Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:06, курсовая работа
Актуальность темы. Конституция Республики Беларусь статьёй 44 закрепляет в числе основных прав граждан право собственности – право каждого иметь в собственности имущество, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им [1]. Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод. Кроме того, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
ГЛАВА I МОШЕННИЧЕСТВО И ЕГО ПРИЗНАКИ…………………………..5
1.1Общая характеристика мошенничества……………………………………...5
1.2Характеристика объективных признаков мошенничества………….………6
1.3Характеристика субъективных признаков мошенничества……………….13
ГЛАВА II КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ МОШЕННИЧЕСТВА………16
ГЛАВА III ОТГРАНИЧЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………………21
3.1 Отграничение мошенничества от кражи и грабежа…………………………………………………………………………21
3.2 Отграничение мошенничества от причинения имущественного ущерба без признаков хищения……………………………………………...…23
3.3 Отграничение мошенничества от иных составов преступлений………………………………………………………………….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………........29
Установление прямого умысла и корыстной цели - необходимое условие для привлечения к ответственности за мошенничество. Несоблюдение этого условия приводит к объективному вменению или к неправильной квалификации содеянного.
Таким образом, объектом мошенничества являются отношения собственности. Объективная сторона представлена в завладении имуществом путем обмана или злоупотребления доверием. Субъектом мошенничества может быть только физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. С субъективной стороны преступление характеризуется наличием у виновного прямого умысла, направленного на завладение имуществом, или на приобретение прав на него, или иных имущественных выгод.
ГЛАВА II
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ МОШЕННИЧЕСТВА
Законодательство об ответственности за мошенничество относит следующие квалифицирующие признаки мошенничества:
1. повторно;
2. либо группой лиц;
3. совершенное в крупном размере;
4. совершенное организованной группой;
5. либо в особом крупном размере.
Повторность в качестве квалифицирующего признака в Уголовном кодексе Республики Беларусь включена в составы всех форм хищения имущества. Ст. 209 УК Республики Беларусь устанавливает повышенную уголовную ответственность за мошенничество, совершенное повторно [2].
Повторным мошенничество может быть признано тогда, когда ему предшествовало другое хищение или когда до его совершения виновный совершил какое-либо из преступлений, предусмотренных ст., ст. 294, 323, 327, 333 УК Республики Беларусь. Такое понимание повторности связано с тем, что совершение в прошлом любого из перечисленных преступлений свидетельствует о повышенной опасности субъекта.
Мошенничество квалифицируется как повторное независимо от того, было ли первое хищение оконченным или субъект в первый раз совершил только покушение на преступление. Не меняет квалификацию также совершение первого преступления в качестве соучастия.
Хищение не может квалифицироваться как повторное, если с виновного снята судимость за ранее совершенное преступление в порядке амнистии или помилования, либо погашена или снята в соответствии со ст., ст. 97 и 98 УК Республики Беларусь, а также если к моменту совершения хищения истекли сроки давности уголовного преследования за ранее совершенное преступление.
Повторность предполагает наличие определенного промежутка времени между отдельными актами преступной деятельности. Поэтому одновременный обман мошенником группы лиц не дает оснований считать преступление повторным. Не может быть признанным повторным мошенничеством однократное завладение имуществом, которому предшествовало несколько эпизодов подготовительных действий.
Необходимо отличать повторное мошенничество от продолжаемого. Продолжаемым считается преступление, складывающееся из ряда тождественных преступных действий, направленных к общей цели, составляющих в своей совокупности единое преступление. Однородные действия, составляющие продолжаемое преступление, посягают на один и тот же объект и охватываются одним умыслом.
В общей форме можно утверждать, что во всех случаях, когда несколько однотипных мошеннических действий, совершаемых последовательно, охватываются единым умыслом, налицо одно продолжаемое преступление.
Однако имущество может изыматься и из разных источников. Если продолжаемое мошенничество состоит из нескольких эпизодов, которые если бы они были самостоятельными деяниями, составляли бы несколько хищений, содеянное нужно квалифицировать как одно значительное мошенничество. Если мошенничество и ранее совершенное преступление из числа указанных в примечании к гл. 24 УК Республики Беларусь предусмотрены разными статьями и за первое из них виновный еще не осужден, он несет ответственность за оба преступления по правилам о совокупности преступных деяний (ст. 41 УК Республики Беларусь), причем второе из них признается совершенным повторно [2]. Иными словами, имеется одновременно и повторность, и совокупность преступлений. Если же лицо виновно в совершении двух и более мошенничеств, наступает ответственность только за повторное мошенничество. Правила совокупности преступлений в таких случаях не должны применяться.
Для признания хищения повторным, не требуется, чтобы первый раз было совершено оконченное преступление и виновный участвовал в нем в качестве исполнителя. Повторность налицо и в том случае, если ранее было совершено приготовление или покушение в отношении какого-либо из преступлений, указанных в примечании к гл. 24 УК Республики Беларусь, а так же если ранее имело место соучастие в таком преступлении.
Независимо от того по одной или нескольким статьям УК Республики Беларусь отвечает виновный в совершении повторных мошенничеств, ему должно вменяться в вину не только последнее мошенничество, но и ранее совершенное преступление, которое в соответствии с примечанием к гл. 24 УК Республики Беларусь послужило основанием для установления наличия признака повторности.
Совершение преступления группой лиц обычно свидетельствует о более высокой его общественной опасности. Кроме того, наличие преступной группы говорит о ее подготовленности к мошенничеству, продуманности всех деталей преступления и сокрытия следов еще на стадии подготовки к нему.
Для квалификации действий мошенников по ч. 2 ст. 209 УК Республики Беларусь необходимо, чтобы в нем участвовало по меньшей мере два лица, выступающих в качестве исполнителей. В соответствии со ст. 17 УК Республики Беларусь, применение ч. 2 ст. 209 УК Республики Беларусь при квалификации группового мошенничества допустимо даже при отсутствии предварительного сговора, что не было предусмотрено Уголовным кодексом 1960 года [10, c. 120].
При совершении группового мошенничества возможно соучастие в преступлении, т.е. такое распределение ролей между участниками преступления, при котором отдельные соучастники лишь создают или поддерживают у потерпевшего заблуждение относительно тех обстоятельств, которые делают потерпевшего более доверчивым и облегчают мошеннику завладение его имуществом. При этом следует заметить, что только пассивное присутствие при совершении мошенничества не создает состава названного преступления [11, с. 128].
При рассмотрении дел о мошенничестве, совершенном группой лиц, надо иметь в виду, что такой квалифицирующий признак, как совершение этого преступления повторно, должен учитываться при квалификации действий лишь тех соучастников преступления, к которым этот признак относится непосредственно.
В соответствии с примечаниями к главе 24 УК Республики Беларусь «Преступления против собственности», мошенничество признается совершенным в крупном размере, если ущерб в 250 и более раз превышает размер базовой величины, в особо крупном размере, если ущерб в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на момент совершения преступления. Для квалификации действий виновного по признаку причинения крупного и особо крупного ущерба необходимо, чтобы умысел виновного был направлен именно на причинение такого ущерба.
Совершение нескольких мошенничеств любым способом, образующим в общей сложности особо крупный размер, надлежит квалифицировать как мошенничество в особо крупном размере [9, с. 76]. Если при совершении мошенничества умысел виновного был направлен на завладение имуществом в особо крупном размере и он не был осуществлен по независящим от воли виновного обстоятельствам, то содеянное надлежит квалифицировать как покушение на мошенничество в особо крупном размере.
Большое значение имеет правильное разграничение совершения двух и более значительных хищений, рассматриваемых как повторное хищение, и таких же действий, образующих в общей сложности одно продолжаемое хищение в крупных размерах.
В ранее действующем УК Республики Беларусь 1960 года (ст. 90) не предусматривалась уголовная ответственность за мошенничество, совершенное организованной группой. В ныне действующем УК Республики Беларусь 1999 года этот квалифицирующий признак предусмотрен. Это объясняется повышенной общественной опасностью преступления[10 ,c. 121].
