Особенности разграничения преступлений террористического характера со смежными преступлениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями террористического характера по российскому законодательству.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 определить понятие и социальную опасность преступлений террори-стического характера;
 раскрыть уголовно-правовую характеристику террористического акта;
 разобраться в отграничении преступлений террористического характера от смежных составов преступлений.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и социальная опасность преступлений террористического характера…………………………………………………………………………….. 6
2. Уголовно-правовая характеристика террористического акта………………... 14
2.1. Объект и объективные признаки 14
2.2. Субъект и субъективные признаки 18
2.3. Квалифицирующие признаки 22
3. Особенности разграничения преступлений террористического характера со смежными преступлениями………………………………………………………. 27
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Прикрепленные файлы: 1 файл

Терроризм курсач.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Субъектом террористического акта может быть любое вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. Это положение особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как можно видеть из практики, принимает участие довольно много подростков. В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные действия. Субъектами террористического акта могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

С субъективной стороны террористический акт характеризуется только умышленной формой вины. Поскольку действия террористов закон связывает со специальными целями, то, следовательно, совершаются они с прямым умыслом, то есть террорист осознает общественно опасный характер совершаемых действий и предвидит не только возможность, но, как правило, неизбежность наступления последствий и желает, чтобы они наступили.

При этом, по мнению И.А. Попова для ч. 3 ст. 205 УК РФ свойственна двойная форма вины – умысел по отношению к действиям, и неосторожность – по отношению к наступлению последствий.

В качестве специальных целей террористического акта, свидетельствующих о целенаправленном характере действий террористов, в ст. 205 УК РФ выделяются: устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.

Из анализа целей, включенных законодателем в состав террористического акта, видно, что они не однородны по содержанию. Представляется, что истинно террористической целью является воздействие в конечном итоге на тех, кто может принять то или иное решение, которого добиваются террористы.

Другие цели, названные в ст. 205 УК РФ, – устрашение населения – являются промежуточными для достижения конечного результата – воздействия на решение властей.

По мнению В.П. Емельянова, в качестве средства достижения цели террористов служат последствия совершения общеопасных действий или угрозы таковыми, которые приводят к информированию об этом неопределенно большого количества людей. Конечной целью, отмечает автор, выступает понуждение государства, международной организации, физического, юридического лица или группы лиц к совершению каких-либо действий или отказу от них в интересах террористов и в ущерб адресатам воздействия.

В отличие от цели, мотивы, которыми руководствуются террористы, на квалификацию не влияют. При этом их установление имеет большое значение, так как: во-первых, их уголовно-правовое значение связано с влиянием на назначение наказания; во-вторых, установление истинных мотивов позволяет определить психологические корни террористического акта, что важно как для понимания сущности преступления, так и для выработки мер борьбы с ним.

Мотивы террористических акций могут быть самыми различными: месть на несправедливые решения, действия; мотивы, связанные с решением национальных, этнических, политических, экономических проблем и т.п.

В уголовном праве умысел подразделяется на прямой и косвенный, заранее обдуманный и внезапно возникший (простой и аффектированный), а также на определенный (конкретизированный), альтернативный и неопределенный (неконкретизированный). Кроме того, действующее законодательство позволяет выделить также специальный умысел и на это справедливо обращается внимание в научной литературе.

«В нормах Особенной части действующего законодательства, – пишут Г.А. Злобин и Б.С. Никифоров, – наряду с прямым, косвенным, заранее обдуманным и аффектированным умыслом широко используется конструкция специального умысла, т.е. такого вида умысла, который характеризуется наличием в сознании виновного особой цели, включенной законодателем в состав преступления в качестве конструктивного элемента или квалифицирующего обстоятельства»6. Именно так и сформулирован состав террористического акта, который содержит указания на специальные цели, что в свою очередь, свидетельствует о том, что это деяние может быть совершено только с прямым умыслом. При совершении террористического акта виновное лицо осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит наступление многих последствий в качестве фактического вреда или реальной опасности его наступления и желает, чтобы эти последствия наступили.

Предвидение общественно опасных последствий террористического акта – это представление о тех событиях и тех последствиях, которые могут произойти в будущем с неизбежностью или с той или иной долей вероятности: возникновение общеопасного вреда, могущего повлечь невинные жертвы или иные тяжкие последствия, либо создание реальной опасности его причинения, порождение в обществе состояния страха, напряженности, причинение вреда адресатам требований.

Желание, как волевой признак прямого умысла, состоит в стремлении к определенному результату, последствиям, т.е. с прямым умыслом могут достигаться лишь те результаты, последствия, которые выступают в качестве цели виновного. При наличии прямого умысла цели и последствия находятся в неразрывной связи и, как заметил А. И. Рарог, «желание как признак умысла заключается в стремлении к определенным последствиям, которые могут наступать в качестве:

1) конечной цели,

2) промежуточного этапа,

3) средства достижения цели,

4) необходимого сопутствующего  элемента деяния»7.

