Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только «внутренним», но и международным преступлением. "Террористический акт" – это понятие очень часто появляется в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой не только для внутренней, но и внешней безопасности государства

Содержание

Введение.
1. Развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм.
1.1. Международные правовые акты о борьбе с терроризмом.
1.2. Развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в Российской Федерации.
2. Понятие и юридические признаки террористического акта.
2.1. Понятие террористического акта.
2.2. Объективные признаки террористического акта .
2.3. Субъективные признаки террористического акта и поощрительная норма, предусмотренная в примечании к ст. 205 УК.
3. Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений
Заключение.
Список использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТЕР.АКТ.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

План.

 

Введение.

1. Развитие уголовного  законодательства об ответственности  за терроризм.

1.1. Международные правовые  акты о борьбе с терроризмом.

1.2. Развитие уголовного  законодательства об ответственности  за терроризм в Российской  Федерации.

2. Понятие и юридические признаки  террористического акта.

2.1. Понятие террористического  акта.

2.2. Объективные признаки террористического акта .

2.3. Субъективные признаки террористического акта и  поощрительная норма, предусмотренная в примечании к ст. 205 УК.

3. Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность темы исследования. Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только «внутренним», но и международным преступлением. "Террористический акт" – это понятие очень часто появляется в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой  не только для внутренней, но и внешней  безопасности государства. Поэтому поиск путей противодействия терроризму сегодня является первоочередной задачей и имеет особую актуальность. В этих условиях в противодействии терроризму значительная роль принадлежит совершенствованию уголовного законодательства РФ об ответственности за терроризм и правоприменительной практики.

Хотя террористический акт как преступное деяние представляет повышенную общественную опасность, а  проблема содержания ст. 205 Уголовного Кодекса РФ1 вызывает серьезные дискуссии в литературе, в настоящее время вопрос о совершенствовании данной нормы остается открытым и наиболее актуальным. Серьезные проблемы, связанные с толкованием уголовно-правовых норм об ответственности за террористический акт и преступления, содействующие террористической деятельности, существуют в практике их применения. Поэтому исследование способов совершенствования нормы о террористическом акте, научных основ квалификации террористического акта и преступлений, содействующих террористической деятельности представляет особую актуальность и значимость.

Уголовно-правовые проблемы, рассматривающие  террористический акт  сугубо с уголовно-правовых и криминологических позиций  отражены  в обстоятельных работах   Овчинниковой, В.Е. Петрищева, В.П. Ревина, К.Н. Салимова, О.Ф. Шишова, B.C. Комиссарова, М.А. Комаровой, С.В. Максиной, В.В. Мальцева, М.В. Назаркина, С.В. Помазан, И.Л. Трунова, В.В. Устинова и многими другими.  

Цель работы -  рассмотреть статью 205 УК РФ с точки зрения уголовно-правовых характеристик террористического акта, рассмотреть проблемы, связанные с составом преступления, попытаться выявить недостатки.

Названные цели обусловили постановку следующих задач:

- рассмотреть понятие террористического акта,

- дать уголовно-правовые характеристики объективным и субъективным признакам террористического акта,

- отграничить состав данного преступления от смежных составов,

- рассмотреть основания освобождения от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст.205 УК РФ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе предложения могут быть полезны для совершенствования уголовного законодательства о противодействии терроризму, а так же  результаты исследования могут быть использованы для разработки методик выявления и пресечения деяния, предусмотренного ст. 205 УК.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие уголовного  законодательства об ответственности  за терроризм.

 

1.1. Международные правовые  акты о борьбе с терроризмом.

История борьбы с международным  терроризмом началась с решений  Первого Международного Конгресса  уголовного права, состоявшегося в 1926 году в Брюсселе. Их реализацией  явилась серия конференций, посвященных  проблеме терроризма. Были сделаны  попытки выработки понятия международного преступления в целом и терроризма в частности.

Этапным в становлении  международного сотрудничества в борьбе с терроризмом стал 1937 год. В Женеве была принята Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма. В силу она не вступила, но оказала большое влияние на последующую практику. В частности, на характер и содержание Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года и Европейской конвенции по борьбе с терроризмом 1977 года.2

Начиная с 60-х годов  ХХ в., значительно увеличилось количество террористических актов против официальных  представителей государств и международных  организаций, захваты заложников, убийства крупных политических деятелей. При ООН в 1973 году был создан Специальный комитет по международному терроризму. По его инициативе Генеральная Ассамблея ООН в 1984 году приняла специальную резолюцию «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах». Эта резолюция отвергла все концепции, оправдывающие факты международного терроризма.3

Усилилась борьба с терроризмом  и на региональном уровне. В феврале 1971 года была заключена Вашингтонская конвенция о предотвращении и наказании терроризма, принимающего форму международно-значимых преступлений против личности, и связанного с этим вымогательства; в 1977 году – Европейская конвенция по борьбе с терроризмом, в 1987 году – аналогичная Региональная конвенция, заключенная государствами Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК).

В 1990 году в Гаване состоялся  Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности, который уделил особое внимание, среди прочих проблем, террористической деятельности, имеющей транснациональный характер. Таким образом, было обращено внимание на устойчивый международный характер террористической преступности.

События второй половины ХХ века, характеризующиеся всплеском террористической деятельности, привели к созданию международной нормативной базы сотрудничества. На сегодняшний день действуют следующие международно-правовые акты и региональные соглашений:

1) Конвенция о борьбе  с незаконным захватом воздушных  судов (Гаага, 16 декабря 1970г.). Статья 7 Конвенции закрепила норму, ставшую чрезвычайно значимой для всех международно-правовых актов, посвященных борьбе с международной преступностью: "…государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования».4 Это положение должно было обеспечить неотвратимость наказания. Недостатком этой конвенции является ограничение преступного деяния захватом и угоном воздушного судна.

