Организованная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 11:29, доклад

Краткое описание

Согласно поступившей из Следственного департамента МВД России информации, в первом полугодии 2013 года отмечен рост на 26,2% (с 1154 до 1456) находившихся в производстве следователей органов внутренних дел уголовных дел о преступлениях, совершенных участниками организованных групп и преступных сообществ.
Однако количество уголовных дел, направленных прокурору с обвинительным заключением, сократилось на 6,7% (с 648 до 604).

Прикрепленные файлы: 1 файл

организованная преступность.doc

— 280.50 Кб (Скачать документ)

Часть 4 статьи 210 УК РФ позволяет привлекать к уголовной ответственности лидеров преступной среды, занимающих высшее положение в преступной иерархии (так называемых воров в законе и других авторитетов преступного мира).

В Российском уголовном законодательстве не определен круг лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии. Отсутствует понятие «вор в законе» и уголовная ответственность за принадлежность к данной категории лиц не предусмотрена, что является одной из причин, затрудняющих практическим работникам применять данную норму уголовного закона.

Под лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, следует понимать лицо, имеющее авторитет в преступной среде, выступающее идеологом преступного образа жизни и морали, мнение которого является обязательным для всех остальных членов преступного сообщества (преступной организации), а также лицо, исполняющее его функции на конкретной территории или осуществляющее контроль и координацию деятельности организованной группы, либо объединения организованных групп, определяющее основные направления их преступной деятельности,  разрешающее спорные вопросы внутри преступного сообщества (преступной организации), организующего сбор денежных средств в общую кассу и т.п.».

Сложное содержание умысла организатора и руководителя преступного сообщества предполагает его субъективную связь с другими участниками криминального объединения. Эта связь заключается во взаимной осведомленности организатора (руководителя) и других участников сообщества о совместном осуществлении преступной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

БАНДИТИЗМ

 

Бандитизмом в соответствии со статьей 209 УК Российской Федерации признается создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, руководство такой группой, а также участие в банде или в совершаемых ею нападениях. Совершение указанных деяний лицом с использованием своего служебного положения рассматривается в качестве квалифицирующего признака бандитизма.

Под бандой следует понимать устойчивую вооруженную группу из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации. Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения.

От иных организованных групп или преступного сообщества (преступной организации)  банда отличается своей вооруженностью и своими преступными целями - совершение нападений на граждан и организации.

Об устойчивости банды могут свидетельствовать, в частности, такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений.

Вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающими и характерны для устойчивой группы в различном сочетании, т.е. в конкретном преступном формировании один или несколько из них могут отсутствовать, в том числе организатор (руководитель).

Объединение в банду и равенство ее членов, не свидетельствует с неизбежностью, что наличие лица, её создавшего, является обязательным.16

Обязательным признаком банды, предусмотренным ст. 209 УК РФ, является ее вооруженность, предполагающая наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового или пневматического оружия. 17

Не имеет значения, является ли оружие боевым, служебным или гражданским, заводского изготовления или самодельным.

Использование участниками нападения непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака их вооруженности.

При решении вопроса о признании оружием предметов, используемых членами банды при нападении, следует руководствоваться положениями Закона Российской Федерации «Об оружии» и заключением экспертов. 18

Создание банды предполагает совершение любых действий, результатом которых стало образование устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан либо организации. Они могут выражаться в сговоре, приискании соучастников, финансировании, приобретении оружия и т.п.

Создание вооруженной банды является в соответствии с ч. 1 ст. 209 УК РФ оконченным составом преступления независимо от того, были ли совершены планировавшиеся ею преступления.

Под руководством бандой понимается принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности банды, так и с совершением ею конкретных нападений.

Действия создателей и руководителей банды подлежат квалификации только по ч. 1 ст. 209 УК РФ и дополнительной правовой оценки тех же действий по ч. 2 ст. 209 УК РФ не требуется19

Участие в банде представляет собой не только непосредственное участие в совершаемых ею нападениях, но и выполнение членами банды иных активных действий, направленных на ее финансирование, обеспечение оружием, транспортом, подыскание объектов для нападения и т. п.

Под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 209 УК РФ) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т. п.

Если участники преступного сообщества (преступной организации), наряду с участием в сообществе (организации), создали устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководили такой группой (бандой), содеянное образует реальную совокупность преступлений и подлежит квалификации по статьям 209 и 210 УК РФ, а при наличии к тому оснований также по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за участие в другом конкретном преступлении. 20

 

 

Приложение 5

 

ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ПРИЗНАКОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППЫ В СУДЕБНОМ РЕШЕНИИ.

 

 

Приговором Завьяловского районного суда Удмуртской Республики Мурин С.Н., Самуйлов А.С., Игнатьев Д.С. и Грибасов Ф.С. признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 4 ст. 158     (7 эпизодов) УК РФ. Судом установлено, что Мурин С.Н. в период времени с конца сентября до 01 октября 2012 года на территории Устиновского района        г. Ижевска Удмуртской Республики создал организованную группу с целью хищения чужого имущества из садовых домов, гаражей, подсобных помещений. Организованная группа обладала признаками:

  1. организованность, которая характеризовалась устойчивостью и сплоченностью действий:

Устойчивость:

- тщательная подготовка  и планирование преступлений, предварительная  договоренность о дате, месте, времени  и условиях совершения преступлений, в том числе с помощью средств  связи;

- преследование Муриным, Самуйловым, Игнатьевым, Гирбасовым  общей цели организованной группы-получение постоянного дохода от незаконных хищений чужого имущества;

- стабильность состава  организованной группы – Мурин, Самуйлов, Игнатьев, Гирбасов, узкий  круг лиц, осведомленных о деятельности  организованной группы;

- узкая преступная специализация – тайное хищение чужого имущества;

- длительность существования  организованной группы – в  период с конца сентября до 28 ноября 2012 года, которая была прекращена  сотрудниками правоохранительных  органов;

- реализация единой цели  – совершение неоднократных согласованных между собой однородных групповых действий по единому алгоритму их реализации с целью получения постоянного дохода от тайных хищений чужого имущества и достижение единого преступного результата совместными усилиями.

