Образование и развитие института незаконного лишения свободы и похищения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование преступлений против свободы личности и порядка, а в частности похищения человека и незаконного лишения свободы, применения мер уголовной ответственности к лицам, нарушающим нормы уголовного законодательства в указанной сфере. Указанная цель предопределила задачи исследования:
описать образование и развитие института незаконного лишения свободы и похищения человека;
проследить историю развития российского законодательства о преступлениях против свободы личности;

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. Образование и развитие института незаконного лишения свободы и похищения человека
История развития института незаконного лишения свободы и похищения человека ………………..………………………………………......7
Понятие похищения человека и незаконного лишения свободы …………………………………………………………………………………….12
Уголовно – правовая характеристика похищения человека и незаконного лишения свободы …………………………………………...........18
Проблемы института незаконного лишения свободы и похищения человека и пути их решения на современном этапе
Анализ судебной практики по делам о незаконном лишении свободы и похищении человека…………………………………………….......26
Анализ проблем института похищения человека и незаконного лишения свободы ………………………………………………………………..33
Замечания и предложения по изменению законодательной нормы в ст. 126 и ст. 127 Уголовного кодекса Российской Федерации………..….45
Заключение ………………………………………………………………...53
Список литературы ………………………………………………………...56

Прикрепленные файлы: 1 файл

Уголовно - правовые аспекты похищения человека и незаконного лишения свободы.docx

— 146.84 Кб (Скачать документ)

Под завладением (захватом) человека понимают совершенные тайно, открыто, с помощью обмана или злоупотребления доверием умышленные активные противоправные действия виновного, которые направлены на принуждение потерпевшего переместиться в место удержания. Под тайным способом похищения человека понимают действия виновного лица, когда изъятие потерпевшего из места постоянного или временного пребывания совершается в отсутствие посторонних лиц или в их присутствии, но когда они не осознают происходящего (например, когда виновное лицо вводит окружающих в заблуждение относительно правомерности своих действий). Под открытым завладением человеком понимают противоправные действия виновного лица, когда он осознает отрытый характер похищения, а также понимает, что его действия осознаются посторонними. Этот способ говорит о повышенной общественной опасности действий виновного, который пренебрегает волей потерпевшего или посторонних лиц, проявляя готовность прибегнуть к насилию для достижения преступной цели.

Похищение человека также может быть совершено при помощи обмана или злоупотребления доверием.

Место при данном деянии может быть любым и на квалификацию преступления не влияет.

Оконченным это преступление признается только после того, как потерпевший будет фактически захвачен и пусть даже на некоторое время перемещен в другое место. Согласие потерпевшего на тайное перемещение в другое место, о чем не догадываются лица, которые заинтересованы в его судьбе, исключает состав этого преступления. По ст. 126 Уголовного кодекса Российской Федерации не может квалифицироваться завладение собственным или усыновленным ребенком против воли другого родителя или близких родственников, у которых он находится на воспитании. При этом не имеет значения, лишен субъект родительских прав или нет. Также не будет являться похищением человека завладение и удержание ребенка вопреки воли родителей его близкими родственниками (например, бабушкой или дедом), если данные действия совершены в интересах ребенка, в том числе ложно понимаемые.

При похищения человека объективная сторона преступления является основным критерием, который отграничивает данное преступление от незаконного лишения свободы. В соответствии с наиболее распространенными в теории уголовного права определениями, объективная сторона незаконного лишения свободы находит свое выражение в незаконном лишении свободы человека передвигаться и выбирать место своего нахождения. Данные действия могут выражаться в лишении человека свободы передвижения с помощью обманного или насильственного помещения в другой дом, гараж, подвал, и прочее и удержании в этом месте против его воли. «Это лишает потерпевшего возможности вести себя по своему усмотрению»29. Способом совершения данного преступления выступает психическое или физическое насилие, обман, либо все перечисленное в совокупности. В отличие от похищения человека, незаконное лишение свободы производится без перемещения человека мимовольно из одного места в другое. Данное преступление будет считаться оконченным с момента фактического лишения человека свободы. Для того, чтобы квалифицировать действия преступника по статье 127 Уголовного кодекса Российской Федерации временной отрезок незаконного лишения свободы значения иметь не будет. Однако, стоит учесть, что явно незначительный отрезок времени, на которое потерпевший был принудительно ограничен в свободе передвижения, может свидетельствовать о малозначительности этого деяния и не составлять преступления (ч. 2 ст. 14 УК РФ)30.

Согласие человека на изолирование его в каком – то определенном месте исключает состав преступления. Однако дальнейшее противоправное удержание лица, которое находится в определенном месте по собственной воле (например, сезонного рабочего по окончании срока контракта), признается незаконным лишением свободы. Лишение свободы человека при крайней необходимости, необходимой обороне или задержании преступника не рассматривается как незаконное. А например, удержание заблудившегося ребенка против его воли квалифицируют как незаконное лишение свободы.

