Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:01, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Посягательство на личную неприкосновенность человека в последние годы признается одним из наиболее негативных явлений в сфере нарушения конституционных прав и свобод граждан, как в Российской Федерации, так и во всем мире. Количество таких преступных посягательств на свободу человека, как его похищений, с каждым годом катастрофически увеличивается. Если в начале 90-х гг. в России регистрировались единичные случаи похищения человека, то в последние годы это явление приобрело глобальные масштабы.
Похищения людей не были исключениями и после революции 1917 года. Другие же виды похищения человека в то время не получили распространения. Другого, наверное, и не могло было быть в условиях тоталитарного режима. Кроме того, в стране повсеместно наблюдалась разруха, нищета и числилось более 7000000 беспризорных детей.
В советский период уголовная ответственность за похищения людей содержалась в:
- УК РСФСР 1922г.;
- УК РСФСР 1926г.;
- УК РСФСР 1937г.
После прихода к власти большевиков в 1917 году, ими был разработан свой Уголовный кодекс который вступил в действие в 1922 г. По крайней мере УК РСФСР 1922 года предусматривал уголовную ответственность за похищение, сокрытие или подмену чужого ребенка с корыстной целью, из мести или иных личных видов10. Как свидетельствует статистика 1920 - 1950-х гг., на данном этапе развития российского общества случаи похищения людей, включая и детей, были крайне редки. Так, по данным ЦСУ РСФСР, в 1928г. по ст. 149 УК РСФСР (1926г.) было зарегистрировано всего 19 случаев похищения, сокрытия и подмены ребенка Мотивами данных преступлений чаще всего были получение выкупа, завладение носильными вещами, использование для попрошайничества.
Кодекс 1922 года конкретизировал систему посягательств против личной свободы, посвятив этому четыре состава преступлений:
- «Насильственное незаконное
лишение кого-либо свободы,
- «Лишение свободы способом, опасным для жизни или здоровья лишенного свободы или сопровождавшееся для него мучениями» (ст. 160);
- «Помещение в больницу для душевнобольных заведомо здорового лица из корыстных или иных личных видов» (ст. 161);
- «Похищение, сокрытие или подмен чужого ребенка с корыстной целью, из мести или иных личных видов» (ст. 162)11.
В связи с изменением ситуации в стране в 1926 году был принят новый уголовный кодекс. Но в нем преступления против личной свободы сохранились (ст. 147, 148, 149), с той лишь разницей, что лишение свободы способом, опасным для жизни или здоровья потерпевшего или сопровождавшимся причинением ему физических страданий, было не самостоятельным преступлением, как в Кодексе 1922 г., а квалифицированным признаком основного состава насильственного незаконного лишения свободы (ч. 2 ст. 147)12.
Как видно, и первые советские уголовные кодексы не содержали специальных норм устанавливающих ответственность за похищение.
УК РСФСР 1937 года в главе Х «Преступления, составляющие пережитки родового быта» содержал ст.197 «…Похищение женщины для вступления ее в брак», опять таки, такого состава преступления как «похищение человека» не содержал13.
Уголовный кодекс 1960 г. в первоначальной редакции устанавливал более узкий перечень преступлений, посягающих на личную свободу14. К ним было отнесено всего два состава: незаконное лишение свободы, в том числе совершенное способом, опасным для жизни и здоровья потерпевшего (ч. 1 и ч. 2 ст. 126), и подмен ребенка из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 125 УК). В течение всего времени действия УК 1960 г. в него вносились определенные изменения, обусловленные разными причинами, в том числе и социальной обусловленностью каких-либо деяний. Такие изменения были внесены в группу преступлений против личной свободы в разное время.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. не содержал специальной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за похищение человека. Вместе с тем, ст. 125 этого закона устанавливала наказание за похищение или подмену ребенка. Объективную сторону данного преступления составляли действия, направленные на тайное или открытое похищение чужого ребенка. Кроме указанных двух способов (тайный или открытый) преступление могло быть совершено и путем обмана или злоупотребления доверием.
