Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 07:55, курсовая работа
О необходимой обороне впервые упоминалось в ст.15 Руководящих начал 1919 г. Они усматривали наличие правомерной необходимой обороны лишь в причинении насилия над личностью нападающего для защиты своей личности или личности других, "если это насилие явилось в данных условиях необходимым средством отражения нападения или средством защиты от насилия над его или других личностью и если совершенное насилие не превышает меры необходимой обороны".
Введение….…………………………………...…………………………3
Глава 1. Возникновение и развитие права необходимой обороны
1.1. Понятие необходимой обороны…………………………………...5
1.2 Основание права необходимой обороны………………………….8
1.3. Необходимая оборона в системе обстоятельств исключающих преступность деяния…………………………………………………………10
Глава 2. Признаки и значение необходимой обороны в уголовном праве
2.1. Право необходимой обороны…………………………………….14
2.2. Условия правомерности необходимой обороны………………..17
2.3. Превышение пределов необходимой обороны…………………25
Заключение…………………………………………………………….30
Библиография………………………………………………………….33
Если лицо причинило нападающему вред после окончания посягательства, когда в применении средств защиты явно отпала необходимость, оно подлежит ответственности на общих основаниях, поскольку его действия не могут считаться совершенными в состоянии необходимой обороны, но с учетом смягчающих обстоятельств (п. «ж» ч.1 ст.61 УК РФ).
Однако, как правило, посягательство вызывает у обороняющегося волнение, поэтому он не может точно взвесить характер опасности и способен допустить ошибку в своевременности оборонительных действий. В связи с этим судебная практика руководствуется следующим правилом: «Состояние необходимой обороны может иметь место и тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы и оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для обороняющегося не был ясен момент его окончания»8. Следовательно, это особый случай правомерной, хотя и запоздалой защиты – защиты при фактическом отсутствии наличного посягательства.
Признаки необходимой обороны, обозначенные в ст.37 УК РФ, характеризуют:
Цель необходимой обороны. В соответствии с ч.1 ст.37 УК РФ конечной целью необходимой обороны является защита личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства. Для признания обороны правомерной достаточно, чтобы обороняющийся преследовал указанную цель, и вовсе не обязательно, чтобы она была им фактически достигнута (например, обороняющийся причинил посягающему вред, однако не смог пресечь начавшееся посягательство). Если же обороняющийся руководствовался иными целями (например, целью расправы над посягавшим), то его действия приобретают противоправный характер, в связи с чем ответственность за причиненный вред должна наступать на общих основаниях.
Направленность (объект) причинения вреда. Вред при необходимой обороне должен причиняться лишь посягателю, его правам и интересам. Когда посягателей несколько, то обороняющийся может причинить вред как одному, так и каждому из них. Причинение вреда правам и интересам других лиц не попадает под признаки необходимой обороны, а рассматривается, например, по правилам крайней необходимости либо влечет ответственность на общих основаниях. Если при необходимой обороне вред ненамеренно причинен лицу, непричастному к общественно опасному посягательству (постороннему лицу), то ответственность может наступать за причинение вреда по неосторожности.
Характер действий обороняющегося. Поведение обороняющегося при необходимой обороне может быть только активным, т.е. выражаться лишь в действиях, на что прямо указывается в ч.3 ст.37 УК РФ. Такими действиями могут быть как физические усилия защищающегося (например, нанесение ударов кулаком), так и использование различных орудий, предметов, механизмов, и т. п., причем не только тех, которые подобраны, обнаружены или захвачены на месте защиты, но и тех, что имелись при обороняющемся или даже специально приготовлены им для защиты (например, использование имеющегося перочинного ножа или огнестрельного оружия, заранее взятого для обороны, и т. д.).
Своевременность обороны. Действия обороняющегося признаются правомерными лишь в случае, если они были совершены в течение всего времени осуществления посягательства. Иначе говоря, защита признается оправданной лишь в течение времени существования состояния необходимой обороны, которое определяется продолжительностью общественно опасного посягательства. Поэтому причинение вреда до возникновения такого состояния признается так называемой «преждевременной» обороной, ответственность за которую наступает на общих основаниях.
В то же время обороняющийся, находясь под воздействием имевшегося посягательства, нередко продолжает оборону и в том случае, когда посягательство уже окончено или прекращено. В этом случае имеет место так называемая «запоздалая» оборона. Оценка вреда, причиненного посягающему в состоянии «запоздалой» обороны, зависит от того, осознавал или не осознавал обороняющийся, что в применении средств защиты отпала необходимость. Если обороняющийся заблуждался относительно конечного момента посягательства, то он признается действующим в состоянии необходимой обороны и поэтому причинение в такой ситуации посягавшему вреда должно признаваться своевременным.
