Понятие и принципы уголовной политики Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:44, реферат

Краткое описание

Уголовная политика государства направлена на повышение качества законов. Закон, ограничивающий конституционные права и свободы, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий. Уточнение критериев или основ назначения наказания в уголовном праве является ключевым моментом уголовной политики Казахстана на современном этапе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 79.59 Кб (Скачать документ)
  1. Теоретические основы уголовной политики Республики Казахстан

 

 

1.1 Основные этапы развития уголовной политики Республики Казахстан

 

Чтобы понять и в дальнейшем рассмотреть содержание современной  уголовной политики Казахстана, важно  уяснить её истоки, основные этапы  развития, основные факторы, определяющие её особенности на современном этапе.

Уголовную политику, выступающую  как социальное явление, необходимо рассматривать с момента её возникновения. Г.В.Ф. Гегель пишет, что «Любое социальное явление следует рассматривать  как естественно-исторический процесс, как единство преемственности, непрерывности и прерывности, возникновение нового на основе удержания в нем лучших элементов старого.

Истоки уголовной политики Казахстана уходят далеко в глубь веков не только казахстанской истории, но и истории России и стран Западной Европы.

При этом надо отметить, что  каждое право, будь то казахстанское  либо европейское право, имеет свои институты и атрибуты, где, к примеру, европейское право в качестве источника имеет римское право, законодательство, письменные источники  каждого государства непосредственно  указывают на становление, формирование и развитие уголовной политики.

Уголовная политика, будучи составной частью политики государства, возникла вместе с возникновением государства. Отчет возникновения уголовной  политики Казахстана, на наш взгляд, надо считать с момента образования  казахского государства (ханства).

При этом в свою очередь  возникновение государства, в том  числе и уголовной политики, Ф.Энгельс связывал с развитием производительных сил общества, орудий труда и средств производства, изменением исторического типа [1, c. 234-236, 262 ] способа производства, производственных отношений. Однако нельзя напрямую связывать развитие уголовной политики только с развитием производственных сил общества, орудий труда и средств производства, изменением исторического типа способа производства, производственных отношений. Так как эта система составляет небольшую часть надстройки, но при этом имеет относительные пределы самостоятельности и по-своему оказывает влияние не только на уголовную политику, но и на экономику и политику государства.

В целом, с одной стороны, развитие уголовной политики определяется экономикой, политикой и всей системой общественных отношений, а с другой - представляет собой сложный, порой  противоречивый характер взаимодействия, соединяющий экономику, политику и  право, где немаловажную роль в уголовной  политике играют правовые отношения  между властью и народом, которые  всегда были отражением их субъективных интересов и целей, а следовательно, автоматически все отображается в существующих общественных отношениях, экономике, политике, праве и присуще не только на том этапе развития общества, но и в целом остается, характерен для сегодняшнего дня. Интересы как осмысленные нужды общественных единств и цели как логические модели желаемых (ожидаемых) внешних изменений (результатов деятельности) составляют идеальную основу уголовной политики. Интересы и цели формирует и определяет правовая идеология. Правовую идеологию можно представить как форму и систему общественного сознания, взглядов господствующих политических сил на сущность, место и роль права и правовых средств, которыми пользуются их носители, но в тоже время могут отставать от экономики, политики и права. Но они способны и опережать развитие последних. Характер и мера воздействия идеологии на экономику, политику и право определяется их сущностью социальной направленности, характером идеологии, интересами и целями её носителей. Прогрессивные носители способны вырабатывать более передовые идеи и взгляды, более адекватно и верно отображать социальную действительность. И делают это, как правило, наиболее подготовленные представители политики, экономики и права [2, СЛ67-172; 3 С.3-4; 4, С.7.].

Совокупность объективных  и субъективных факторов общественной жизни, их разнообразное сочетание  даёт многообразие исторических форм взаимосвязи экономики, политики и  права, форм взаимодействия права на экономику и политику. Например, в казахском обществе 15-18 вв. правовые обычаи постоянно дополнялись и изменялись практикой судов биев, также бывшими один из источников обычного казахского права. Решения известных биев по сложным делам или делам, нерегламентированных правовым обычаем, служили образцом для разрешения подобных дел в будущем, приобретая характер прецедента, нормы общего права, в последующем на протяжении нескольких столетий действовали на территории Казахстана. Также и в Англии до сих пор действуют судебные прецеденты, нормы римского права, ставшие классикой и образцом рабовладельческого права, в переработанном виде до сих пор используются в правовых системах практически всех европейских и англосаксонских стран. В правосознании и в нормах права наиболее длительно сохраняются черты и традиции, обычаи и пережитки национального правосознания.

Каковы же особенности, формирования национального правосознания казахов  и какова его роль на развитии права, а в целом его влияние на политику, в частности на уголовную  политику?

Отвечая на данный вопрос, автор утверждает, что казахскому обществу присуща своеобразная, оригинальная культура, соответствующая экономическому базису кочевого общества, где жизнь отдельных индивидов ещё находится как в прямой, так и правовой зависимости. Условия ведения кочевого образа жизни были жесткими, и его социальное благополучие и нормальное функционирование находилось в прямой зависимости не только от климатических условий, но и от действия выработанных обществом гуманитарных, социальных институтов [5, c.83].

Созакбаев отмечает, что «этническое сознание, отражающее социальную практику кочевого казахского общества в ходе многовековой истории народа, выработало определенные доминантные установки, т.е. такие этноправовые категории, которые включали в себя важные атрибуты нравственной позиции - гуманизм, коллективная взаимопомощь, родовая ответственность и т.д.».

Развитие сознания - объективный  процесс, поэтому сознанию казахского народа на раннем этапе присущ синкретизм (нерасчленность).

Отпочкованию правосознания  казахов от общей массы характерны свои особенности, ибо сознание отражает свою правовую действительность.

По утверждению У. Ниткалева в казахской степи существовало своеобразное гражданское общество - саморегулирующееся общество с четырьмя ветвями власти: парламентской, состоящей из двух ступеней: «Хан Кенес» и «Билер Кенес», исполнительной властью - ханская власть; судебной - суды биев, казиев, третейский суды и четвертая - общественное мнение и общественный контроль. В.В. Вельяминов-Зернов в 1855году в «Исторических известиях о киргизах-кайсаках и сношениях России со Средней Азией со времени кончины Абулхаир-хана (1748-1765)» пишет, что «принцип разделения властей в своеобразной форме проявляется в Казахстане еще в средние века. Особо хочется отметить функционировавший в структуре государственного аппарата при Тау-ке-хане «Совет биев» («Билер Кенес»), который выполнял значительную роль в осуществлении внешней и внутренней политики и о котором будет более подробно описано в дальнейшем освещении данного подраздела [6, c.76].

Формирование современного национального правосознания также  определяется огромным влиянием русской  культуры. Но наибольшую сформированость оно получает в 1684-1685г.г. на горе Культобе, где была принята «национальная хартия казахского общества - «Жеты-Жаргы». Этот документ, играет огромную роль, во-первых, в укреплении единства казахского народа, повышает его национальное правосознание, способствует прекращению вражды и

разногласия между родами и сплочению народа под знаменем борьбы против

ю захватчиков , во-вторых, является первым шагом на пути развития уголовной

политики Казахстана.

Принятый Тауке ханов «Жеты Жаргы» действует в казахском обществе до середины 19 века, что, несомненно, является важнейшим этапом развития не только обычного права казахов, но развития всей внутренней политики, включая уголовную политику прошлого Казахстана,

С учетом сказанного, анализируя казахстанское уголовное законодательство и практику его применения, можно  обнаружить четкую связь и зависимость  социальной сущности, направленности, содержания и формы уголовной  политики от исторического типа экономического уклада, государственности и господствующей идеологии. При этом нельзя рассматривать современную уголовную политику без её исторического развития. Проследим это на основе анализа важнейших, на наш взгляд, исторических этапов этой политики, прежде всего посредством изучения развития стратегических целевых установок и направлений уголовного законодательства и практики его применения с учетом периодизации.

Важнейшими историческими  этапами развития уголовной политики Казахстана являются:

  1. уголовная политика Казахского государства (ханства) (XV-XVII веков);
  2. уголовная политика Казахстана в период государственной (феодальной) раздробленности (с начала XVII до середины XIX века);
  3. уголовная политика Казахстана в составе Российской империи (с середины XIX века до октября 1917 года);
  4. уголовная политика Казахстана в советский период (1918-1991 годов);
  5. современная уголовная политика Республики Казахстан (с 1991 года по настоящее время).

Уголовная политика Казахского государства (ханства) (XV-XVII веков). Уголовная политика Казахстана, будучи составной частью политики государства, возникла в XV-XVII веков вместе с появлением на территории средневекового Казахстана первого Казахского государства (ханства). Данный этап характеризуется зарождением раннефеодальных отношений, когда уголовная политика понималась как целенаправленная деятельность Казахского государства (ханства) по разработке правовых баз на основе самобытных национальных отношений и исторической преемственности лучших национальных традиций гуманистического отношения к лицам, совершившим преступления. Суть такого отношения заключалась в том, что предпочтение перед устрашающими мерами отдавалось возмещению вреда, причиненного преступлением. В казахском обществе XV-XVII веков еще не было разграничений между гражданским правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка (жаман ic), греха (куне). В уголовном праве существовал закон возмездия (кровная месть). В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторые преступления налагались штрафы[7, c 64-65].