Вышеуказанные признаки определяют объективную сторону состава преступления незаконного лишения свободы как незаконное открытое или тайное, насильственное или ненасильственное, с использованием или без использования обмана или злоупотребления доверием, осуществленное путем действия или бездействия ограничение свободы другого человека против его воли или (и) воли других лиц, положительно заинтересованных в его судьбе, которое состоит в изоляции этого человека от окружающей социальной среды, путем воспрепятствования выбора человеком возможности передвижения и места пребывания. Сравнение признаков, которые характеризуют объективную сторону состава преступления похищения человека и незаконного лишения свободы, приводит к выводу о том, что эти преступления различаются по содержанию деяния. Так незаконное лишение свободы заключается только в незаконном ограничении свободы человека, а похищение - в захвате человека, изъятии его из привычной, естественной среды и его перемещении из одного места в другое с целью дальнейшего удержания31.

По причине того, что норма о похищении человека является специальной по отношению к норме о незаконном лишении свободы, ограничение свободы во время похищения человека полностью охватывается этим составом преступления, и дополнительной квалификации по статье о незаконном лишении свободы ненужно.

Субъектом похищения человека является физическое, вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14 лет.

Обязательным признаком субъекта похищения человека вместе с достижением определенного возраста является вменяемость - способность лица сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), и способность руководить своими действиями. Данные признаки являются юридической предпосылкой вины и уголовной ответственности. В случае похищения человека невменяемым лицом в соответствии с ч. 1 ст. 21 Уголовного кодекса Российской Федерации оно не является субъектом данного преступления и не подлежит уголовной ответственности.

Из общих положений уголовного права, которые касаются субъекта рассматриваемого преступления, применительно к составу, нужно выделить определенную группу лиц, которые в силу объективно – субъективных обстоятельств не выступают в качестве субъекта преступления. К ним, на мой взгляд, относятся: один из родителей (усыновитель) малолетнего; родитель, лишенный родительских прав; близкий родственник (дедушка, бабушка, брат, сестра) при условии того, что эти лица действовали, по их мнению, в интересах малолетнего, а не в интересах третьих лиц и не из корыстных целей.

Отграничивая похищение человека от незаконного лишения свободы по субъекту преступления, нужно отметить следующее. По общим положениям субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, которое достигло определенного возраста. В соответствии с ч. 2 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет, а за незаконное лишение свободы с шестнадцати лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ). Вместе с тем отграничивать по субъекту эти преступления нельзя. Вышеуказанный критерий только устанавливает возраст лица привлекаемого к уголовной ответственности, в рамках того состава преступления, которое совершило лицо. Таким образом лицо, достигшее к моменту совершения преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ, четырнадцатилетнего возраста, будет нести уголовную ответственность, а в случае незаконного лишения свободы не будет. Следовательно, хотя вышеуказанные преступления и предусматривают разный возраст для привлечения лица к уголовной ответственности, но как признак, который позволяет отграничить одно преступление от другого не учитывается. Причиной этому является «сложность в выполнении» несовершеннолетним объективной стороны как незаконного лишения свободы, так и похищения человека с применением насилия. В пример можно привести отсутствие прав на управление автотранспортом, материальных средств, и главное – не полное физическое и психическое развитие для того, чтобы спланировать и совершить вышеуказанные преступления. Устанавливая возраст уголовной ответственности, закон учитывает то, что с достижением определенного возраста несовершеннолетний в полной мере может оценить свое поведение, в том числе и преступное.

Субъективная сторона похищения человека характеризуется виной только в виде прямого умысла. Виновное лицо должно осознавать, что незаконно захватывает человека и против его воли перемешает данного человека в другое место и желает этого. Сознание общественно – опасного характера деяния означает, что виновный понимает его фактическое содержание и общественное значение. Оно включает в себя представление виновного об ограничении свободы другого человека (потерпевшего), т.е. об объекте преступления, о содержании своих противоправных действий, путем которых осуществляет похищение человека, а также о тех фактических обстоятельствах (способ, обстановка, время, место), которые облегчают или усложняю совершение данного преступления.

 С позиции момента формирования умысла похищения человека, по обыкновению, он заранее обдуман. Этот вид умысла, в большинстве случаев, свидетельствует о стойкости антисоциальных наклонностей человека.

Не малое значение имеет установление вины в тех случаях, когда похищение человека с применением насилия влечет смерть потерпевшего или другие тяжкие последствия. Эти действия предусмотрены законом в качестве квалифицированного вида данного преступления (п. в ч.3 ст. 126 УК РФ). Наличие в составе умысла и неосторожности называется в и на практике и в теории двойной формой вины. В общем, это преступление признается совершенным умышленно. Сочетание двух различных форм вины обусловливается существованием двух самостоятельных предметов виновного отношения субъекта, а именно: прямой умысел является субъективным признаком основного состава – похищения человека, а неосторожность (в виде небрежности или легкомыслия) характеризует психическое отношение лица к причинению смерти или тяжких последствий.