Соразмерность обороны. Этот признак характеризует пределы необходимой обороны, которые хотя прямо и не обозначены в законе, однако вывод о них можно сделать, анализируя ч.1 и ч.2 ст.37 УК РФ. Причем указанные пределы напрямую связаны с видом общественно опасного посягательства, которое послужило основанием для необходимой обороны. Если основанием для такой обороны было смертельно опасное посягательство, то вред, причиненный посягающему, не ограничен никакими пределами. Иными словами, в таких случаях обороняющийся вправе причинить посягающему любой вред, вплоть до лишения его жизни. Такая защита должна признаваться соразмерной. Если же основанием для защиты послужило посягательство, не сопряженное с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо немедленной угрозой применения такого насилия, то причиненный посягающему вред должен быть соразмерен с характером и опасностью посягательства (ч.2 ст.37 УК РФ). Для соразмерности обороны необходимо, чтобы имело место относительное соответствие между вредом, причиненным посягающему, и совершенным им несмертельно опасным посягательством; при этом учету подлежит субъективное состояние обороняющегося в момент защиты.
2.3. Превышение пределов необходимой обороны
Одним из главных условий правомерности необходимой обороны является не допущение превышения пределов необходимой обороны. Превышение пределов необходимой обороны свидетельствует о том, что обороняющийся, находясь в состоянии необходимой обороны, нарушил требование о ее соразмерности.
При отражении посягательства отнюдь не требуется, чтобы вред, который причиняется нападающему, был равным или даже меньшим, чем предотвращенный вред. Вред, который причиняется посягающему при необходимой обороне, может быть и больше того вреда, который фактически причинен или мог быть причинен обороняющемуся. Однако в целом действия обороняющегося должны соответствовать характеру и опасности действий посягающего, т.е. защита не должна явно превышать пределов необходимости. В противном случае налицо несоответствие между защитой и посягательством, что по закону рассматривается как превышение пределов необходимой обороны.
Согласно ч.2 ст.37 УК РФ превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства. Таким образом, не всякий, а только явный выход обороняющегося за допустимые законом пределы рассматриваются в качестве неправомерного деяния, влекущего уголовную ответственность. Явное несоответствие действий обороняющегося характеру и опасности посягательства означает очевидное, вне всякого сомнения (в том числе и для него самого) чрезмерное в данных условиях причинение посягающему тяжкого вреда. УК РФ предусматривает ответственность только за такое превышение пределов необходимой обороны, которое выразилось в причинении посягающему смерти (т.е. в убийстве) или причинение тяжкого вреда его здоровью (ч.1 ст.108, ч.1 ст.114 УК РФ). Менее серьезный вред, причиненный при необходимой обороне посягающему, не рассматривается как общественно опасное деяние и не влечет уголовной ответственности.
Не образует превышения
пределов необходимой обороны
причинение любого вреда
При установлении того, был ли явным, очевидным выход обороняющегося за допустимые пределы обороны, необходимо учитывать целый ряд факторов:
- на какие интересы (блага) посягает виновный;
- характер и степень опасности, угрожавшей обороняющемуся или другому лицу, подвергшемуся нападению;
- силы и возможности по отражению
посягательства (в первую очередь
возраст, физическое состояние
Минимальные возможности
по отражению посягательства
у защищающегося (например, ввиду
его болезненного или
При установлении
соответствия действий
Состояние душевного
волнения, вызванное посягательством,
а также внезапность нападения
могут существенно повлиять на
правильную оценку
Превышение пределов
необходимой обороны могут
В отдельных случаях,
когда обороняющийся
Определенную специфику имеет оценка случаев использования в целях пресечения незаконного завладения имуществом разного рода автоматически срабатывающих вредоносных технических приспособлений и устройств. Необходимой обороной можно признать оборудование и использование только таких из них, которые, во-первых, исключают причинение вреда посторонним людям (т.е. не посягающему) и, во-вторых, в принципе не способны причинить тяжкий вред. Это обусловлено тем, что отсутствие владельца имущества в момент посягательства не позволяет ему точно оценить степень опасности посягательства и избежать причинения явно необоснованного вреда. Фактическое применение кому-либо вреда при использовании всякого рода технических приспособлений, использованных для охраны своего имущества, судебной практикой признается умышленным преступлением против жизни или здоровья человека. Однако, по мнению некоторых ученых, это вряд ли соответствует задачам, сформулированным в ст.2 УК РФ, поскольку подобная практика означает необоснованное предпочтение интересов правонарушителя правоохраняемым интересам правопослушного гражданина.
Заключение
Широкое участие