В качестве средства достижения цели террористов служат последствия совершения общеопасных действий или угрозы таковыми, которые приводят к информированию об этом неопределенно большого количества людей.

Промежуточной целью является обстановка страха, напряженности в результате информационного воздействия на неопределенно большое количество людей.

Конечной целью выступает понуждение государства, международной организации, физического, юридического лица или группы лиц к совершению каких-либо действий или отказу от них в интересах террористов и в ущерб адресатам воздействия.

Цель деяния, будучи тесно связанной с объектом посягательства и последствиями, оказывает в то же время влияние на характер и степень вины.

Итак, субъект террористического акта – вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста.

С субъективной стороны террористический акт характеризуется умышленной формой вины. Мотив не является конститутивным признаком террористического акта и на квалификацию не влияет.

 

2.3. Квалифицирующие признаки

 

Квалифицирующими признаками состава террористического акта, предусмотренными ч. 2 ст. 205 УК РФ, являются:

  • совершение этого деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
  • повлекшие по неосторожности смерть человека,
  • повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Понятие совершения преступления группой лиц по предварительному сговору раскрыто в ч. 2 ст. 35. В п. 2 ст. 35 УК РФ дается определение преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору, из которого можно сделать вывод, что этому квалифицирующему признаку свойственны три обязательные условия: наличие двух и более субъектов преступления (вменяемых и достигших 14-летнего возраста), которые заранее, т.е. на стадии приготовления, вступили в сговор о совершении акта терроризма и которые полностью или хотя бы частично выполнили действия, входящие в объективную сторону терроризма (взрывали, поджигали, блокировали и т.д.).

Применение огнестрельного оружия при совершении террористического акта повышает его общественную опасность. Применение огнестрельного оружия означает использование его поражающих свойств для причинения вреда здоровью или уничтожения людей как с реальными последствиями, так и при покушении на жизнь и здоровье людей, а также использование огнестрельного оружия в целях психического воздействия, когда оно только демонстрировалось, но при этом возникала опасность причинения вреда людям.

Понятие совершения преступления организованной группой определяется в ч. 3 ст. 35. Организованная группа определена в п. 3 ст. 35 УК РФ как устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Устойчивость преступной группировки означает ее существование в течение более или менее значительного промежутка времени в целях подготовки преступления.

Об устойчивости говорит относительно стабильный численный состав преступной группы. Устойчивость может проявляться и в неоднократности однородных преступных действий. В таких группах существуют внутренние связи между их членами, наличествует распределение ролей между преступниками не только в момент террористических актов, но и в период между ними, когда группа существует как структура. Согласно п. 5 ст. 35 УК РФ организатор или руководитель преступной группировки несет ответственность за все преступления, совершенные террористической группой, если они охватывались его умыслом.

Участники группировки несут ответственность за те террористические акты, в которых они участвовали, или принимали участие в их подготовке. Если выполнялись действия по подготовке террористического акта, но сам терракт еще не был совершен, то его приготовление квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ.

Террористический акт при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2, относится к категории особо тяжких преступлений.

Особо квалифицирующими признаками состава терроризма (ч. 3 ст. 205) являются совершение деяния, предусмотренного частями первой или второй статьи 205 УК РФ если они:

 а) сопряжены с посягательством  на объекты использования атомной  энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

 б) повлекли умышленное причинение  смерти человеку, -

Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения понимается фактическое применение виновным для осуществления взрыва или иных указанных в диспозициях ч. 1 и 2 ст. 205 действий соответствующих материалов, веществ или источников либо угроза применения их в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. Ядерными признаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся вещества, испускающие ионизирующее излучение. Радиоактивными считаются не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Источниками радиоактивного излучения являются не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества.

Новым квалифицированным составом террористического акта, появившемся в 2007 году, является совершение его с использованием ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

Ядовитые вещества – вещества, которые вызывают отравление и могут привести к смерти, например, мышьяк, сулема.

Отравляющие вещества – это такие химические реагенты и их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительных дозах вызывают их поражение, но не относятся к химическому оружию, например, аммиак, иприт, хлор и др.

Таким образом, квалифицирующими признаками террористического акта являются: совершение этого деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; повлекшие по неосторожности смерть человека; повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий. Особо квалифицирующими – деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 205 УК РФ, если они: сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; повлекли умышленное причинение смерти человеку.

 

 

 

 

 

 

3. Особенности разграничения преступлений террористического характера со смежными преступлениями

 

 

Разграничить террористический акт и смежные с ним преступления довольно сложно. Законодатель выделяет несколько составов преступлений, смежных с терроризмом:

  • убийство при отягчающих обстоятельствах;
  • захват заложника;
  • бандитизм;
  • диверсия;
  • посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и др.

            Наиболее сложным представляется разграничение террористического акта с убийством лица или его близких, в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, совершенным общеопасным способом, с убийством по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести (ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Представляется, что разграничение составов в случаях, когда лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный или общественный долг, следует искать в субъективной стороне содеянного, а именно – в цели совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий.

Информация о работе Особенности разграничения преступлений террористического характера со смежными преступлениями