Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Посягательство на личную неприкосновенность человека в последние годы признается одним из наиболее негативных явлений в сфере нарушения конституционных прав и свобод граждан, как в Российской Федерации, так и во всем мире. Количество таких преступных посягательств на свободу человека, как его похищений, с каждым годом катастрофически увеличивается. Если в начале 90-х гг. в России регистрировались единичные случаи похищения человека, то в последние годы это явление приобрело глобальные масштабы.
Особо квалифицированные виды похищения человека предусмотрены ч.3 ст.126 УК. К ним относится:
- похищение человека,
совершенное организованной
- похищение человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.
Примечание к ст.126 УК дает похитителю возможность одуматься и освободить похищенного человека.
Группа лиц по предварительному сговору в качестве обязательных признаков предполагает:
- наличие сговора на совершение преступления до момента начала выполнения объективной стороны преступления;
- выполнение объективной стороны двумя лицами, т.е. наличие двух исполнителей.
Группа должна состоять как минимум из трех человек, причем два должны быть соисполнителями, а третий либо организатором, либо подстрекателем или пособником.
Насилие, опасное для жизни или здоровья (п. «в» ч. 2 ст. 126 УК РФ), охватывает причинение либо способность причинения только легкого или средней тяжести вреда здоровью.
Под применением оружия и иных предметов, используемых в качестве оружия, понимается причинение посредством их использования физического вреда потерпевшему, а также демонстрацию этих предметов с целью подавления его воли. Оружие — это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели (ст. 1 Федерального закона «Об оружии»25).
Оружие может быть огнестрельным, холодным, холодным метательным, пневматическим, газовым. Предметы, используемые в качестве оружия — это предметы, целевое предназначение которых иное (например, хозяйственно-бытовое, производственное), но с помощью которых объективно можно причинить вред жизни или здоровью человека (хозяйственные ножи, молотки, топоры, отвертки и т.д.).
Не имеет значения, было ли оружие или иные предметы приготовлены заранее или подобраны на месте совершения преступления, изготовлено оружие заводским или кустарным способом. Возможно применение и имитации оружия или его макетов, если оно используется для подкрепления угрозы применить физическое насилие и воспринимается потерпевшим как настоящее.
Оружие и иные предметы могут применяться не только по отношению к похищенному лицу, но и к тем, кто был очевидцем преступления и пытался ему воспрепятствовать. Убийство или причинение тяжкого вреда здоровью в процессе применения оружия и других предметов необходимо дополнительно квалифицировать по ст. 105 или ст. 111 УК.
Насилие, опасное для
жизни или здоровья потерпевшего,
а также оружие либо предметы используемые
в качестве оружия, примененное виновными
не в момент похищения потерпевшего,
а после и с другой целью, не
может считаться
Похищение человека, совершенное
в отношении двух или более
лиц, отличается от неоднократного тем,
что у виновного возникает
единый умысел на завладение именно двумя
или более потерпевшими. Этот умысел
может реализоваться одномомент
При похищении человека из корыстных побуждений виновный стремится к получению в результате содеянного какой-либо выгоды имущественного характера (например, выкуп, плату при совершении похищения по найму и т.д.). Для квалификации преступления не имеет значения, получил ли виновный желаемую выгоду.
К иным тяжким последствиям (п. «б» ч. 3 ст. 126 УК РФ) могут относиться лишь отдельные виды физического вреда: тяжкий вред здоровью (а не только отдельные его разновидности), заражение ВИЧ-инфекцией, самоубийство потерпевшего.
Имущественный ущерб, организационный или политический вред не охватываются указанными последствиями26.
Примечание к ст. 126 УК РФ по пределу действия относится к распространяющим свое действие на отдельную статью Уголовного кодекса; по степени сложности - к простым; по форме выражения - к привилегированным.
Добровольность освобождения потерпевшего имеет место тогда, когда у виновного есть свобода выбора вариантов поведения (объективный критерий добровольности).
Если виновные освобождают похищенного, узнав, что их местонахождение установлено, добровольного освобождения нет: вероятность продолжить незаконное удержание ничтожна. Освобождение потерпевшего после удовлетворения требований похитителей не является добровольным. Если освобождение обусловлено только обещанием выполнить условие похитителей (а не получением расписки или не приведением иных доказательств намерения выполнить его), то его следует признавать добровольным27.
Добровольное освобождение отсутствует, если воспользоваться им было заведомо невозможно.
Квалифицирующие признаки
похищения человека, предусмотренные
ч.ч. 2 и 3 ст. 126 УК РФ, в определенной
своей части нуждаются в
Практика свидетельствует
о том, что зачастую потерпевшие
подвергаются систематическим побоям,
к ним применяются
Общественная опасность похищения человека существенно повышается не только в случае реального применения насилия, опасного для жизни или здоровья, но и его угрозы. Целесообразно в связи с этим в п. «в» ч. 2 ст. 126 УК указать и на это обстоятельство.
Корыстная цель как квалифицирующий признак похищения человека предполагает намерение виновного получить в результате совершения преступления определенную материальную выгоду, незаконную наживу. Поэтому преследование при совершении этого деяния законного материального интереса, например, истребование долга, возмещение причиненного потерпевшим ущерба не образует данного признака.
