Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только «внутренним», но и международным преступлением. "Террористический акт" – это понятие очень часто появляется в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой не только для внутренней, но и внешней безопасности государства

Содержание

Введение.
1. Развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм.
1.1. Международные правовые акты о борьбе с терроризмом.
1.2. Развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в Российской Федерации.
2. Понятие и юридические признаки террористического акта.
2.1. Понятие террористического акта.
2.2. Объективные признаки террористического акта .
2.3. Субъективные признаки террористического акта и поощрительная норма, предусмотренная в примечании к ст. 205 УК.
3. Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений
Заключение.
Список использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТЕР.АКТ.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

 

2.3. Субъективные признаки террористического акта и поощрительная норма, предусмотренная в примечании к ст. 205 УК.

Решающее значение для  квалификации преступления имеет субъективная сторона. Важное значение имеет цель преступления, которая определяется законом как воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями, поэтому с субъективной стороны террористический акт может совершаться только с прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность своих поступков, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления для достижения своих целей. Особое место в субъективной стороне преступлений террористической направленности занимают эмоции, то есть переживания лица, сопровождающие подготовку преступления и процесс его совершения. Все чаще террористические акты стали совершаться в тех случаях, когда эмоции довлеют над разумом и приводят к общественно опасным проявлениям нетерпимости, экстремизма, политического, националистического или религиозного фанатизма. Яркий тому пример - совершение террористических актов террористами-камикадзе.29

Террористы могут требовать  освобождения захваченных ранее  преступников, выплаты крупной суммы денег, передачи значительной партии оружия, прекращения антитеррористической операции, вывода войск с определенной территории и т.п.

Если взрывы, поджоги  и подобные действия совершаются  по другим мотивам (в связи с дележом  собственности, преступными разборками, устранением конкурентов по бизнесу и т.п.), содеянное квалифицируется по другим статьям УК РФ. Например, если указанные действия направлены на ослабление экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, содеянное квалифицируется по ст. 281 (диверсия), если действия направлены против конкретного государственного или общественного деятеля - по ст. 277 УК РФ и т.д. Все сказанное о субъективной стороне состава террористического акта касается и случаев угрозы совершения соответствующих действий.

Нарушение общественной безопасности, как желаемый для виновных результат их действий, выражается в разрушении в конкретном населенном пункте, районе, регионе и обществе в целом сложившегося микроклимата, с которым граждане связывают свое спокойное существование, в изменении баланса психологического равновесии и устойчивости в пользу насильственных методов разрешения социальных конфликтов, дестабилизации положения.

Устрашение населения  сопряжено с созданием новой  социально-психологической атмосферы, общественного беспокойства, когда основной психологической доминантой становится страх, неуверенность граждан в безопасности своей жизни и здоровья, защищенности их прав и свобод, неверие в эффективную работу правоохранительных органов.

Оказание воздействия на принятие решений органами власти выражается в побуждении, подталкивании соответствующих субъектов к совершению действий, нужных и выгодных для террористов, ради которых они применяют столь изощренные способы, создании такой ситуации, когда органы власти вынуждены принимать незаконные решения ради обеспечения безопасности граждан и общества.

Несмотря на то, что  законодатель указал на три вышеизложенные цели как равнопорядковые, на самом  деле представляется, что нарушение  общественной безопасности и устрашение населения являются промежуточными целями, больше характеризующими суть террористического акта, нежели его конечный результат. Поэтому реализация целей нарушения общественной безопасности и устрашения населения по своей сути есть способ достижения генеральной цели действий террористов — оказание воздействия на принятие решений органами власти ,

В отличие от цели, мотивы, которыми должны руководствоваться  виновные лица, не являются конститутивными  признаками террористического акта и поэтому на квалификацию содеянного не влияют. Однако их установление имеет важное значение, поскольку, во-первых, их уголовно-правовое значение связано с влиянием на назначение наказания, а во-вторых, установление истинных мотивов позволяет определить психологические корни терроризма, что очень важно как для понимания сущности преступления, так и для выработки мер превентивного характера. По своей мотивационной характеристике терроризм может подразделятся на политический, националистический, религиозный, корыстный и т.п.

Субъектом террористического  акта может быть любое вменяемое  лицо, являющееся гражданином РФ, иностранцем  или лицом без гражданства  и достигшее четырнадцатилетнего  возраста. Данное положение представляется чрезвычайно важным, так как в  национальном и религиозном терроризме принимает участие довольно много подростков, которые в силу своего возраста легко попадают под влияние взрослых.

Участие в террористическом акте требует для террориста внутреннего  самооправдания, хотя бы вначале. Задача - вовлечь большую массу людей, для которых либо цели террора столь высоки, что оправдывают любые средства, либо столь неразборчивы в средствах, что готовы реализовать любое преступление.

Через "возвышенные  мотивы" обычно вовлекают молодежь, которая, в силу умственной и моральной незрелости, легко "затягивается" на радикальные национальные, социальные или религиозные идеи. Вовлекают ее чаще всего через тоталитарные, религиозные или идеологические секты типа "Аум Синрике" или "Красных бригад".

Длительное нахождение членов террористических групп в конспиративной обстановке при интенсивной террористической тренировке, включающей и специальные технологии психологической обработки, приводит к появлению специфической среды, которую, по аналогии с уголовной средой, можно назвать терроросредой с особым типом сознания людей, составляющих эту среду.

Одновременно оппозиционным  группам населения дают понять, что  в обмен на обязательства, взятые на себя терроросредой, эти группы тоже должны взять на себя обязательство  поддержки террористов. Возникает своеобразная круговая порука, позволяющая лидерам терроросреды требовать от указанных групп финансирования, снабжения, укрывательства, поставки рекрутов и т.п.