В качестве самостоятельного вида похищения ребенка закон выделял и подмену его, т. е. умышленную замену одного ребенка другим. Потерпевшим от такого преступления являлось только лицо, не достигшее 14 лет. Самостоятельной нормы о похищении вообще человека УК РСФСР 1960 г. не знал. Исключительно редкие случаи таких деяний следственная и судебная практика того времени рассматривала как незаконное лишение свободы (ст. 126 УК РСФСР). Только в связи со значительным распространением в обществе таких особо опасных деяний законодатель был вынужден в 1993 году внести в действующий уголовный закон норму, устанавливающую уголовную ответственность за похищение человека (ст. 125-1 УК РСФСР).
Необходимость введение нового состава преступления было обусловлено огромным ростом хищений людей. Так по данным статистики за 1986-1993 годы «наиболее резко, в 9 раз, возросло числа зарегистрированных фактов преступлений против свободы личности, даже если не учитывать 110 фактов похищения людей в 1993 г., поскольку это – новое явление, ранее не отражавшееся и в УК РСФСР»15.
В 1988 г. в Кодекс была введена ст. 126.2, устанавливающая ответственность за незаконное помещение в психиатрическую больницу заведомо психически здорового лица. Появление этой статьи связано с протестами международных организаций против нарушений прав человека в России в отношении диссидентов и иных инакомыслящих лиц, к которым применялись методы психиатрии в репрессивных целях. Следует заметить, что ответственность за подобные действия предусматривалась в Уголовном уложении 1903 г. и в Уголовных кодексах 1922 и 1926 гг. Лишь с 1960 и до 1988 г. такой ответственности законодательство России не содержало.
В 1987 г. в Уголовный кодекс 1960 г. был введен состав захвата заложников (ст. 126.1), а в 1993 г. установлена ответственность за похищение человека (ст. 125.1). В процессе подготовки УК 1996 г. (в частности, в одном из последних проектов) состав захвата заложников включили в раздел «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», что, с точки зрения более высокой степени общественной опасности этого деяния, является правильным, поскольку при захвате заложника ущерб причиняется не отдельной личности (как в преступлениях против свободы), а неопределенно широкому кругу общественных отношений: безопасности личности, сохранности имущества, нормальной деятельности государственных и общественных организаций и др.
Таким образом, уголовное право советского периода не предусматривало уголовной ответственности за похищение человека, считая это пережитком буржуазного строя, хотя данное общественно опасное деяние было во все времена. Поэтому в 1996 году в УК России и была введена уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за похищение человека.
Введение уголовно-правового запрета за похищение человека происходило в такие исторические периоды развития государства, когда возрастала степень его общественной опасности и возникала угроза как личной безопасности конкретного человека, так и безопасности общества в целом. С развитием законодательной техники норма о похищении человека подвергалась различным изменениям, оставляя постоянным одно - уголовную ответственность за одно из наиболее опасных посягательств на личную свободу человека.
Исследуемое деяние имеет в качестве своего объекта личную свободу - одно из важнейших благ человека, что и предопределяет его общественную опасность.
Личная свобода является естественным и неотъемлемым благом человека, принадлежащим ему по праву рождения. Поэтому в качестве потерпевшего в этом деянии может выступать любое лицо, независимо от его возрастного и правового состояния. При этом под свободой следует понимать не только физическую свободу (передвижения, перемещения), но и свободу поведенческого характера, лишенную физического принуждения. Таким образом, объектом похищения человека следует признать охраняемые уголовным законом общественные отношения, которые составляют содержание понятия свободы личности.
Объект похищения человека имеет важное и многоплановое значение, прежде всего как обязательный элемент юридического основания уголовной ответственности данного состава преступления16.
Исходя из того что похищение человека как состав преступления помещено в разделе VII УК РФ, родовым объектом похищения человека выступают общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения безопасности личности.
Таким образом, видовым объектом похищения человека является свободу, честь и достоинство личности.
Уголовный кодекс, равно как и другие правовые акты Российской Федерации, не определяет этого понятия. Такое положение чаще всего объясняется сложностью и многоаспектностью категории «свобода» в юриспруденции.