Сплоченность:

- четкое распределение  ролей, наличие руководителя организованной  группы, осуществление контроля  Муриным С.Н. за деятельностью  членов организованной группы;

- усвоенные и разделяемые  всеми единые правила, постоянство  участников, форм и методов преступной деятельности, общность интересов, норм поведения, затрагивающих совместный досуг участников группы, которые гарантировали успешность совершения преступлений, поскольку сводили до минимума вероятность ошибок участников в случае непредвиденных обстоятельств;

- взаимозаменяемость, основанная  на уровне посреднического звена, наличии единых целей, схожести  выполняемых функций, сработанности  и наличие связей – в случае  невозможности принятия участия  в совершении тайных хищений  чужого имущества одним участником организованной группы – Игнатьевым Д.С., обеспечивал в тайных хищениях чужого имущества участие другого участника организованной группы –Гирбасова Ф.С.;

- наличие финансовой дисциплины  – распределении доходов от  совместной преступной деятельности  в зависимости от выполнения функциональных ролей.

2. Строгая дисциплина:

-наличие финансовой дисциплины;

- подчиненность Самуйлова  А.С., Игнатьева Д.С., Гирбасова Ф.С. непосредственно Мурину С.Н.: исполнение  ими указаний Мурина С.Н. по  соблюдению конспирации, функциональная взаимозаменяемость на уровне посреднического звена;

- дифференцированное распределение  доходов от совместной преступной  деятельности непосредственно Муриным  С.Н. как организатором и руководителем  организованной группы в зависимости  от выполнения функциональных ролей.

3. Меры конспирации при подготовке и совершении преступлений:

-для координации действий  каждого при совершении преступлений, мобильности преступной группы  использовались средства связи  – мобильные телефоны;

-тайное хищение чужого имущества совершалось в темное время суток, в мало освещенных и не освещенных территориях, быстро и слаженно;

-узкий круг лиц, осведомленных  о деятельности организованной  группы, в лице Мурина, Самуйлова, Игнатьева, Гирбасова;

Использование для обеспечения совершения преступлений специальных приспособлений: трикотажных перчаток, фонарей, монтировки, отвертки.

4. Распределение доходов от совместной преступной деятельности в интересах организованной группы:

- приобретение специальных  средств для обеспечения совершения преступлений специальных: трикотажных перчаток, фонарей, монтировки, отвертки и расходных материалов для эксплуатации автомобиля марки ВАЗ 21099, которым пользовались участники организованной группы для осуществления преступной деятельности.

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

ПРИМЕР ИСКЛЮЧЕНИЯ СУДОМ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПРИЗНАКА ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППЫ.

 

Наличие многочисленных сбытчиков наркотиков и многоэпизодность преступной деятельности обвиняемых не всегда свидетельствует о наличии в группе предварительного сговора и совершение преступлений в составе организованной группы.

Так, приговором Ленинского районного суда г. Костромы от 05.05.2012 г. Антонов Д.А., Козлов О.Д., Стрункин Д.А., Змановский А.А. признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «б»     ч. 2 ст. 228-1 УК РФ, Парамонов Н.Н. - по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228-1 УК РФ в незаконном сбыте наркотического средства каннабиса (марихуаны) в крупном размере. Признаки организованной группы и группы лиц по предварительному сговору в судебном заседании не нашли подтверждения.

Расследованием установлено, что Антонов Д.А., располагая возможностью приобретения наркотического средства (марихуаны) по более низкой цене (300 рублей за спичечный коробок), существующей на незаконном рынке наркотических средств незаконно сбывал наркотическое средство по более высокой цене (400 рублей за коробок) своему знакомому Козлову О.Д., получая от этого материальную выгоду. Козлов О.Д., имея знакомых среди лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств, полученный от Антонова наркотик реализовал Стрункину Д.А. и Парамонову Н.Н. по более высокой цене (500 рублей за коробок). В свою очередь Стрункин и Парамонов с целью наживы незаконно продавали наркотическое средство Змановскому А.А. и иным лицам исходя из цены 600-1000 рублей за коробок, а последние придерживаясь той же схемы, незаконно реализовывали наркотическое средство непосредственным потребителям по более высокой цене (800-1200 рублей за коробок).

Судом установлено, что каждый из подсудимых действовал в своих собственных интересах, с целью получения личной выгоды от незаконного сбыта наркотических средств. При этом их действия не были согласованы и взаимообусловлены. Существовала «цепочка» сбытчиков наркотических средств, по которой наркотики передавались от одного «звена» другому «звену», при этом каждый из подсудимых устанавливал свою цену за незаконно сбываемое наркотическое средство, получая от этого доход. В контакт между собой вступали только два смежных «звена», не зная о существовании других. Каждый из подсудимых действовал самостоятельно, не образуя ни организованную группу, ни группу лиц по предварительному сговору.

Информация о работе Организованная преступность