Этим в террор прямо  или косвенно втягиваются уже  большие группы населения, создающие его социальную базу и затрудняющие создание в обществе сопротивления терроризму.30

В диспозиции уголовно-правовой нормы, предусмотренной в ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации, указана  основная цель террористического акта - оказание воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями. Именно эта цель как обязательный признак состава преступления является критерием разграничения террористического акта с другими преступлениями, сходными по объективным признакам.

Не установив мотив и цель, которые преследовал преступник, совершая взрыв, поджога и другие общеопасные действия, нельзя с уверенностью утверждать, что речь идет именно о террористическом акте, а не каком-либо другом преступлении.

Квалифицированным видом  террористического акта, предусмотренным ч. 2 ст. 205 УК, является совершение деяния

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшее по неосторожности смерть человека;

в) повлекшее причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (п. «а»), является более опасным  видом преступления, поскольку оно  выполняется в соучастии. Соглашение между соучастниками на совершение террористического акта должно состояться до начала совершения нарыва, поджога и иных действий. При этом совершение преступления по предварительному сговору группой лиц может рассматриваться как квалифицированный вид только в тех случаях, когда соучастники действуют как соисполнители. Если же в группе выделяются организаторы, пособники и подстрекатели, которые не принимают непосредственного участия в совершении актов терроризма, то содеянное требует дополнительной ссылки на ст. 33 УК.

Причинение смерти человека или иных тяжких последствий при террористическом акте лишь по неосторожности. Это не означает, что при террористическом акте невозможно умышленное причинение смерти, но в таких случаях содеянное требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК.

Понятие «иные тяжкие последствия» как   квалифицированного вида преступлений против общей безопасности в действующем законодательстве не раскрывается и поэтому должно толковаться правоприменителем в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела. К иным тяжким последствиям следует относить причинение лицу средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, причинение крупного материального ущерба, длительные остановки работы транспорта, серьезное нарушение деятельности предприятий и организаций, химическое или радиоактивное заражение окружающей среды, распространение эпидемий, обострение межнациональных отношений и т. п.

Особо квалифицированным  видом террористического акта, предусмотренным  ч. 3 ст. 205 УК, является совершение преступления организованной группой, причинение в результате акта терроризма умышленного причинение смерти человеку или   сопряженность  с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

Совершение террористического  акта организованной группой является особо опасным видом рассматриваемого преступления в силу того факта, что  оно совершается устойчивой группой лиц, предварительно объединившихся для акта терроризма. При этом вне зависимости от того какую роль выполняло лицо, действия всех участников организованной группы квалифицируются только по ч. 3 ст. 205 УК РФ.

Федеральным законом "О  противодействию терроризму" особо квалифицированный вид террористического акта был дополнен таким признаком, как его сопряженность  с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ. Особая общественная опасность данного вида террористического акта обусловлена особыми свойствами предмета посягательства либо используемых средств совершения преступления. В обоих случаях речь идет о разрушительных свойствах физических источников, способных в считанные мгновения причинять тяжкий вред на значительной территории и большому количеству людей.

Важное предупредительное  значение имеет примечание к статье к ст. 205 УК, которое содержит поощрительную норму. Данная норма дает возможность лицу добровольно отказаться от совершения акта терроризма без боязни быть привлеченным к уголовной ответственности, а соответствующим правоохранительным органам реализовывать данное право в рамках уголовного закона. Смысл данной нормы в ее содержании. Он имеет принципиальное значение для борьбы с преступностью, ибо в ней находит отражение идея, согласно которой важно не только и не столько наказание виновного, а в значительно большей степени - возможность предотвращения негативных последствий.

Согласно закону освобождение лица от уголовной ответственности  возможно при наличии двух обязательных условий:

а) своевременного предупреждения органов власти или иного способствовании предотвращению осуществления акта терроризма;

 Виновный, ничем не рискуя, мог и дальше продолжать принимать участие в подготовке акта терроризма, однако своевременным предупреждением органов власти или иным способом содействовал предотвращению осуществления акта терроризма. Своевременным предупреждением следует считать такое предупреждение органов власти, которое предоставляет им реальную возможность предотвратить грозящий акт терроризма. Органы власти — это любые государственные и общественные органы имеющие отношение к борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и предотвращении чрезвычайных происшествий. Иное способствование может выражаться в выполнении виновным любых действий, имеющих цель недопущения акта терроризма (изъятие или разрядка взрывного устройства, увод людей с места совершения преступления или предупреждение их о возможном взрыве, поджоге и т. п.).

В литературе общепризнано, что для примечания к ст. 205 УК РФ не имеют значения мотивы предупреждения органов власти или иных способов содействия предотвращению осуществления акта терроризма. Они могут быть самыми разными - раскаяние, сострадание, боязнь уголовного наказания и т.д.31

б) отсутствия в действиях  лица иного состава преступления.

Если же в них содержится состав иного преступления (незаконное приобретение оружия для совершения террористического акта), то лицо, их совершившее, несет уголовную ответственность по соответствующим статьям Уголовного Кодекса, несмотря на то, что оно освобождается от ответственности за террористический акт.

Однако существует возможность  двусмысленного толкования примечания к ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Условия добровольного  отказа предусмотрены без учета  характера соучастия. Законодатель использует обобщенную формулировку, говоря о «лице, принимавшем участие в подготовке акта терроризма». Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что освобождение от ответственности террориста-одиночки невозможно, поскольку в ней презюмируется лишь групповой способ совершения акта терроризма.

Информация о работе Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений