Отграничение мошенничества от иных составов преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Конституция Республики Беларусь статьёй 44 закрепляет в числе основных прав граждан право собственности – право каждого иметь в собственности имущество, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им [1]. Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод. Кроме того, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3

ГЛАВА I МОШЕННИЧЕСТВО И ЕГО ПРИЗНАКИ…………………………..5

1.1Общая характеристика мошенничества……………………………………...5
1.2Характеристика объективных признаков мошенничества………….………6
1.3Характеристика субъективных признаков мошенничества……………….13

ГЛАВА II КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ МОШЕННИЧЕСТВА………16

ГЛАВА III ОТГРАНИЧЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………………………………………………21

3.1 Отграничение мошенничества от кражи и грабежа…………………………………………………………………………21
3.2 Отграничение мошенничества от причинения имущественного ущерба без признаков хищения……………………………………………...…23
3.3 Отграничение мошенничества от иных составов преступлений………………………………………………………………….....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………........29

Прикрепленные файлы: 1 файл

SODERZhANIE.docx

— 65.23 Кб (Скачать документ)

К письменной форме преступники прибегают, когда это обусловлено необходимой формой изложения тех или иных имущественных притязаний, а также в том случае, когда потерпевший находится от него на расстоянии.

Обман в форме различных действий составляют, в частности, использование подложных документов, а также чужих и недействительных документов, сбыт и иное использование для обмана фальсифицированных предметов, подмены предметов, ношение форменной одежды, симуляция болезней, различного рода жесты и знаки.

Обманные действия обычно сопровождаются словесным обманом, но могут применяться и самостоятельно. Практика показывает, что мошенники прибегают к обманным действиям чаще всего в тех случаях, когда для достижения преступного результата недостаточно простого словесного обмана.

Пассивный обман есть умолчание об истине, не сообщение потерпевшему сведений об определенных фактах или обстоятельствах, знание которых остановило бы последнего от распоряжения имуществом или существенно изменило бы условия соглашения [6, с. 52].

Пассивным обманом является не только умолчание об истине, но также и сознательное использование чужой ошибки, если она возникла без участия самого мошенника, но способствовала завладению чужим имуществом, правами на него или другими имущественными выгодами [7, c. 7]. При этом важно определить, когда виновный умолчал об истине: до перехода к нему имущества, в момент перехода или после. Судебная практика признает умолчание об истине (до или в момент перехода) мошенническим обманом в тех случаях, когда истину следовало сообщить контрагенту в силу юридической, нравственной обязанности.

Отдельные виды мошеннических обманов, хотя и весьма условно, по содержанию, можно сгруппировать на 4 типичных способа обмана:

1.   Обманы в отношении личности (существование тождества особых свойств личности и т.п.);

2.   Обманы относительно различных предметов (их существование, тождества, размеры, качества и т.п.);

3.  Обманы по поводу различных событий и действий;

4.  Обманы в намерениях (ложные обещания).

Обычно мошенник сообщает ложные сведения о самом себе, своем соучастнике. Обман может касаться и третьих лиц, особенно если речь идет о факте существования того или иного лица. Например, уверив потерпевшего в том, что его родственник или близкий человек, считающийся умершим, жив, мошенник получает имущество, якобы для передачи этому лицу. Ложное утверждение о факте существования лица может быть использовано преступником, чтобы создать условия для другого обмана.

Среди   обманов   в   лице   можно   выделить   также   обманы   в   тождестве: преступник выдает себя или своего соучастника за другого. Это делается для того, чтобы присвоить себе правомочия другого лица либо вызвать к себе особое доверие или иным способом создать предпосылки для нового обмана. Наиболее распространенная форма такого обмана - использование подложного документа. Возможен и словесный обман. Иногда мошенник присваивает чужую фамилию для того, чтобы легче избежать ответственности за совершенное преступление.

Разновидностью обмана, относящегося к личности, является обман в личных качествах, когда субъект приписывает себе или своему соучастнику свойства, которых он в действительности не имеет. Если это качество непосредственно является основанием для получения имущества, то обман будет мошенничеством.

К обману в личных качествах можно отнести также ложные заявления преступника о том, что он знаком или находится в родственных связях с определенными лицами, которые могут оказать определенную услугу обманутому либо поручится за то, что утверждает мошенник.

Среди обманов в личных качествах особое место занимает самовольное присвоение звания или власти должностного лица. Такие действия специально предусмотрены ст. 382 УК Республики Беларусь [2].

Лишь присвоив себе власть, виновный на основании этого добивается от потерпевшего передачи имущества. Поэтому при совершении мошенничества таким способом содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст., ст. 209 и 382 УК Республики Беларусь. Практически мошеннический обман квалифицируется по совокупности со ст. 382 УК Республики Беларусь лишь тогда, когда право получать имущество либо требовать его передачи, связано с присвоением звания. В таких случаях можно говорить, что общественно опасное действие (мошенничество) совершено на основании самовольно присвоенного звания.

Обманы в отношении предметов совершаются, когда преступник выступает в качестве продавца, а потерпевший в качестве покупателя какого-либо имущества. Сообщая ложные сведения о предмете сделки, виновный получает за него плату, не соответствующую его действительной стоимости. В получении неравноценного вознаграждения и заключается имущественный характер посягательства.

Обман может касаться количества или размера предметов, когда виновный передает потерпевшему предмет сделки числом, мерой или весом меньше, чем было обусловлено. Такой обман чаще всего происходит в форме купли-продажи.

Следующую группу обманов в предмете составляют обманы относительно тождества и качества предметов. Мошеннический обман в тождестве имеет место тогда, когда вместо обусловленной вещи контрагенту передается другая, неравноценная вещь. Обман в тождестве можно рассматривать как частный случай обмана в качестве предмета. Разница между этими видами обмана лишь в том, что о нарушении тождества можно говорить, когда обман касается наиболее существенных качеств предметов, их сущности.

Нередко обманы в качестве (тождестве) совершаются при помощи фальсификации.

Под фальсификацией понимается любое искусственное изменение свойств предмета с целью обмана. Это может быть ухудшение качества товара при сохранении прежнего вида или некоторое улучшение внешнего вида с целью придать сходство с более дорогой вещью. Возможно полное изготовление предмета, похожего на какую-либо вещь только внешне, («кукла» - пачка бумаги, напоминающая пачку денег).

Оконченное  мошенничество      будет      составлять      лишь сбыт фальсифицированных товаров. Сама по себе фальсификация может быть квалифицирована как приготовление к мошенничеству.

Содержанием мошеннического обмана могут быть различные события или действия лиц, если они служат основанием для передачи имущества.

Одним из видов обмана относительно действий третьих лиц является ложная ссылка на распоряжения этих лиц относительно какого-либо имущества. При этом имеются в виду лица, которые вправе распоряжаться данным имуществом. Обманутым обычно оказывается лицо, в введении которого фактически находится имущество.

Содержанием мошеннического обмана может быть факт выполнения какой-либо работы. Обманное получение денег за работу, которая фактически не выполнялась или была выполнена в меньшем объеме, квалифицируется как мошенничество, если это деяние совершено не должностным лицом.

Обман может заключаться в ложном утверждении о понесенных расходах с целью незаконного получения соответствующего «возмещения»

Содержанием мошеннического обмана может быть обещание выполнить какие-либо действия в пользу лица, отдающего имущество. В действительности виновный не намеревается исполнить свои обещания и, получив имущество потерпевшего, обращает его в свою пользу.

Характер ложных обещаний при мошенничестве бывает различный, но они всегда служат основанием для передачи имущества. Там, где ложные обещания являются основанием для передачи имущества, оно нередко сопровождается дополнительным обманом в обстоятельствах, которые играют только вспомогательную роль.

Дополнительный обман совершается для того, чтобы вызвать особое доверие к себе, либо с целью убедить потерпевшего в том, что даваемые им обещания реально выполнимы, либо для того, чтобы легче скрыться, завладев имуществом.

Виновный в обмане несет ответственность по уголовному законодательству не за уклонение от выполнения обещания, а за использование обмана в качестве способа завладения имуществом своей жертвы.

Злоупотребление доверием в составе мошенничества выступает как способ завладения имуществом или приобретения права на имущество, а также иных выгод имущественного характера. Злоупотребление доверием чаще всего встречается в сочетании с обманом. Обычно преступник стремится прежде всего завоевать доверие жертвы, чтобы легче было совершить обман. Обман во многих случаях не мог быть совершен, если бы потерпевший не испытывал определенного доверия к обманщику. Обман, используемый преступником с целью расположить к себе потерпевшего, заручиться его доверием, выглядит одновременно как злоупотребление доверием. Поэтому злоупотребление доверием и обман в мошенничестве очень часто взаимно переплетаются. Как самостоятельный способ совершения мошенничества вне связи с обманом злоупотребление доверием играет роль значительно реже. Однако нельзя считать злоупотребление доверием одним из видов мошеннического обмана [8, c. 61].

Необходимым признаком рассматриваемого способа мошенничества являются отношения доверия между потерпевшим и виновным. Эти отношения могут иметь под собой какое-либо юридическое основание, но могут быть обусловлены только фактическими обстоятельствами. Юридические основания отношений доверия составляют правомочия по имуществу, вытекающие из закона, договора, служебного положения.

В основании отношения доверия могут лежать любые фактические обстоятельства: знакомство потерпевшего с виновным, конкретная внешняя обстановка, особая доверчивость потерпевшего и т. д.

Единственным основанием отношений доверия может быть доверчивость как свойство человеческого характера. Но и в этом случае доверие должно проявиться во вне, вылиться в какой-либо акт, чтобы злоупотребление    доверием    могло     стать    самостоятельным     способом посягательства на имущество.

Злоупотребление доверием сравнительно редко играет роль самостоятельного способа мошенничества не только потому, что обычно сочетается с обманом, но и в виду того, что многие имущественные посягательства, совершенные путем злоупотребления доверием, квалифицируются по другим статьям УК.

Обязательным признаком объективной стороны мошенничества является наступление преступного результата, так как оно относится к преступлениям с материальным составом, а также причинная связь между действиями (бездействиями) виновного и наступлением преступного результата.

Хотя в ст. 209 УК Республики Беларусь характер вредных последствий не конкретизируется, в общей форме можно считать преступным результатом мошенничества завладение чужим имуществом либо противоправное приобретение права на имущество либо иных выгод имущественного характера.

Степень общественной опасности мошенничества определяется в первую очередь степенью вреда, причиненного объекту, т.е. размером материального ущерба.

Причинная связь при мошенничестве, совершаемом путем обмана, разрешается весьма своеобразно: в акте перехода имущества из владения потерпевшего к виновному принимают непосредственное участие сам потерпевший, действующий под влиянием заблуждения. Причиной передачи имущества преступнику является заблуждение потерпевшего, а причина этого заблуждения - обман. Таким образом, заблуждение потерпевшего является необходимым звеном в цепи причинной связи: с одной стороны, оно является условием перехода имущества, права на него, других имущественных выгод, с другой стороны, оно выступает как своего рода результат обмана.

Обман, как причина передачи имущества, во времени обычно предшествует ей или совпадает с ней, поэтому совершение обмана уже после такого    перехода   рассматривается    не    как   мошенничество,    а   образует противоправное присвоение имущества. Причинной связью в составе мошенничества в качестве необходимого звена охватываются не только общественно опасные действия виновного, но и вызванная ими посредствующая деятельность самого потерпевшего, который в силу внушаемого ему ложного представления принимает активное участие в переходе имущества к мошеннику.

Мошенничество считается оконченным с момента получения виновным посредством обмана имущества в свое распоряжение или, если речь идет о злоупотреблении доверием, - с момента распоряжения полученным имуществом. 

 

 

 

1.3    Содержание субъективных признаков мошенничества

 

 

Субъектом мошенничества может быть только физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если должностное лицо использует свои служебные полномочия для завладения имуществом путем обмана или злоупотребление доверием, все содеянное квалифицируется по ст. 210 УК Республики Беларусь [2].

С субъективной стороны мошенничество характеризуется наличием у виновного прямого умысла, направленного на завладение имуществом, или на приобретение прав на него, или иных имущественных выгод.

Неосторожного обмана быть не может. Если субъект своими действиями неосторожно вводит кого-либо в заблуждение, будучи сам в состоянии заблуждения, то он, естественно, не может стремиться к завладению чужим имуществом.

В содержании умысла мошенника входит не только сознание общественно опасного характера своих действий, но и предвидение развития причинной связи и наступления общественно опасных последствий.

Поскольку необходимым признаком мошенничества является отсутствие у виновного права на имущество, которым он завладевает, то это обстоятельство также входит в содержание умысла.

Для мошенничества наиболее типичен заранее обдуманный умысел. Мошенник обычно тщательно продумывает наиболее существенные моменты преступления. Об этом свидетельствует сам характер обманных действий и большой удельный вес предварительной преступной деятельности.

Однако совершается мошенничество и с внезапным умыслом, когда преступные намерения приводятся в исполнение сразу же после их возникновения.

В соответствии с выработанным наукой уголовного права понятием хищения, следует считать, что обязательным элементом состава мошенничества, как и всякого иного хищения, является корыстная цель.

Наряду с целью субъективную сторону преступления составляет также мотив преступления, под которым обычно понимается то побуждение, которым руководствуется виновный при совершении общественно опасного деяния. В мошенничестве и других хищениях, как правило, мотив является корыстным [9, c. 318].

Если в мошенничестве отсутствует корыстная цель, то это говорит об отсутствии состава мошенничества. Этого нельзя сказать о корыстном мотиве, который не является обязательным признаком мошенничества или другой формой хищения.

Информация о работе Отграничение мошенничества от иных составов преступлений