Применительно к правовой сфере свобода представляет собой деятельность, поведение, действие человека, совершаемые им по желанному выбору, исходя из собственных убеждений, интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим, наиболее важным для человека ценностям, в соответствии с установленными нормами права и приносящие своими результатами определенное удовлетворение.
Непосредственным объектом преступлений против свободы личности является перемещение человека, совершаемое им по желанному выбору, исходя из собственных убеждений, интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим, наиболее важным для человека ценностям, в соответствии с установленными нормами уголовного законодательства.
Объект похищения человека как преступления против личности не может быть каким-то образом индивидуализирован, он должен быть отвлеченным, выражающим всего лишь общие признаки направленности посягательства, в данном случае личности. Свою персонифицированность этот объект приобретает лишь при совершении похищения конкретного человека17.
В качестве дополнительных факультативных объектов при похищении человека могут выступать отношения собственности, безопасность жизни, здоровье человека и другие. Не являясь обязательными для рассматриваемого состава преступления (так как факт причинения им вреда носит альтернативный характер), они могут приобретать существенное значение при квалификации конкретного преступления.
Потерпевшим при похищении может быть любое лицо независимо от возраста, способности осознавать по состоянию здоровья сам факт похищения, социального положения, гражданства, любых иных признаков и качеств, которые могут характеризовать человека.
Объективная сторона похищения человека характеризуется действиями, направленными на незаконное перемещение потерпевшего из его постоянного или временного места обитания (жительства, работы, учебы, отдыха и т.д.) в другое, (другой дом, подвал, гараж), против или помимо его воли или воле его законных представителей. Обычно это связано с последующим удержанием похищенного в неволе. Однако потерпевший может быть и немедленно освобожден там, куда его доставили. Такое случается, когда похищение происходит в целях совершения другого преступления (грабежа, разбоя, угона транспортного средства и др.).
Действующий закон об ответственности за похищение человека не содержит в своей диспозиции определения понятия этого деяния. С учетом того, что оно имеет значительное сходство с другими преступлениями, в частности с незаконным лишением свободы и захватом заложника, такое положение не отвечает интересам правильной квалификации рассматриваемого деяния и его отграничению от смежных составов преступлений.
В связи с этим представляется целесообразным в диспозиции ст. 126 УК РФ раскрыть понятие «похищение человека», которое можно было бы представить в следующей редакции: «Похищение человека, то есть противоправный его захват, перемещение с места постоянного или временного пребывания с последующим удержанием помимо его воли в другом месте»18.
Похищение предполагает совокупность трех последовательно совершаемых действий:
- захват,
- перемещение в другое место,
- последующее насильственное удержание потерпевшего там против его воли.
Похищение может сопровождаться совершением других преступных действий - угроз, издевательств, физического и психического принуждения потерпевшего к совершению действий, которые направлены на достижение цели преступления (например, получение выкупа за освобождение, оформление документов на машину, дачу, квартиру на имя субъекта и т.д.).
Термин «против воли» означает, что потерпевшего похищают с применением насилия. Оно может состоять в связывании, насильственном помещении в автомашину или иное транспортное средство, угрозах применить физическое воздействие при отказе потерпевшего подчиниться требованиям похитителей19.
Похищение помимо воли потерпевшего означает тайное либо с применением обмана его изъятие с места пребывания. Тайным оно может быть в тех случаях, когда отсутствуют очевидцы происходящего либо они видят, но не сознают противоправности действий виновных. Например, в присутствии очевидцев похитители под видом бригады «неотложной помощи» погружают в автомашину похищаемого, которому ввели большую дозу снотворного.
Таким образом, для состава похищения человека, предусмотренного ч. 1 ст. 126 УК, характерны такие способы завладения человеком, как:
- обман (например, ребенка завлекают сесть в машину, обещая подарки, интересные зрелища),
- злоупотребление доверием (когда для осуществления захвата используют дружеские отношения, знакомство, родственные связи с потерпевшим),
- применение насилия, не опасного для жизни или здоровья похищаемого (вталкивание в транспортное средство, нанесение побоев, приведение в бессознательное состояние с использованием веществ, не представляющих реальной опасности для жизни и здоровья человека, связывание),