  1. Субъективная сторона незаконного лишения свободы и похищения человека характеризуется прямым умыслом. Вместе с этим необходимо отметить, что субъективная сторона данных преступлений совпадает лишь по форме, а ее содержание носит разный характер. Так, например, при похищении человека, виновный должен осознавать не только то, что он лишает человека свободы, но и иные признаки, которые входят в объективную сторону данного преступления. В то же время мотивы и цели совершения вышеуказанных преступлений могут совпадать и быть не одинаковыми. Авторы одного из комментариев к Уголовному кодексу Российской Федерации32 считают, что в качестве мотивов к преступлению незаконного лишения свободы могут выступать месть, ревность, хулиганские побуждения, способствовавшие совершению другого преступления, лишение потерпевшего возможности участвовать в каких – либо служебных и общественных делах, срыв деловых переговоров. Необходимо отметить то, что в вышеуказанном перечне отсутствует корыстный мотив. 
    Проблемы института незаконного лишения свободы и похищения человека и пути их решения на современном этапе
    1. Анализ судебной практики по делам о незаконном лишении свободы и похищении человека

Составы преступлений, которые предусмотрены ст. ст. 126, 127 УК РФ, помещены в главу 17 УК РФ, которая устанавливает ответственность за преступления против свободы, чести и достоинства личности. Следовательно, непосредственным объектом незаконного лишения свободы и похищения человека является свобода личности. Но формулировка диспозиций вышеуказанных статей не позволяет однозначно определить, в чем именно заключаются похищение человека и лишение человека свободы.

Из Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2000 N 207п2000 следует, что "по смыслу закона под похищением человека следует понимать противоправные умышленные действия, сопряженные с тайным или открытым завладением (захватом) живого человека, перемещением его с постоянного или временного местонахождения в другое место и последующим удержанием его в неволе. Основным моментом объективной стороны данного преступления является захват потерпевшего с места его нахождения и перемещение с целью последующего удержания в другом месте".

Однако, из указанной позиции Верховного Суда Российской Федерации не ясно является ли последующее удержание потерпевшего обязательным для установления объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ, либо достаточно установления такой цели33.

По всем изученным в ходе данной работы уголовным делам о преступлениях, которые предусмотрены ст. 126 УК РФ, судами как похищение человека в большинстве своем, квалифицировались действия лица по захвату потерпевшего, перемещению его с постоянного или временного местонахождения в иное место и последующему его удержанию в неволе.

Так например, приговором Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от 08.04.2009 С. и К. осуждены по п. п. "а, в" ч. 2 ст. 126 УК РФ.

27.11.2007 года С., К. и неустановленное следствием лицо на автомобиле подъехали к дому И., и, когда тот вышел из дома, С., действуя согласно ранее разработанному плану и распределенным ролям, подошел к нему и предъявил поддельное удостоверение, предложив при этом сесть в автомобиль. Когда И. отказался, С. совместно с К. и неустановленным следствием лицом против воли потерпевшего, применяя насилие, опасное для жизни и здоровья, посадили И. в автомобиль и вывезли в село Красное Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, где поместили в дом, в котором против воли И. удерживали его до 22 часов 27.11.2007 года, требуя подписать документы.

Приговором суда с применением ст. 64 УК РФ: С. назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы; К. в виде 3 лет лишения свободы. Приговор вступил в законную силу34.

Хотя практика судов по вопросам квалификации действий лица как похищение человека, относительно единообразна, неопределенность с признаками объективной стороны состава этого преступления создает сложности, так например, при отграничении похищения от незаконного лишения свободы.

Чаще всего, когда действия лица органами предварительного следствия и судами квалифицируются по ст. 127 УК РФ, под незаконным лишением свободы, которое не связано с похищением, понимают незаконное лишение человека свободы передвижения в пространстве, общения с людьми, выбора человеком места его нахождения. Наряду с этим, незаконное лишение свободы человека происходит в том месте, где этот человек находился добровольно.

Так например, 31.12.2009 года Б. и А., непосредственно после избиения П., пресекая возможность обращения его в правоохранительные органы, в соответствии с достигнутой договоренностью, помимо воли П., сбросили его в подпол дома, в котором накануне происходило его избиение, и, закрыв крышку подпола, удерживали его там до 02.01.2010 года. В период нахождения в подполе у потерпевшего наступило общее переохлаждение организма, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью и, как следствие, смерть П. 06.01.2010 года.

Приговором Зенковского районного суда г. Прокопьевска от 23.06.2010 года в соответствии с квалификацией, предложенной органами предварительного следствия, Б. осужден по ч. 1 ст. 112, ч. 3 ст. 127 УК РФ, А. - по ч. 1 ст. 116, ч. 3 ст. 127 УК РФ.

А. назначено наказание: по ч. 1 ст. 116 УК РФ в виде 6 месяцев исправительных работ с удержание в доход государства 10% заработка, в пересчете на лишение свободы - 2 месяца лишения свободы, по ч. 3 ст. 127 УК РФ в виде 4 лет лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ А. окончательно назначено наказание - 4 года 1 месяц лишения свободы. Б. назначено наказание: по ч. 1 ст. 112 УК РФ - 1 год лишения свободы, по ч. 3 ст. 127 УК РФ - 4 года лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ - 4 года 1 месяц лишения свободы. Приговор вступил в законную силу35.

Информация о работе Образование и развитие института незаконного лишения свободы и похищения человека