Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Посягательство на личную неприкосновенность человека в последние годы признается одним из наиболее негативных явлений в сфере нарушения конституционных прав и свобод граждан, как в Российской Федерации, так и во всем мире. Количество таких преступных посягательств на свободу человека, как его похищений, с каждым годом катастрофически увеличивается. Если в начале 90-х гг. в России регистрировались единичные случаи похищения человека, то в последние годы это явление приобрело глобальные масштабы.
Под захватом заложника понимается неправомерное физическое ограничение свободы человека, при котором его последующее возвращение к свободе ставится в зависимость от выполнения требований субъекта, обращенных к государству, организации, физическим и юридическим лицам. Захват может осуществляться открыто или тайно, без насилия или с насилием, не опасным (ч. 1 ст. 206 УК РФ) либо опасным (ч. 2 ст. 206 УК РФ) для жизни или здоровья. Объективная сторона похищения заключается в совершении общественно опасного деяния, т.е. в завладении живым человеком вопреки его воле с последующим его перемещением и удержанием.
Также следует обратить внимание на момент окончания указанных преступлений. Как захват заложника, так и насильственное похищение человека - это длящиеся преступления с формальным составом. Захват заложника считается оконченным с момента фактического лишения свободы потерпевшего (захвата), если при этом виновный преследовал цель понудить субъектов выполнить определенные требования как условие освобождения заложника. В отличие от захвата заложника, похищение человека начинается с момента захвата и является оконченным с момента начала перемещением.
Цель как признак субъективной стороны также может быть различной. Для похищения это может быть месть, корысть, другие низменные цели, понуждение потерпевшего к выполнению каких-либо обязательств перед виновным и т.д. А что же касается захвата заложника, то виновный осознает, что незаконно захватывает другого человека в качестве заложника в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия и желает этого. Кроме того, обязательным признаком субъективной стороны захвата заложника, в отличие от похищения человека, является специальная цель - понуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника33.
Также в отличие от захвата заложника, при похищении человека виновный осознает, что незаконно захватывает другого человека и вопреки его воле перемещает его в иное место и желает этого. При захвате заложника сознанием виновного охватывается определенная совокупность противоправных действий, направленных на причинение вреда общественным отношениям, регламентирующим безопасные условия жизни общества, а именно: безопасность личности, нарушение нормальной деятельности организаций и т.д.
Проблемой разграничения похищения человека от захвата заложника является отсутствие законодательной диспозиции, т.е. ее буквального законодательного описания. На законодательном уровне отсутствует правовая конструкция, разграничивающая проблемы согласования и рассогласования схожих юридических составов преступлений «похищение человека» и «захват заложника».
Формулировка содержащегося в примечании к ст. 126 УК РФ положения об освобождении от уголовной ответственности лица, добровольно освободившего похищенного, имеет существенные недостатки и нуждается в уточнениях и дополнениях. Так, в нем необходимо указать, что такое освобождение возможно при условии отказа виновного от достижения тех целей, которые он преследовал при похищении человека, поскольку в противном случае дальнейшее удержание потерпевшего утрачивает смысл и его освобождение не может считаться добровольным. Целесообразным было бы предусмотреть в примечании определенный срок удержания потерпевшего с момента его похищения, по истечении которого освобождение виновного от уголовной ответственности не допускается. Представляется, что трехдневный срок мог бы считаться оптимальным34.
Кроме того, необходимо установить порог степени тяжести вреда, причиненного потерпевшему в результате похищения, а именно, если оно не повлекло причинения ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или иных тяжких последствий.
С учетом высказанных предложений текст ст. 126 УК РФ мог бы быть представлен в следующей редакции: «Статья 126. Похищение человека.
1. Похищение человека, то есть противоправный его захват, перемещение с места постоянного или временного пребывания с последующим удержанием помимо воли потерпевшего в другом месте - наказывается.
2. Те же действия, совершенные.
в) с применением насилия,
Примечание 1. Под насилием,
опасным для жизни или
Примечание 2. Лицо, добровольно освободившее человека и отказавшееся от целей, которое оно хотело достичь, при отсутствии в его действиях иного состава преступления освобождается от уголовной ответственности»35.
Таким образом, на практике многие следователи и судьи не правильно квалифицируют преступления против свободы человека. Это связано с тем что законодатель не дал четкую формулировку, а Пленум Верховного Суда не принял разъясняющие постановления по этому вопросу.
Для верной квалификации исследуемых деяний важно подчеркнуть особенности, отграничивающие состав похищение человека от захвата заложника. Особенностями, ограничивающими состав «похищение человека» от смежных составов, являются: наличие трех последовательных действий - завладение человеком, его перемещение и удержание; тайный характер места удержания похищенного; отсутствие близких родственных отношений между похитителями и похищенным; ограниченный круг лиц, к которым предъявляются требования (если они имеются).