Таким образом, к квалифицированным видам похищения относятся совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, с применением или с угрозой насилия, с применением оружия, в отношении заведомо несовершеннолетнего, в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, в отношении двух или более лиц, из корыстных побуждений.
К особо квалифицированным: похищение человека, совершенное организованной группой, похищение человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия
Похищение человека следует отграничивать от смежных составов и, прежде всего, от незаконного лишения свободы (ст.127) и захвата заложника (ст. 206).
Незаконное лишение свободы (ст.127 УК). Рассматриваемое преступление является смежным с похищением человека. Не случайно в ч.1 ст.127 УК говорится о незаконном лишении свободы, не связанном с его похищением.
При разграничении рассматриваемого преступления и незаконного лишения свободы следует иметь в виду, что последнее с объективной стороны заключается лишь в незаконном, помимо воли потерпевшего, удержании его в определенном месте и не предполагает его захват и перемещение в другое место, что характерно для похищения человека.
Непосредственным основным объектом данного преступления является личная (физическая) свобода человека. В качестве дополнительного объекта в ряде случаев выступает безопасность жизни или здоровья человека. Потерпевшим от преступления при этом может быть любое лицо.
Объективная сторона преступления выражается в незаконном лишении человека свободы передвижения в пространстве и времени, выбора им места нахождения, общения с другими людьми. Примером может служить насильственное удержание потерпевшего в каком-либо помещении путем водворения в него или связывания.
Способом совершения данного преступления является физическое или психическое насилие либо то и другое одновременно, а также обман. Психическое насилие представляет собой угрозу применения физического насилия к лишаемому свободы или его близким, что приводит к подавлению воли потерпевшего и его способности к сопротивлению.
Оконченным преступление признается с момента фактического лишения свободы.
Субъективная сторона незаконного лишения свободы характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что помимо воли другого человека незаконно лишает его свободы и желает этого. Мотивы данного преступления могут быть различными, месть, ревность, хулиганские побуждения, способствование совершению другого преступления, лишение потерпевшего возможности участвовать в каких-либо служебных и общественных делах, срыв деловых переговоров и пр29.
Субъект незаконного лишения свободы может быть частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. Должностное лицо за незаконное лишение свободы путем использования своего служебного положения несет ответственность по ст.286 либо при наличии соответствующих признаков – по ст.301 либо ч.2 ст.305 УК.
В отличие от похищения человека незаконное лишение свободы осуществляется без перемещения человека, вопреки его воле, из одного места в другое.
Теоретические аспекты похищения человека и захвата заложника (ст. 206) тесным образом взаимодействуют с терроризмом, которые в современном мире приобрели особую актуальность. В свою очередь, со стороны государства требуется незамедлительная мобилизация всех средств для пресечения террористических актов.
Одним из основополагающих критериев разграничения рассматриваемых преступлений является объект преступного посягательства. Вопрос о нахождении нормы, предусматривающей ответственность за захват заложника, в системе Особенной части Уголовного кодекса в различное время решался неоднозначно. Первоначально указанная норма была расположена в УК РСФСР 1960 г. в главе «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности», и в качестве объекта преступного посягательства, так же как при похищении человека, рассматривалась физическая свобода человека. Таким образом, установленный законом единый объект для двух тождественных преступлений создавал серьезные проблемы их разграничения30.
С развитием уголовного законодательства вопрос об объектной направленности захвата заложника был, в свою очередь, также пересмотрен. В действующем уголовном законодательстве указанная норма скорректирована в ст. 206 УК РФ, которая расположена в главе «Преступления против общественной безопасности».
В настоящее время при разграничении похищения человека и захвата заложника следует иметь в виду, прежде всего, различие в их непосредственных объектах. Если объектом первого из них является личная свобода, то захват заложника посягает на общественную безопасность, личная свобода здесь выступает в качестве дополнительного объекта.
Общественная безопасность как родовой объект захвата заложника является сложной социальной категорией. Под безопасностью в Законе РФ «О безопасности» понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз31.
Сущность общественной безопасности как родового объекта захвата заложника состоит в том, что данное деяние наносит ущерб жизненно важным интересам всего общества, неопределенно широкому кругу лиц, а не конкретному лицу. На данное обстоятельство указывает специальная цель захвата заложника: понуждение государства, организации или гражданина совершить действия или воздержаться от них. Сами же захват или удержание заложника являются лишь средством достижения основной цели. При захвате заложника виновного интересует в первую очередь возможность использования удерживаемого лица, а не его личность. Потерпевшие в этом случае не имеют никаких отношений с преступником32.
Рассматривая различия между похищением человека и захватом заложников, необходимо остановиться и на дополнительном объекте вышеназванных составов. Дополнительным объектом при захвате заложника выступает физическая свобода лица, которая в похищении человека является непосредственным объектом, о чем нами говорилось при рассмотрении данного состава преступления. При захвате заложника целью действия виновных лиц является не захват заложника сам по себе, а выполнение определенных действий со стороны государства, организации или гражданина. В связи с этим можно сделать вывод, что захват заложника отличается от похищения человека по объекту. При захвате заложника главной сферой посягательства выступает общественная безопасность, а при похищении - физическая свобода человека.
Кроме того, содержание объективной стороны похищения человека предполагает тайность захвата потерпевшего и места его удержания, тогда как захват заложника представляет собой открытые действия виновного.