2) Конвенции о борьбе  с незаконными актами, направленными  против безопасности гражданской  авиации (Монреаль, 23 сентября 1971г.) посвящена борьбе с незаконными действиями, направленными против безопасности гражданской авиации. Монреальская конвенция расширила перечень преступных деяний5,   исправила недостатки Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов по поводу ограничения преступного деяния захватом и угоном воздушного судна.

3) Конвенции о предотвращении  и наказании преступлений против  лиц, пользующихся международной  защитой, в том числе дипломатических  агентов (принята Генеральной  Ассамблеей ООН 14 декабря 1973г.);

4) Международной Конвенции о борьбе с захватом заложников (принята Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979г.).6 Преступлением, согласно конвенции, являются захват или удержание лиц, сопровождаемые угрозой убийства, нанесения повреждений или дальнейшего удержания таких лиц (заложников) для того, чтобы заставить третью сторону совершить любой акт или воздержаться от такового.

В ст. 1 Конвенции также подчеркивается, что преступником является любое лицо, которое совершает или пытается совершить акт захвата заложников, а также принимающее участие в ином качестве в совершении акта (например, пособник). Государства-участники Конвенции предусматривают в национальном законодательстве наказания за это, как за преступление тяжкого характера.

5) Конвенции о физической  защите ядерного материала (Вена, 3 марта 1980г.) стала основополагающим международным актом в области борьбы с ядерным терроризмом. Её принятие положило начало развитию международных отношений в ядерной отрасли, объединило усилия наиболее крупных держав по борьбе с проявлениями ядерного терроризма.

6) Протоколе о борьбе  с незаконными актами насилия  в аэропортах, обслуживающих международную  гражданскую авиацию, дополняющем  Конвенцию о борьбе с незаконными  актами, направленными против безопасности  гражданской авиации (Монреаль, 24 февраля 1988г.);

7) Конвенции о борьбе  с незаконными актами, направленными  против безопасности морского  судоходства (Рим, 10 марта 1988г.);

8) Протоколе о борьбе  с незаконными актами, направленными  против безопасности стационарных  платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10 марта 1988г.);

9) Международной Конвенции  о борьбе с бомбовым терроризмом  (принята Генеральной Ассамблеей  ООН 15 декабря 1997г.) принята в  ответ на  террористические акты  с применением взрывных устройств, которые приобрели в конце ХХ в.   более широкие масштабы.

10) Международной конвенции  о борьбе с финансированием  терроризма (принята Генеральной  Ассамблеей ООН 9 декабря 1999г.). Согласно ст. 8 Конвенции каждое государство принимает в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, что определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений, входящих в сферу действия Конвенции, а также средства, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации. Степень ответственности государств и намерения серьезно сотрудничать выражаются в их готовности принять все практически осуществимые меры, в частности, изменить, при необходимости, их внутреннее законодательство для воспрепятствования или противодействия подготовке к совершению террористических актов.7

Правовой основой деятельности антитеррористической коалиции, наряду с принятыми ранее международно-правовыми  актами, явились резолюции Совета Безопасности ООН. Так 12 декабря 2001 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1368, которая «недвусмысленно осуждает самым жестким образом ужасающие теракты в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании и призывает все государства срочно вместе работать над тем, чтобы предать суду исполнителей, организаторов и спонсоров» этих атак.

28 сентября 2001 года Совет  Безопасности ООН принял резолюцию  1373 о комплексе мер по борьбе  с терроризмом, особенно по  пресечению финансовой поддержки  террористической деятельности. Резолюция обязывает государства-члены принять меры против террористов в рамках ранее принять многосторонних и двусторонних механизмов и соглашений.

Этой резолюцией был  учрежден Комитет Совета Безопасности ООН по борьбе с терроризмом (Антитеррористический комитет – АТК), который должен взять на себя роль координирующего механизма, механизма мониторинга, а также роль стимулятора и катализатора более активных действий стран-участников ООН в борьбе с терроризмом. 8

12 ноября 2001 года Совет  Безопасности ООН принял резолюцию 1377 о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. Она призывает все государства предпринять срочные шаги для полного осуществления резолюции 1373 и оказывать друг другу содействие в этом. Контртеррористическому комитету предлагается изучить возможные пути оказания государствам помощи9.

Оценивая в целом  тенденции развития международно-правового  сотрудничества в борьбе с терроризмом, можно отметить, что оно шло  в направлении фиксации новых  террористических вызовов и определении  ответственности за них.

Мировое сообщество пришло к пониманию внеклассовости терроризма, его опасности для всего человечества, к пониманию необходимости искоренения  условий и возможностей террористической деятельности.

 

 

1.2. Развитие уголовного  законодательства об ответственности за терроризм в Российской Федерации.

Борьба с терроризмом  как с социально-политическим явлением в России имеет давнюю историю, и  на всем ее протяжении в качестве главного правового инструмента использовалась правовая квалификация террористической деятельности, как уголовно наказуемых деяний. В развитии упомянутой квалификации можно выделить три периода: царский, советский и постсоветский.

Законодательство царской  России не содержало правовой квалификации терроризма как преступления. В то же время уже в Судебнике царя и великого князя Иоанна Васильевича 1550 г. была предпринята попытка установить самостоятельную ответственность за совершение государственных преступлений. Так, в п. 61 Судебника предусматривалось, что «государственному убойце живота не дати, казнити смертною казнею».

Информация о работе Отграничение террористического акта от смежных составов преступлений