В отличие от похищения человека захват заложника посягает в первую очередь на общественную безопасность и сопровождается, как правило, выдвижением различных требований к органам власти, организациям или к отдельным гражданам.
Захват заложников и предъявление требований часто носят демонстративный характер, сопровождаясь оповещением средств массовой информации. Похищению человека, как правило, сопутствуют иные преступления, в связи с чем, возникает вопрос о квалификации по их совокупности.
При разграничении рассматриваемого преступления и незаконного лишения свободы следует иметь в виду, что последнее с объективной стороны заключается лишь в незаконном, помимо воли потерпевшего, удержании его в определенном месте и не предполагает его захват и перемещение в другое место, что характерно для похищения человека.
«Русская Правда» в число преступлений против семейного права и нравственности включала такое преступление, как похищение девиц, а также квалифицированные виды похищений людей: неоднократность, а также похищение людей, совершаемое на конях. Далее в уголовные законы были внесены дополнения о краже младенца, «похищение людей свободных для содержания их в неволе». Уголовное Уложение 1903 г. выделяло разновидности посягательства на свободу ребенка: похищение сокрытое; подмена; невозвращение, несмотря на законное требование родителей. Были определены мотивы и цели похищения: «нищенства или иного безнравственного занятия», «с корыстной целью», «с намерением лишить ребенка прав его состояния».
Уголовное право советского периода не предусматривало уголовной ответственности за похищение человека, считая это пережитком буржуазного строя, хотя данное общественно опасное деяние было во все времена. Поэтому в 1996 году в УК России и была введена уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за похищение человека.
Введение уголовно-правового запрета за похищение человека происходило в такие исторические периоды развития государства, когда возрастала степень его общественной опасности и возникала угроза как личной безопасности конкретного человека, так и безопасности общества в целом. С развитием законодательной техники норма о похищении человека подвергалась различным изменениям, оставляя постоянным одно - уголовную ответственность за одно из наиболее опасных посягательств на личную свободу человека.
Видовым объектом похищения человека является свободу, честь и достоинство личности. Непосредственный объект - перемещение человека, совершаемое им по желанному выбору, исходя из собственных убеждений, интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим, наиболее важным для человека ценностям. В качестве дополнительных факультативных объектов при похищении человека могут выступать отношения собственности, безопасность жизни, здоровье человека и другие.
Объективная сторона похищения человека характеризуется действиями, направленными на незаконное перемещение потерпевшего из его постоянного или временного места обитания в другое против или помимо его воли или воле его законных представителей.
Субъективная сторона при похищении человека выражается только в прямом умысле, когда виновный осознает, что он похищает человека, действуя вопреки его воле, и желает этого. Мотивы и цели могут быть различны, и законодатель указывает на них, за исключением корыстной цели, наличие которой свидетельствуют о квалифицированном составе этого преступления.
К квалифицированным видам похищения относятся совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, с применением или с угрозой насилия, с применением оружия, в отношении заведомо несовершеннолетнего, в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, в отношении двух или более лиц, из корыстных побуждений.
К особо квалифицированным: похищение человека, совершенное организованной группой, похищение человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.
На практике многие следователи и судьи не правильно квалифицируют преступления против свободы человека. Это связано с тем что законодатель не дал четкую формулировку, а Пленум Верховного Суда не принял разъясняющие постановления по этому вопросу.
Для верной квалификации исследуемых деяний важно подчеркнуть особенности, отграничивающие состав похищение человека от захвата заложника. Особенностями, ограничивающими состав «похищение человека» от смежных составов, являются: наличие трех последовательных действий - завладение человеком, его перемещение и удержание; тайный характер места удержания похищенного; отсутствие близких родственных отношений между похитителями и похищенным; ограниченный круг лиц, к которым предъявляются требования (если они имеются).
В отличие от похищения человека захват заложника посягает в первую очередь на общественную безопасность и сопровождается, как правило, выдвижением различных требований к органам власти, организациям или к отдельным гражданам.
Захват заложников и предъявление требований часто носят демонстративный характер, сопровождаясь оповещением средств массовой информации. Похищению человека, как правило, сопутствуют иные преступления, в связи с чем, возникает вопрос о квалификации по их совокупности.
При разграничении рассматриваемого преступления и незаконного лишения свободы следует иметь в виду, что последнее с объективной стороны заключается лишь в незаконном, помимо воли потерпевшего, удержании его в определенном месте и не предполагает его захват и перемещение в другое место, что характерно для похищения человека.
Нормативно-правовые акты
Учебники, статьи, монографии