и широко используется при разрешении спорных случаев обвинения в совместной преступной деятельности. Оно служит вместе с тем законодательной основой для теоретической разработки проблемы соучастия.
Согласно современному уголовному законодательству соучастием в преступлении признается «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления» (ст. 32 УК). Соучастие прежде всего предполагает участие нескольких (двух и более) лиц в совершении преступления. При этом необходимо иметь в виду, что эти лица должны обладать признаками субъекта преступления: возрастом (ст.20 УК) и вменяемостью (ст. 21 УК). В теории уголовного права, делая акцент на количественной характеристике этого признака, его относят традиционно к числу объективных признаков соучастия в преступлении. Другим объективным признаком соучастия является «совместность участия» двух или более лиц в совершении преступления.
Из всего исторического развития понятия соучастия можно отметить, что до последнего в понятия вкладывали только объективный признак. И только в Уголовном Кодексе 1996 года выделен как объективный, так и субъективный признак. Объективный - это количественный (множество субъектов, т. е. более одного) и качественный (т. е. совместность). Что бы раскрыть понятие качественности или совместности, не обходимо выделить три обязательных элемента:
- взаимообусловленность деяний двух или более лиц. Конкретное участие отдельных лиц в преступлении по своему характеру может быть различным, совершаться с разной степенью интенсивности. Как правило, с объективной стороны соучастие совершается путем активных действий. Но вместе с тем не исключается возможность совершения преступления соучастниками и в форме бездействия - единый для соучастников преступный результат. Это значит, что соучастники, совершая взаимно дополняющие действия, направляют их на достижение общего для них всех результата. Случаи, когда лица участвуют в совершении одного посягательства, но при этом стремятся к достижению различных последствий, не могут расцениваться как соучастие
- необходима причинная
связь между деянием каждого
соучастника и наступившим
А субъективный - совместность умысла и его направленности при совершении умышленного преступления. Вопрос умышленности является довольно дискуссионным. Пионтковский А. А. предложил считать соучастием именно «умышленное участие двух или нескольких лиц в совершении умышленного преступления3». В свою очередь Н. Д. Сергеевский, Г. Е. Колоколов, А. Н. Трайнин, М. Д. Шаргородский, В. С. Прохоров были сторонниками неосторожного соучастия4. Действующее уголовное законодательство решило эту проблему однозначно. В соучастии в преступлении возможна лишь умышленная вина. Неосторожная вина не может создавать внутренней согласованности между действиями соучастников, что является обязательным для соучастия. Умышленное совместное участие субъектов в совершении одного и того же преступления не исключает индивидуальной вины каждого соучастника. Вина в совершении преступления всегда строго персонифицирована, поскольку того требует такой принцип Уголовного закона (ст. 5 УК т.е. принцип вины). У соучастников одного и того же преступления могут не совпадать также цели и мотивы действий.
Согласно п. «в» ч. 1 ст. 63 совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) является обстоятельством, отягчающим наказание. Это обусловлено тем, что участие в преступлении нескольких лиц позволяет более тщательно маскировать преступную деятельность, что, безусловно, затрудняет работу правоохранительных органов по ее своевременному разоблачению и пресечению. По сравнению с преступлением, которое совершается в одиночку, соучастники представляют большую общественную опасность.
Это объясняется тем, что объединение усилий соучастников делает совершение преступления более продуманным; при этом появляются большие возможности для сокрытия совершенного преступления. Все это делает совершение преступления более легким для соучастников и нередко толкает их на совершение тяжких и особо тяжких преступлений. При совершении преступления в соучастии обычно причиняется больший ущерб, и наступают более тяжкие преступные последствия. Но даже в этом, казалось бы неоспоримом вопросе имеются разнообразные точки зрения. Например, по мнению Р. Д. Сабирова, «опасность деяния повышает не любое соучастие, а групповое исполнение преступления», так же есть ряд авторов, которые признают соучастие нейтральным фактором5.
Бывают случаи, когда непосредственный исполнитель не может являться субъектом преступления в силу возраста (ст. 20 УК) или невменяемости (ст. 21 УК). Тогда речь идет о так называемом опосредованном причинении. Вред охраняемым законом отношениям в данном случае причиняется посредством использования лица, не подлежащего уголовной ответственности, которое используется как орудие преступления в руках надлежащего субъекта. При этом надлежащий субъект действует умышленно, используя лицо, не отвечающее требованиям субъекта преступления.
Правила квалификации таких действий были определены в Постановлении № 7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних”, пункт 9, которого гласит:
«Необходимо иметь в виду, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (статья 20 УК РФ) или невменяемости (статья 21 УК РФ), не создает соучастия. Вместе с тем при совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности по указанным выше основаниям, лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого преступления, в силу части 2 статьи 33 УК РФ несет ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения.»
Также в своей работе хотелось бы отметить дискуссионный вопрос, который касается субъективной связи, а именно о возможности соучастия с односторонней субъективной связью, когда лишь один участник понимает, что общий результат достигается совместными усилиями его и другого лица, а другое лицо считает, что действует в одиночку и преступный результат - это последствие только его поведения. Ф. Г. Бурчак и группа авторов признают такую возможность, в то время как П. Ф. Тельнов и другие считают обязательным признаком соучастия наличия двусторонней субъективным связи. Основным аргументом при этом служит то, что соучастие при односторонней субъективной связи не соответствует закону, который требует умышленного совместного участия всех и каждого.6
В данном вопросе, я больше склоняюсь к точки зрения П. Ф. Тельнова. Поскольку в действующем законодательстве (Ст.32 УК РФ) соучастием признается именно умышленное и именно совместное участие двух или более лиц, так что для соучастия не достаточно, когда только одно лицо понимает, что общий результат достигается совместными усилиями его и другого лица
2. Виды соучастников
Дореволюционное законодательство знало множество видов соучастников. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года относит к главным виновникам «распоряжавши или управлявши действиями других», а также «приступившие к действиям прежде других при самом оных начале, или же непосредственно совершившие преступление» (ст. 14); к участникам — тех «которые непосредственно помогали главным виновным в содеянии преступления, которые доставляли средства для содеяния преступления или же старались устранить препятствия, к тому представлявшиеся» (ст. 14). Соучастие с предварительным соглашением состояло из зачинщиков, сообщников, подговорщиков или подстрекателей и пособников (ст. 15). Зачинщики — «те, которые, умыслив содеянное преступление, согласили на то других, и те, которые управляли действиями при совершении преступления или покушении на оное или же первые к тому приступили». Сообщники — «те, которые согласились с зачинщиками или с другими виновными совершить, совокупными силами или действиями, предумышленное преступление». Подговорщики или подстрекатели — «те, которые, не участвуя сами в совершении преступления, употребляли просьбы, убеждения или подкуп и обещание выгод, или обольщение и обманы, или же принуждение или угрозы, дабы склонить к оному других». Пособники — «те, которые также, хотя не принимали прямого участия в самом совершении преступления, но из корыстных или иных личных видов помогали или обязались помогать умыслившим оное, советами или указаниями и сообщениями сведений, или же доставлением других каких-либо средств для совершения преступления, или устранением представлявшихся к содеянию оного препятствий, или заведомо, пред совершением преступления, давали у себя убежище умыслившим оное, или же обещали способствовать сокрытию преступников или преступления после содеяния оного7»
Из вышеперечисленного видно, что система довольно запутанная, а определить роль каждого соучастника в преступлении довольно не простая задача. И не смотря на то, что понятие видов соучастников развивалось начиная с 1845( далее Уголовное Уложение 1903 г., УК РСФСР 1922 г., УК РСФСР 1926 г., УК РСФСР 1960 г., ) и заканчивая УК 1996 года, общая концепция почти не поменялась.
Согласно Уголовному Кодексу 1996 года, соучастниками признаются лица, умышленно участвующие в совершении умышленного преступления. Они различаются между собой по характеру действий, которые выполняют в процессе совершения преступления. Статья 33 УК предусматривает следующие виды соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.
Исполнитель — это лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК (ч. 2 ст. 33). Исполнителем преступления признается тот субъект, который своими действиями выполняет объективную сторону состава преступления или ее часть, т.е. совершает действия, описанные в соответствующей статье Особенной части УК (В Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года – это главный виновник, т.е. «приступившие к действиям прежде других при самом оных начале, или же непосредственно совершившие преступление»). Так, например исполнителем убийства является лицо, непосредственно причинившее смерть потерпевшему (ст. 105 УК РФ). В качестве исполнителя преступления могут выступать одно или несколько лиц. В случаях, когда объективная сторона состава того или иного преступления выполнена совместными действиями нескольких лиц, имеет место соисполнительство. При этом каждый из исполнителей может либо полностью выполнить действия, описанные в соответствующей статье Особенной части УК (например, при групповом хулиганстве — ст. 213 УК), либо исполнить только какую-либо часть этих действий (например, угроза оружием и удержание потерпевшего при разбое, когда другой соисполнитель изымает ценности — ст. 162 УК).
Соисполнителем также признается лицо, которое непосредственно не выполняет объективную сторону состава деяния, но, находясь на месте преступления, помогает в этом другим соучастникам. Если лицо удерживает потерпевшего при причинении вреда его здоровью либо лишает его возможности оказывать сопротивление изъятию имущества, то оно наряду с теми, кто непосредственно причиняет вред здоровью или изымает имущество, признается соисполнителем.
Таким образом, для признания лица исполнителем (соисполнителем) преступления необходимо, чтобы оно приняло участие в самом процессе совершения преступления. Применительно к убийству Пленум Верховного Суда неоднократно указывал, что в качестве исполнителей преступления следует признавать лиц, которые действовали совместно, с умыслом, направленным на совершение убийства, и непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потерпевшего.
Информация о работе Понятие и признаки соучастия в преступлении