Уголовная политика Казахстана в период государственной (феодальной) раздробленности (с начала XVII до середины XIX века). С начала XVII до середины XIX века в связи с процессом развития феодализма и распадом патриархальной общины в общественно-политической жизни казахов происходят серьезные изменения. В этих условиях проводится реформа уголовной политики, особенностью которой явилось принятие Тауке-ханом свода законов «Жеты-Жаргы», направленного на укрепление силы и авторитета феодально-родовой знати, охрану их частной собственности и удержание народа в повиновении. При этом Тауке-хан не ограничился объединением ранее действовавших до него законов, а переработал и приспособил их к потребностям развивающегося Казахского государства (ханства) [7,c 64-65]. Согласно «Жетi Жаргы», уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, вместе с тем широко был распространен принцип коллективной ответственности общины. Так, если ответчик на суд не являлся или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. В таком случае членам общины предоставлялось право поступать с ответчиком по своему усмотрению. Такой меры наказания, как лишение свободы у казахов не существовало, не было и тюрем. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Лишь в крайних случаях применялась смертная казнь. Таким исключением являлось изнасилование и кража чужой жены. Никаких специальных органов для исполнения приговора не было. Это право передавалось истцу. Одним из основоположников судебно-правовых уложений казахского ханства был Майкы би - крупный дипломат и общественный деятель, советник Чингисхана. Усиление и укрепление государства связано также с именем Касым хана - сына Аз Жанибек хана. При его правлении впервые в истории была проведена систематизация правовых обычаев и норм, получившая название «Правда Касым хана». Заметный вклад в развитие правовой системы казахского общества внес Есим хан. Он значительно усилил воинские законы, повысив ответственность воинов, что было связано с необходимостью защиты от захватнических устремлений джунгар. В конце XVII века Аз Тауке, Толе би, Казбек би, Айтеке би создали «Жетi Жаргы», которые по сути стали непосредственной системой законов, кодексом судебной власти. Однако, поскольку этот свод правил дошел до нас в устной форме, общество не восприняло эти уставы официально как кодекс. Тем не менее, выпестованные тысячелетиями в недрах национальных традиций, общественных явлений в системе государства казахской нации, эти законы сослужили в свое время добрую службу народу. В истории казахского права ханского периода известны лишь два законодательных памятника: «Касым ханнын каска жолы» («Светлая дорога хана Касыма»), который до нас не дошел, и «Жети Жаргы» («Семь установлений») Тауке-хана [8, c.265-267].

Уголовная политика в период XIX до начала XX века. Период с XIX до начала XX века для уголовной политики Казахстана стал переломным, так как произошел окончательный распад Казахского государства (ханства) и его присоединение к Российской империи.[9,c. 335-336]. На дальнейшее формирование уголовной политики оказывала влияние Россия, что, с одной стороны, ослабляло национальные традиции, а с другой – способствовало обогащению опытом и достижениями в области уголовной политики [10, c. 95].

Уголовная политика Казахстана в советский период (1918-1991 годы). В начале XX века на всей территории России, в состав которой входил и Казахстан, произошли события, радикально изменившие ход уголовной политики: Октябрьский переворот и Гражданская война[11, c.28]. В Казахстане начал складываться принципиально новый тип государства, основанный на всевластии одной политической партии, и новая уголовная политика. Однако при всех негативных последствиях этого процесса именно на данном этапе юридически был закреплен новый статус Казахстана как автономного образования, что послужило базой как в целом для конституционного развития республики, так и, в частности, стало новой точкой отсчета развития уголовной политики Казахстана. Изменение социальной сущности уголовной политики, обусловленной сменой политической системы общества, рассматривается во взаимосвязи Казахстана и России: уголовная политика Казахстана преобразуется в единую советскую уголовную политику, а ее реализация основывается на нормативно-правовой базе Российской Советской Федеративной Социалистической республики. Положительным моментом этого стало принятие законов, которые закрепили или использовали институты власти, принципы, инструментарии и нормы, регламентировавшие в определенной степени защиту прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств (например, Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической республики 1922, 1926 годов)[12, c.18]. В рассматриваемый период понятие уголовной политики используется в законодательстве о борьбе с преступностью. Так, глава 3 Уголовного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической республики 1926 года, определяющая исходные положения борьбы с преступностью, именуется «Общие начала уголовной политики РСФСР» [13, c.2]. Одним из важных шагов на пути к становлению национальной уголовной политики с 30-х по 60-е годы. XX века является разработка и принятие нормативно-правовой базы для ее реализации. Сюда следует отнести «Систематическое собрание законов Казахской Советской Социалистической республики», принятие в 1937 году первой Конституции Казахской Советской Социалистической республики и введение в действие в 1959 году Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Казахской Советской Социалистической республики[14, c.421].

Информация о работе Понятие и принципы уголовной политики Республики Казахстан