Одно из первых определений организованной группы было дано в постановлении Пленума Верховного Суда от 27 сентября 1991 года «О судебной практике по делам о вымогательстве», где в п. 9 сказано что под организованной группой следует понимать устойчивое объединение двух или более лиц, специально организовавшихся для совместной преступной деятельности. Такая группа, как правило, имеет разработанный план совершения, распределяет роли, вербует новых членов, оснащается техникой и т. п.[12].
Согласно ч. 1 ст. 18 действующего Уголовного кодекса Республики Беларусь:
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимся в управляемую устойчивую группу для совершения преступной деятельности» [2].
Из смысла ч. 1 ст. 18 Уголовного кодекса следует, что организованной группой признается форма соучастия, для которой характерны следующие юридически значимые признаки:
1) объединение двух или более предварительно сорганизовавшихся лиц;
2) объединение является устойчивым;
3) объединение является управляемым;
4) объединение имеет цель совместной преступной деятельности. Признак управляемости организованной группы подчеркивает организованные начала в ней: наличие организатора, одного или нескольких руководителей, функций между участниками, субординации, внутренней дисциплины. Признак устойчивости включает два момента: продолжительную деятельность и относительную стабильность состава группы, когда ее основу на различных этапах преступной деятельности составляют одни и те же лица. Так же об устойчивости группы могут свидетельствовать: количество совершенных преступлений (иногда это может быть одно деяние, но требующее тщательной подготовки); способность эффективно противостоять мерам социального контроля и продолжать свою деятельность в случае ареста отдельных участников данного формирования.
Предварительная объединённость - это законченный процесс организованной оформленности группы, члены которой заранее согласовали свои действия в рамках совместной преступной деятельности, рассчитанной, как правило, на длительное время.
Такая объединённость имеет некоторые сходные черты с предварительным сговором, однако, в целом, это качественно новая форма подготовки и планирования криминальных действий. Если предварительный сговор в группе соисполнителей в основном касается механизма совершения конкретного преступления, ради которого она образовалась, то предварительная объединённость относится главным образом к самому процессу создания группы, формирования ее структуры, определение места и роли каждого участника, распределения функций.
Характерными признаками такого объединения является тщательное планирование соучастниками преступления противоправных посягательств, отработка вариантов поведения на предварительном следствии на случай задержания правоохранительными органами.
Таким образом, организованная группа характеризуется постоянно действующим сговором ее членов, давших согласие на участие в структуре, специально созданной для криминальной деятельности.
Организованная группа отличается от обычной высокой степенью сплоченности, более четким распределением ролей соучастников совместной преступной деятельности. Поэтому все члены организованной группы, независимо от выполняемых каждым функций, признаются соисполнителями.
В ч. 2 ст. 18 Уголовного кодекса говорится о том, что организаторы (руководители организованной группы) несут ответственность за все преступления, совершенные организованной группой, которые охватывались его умыслом. Другие же участники организованной группы несут ответственность только за те преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали [2].
Таким образом, к квалифицирующим и особо квалифицирующим признакам относятся:
ГЛАВА III
ОТГРАНИЧЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
3.1 Отграничение мошенничества от кражи и грабежа
Мошенничество, как и кража, является одной из форм хищения.
По ряду признаков мошенничество имеет довольно значительные сходства с некоторыми другими преступлениями. Изучение практики свидетельствует, что значительную сложность представляет установление границ, лежащих, в частности, между мошенничеством и кражей.
Ошибки в применении закона в такого рода случаях определяются тем, что иногда при совершении краж виновный прибегает к обману, вводя в заблуждение продавца, сторожа, кладовщика или иных лиц, распоряжающихся имуществом, либо входят к ним в доверие, чтобы облегчить себе доступ к имуществу и совершить затем его тайное похищение. В подобных ситуациях возникает своеобразная конкуренция между нормами закона, определяющими признаки кражи и признаки мошенничества
Информация о работе Отграничение мошенничества от иных составов преступлений